Как создать прибыльную сеть математических кружков

Еще 16 статей на тему: Работа и карьера в декрете

Самая молодая женщина-премьер-министр родила ребёнка, оставаясь у власти Дом или работа? Что выбрать матери Мама-фрилансер и дочка-непоседа Как начать карьеру в декретном отпуске Папа в декрете — это нормально Лего в моем сапоге Супермамио: ролик про мам стал вирусным Ученые говорят, что женщины с детьми — лучшие работники по сравнению с остальными Образованная мама. Как получить новые знания, не выходя из дома? Работать из дома и проводить время с семьей: возможно ли это? Пять способов выучить язык быстрее и качественнее Продуктивная удаленная работа: повышение возможно Найти себя онлайн: как перестать терять время в интернете и освоить новые профессии Как выжить в женском коллективе Как выбрать свою карьеру? Активная медитация. Простой способ нацелиться на результат

Как создать прибыльную сеть математических кружков

Мы побеседовали с хозяйкой двух детских центров – «Солнышково» и «Многогранник» – и продюсером проекта «Мышематика» о том, как ей удалось не только создать прибыльные центры, но и развить сеть математических кружков по всей Москве*.

*На момент выхода интервью сотрудничество Елены Степановой с Женей Кац (проект ‘Мышематика’) прекратилось по обоюдному согласию. Каждая из сторон развивает свой проект.

Хотя Елена относит себя к малому бизнесу, масштаб ее проектов впечатляет. «Большие математические игротеки» посещает 1000 человек в день, семейные лагеря за сезон – не менее 500 человек. 1100 детей занималось «Мышематикой» в прошлом году в онлайне и 970 в оффлайне. 

Я знаю Елену Степанову четыре года. Уже при первой встрече она удивила меня своими организаторскими способностями. Мне запомнился случай – однажды за неделю до заезда семейного лагеря в 150 человек на базу в Череповце по решению суда базу – не по вине «Мышематики» – отключили от электричества. С ходу найти другое место для базы не удалось, и за три оставшихся дня до заезда Елене удалось найти в Москве промышленный генератор, купить в Ярославле дизель – и в лагере в Череповце включилось электричество. 

— Лена, ты стала продюсером проекта «Мышематика» в 2008 году, задолго до того, как стала хозяйкой двух клубов. Почему ты назвала и называешь себя продюсером? 

— Продюсер – это организатор, который может из ничего сотворить праздник, событие, мероприятие. И делает это не на заказ, по чьей-либо просьбе, а сам предлагает идеи. Смотрит на рынок и говорит: «А давайте сделаем вот это!» Так, например, в какой-то момент я предложила Жене Кац* начать организовывать семинары для педагогов. На первых порах у Жени было три группы, которые она вела в арендуемом помещении. Потом у нее появились другие группы на площадке Центра педагогического мастерства. И тогда я увидела возможность обучать педагогов и не отпускать их, а строить сеть. Свое помещение, первый детский центр «Солнышково», появился у нас в 2016 году, и к тому времени были свои, обученные по нашей методике педагоги. 

— Сейчас у тебя два детских центра, расскажи о них…

— В обоих центрах у нас дополнительное образование и садики полного дня. Математики много, это наша специализация. И много разных других курсов: подготовка к школе, столярная мастерская, логопедические занятия, а еще игровое чтение, балет, капоэйра, айкидо, мечевой бой. 

— Как стать продюсером? Можно ли этому научиться?

— Мне кажется, продюсер или организатор – во многом это состояние души. Ведь даже в детском саду видно детей, способных что-то организовать. Мне было года три-четыре, когда родители стали брать меня в походы, в том числе на байдарках. Я видела, как родители дома готовили походы: считали все раскладки, учитывали все детали и прокладывали маршрут. С того времени и пошло… Конечно, профильное образование помогло структурировать те навыки, которые заложены от природы. Я по первому образованию математик, по второму – маркетолог. Училась в Университете управления. И кандидатскую диссертацию по экономике защищала по управлению проектами. 

— Каким своим проектом ты больше всего гордишься? Какой проект в вашем детском бизнесе был самым сложным и прибыльным?  

  Я горжусь построением сети «Мышематика». В этом учебном году насчитывалось 27 локаций, где проходили наши занятия. Обучалось 850 детей. И нам важно было найти для сотрудничества такие детские центры, которые совпадали бы с нами по ценностям, общему духу. В «Мышематике» это игровая и ненасильственная математика в движении, «вприпрыжку». Главная ценность, на которую я приглашаю родителей и детей: мы не заставляем заниматься, а вдохновляем. Мы не сидим за партой, а занимаемся с детьми на полу. Были раскрученные и популярные детские центры, которые нас приглашали, но нам с ними было не по пути. Они оказывались такими… «прилизанными». Нам с удивлением говорили, что, дескать, у них такая серьезная организация, как это дети будут ползать и сидеть на полу, у нас же такие красивые финские парты… 

— Одно дело – совпасть с кем-то по духу, и другое – очередь в ваши клубы… Почему к вам так много желающих?

— Мы бы не смогли набрать столько детей в наши центры, если бы у нас не была выстроена система обучения педагогов – по методике Жени Кац – и система маркетинга. Идея сети заключается в том, что мы обучаем педагога – и педагог становится нашим сотрудником. Если сказать грубо, педагога мы «сдаем в аренду» в разные детские центры. В мае было 17 таких педагогов. Для помощи педагогам, если у них возникают сложности, у нас есть методисты, специально подготовленные нами в русле нашей методики и ценностей. 

— Какой бы ни была методика обучения, сама по себе она не гарантирует быстрого ажиотажного спроса. В чем секрет такой вашей популярности? 

— Чтобы программа могла стать конкурентным преимуществом, должна быть создана система ее пиар-продвижения. В нашей системе можно выделить несколько элементов, кирпичиков, которые складываются, дополняя друг друга, как паззл. 

Мы никогда не зазывали людей напрямую: идите, приходите в наш центр в Тропарево. Такого не было. В 2015 году мы стали профессионально развивать нашу бизнес-страницу в Фейсбуке. И первая точка входа – предложить какую-нибудь «полезность» – ее мы бесплатно предлагали родителям. В Инстаграме «Мышематики» (теперь он называется «Матемагия»), где 54000 подписчиков, можно найти множество бесплатных развивающих материалов, математических игр и задач. Так мы собирали базу лояльных клиентов. 

Потом мы сообщали, что у нас есть математические тетрадки, которые можно купить. В свое время я как продюсер высказала Жене предложение, чтобы у нас появились тетрадки для детей младше 5-6 лет. И теперь есть тетрадки даже для детей 2-3 лет, с наклейками. А дальше мы настраивали таргетинг и рекламу, рассчитанную на тех, кто покупал наши тетради. Тем, кто интересовался, рассказывали, что есть очные занятия. В этом году добавились онлайн-занятия. 

— Что вы еще делали для пиар продвижения проекта? 

— Бренд «Мышематики» формировался также через пиар-проекты в сотрудничестве со школами. Наш самый известный проект – это, наверное, «Большая математическая игротека», через которую может пройти до 1000 человек в день. Принцип игротеки: организация станций с математическими активностями – все их идеи принадлежат Жене Кац. Игротеку проводят родители-волонтеры, обычно это человек 150-200. В школьном кабинете проходят 2-3 математические активности, плюс таковые в большом коридоре и в спортивном зале. Особой популярностью всегда пользовались математические лабиринты – на их постройку у нас уходили сутки, но зато потом – море радости. Выпадали сезоны, когда при хорошей погоде мы выплескивались на улицу со своими активностями. Было просто здорово!

— Есть у тебя какие-то управленческие секреты, что ты делаешь такого, что, возможно, не всегда делают твои коллеги? 

— Наверное, одной из важных точек опоры для меня являются волонтеры. Волонтерами становятся как педагоги, так и родители обучающихся. Я сама начинала с работы волонтером, это было в газете «Ведомости. Тогда в Россию привезли Джека Траута, а его выступление стоило 500 долларов, больше моей месячной зарплаты. И я написала большое вдохновенное письмо в «Ведомости», чтобы меня взяли волонтером. И меня пригласили. Последующие 10 лет я проработала в издательском доме Independent Media.

— Сейчас в рамках лагеря у меня работают студенты-волонтеры – разумеется, по желанию, кому это интересно. И я готова их обучать, чтобы они оставались с нами. Есть условно волонтерская работа – для педагогов в семейных математических лагерях. Они обычно не получают зарплату, так как воспринимают опыт работы в лагере как обучение. Но они не оплачивают оргвзнос и питание. Родители также сами проводят много активностей как в лагере, так и на игротеках. Одной из наиболее популярных моих идей стал лекторий для родителей, где они сами рассказывают друг другу о своих хобби и о каких-то профессиональных вещах.

— Действительно необычно то, что многие родители хотят работать волонтерами. Как удается их привлечь и заинтересовать?

— Приезжая в центр, я никогда не сижу в своем кабинете, а иногда по 5-6 часов общаюсь с родителями, рассказывая им про школы, про какие-то кружки, о которых сама узнала от других родителей. В свое время мы сделали оргвзнос в семейные лагеря не по количеству человек, а один оргвзнос на семью, даже если там был не один ребенок, а их было пять. И у нас в лагеря стали выезжать папы. Получилась такая крепкая замечательная компания, одно время было даже сообщество пап-мехматовцев. И у нас была интересная традиция: «задачка дня». Одна – для детей, другая – для родителей. Примерно половина людей ездили с нами в лагеря по 3-4 года. Были смены по 150 человек на заезд, за лето выходило около 500. 

— Когда я открывала свой второй клуб «Многогранник» в августе 2020 года, многие говорили, что я сумасшедшая. Но у меня всегда была вера в очное образование – и в то, что меня поддержат родители, которые давно меня знают. Я бросила клич, что надо рассказать про наш клуб, и мне откликнулись те, кто ездил с нами в лагеря и были с нами знакомы по другим проектам. Писали: а знаешь, мы живем в соседнем доме, давай мы тебя добавим в домовой чат, а районные чаты у нас такие… 

— Есть у тебя какие-то принципы в управлении коллективом? Что для тебя важно во взаимодействии с людьми? 

— Я стараюсь искать своих по духу людей. Мне важно, чтобы человек был адекватным, собранным и организованным. У нас команда из 4 человек управляла работой с таким количеством детей, как в большой образовательной школе.  

— И еще я никогда человека не вычеркиваю. Например, к нам осенью пришла девушка-администратор, доработала до января и решила, что она хочет развиваться в другой сфере, в сфере благотворительности. Ушла в благотворительную организацию. И после майских праздников она мне звонит и говорит, что у нее были другие представления об этой работе и что она хочет вернуться. И я с удовольствием ее взяла назад. У меня нет «бывшей команды». Я продолжаю общаться с теми людьми, с которыми сама начинала карьеру. 

— Как ты отбираешь людей на работу? Какие вопросы помогают понять, подходит тебе человек или нет? 

— Я всех прошу рассказать о самой сложной ситуации, которая была в их педагогической практике, и что они сделали. Прошу рассказать про ситуации успеха, что они именно считают успехом и почему. Здесь как раз люди чуть больше раскрываются и можно понять их ценности. Еще мне важно понять, готов ли человек работать в команде. Прошу ответить на такой вопрос: представьте, вы сейчас в детском центре, а в соседнем кабинете дети уже собрались, педагог опаздывает, и администратор просит вас заменить любую дисциплину. Расскажите, что вы сделаете. 

Еще у меня есть любимый тест. Прошу представить соискателя, что я мама 5-летнего ребенка, который срывал занятие: вел себя отвратительно. И вот мама после занятия, спрашивает, как там мой ребенок. Это же типичная ситуация. И мне важно, как люди здесь раскрываются. Были соискатели, которые говорили, что у меня за всю жизнь такого не было, я всех «построю». А бывали, что начинали рассказывать, как научат маму воспитывать ребенка «правильно». И сразу ясно, что нам не по пути.

— Складывается впечатление, что у тебя все идет гладко. А бывают ли какие-то проблемы, неуспехи? 

— На самом деле, много чего не получается. Но в какие-то моменты ты должен встать и пойти дальше. А провалов было много, как и у всех. Вот праздник в этом году пытались собрать масленичный, а пришел один человек… И какие-то проекты, да, не выстреливают…

— Моя дочь Лиза сломала позвоночник в этом году, занимаясь скалолазанием. Сейчас меня позвали делать скалолазные лагеря. И я буду в этом участвовать, так как мне нужно вернуть дочь на скалы. Мне нужно, чтобы она преодолела страх. У нее «затык» в том, что ее уронили… и она боится теперь за других. Но в скалолазании есть вариант, когда ты лезешь наверх с автостраховкой, когда сто процентов никто не уронит. Когда упал с лошади, как говорят опытные тренеры, надо, преодолев страх, снова на нее сесть. Иначе не сможешь ездить. В бизнесе тоже самое. Главное, чтобы это не стало плохой традицией, когда человек сталкивается с какой-то неудачей и бросает дело, которое любит. 

 

 

 

Партнерский материал

 

Поделиться
Класс

Работа и развитие женщины в декрете

Выбор редакции

Бактериальные инфекции во время беременности
Лунатизм у детей: нужно ли лечить?
Подростки-совы ленивы и недисциплинированы? Ученые выяснили, что нет
Постковидный синдром у детей редко длится больше 12 недель
Тест на логику, который осилит не каждый
В чем секрет детской энергии
Ребёнок — в сад, мама — в зал: как начать тренировки после перерыва на декрет
Дети и гаджеты: как найти баланс