Что родителям нужно знать о «школе ступеней»?

Что родителям нужно знать о «школе ступеней»?

В Москве решили, что детей в школе нужно разделить по возрастным, а точнее — образовательным группам. Поскольку интересы у всех разные, цели разные, разные потребности. А значит, и подход к каждому возрасту — свой. Новую методику назвали «школой ступеней». Мама.ру разбирается в том, что ждет московских учеников и их родителей.

В современном образовании многое меняется: раньше всех детей младших, средних и старших учили в одном здании. Все возрасты смешивались в едином образовательном пространстве и, казалось, никто не задумывался над тем, насколько это полезно и правильно. Теперь задумались и решили, что подход к каждому возрасту должен быть свой. Поэтому большинство московских школ перешло на методику, которую назвали «школой ступеней»

От ступени к ступени — новые знания, увлечения, проекты. Мама.ру решила разобраться, а не навредит ли такое разделение «возрастному обмену»: ведь дети ходят в школу не только получать знания, но и за тем, чтобы научиться взаимодействовать друг с другом. Кроме того, нам стало интересно, как переход на образование по ступеням отразится на жизни учеников, учителей и родителей. Мы поговорили с двумя директорами школ, работающих по новой методике: директором лицея №1571 Мариной Викторовной Варгамян и директором школы №1434 Алексеем Владимировичем Карпухиным.

Мама.Ру: Что такое «школа ступеней»? В чем её преимущества?

Марина Викторовна: Это правильная модель для больших образовательных комплексов. В нашем лицее учатся 5 708 детей, из них 33% — дошкольники, 30% — учащиеся начальной школы. Возникла логичная идея — построить «школу ступеней». Соблюдение правил возрастной индивидуальности — это комфорт и возможность учитывать психолого-педагогические особенности каждого возраста.

Мама.Ру:  Как «школа ступеней» изменила именно вашу школу? Вы видите положительный эффект? Или наоборот?

Алексей Владимирович: Объединив учеников одной параллели в одном здании, мы смогли увеличить количество профилей, теперь их пять. Будучи «Школой ступеней», мы участвуем в проектах «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», открыли кадетские классы. Мы работаем в интересах каждого ученика: учебный план стал не единым для всего профиля, а индивидуальным для каждого ребенка в рамках профиля. Кого-то в технологическом профиле интересует углубленно математика, физика и информатика, а кого-то математика, физика и химия. И теперь у нас есть возможность организовать учебный процесс именно так.

Мама.Ру: Потребовалось ли как-то переделывать сами здания: для младших и для старших?

А.В.: Существует такое понятие, как развивающая образовательная среда. Она не может быть одинаковой для детей 7-8 лет и 15-17. Можно организовать более-менее приемлемое пространство для всех, но «Школа ступеней» открывает гораздо больше возможностей. Это обеспечение методическими материалами, учет возрастных особенностей при выборе цветовой гаммы стен, внешнего оформления, размера и дизайна мебели в рекреациях и коридорах, игровые зоны в здании и на улице. Всё это должно быть разное у разных возрастов. Для основной и старшей школы — лаборатории для медицинского и инженерного классов. При этом сами здания никакой существенной «переделки» под создание «Школы ступеней» не требуют.

Мама.Ру: Хватит ли учителей для всех классов, как будут перераспределены педагогические коллективы старых школ?

А.В.: Количество детей при организации «Школы ступеней» не увеличивается, они просто расходятся по возрастным группам в разные здания. Кабинетов тоже меньше не становится. С распределением учителей никаких проблем возникнуть не может: учителя начальной школы — с детьми начальных классов, учителя основной и средней — со своими ребятами. У нас никаких проблем с кадрами не возникло.
Количество детей при организации «Школы ступеней» не увеличивается, они просто расходятся по возрастным группам в разные здания.

Мама.Ру: Удобно будет родителям начинать водить детей в одно здание комплекса, а потом переходить в другие? Значит ли это, что детей в параллелях будет больше? Есть ли максимально разрешенное количество классов?

А.В.: Как показывает практика, родители сопровождают детей в основном лишь в начальных классах. С 5-го класса почти все дети ходят в школу самостоятельно. Так что сопровождать в здание основной и средней школы особо никого не приходится.

Школа интересна не стенами, не зданием, а своими учителями и традициями. И если любимый учитель переходит вместе со всеми детьми в соседнее здание, то проблем с адаптацией к новым стенам и к незначительным изменениям в маршруте не будет.Классов в параллели будет больше, но самих параллелей в здании меньше. Не забывайте, что мы просто перераспределяем уже имеющихся детей, а не набираем со стороны. А количество обучающихся в школе определяется нормами СанПин.

Мама.Ру: Есть ли нормативы, определяющие расстояние между школами комплекса?

