Синдром отличника и боязнь плохих отметок: как помочь ребенку

Синдром отличника и боязнь плохих отметок: как помочь ребенку

Мы все помним школьные годы, когда плохую оценку можно было с легкостью получить за плохое поведение, или если ребенок отвлекся и не смог вовремя найти ответ на вопрос учителя. Плохие и хорошие оценки – часть обычной школьной жизни любого ребенка. Необходимо лишь суметь объяснить ребенку, что быть в коллективе, значит – иметь свод правил, которым следует подчиняться. Но существуют различные ситуации, когда следует забыть о правилах и действовать ради своего же блага и здоровья: например, учитель не отпускает в туалет на уроке или происходит конфликт, в ходе которого ребенок выходит крайним ни за что.

Зачастую дети начинают видеть школу только местом, где люди с оценкой ниже 4-3 – неудачники. Получается, что ребенок нацеливается не на получение знаний, не испытывает интерес к миру, а лишь на похвалу и одобрение. Страх получить плохую оценку иногда так высок, что начинает мешать ребенку, причиняет сильный психологический дискомфорт.

Причины возникновения страха

Родительское разочарование

Ребенку постоянно вбивают в голову, что плохие оценки разочаровывают родителей. Как итог, даже младшеклассники панически боятся получить низкую оценку, боясь, что подведут родителей, ведь дети искренне не хотят разочаровывать их. А ведь оценки в школе не всегда ставят справедливо.

Субъективная оценка

Следует понимать, что в школе все подгоняется под результат, но при этом возможности и способности у детей индивидуальны, и там, где у одного ребенка несколько ошибок – хороший результат, но оценка снижена, это серьезный стресс.

Синдром отличника 

Наверняка многие слышали о таком термине. В его основе лежит то, что человек, который получает плохой или даже средний результат своей деятельности, начинает испытывать буквально физический дискомфорт и неудовлетворение, это так же может влиять и на самооценку. А теперь представьте ребенка с синдромом отличника: с одной стороны он боится получить от родителей неодобрение, так еще и ест себя за то, что сделал что-то плохо. Дети с подобным синдромом не испытывают радости от самого процесса учебы, да, и не нацелены на то, чтобы получить знания, для них важен сам результат – череда пятерок в дневнике. И если этот перфекционизм нарушается, могут возникнуть даже депрессивные состояния и нарушения со стороны психики.

Что делать родителям?

С самого раннего детства родителям следует внушать детям, что они сами по себе хорошие и заслуживают хорошего отношения к себе, чего бы они не добились. Да, ребенок может поступать не всегда верно и хорошо, но от этого он не должен чувствовать себя не таким, как все или что от этого зависит любовь родителей. Объясняйте ребенку, что испытывать негативные чувства, вроде злости, обиды – это нормально, точно так же, как и радоваться чему-то хорошему. Все эмоции и чувства важны и нужны, но вы не должны обесценивать их у ребенка.

Школы, как и оценок, ребенку никак не избежать, но здесь важно, чтобы ребенок чувствовал вашу безусловную любовь, независимо от того, получил он двойку или пятерку. По сути, оценки не играют никакой роли. Если ребенок правильно поймет ваш посыл, ему будет гораздо легче учиться и воспринимать свои поражения, так же, как и победы.

Удивительно, но даже то, как воспитывали малыша в дошкольном возрасте, влияет на его дальнейшую жизнь, в том числе и учебу в школе. Если вы постоянно подавляли желание ребенка что-то сделать, чем-то заняться, постоянно останавливали со словами: «Аккуратнее», «Не трогай», «Не делай», «Не бери», это убивает в ребенке желание изучать окружающий его мир, а в дальнейшем и желание постигать предметы в школе, ведь все неизвестное вызывает панический страх, что все пойдет не так, не получится у ребенка. В ребенка нужно верить и вкладывать в него эту веру в себя, и даже если у малыша что-то не получается, не нужно говорить о том, что результат его усилий не состоялся и не оправдался родителями, найдите что-то хорошее в процессе и хвалите за отдельные действия. Так ребенок закрепит в голове мысль, что нужно стараться, что не стоит бояться чего-то нового, а просто браться и делать, тогда обязательно у него когда-нибудь все получится.

Страх оценок возникает еще и тогда, когда вы начинаете сравнивать своего ребенка с другими детьми: одноклассниками, братьями и сестрами, детьми друзей. Поверьте, от того, что вы скажете, что «Катюша такая молодчина, и в музыкальной школе успевает учиться и оценки в школе у нее всегда отличные, а ты ничем нигде не интересуешься и получаешь одни двойки!» – это путь к тому, что страх перед оценками у ребенка будет расти, а вот вера в собственные силы и уверенность в себе, наоборот. Не позволяйте себе подобных сравнений, ведь каждый ребенок –отдельная личность, у всех разные интеллектуальные способности, а вы своими словами рубите на корню желание ребенка учиться и развиваться, ведь «Все равно, Катя будет всегда лучше, чем я».

Чтобы ребенок перестал думать о страхе, а нацелился на сам процесс, обсуждайте вместе с ребенком, что пошло не так, с какого именно момента и важно, чтобы ребенок научился видеть сам свои промахи или успехи, научился анализировать свою деятельность. А эти навыки и умения гораздо важнее, чем оценка, они помогут ребенку избежать синдрома отличника и концентрироваться на самом процессе.

 

 

 

 

Источник: ya-roditel.ru

Поделиться
Класс

Младшеклассник

Выбор редакции

Готовим харчо: сытный грузинский суп
Максим Галкин и Алла Пугачева отпраздновали день рождения детей
Ртутный, цифровой, инфракрасный: как правильно пользоваться градусниками
Развиваем ребенка: чем полезна лепка
Прогулки с малышом: как правильно?
В чем секрет детской энергии
Ребёнок — в сад, мама — в зал: как начать тренировки после перерыва на декрет
Дети и гаджеты: как найти баланс