Про будущее образования

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление Картинка профиля ЛенаШ ЛенаШ 1 год, 7 мес. назад.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 75 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28897
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    Какие-то фантастические перспективы прогнозируют! http://22century.ru/docs/michio-kaku
    В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка. Американский физик японского происхождения, провёл ряд исследований в области изучения чёрных дыр и ускорения расширения Вселенной. Каку — преподаватель с мировым именем: он профессор теоретической физики в нью-йоркском Сити-колледже, много путешествует по миру с лекциями. Недавно Митио Каку рассказал в интервью изданию «Власть Денег», каким он видит образование будущего.
    В своей книге «Физика будущего» вы пишете, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass. Какие еще глобальные изменения произойдут в сфере обучения?
    Митио Каку. Самое главное — [b]учёба уже не будет базироваться на запоминании.[/b] Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть — и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой — [b]освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.[/b]
    В таком случае [b]отпадет необходимость и в экзаменах, и в преподавателях?[/b]
    М. К. [b]Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы». Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны.[/b] А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Такая система будет применима не только в области образования, но и в других сферах: медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и пр. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся.
    Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение?
    М. К. Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера», у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет. [b]Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе.[/b] [b]Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».[/b]
    Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом. Каким образом в будущем специалист будет подтверждать свою компетентность в той или иной области?
    М. К. [b]Дипломы исчезнут за ненадобностью — прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. По всей видимости, появятся центры сертификации[/b], в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность. Вероятно, со временем введут также унифицированную шкалу баллов — их количество позволит занять определенное положение в обществе. Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают. В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учёбы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.
    [b]Если от взрослых можно ожидать сознательного подхода к образованию, то дети вряд ли будут учиться без постоянного контроля…[/b]
    М. К. [b]Будут активно развиваться детские образовательные сервисы. В ближайшие 10—15 лет возможности того, что сейчас называют внесистемным образованием, станут безграничны. В частности, будет такой сервис, как педагогика онлайн. [/b]Причем онлайн — это не значит, что все сидят перед компьютерами и глядят в мониторы: меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют. Города будущего, наполненные информационно-коммуникационными решениями, станут сами по себе активными участниками новой образовательной среды. В частности, станут предлагаться большие игры для детей, которые на протяжении многих дней и месяцев будут проходить в реальных городских или специально подготовленных пространствах. Учебники научатся начинять искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы — фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности каждого конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет — шесть или шестьдесят. Таких разработок очень много, они постепенно внедряются.
    Сейчас, чтобы стать хорошим специалистом, нужно нарабатывать базу знаний и приобретать опыт. Что нужно будет для того, чтобы стать успешным человеком в будущем?
    М. К. [b]Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря Тони Блэр любит говорить, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. [/b][b]Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность.[/b]
    [b]Большинство футурологов предрекают, что львиную долю рабочих мест скоро займут роботы.[/b] Что останется человеку?
    М. К. Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Меняется не только система образования, но и система работы. [b]Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере.[/b] [b]Самое главное — вовремя сориентироваться и переключиться. Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Первое, чему нужно научиться, если вы хотите добиться успеха в будущем, — не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути.[/b]
    Сейчас уровень безработицы высок как никогда, в первую очередь среди молодежи. Стоит ли списывать это только на мировой кризис или доля вины лежит в том числе и на неэффективной системе образования?
    М. К. [b]Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных. [/b]С какой стати владельцу бизнеса принимать на работу выпускников: мало того, что у них нет надлежащих знаний, так еще и отсутствует опыт. Как результат, в большинстве ведущих мировых компаний доминируют 50—60-летние. А ведь они будут продолжать учиться — как только люди будут спокойно доживать до 120 лет и следовать неизбежной, по моему мнению, концепции непрерывного образования. Поэтому сейчас специалисты образовательной сферы кардинально пересматривают учебные программы по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего.
    Но ведь далеко не все имеют склонности к интеллектуальному труду. Благодаря каким талантам не склонный к умственной деятельности человек сможет выжить в мире роботов?
    М. К. [b]Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека.[/b] У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе может представить. К примеру, у роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции. Поэтому они, скажем, не могут заменить фондовых брокеров, для которых главное не интеллект, а интуиция. Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе — то есть предполагается не автоматическое исполнение функций, а изменение подхода на разных этапах. [b]В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование. [/b][b]Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.[/b]
    Какие изменения ожидают человеческий интеллект в связи с развитием современных технологий — от медицины до кибернетики?
    М. К. [b]Вполне реально, что до 2050 года будет создан сверхразум[/b], [b]значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях.[/b] К примеру, совсем недавно интернациональная команда ученых в рамках европейского проекта Human Brain Project с инвестициями в $1 млрд создала уникальную карту человеческого мозга Big Brain, показывающую его детализированную структуру с точностью до 20 микрометров. Такой анатомический атлас не только упростит работу неврологов и нейрохирургов, поможет лечить тяжелые заболевания, но и предоставит возможность увидеть, как мозг обрабатывает эмоции, воспринимает информацию. Это существенно ускорит процесс создания сверхразума, а также позволит максимально безопасно совершенствовать и стимулировать естественные когнитивные процессы, нарабатывать базу знаний. Мозговые чипы, обеспечивающие непрерывную подачу информации, — технология недалёкого будущего.

    #290382

    Часть идей заманчива, но часть (для меня, как для человека консервативного)) — пугающа.
    С одной стороны — да, я вижу эту тенденцию, что преподаватель в вузе теряет роль носителя знаний, поскольку практически любую учебную информацию можно найти в интернете, однако же)) получение высшего образования не сводится только к получению знаний. Это развитие. А для него важна и атмосфера. Студенчество с его вечными проблемами, преподаватели со своими изюминками и тараканами, как разнообразные личности… То есть сейчас мало знать свой предмет — важно уметь его преподнести так, чтобы студентам хотелось слушать и видеть именно тебя, а не мечтать прийти домой и списать всё, что ты бубнишь им на лекции, из интернета 🙂
    Жизнь,конечно,меняется, движется вперёд, но как-то с такой малой ролью человека я смириться не готова))) Да и информация в интернете ведь не появляется из ниоткуда! Как-то с трудом верится, что человек будет настолько не востребован в обществе будущего:no:

    #290418
    Картинка профиля Nullite
    Nullite
    Участник

    Митио Каку, конечно, замечательный физик-теоретик. Я отношусь к нему с глубоким уважением. Но все же, любит он приукрасить. Этого у него не отнять. В стиле лучших писателей фантастов бывает. Это я не про конкретное интервью, а в целом про него.

    #290383
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    Ой, а меня очень привлекает возможность учиться интерактивно! Я прочла, что какие-то вузы в сша уже даже программу МВА интерактивную вводят — только экзамены очно сдавать. мне уже сейчас таскать свои кости на учебу, когда назначено, как-то… нет ни времени, ни возможности.
    Хик, а мы же с тобой интерактивного Лео пользуем уже. Конечно, он пока не заменяет — навыка говорить там совсем нет. Но все же… На курсы у меня совсем нет сил. А так все же учишь понемногу… И ничего же на месте не стоит.. Посмотрим, что будет дальше.

    #290419
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    мне кажется, мы на пороге фантастических перемен)

    #290420
    Картинка профиля Nullite
    Nullite
    Участник

    к вопросу об интерактивном образовании

    40 мировых ресурсов бесплатного онлайн-образования

    1. UMass Boston Open Courseware
    Бесплатные курсы по психологии, биологии, политологии, истории, математике и целому ряду гуманитарных дисциплин с доступом к списку занятий, рекомендованной литературы. Недостаток: у этого ресурса нет видеокурса или презентаций по итогам изложенного в рамках лекций.

    2. Khan Academy
    Огромная база видеоуроков на более чем 20 языках, все курсы разделены на отдельные уроки с возможностью просмотра каждого видео независимо от того, какой курс Вы выбрали. Основной акцент сделан на видео как способе предоставления информации, материалов для чтения здесь нет.

    3. MIT Open Courseware
    Чтобы попасть в этот институт, люди со всего мира тратят множество денег и усилий. Впрочем, здесь доступны и бесплатные курсы. Материал доступен для скачивания с указанием структуры и продолжительности курса. Отлично подойдет тем, кто хочет попробовать себя в сфере технических и прикладных наук и не прочь заняться интенсивным самообразованием.

    4. Free-Ed
    Здесь также есть разделение на курсы и уроки + возможность поиска страниц и групп в Facebook и на других сайтах для студентов, которые изучают этот же курс.

    5. Learning Space: The Open University
    Все материалы здесь разделены по возрастным и тематическим группам, лекционный материал можно загрузить с сайта на свой компьютер, а тематика предлагаемых курсов достаточно широка.

    6. Carnegie Mellon Open Learning Initiative
    Здесь для доступа к материалам обучающего характера придется создать свою учетную запись на сайте. Предполагается, что пользователь изучает материал самостоятельно, платы за обучение нет, но нет и инструкторов / преподавателей и экзаменов, которые надо им сдавать.

    7. Tufts Open Courseware
    На этом сайте регистрация не нужна, лекционный материал доступен в формате слайдов.

    8. Stanford iTunes U
    Большой выбор видеоконтента и лекций от Стэнфордского университета. Для обучения Вам понадобится учетная запись в сервисе iTunes и соответствующее ПО.

    Другие курсы с возможностью бесплатного просмотра / загрузки лекционного контента и самообразования:
    1. Utah State Open Courseware
    2. Kutztown On-Demand Online Learning
    3. USQ Australia Open Courseware
    4. University of California Irvine Courseware
    5. EdX: https://www.edx.org/
    6. Coursera
    7. Udemy
    8. Connections Academy:
    9. K-12: http://www.k12.com/schools-programs/
    10. GED for Free
    11. Free World U: http://www.freeworldu.org/static/index.aspx
    12. CosmoLearning
    13. OpenCulture
    14. New York University
    15. Open Yale Courses
    16. Gresham College
    17. Notre Dame Open Courseware
    18. JHSPHOpen
    19. Open UW
    20. Udacity
    21. University of the People
    22. Academic Earth
    23. Textbook Revolution
    24. The Library of Congress Files:
    25. Alison
    26. Webcast Berkeley
    27. GCF LearnFree
    28. Google Code University
    29. e-Learning Center
    30. Saylor
    31. Master Class Management

    #290421
    Картинка профиля Nullite
    Nullite
    Участник

    32. Brigham Young Free Online Courseware:
    33. University of Michigan Open:
    34. NLC Open Learning Courses:
    35. FlexiLearn: http://www.ignouflexilearn.ac.in/flexilearn/
    36. Nixty
    37. Capilano University
    38. TU Delft: http://ocw.tudelft.nl/
    39. United Nations University: http://www.ocw.unu.edu/ocw/Courses_listing
    40. Weber State University: http://ocw.weber.edu/courselist

    #290422
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    не ясно, нужно ли потом это как-то сдать и получить признаваемый кем-то сертификат. Прослушать — то такое.

    #290423
    Картинка профиля Nullite
    Nullite
    Участник

    Сертификат, конечно, не получить, но для саморазвития — очень даже.

    #290424
    Картинка профиля marion
    marion
    Участник

    Вот мне уже сейчас кажется, что школьное образование сильно меняет свою функцию, с «получение знаний» на «присмотр и социализацию», и сдается мне, что это и дальше будет усиливаться. Во-первых, родители все больше заняты работой (а с усилением всех этих тенденций будет все больше развиваться конкуренция и безработица, значит, работать надо будет больше и интенсивнее), а за детьми кто-то должен смотреть. Причем порог того возраста, до которого за ними нужен присмотр, в общественном сознании постоянно повышается. Роботы и интерактивные стены с этим не справятся.
    Во-вторых, все больше возникает потребность обучить детей именно жизни в обществе. Тут масса аспектов: умение договариваться и разрешать конфликты, умение противостоять информационным и эмоциональным манипуляциям, межполовое общение, социализация детей-инвалидов, обучение гражданским правам и обязанностям…
    Все, что раньше отводилось семейному воспитанию, сейчас все больше передается в общественное.
    Так что «учителей живьем», может, и не будет, а воспитатели точно будут).

    #290425
    Картинка профиля Ирина-Орел
    Ирина-Орел
    Участник

    У меня есть опыт получения высшего образования очно и заочно. Так вот с заочного обучения я за 3 года не вынесла НИЧЕГО! Да, я штудировала учебные пособия и успешно сдавала сессии (у меня красный диплом), но мышление человека с ВО привил мне именно очный факультет.
    Дистанционная система обучения у нас активно используется на работе (практически все курсы повышения квалификации). БОльший идиотизм придумать трудно! Всё «заточено» под то, чтобы успешно сдать итоговый тест. Никто ничего не учит просто в силу отсутствия на это свободного времени. Тест сдаём всем кабинетом (иногда с привлечением коллег-соседей): экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а остальные активно ищут ответы. В итоге знаний никто не получает, но ВУЗ получает свой гонорар.
    Если это внедрить в школу, то я даже боюсь представить, что мы получим на выходе. Вероятно, распределение будет такое: 5% гениев и 95% дебилов.

    #290441
    Картинка профиля Evgeniya TM
    Evgeniya TM
    Участник

    Я — ЗА классическую систему (форму) образования. Хоть где-то ж дети должны встречаться и общаться непосредственно. А то совсем из-за мониторов вылезать перестанут и разговаривать разучатся. :crazy:
    Всякие дополнительные курсы — повышение квалификации, дополнительная специализация — да, пожалуйста. Но не базис.

    #290429
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    если развивается безработица, то почему у людей будет меньше времени на детей?

    #290426
    Картинка профиля ЛенаШ
    ЛенаШ
    Участник

    [QUOTE]
    Дистанционная система обучения у нас активно используется на работе (практически все курсы повышения квалификации). БОльший идиотизм придумать трудно! Всё «заточено» под то, чтобы успешно сдать итоговый тест. Никто ничего не учит просто в силу отсутствия на это свободного времени. Тест сдаём всем кабинетом (иногда с привлечением коллег-соседей): экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а остальные активно ищут ответы. В итоге знаний никто не получает, но ВУЗ получает свой гонорар.
    [/QUOTE]
    Т.е. даже взрослые люди не понимают, что знания — это то что нужно им? И без наставляюще-контролирующего педагога обойтись не могут, а где есть возможность — обманывают? Может быть, дело в том, что это не те знания нужно получить и сдать для галочки, которые нужны человеку в жизни? А вот если ты будешь на очной форме, то кураторо-наставники их таки побудят впитать, хочешь или нет?
    А если сам подход изменится? Не хочешь — не учи и не сдавай. Учи и сдавай только то что хочешь, то что тебе интересно-нужно-полезно? Может, тогда и наставник над душой не нужен будет?

    #290430
    Картинка профиля marion
    marion
    Участник

    Потому что надо вкалывать вдвое больше, чтоб на работу взяли тебя, а не другого, или чтоб не потерять работу.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 75 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.