А.В.: Крупные образовательные комплексы сформированы по территориальному признаку. Никаких нормативов по этому вопросу нет. «Школа ступеней» создаётся только по согласованию с родителями. Так что против желания «разделять» на большие расстояния детей не будут.
В нашем случае школы стоят близко друг к другу. Те комплексы, где здания находятся на более значительном расстоянии, должны всё взвесить и принять решение о создании «Школы ступеней» с учетом мнения родителей по этому вопросу.

Мама.Ру: Допустим, две школы комплекса — английские, третья — немецкая. Как пройдет объединение? Не потеряют ли школы свой индивидуальный стиль обучения?

А.В.: Если в «Школу ступеней» объединяются такие мощные разноплановые школы, это сделает только интереснее учебный процесс. Выбор появится у всех детей. При объединении есть возможность не терять то хорошее, что накоплено годами, а наоборот, сохранить и приумножить. Ведь есть опыт, есть кадры, есть условия. А дальше – дело выбора за обучающимися и их родителями. А как это всё будет называться — английской, или немецкой, или школой с углубленным изучением иностранных языков — не самое главное.

Мама.Ру: Как нововведение отразилось на всех сторонах «школьной жизни»: образовательной, творческой, проектной?

М.В.: Среда, которая сформирована для ребят, начального отделения помогает выявить творческие способности, развить коммуникаций среди сверстников, учителей и родителей. Это веселые классики, площадки, где можно сыграть в шахматы и шашки, смоделировать что-то из конструктора.

Появилась возможность создать творческие исследовательские зоны, организовать места для детской активности. Теперь для детей определенного возраста в отдельных зданиях организованы секции дополнительного образования.У ребят основной школы – это совсем другая, важная для них среда. Компьютерные технологии, обмен книгами, эксперименты в лабораториях, работа в команде, возможность попробовать себя в различных проектах, пообщаться с друзьями на образовательные темы и не только… Ребята благодарны за такие условия и возможность почувствовать себя взрослыми.

Мама.Ру: Насколько «школа ступеней» полезна вашей школе?

М.В.: Один из главных показателей рост количества учащихся. Когда беседуем с родителями, слышим: «Подыскиваем квартиру неподалеку от вашего лицея хотим попасть в «школу ступеней», ведь здесь такие хорошие условия для ребят».
А еще у нас появилась возможность организовывать проекты на целые параллели (а они теперь включают по 9-12 классов). Ребята могу проявить себя, общаться группами, совершенствуют результаты. Это праздники достижений «Мудрая Сова», «Танцевальные марафоны», Фестивали проектов и другие. Наши «ступеньки» живут интересной насыщенной творческой жизнью.

Мама.Ру: Как учителя относятся к нововведению?

М.В.: Для педагогов это тоже возможность комфортно и продуктивно работать, например, в одной параллели, освобождая время на самообразование. Более того, формируются активные педагогические сообщества, собирается общая методическая «копилка» совместных творческих и развивающих материалов.
Многие учителя сами изъявляют желание работать с определенным возрастом, поскольку обладают соответствующими наработками. Например, опытом работы именно с 5-8 классами. Другие педагоги увлеченно готовят выпускников к экзаменам и выдают хорошие результаты, преподавая в профильных классах. И мы учитываем этот аспект при кадровой политике.

Мама.Ру: Что думают родители? Удается ли донести до них истинный смысл разделения? Убедить в том, что такая школа — это правильно?

М.В.: Отчасти мы уже говорили о желаниях родителей. Они спокойны и уверены в своем решении. Ведь для мам и пап, бабушек и дедушек очень важно, насколько их ребенку, посещающему детский сад, будет комфортно и легко покорить следующую ступень взросления начальную школу. Находясь еще в дошкольном отделении, дети часто приходят в начальною школу на совместные праздники и занятия, они привыкают к зданию и окружению. Родители также ценят безопасную школу: отдельные туалеты, приспособленные раздевалки, свои столовые, пространство для игр и развития.

Мама.Ру: Как вы думаете, насколько правильно, с точки зрения психологии, разделять детей по возрастам? Ведь «общая школа» это своего рода эмоциональный обмен и подготовка ко взрослой жизни.

М.В.: В едином образовательном пространстве не может быть жесткого разделения. Единые лицейские проекты объединяют не только ребят, но и педагогов и родителей. С психологической точки зрения, в каждой «ступени взросления» есть свои «старшие» и «младшие». Даже в начальной ступени учащиеся 4-х классов чувствуют себя ответственными и взрослыми, дежурят и водят первоклассников за ручку. Участвуют в «Посвящении в первоклассники», подают пример, а младшие ориентируются на старших.

Мама.Ру: А что говорят ребята? Старшеклассники не скучают по весёлой «коммуналке»?

М.В.: Вы знаете, не скучают! Им есть где встречаться, в чем взаимодействовать. Часто старшие ребята выступают волонтерами, массовиками-затейниками, друзьями по сценическим спектаклям, соратниками в концертах, экскурсоводами в период «Научных каникул».
Кроме этого, они дорожат своей средой, которая отражает их интересы и потребности.
 
Поделиться
Класс

Образование

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника