18-24 месяца

В возрасте около 18 месяцев начинают бурно развиваться двигательные, речевые и интеллектуальные способности ребенка. Теперь он бегает быстрее, говорит понятнее и думает лучше. Перед тем, как сделать что-то малыш может представить это в уме. К концу второго года ребенок понимает практически любые фразы, касающиеся каждодневных дел и даже может помогать маме по дому.

Мальчики в 24 месяца

  низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Рост, см 76.9 79.6 82.3 85.0 87.7
Вес, кг 8.8 9.8 10.9 12.2 13.7
Окружность головы, см 44.7 46.0 47.4 48.7 50.0

Девочки в 24 месяца

  низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Рост, см 74.9 77.8 80.7 83.6 86.5
Вес, кг 8.1 9.1 10.2 11.6 13.2
Окружность головы, см 43.5 44.9 46.2 47.6 49.0

Физическое развитие

  • Бегает, играет в догонялки.
  • Прыгает на месте, спрыгивает со ступеньки.
  • Прыгает от радости.
  • Бьет ногой по мячу, не промахиваясь.
  • Поднимается по лестнице без помощи взрослого, при спуске могут возникнуть проблемы.

К двум годам малыш научается ездить на трехколесном велосипеде, самостоятельно умеет вылезти из кроватки, залезть на стул, открывает и закрывает двери. Держите подальше опасные предметы и не ставьте чашку на стол ближе 30 см от края!

Главные навыки

Главный навык конца второго года — непрестанно совершенствующиеся умственные способности малыша. Благодаря им ребенок начинает лучше общаться, говорить, движения становятся более координированные. Неуклюжая ходьба сменяется быстрым и стремительным бегом, как будто кто-то поставил ему реактивный мотор и новые колеса. И конечно же малыш стремится использовать их во всю!

Речевое развитие

  • Словарный запас увеличивается до 20 — 50 четких разборчивых слов. Каждый день ребенок выучивает по крайней мере одно новое слово.
  • Умеет составлять предложения из трех слов «Я хочу еще».
  • Мурлычет себе под нос и поет.
  • К 24 месяцам любимой фразой становится вопрос «Что это?»
  • Любит и пытается выговаривать трудные слова: «динозавр», «вертолет», по-своему коверкая их.
  • Может назвать свои имя и фамилию.
  • Понимает и запоминает двухэтапные просьбы: «Пойди на кухню и принеси яблоко маме».

Некоторые дети к двум годам все еще не говорят, а больше молчат. Не стоит беспокоиться, если они при этом хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют просьбы, проявляют логическое мышление. Просто у них такой характер. Пройдет немного времени и ребенок начнет говорить не хуже сверстников.

Посетить доктора надо в том случае, если к двум годам ребенок не может понять обращенную к нему речь, не пользуется осмысленно словами «мама» и «папа», не повторяет слова за взрослыми.

Поведение

Большую часть времени малыш проводит в движении. Бегать, прыгать, играть — вот его любимые занятия, и не стоит лишать его такой возможности. Навыки и умения совершенствуются, он уже может:

  • Строить башню из 6 кубиков.
  • Усаживаться самостоятельно за стол.
  • Бросать мяч через голову.
  • Кувыркаться, любит заниматься гимнастикой.
  • «Читать» книжки с картинками, переворачивая по одной странице. Некоторые дети, склонные к умственной деятельности, уже любят составлять несложные паззлы.
  • Многие дети в этом возрасте могут научиться пользоваться горшком.

Нормальное поведение: устраивает истерики, нытье, кусается, визжит. Помогает по дому. Может стоя на табуретке, помогать мыть посуду маме.

Еда и кормление

Ближе к двум годам перед родителями часто встает проблема: ребенок отказывается от еды. Не стоит сильно переживать по этому поводу и заставлять свое чадо во что бы то ни стало запихивать в себя все содержимое тарелки. Такое уменьшение аппетита имеет вполне научное обоснование.

Рост ребенка к полутора годам значительно замедляется. Если за первый год жизни его масса тела увеличивается примерно втрое, то от года до двух он вырастает всего на 30 процентов. Поэтому и пищи малышу нужно меньше. К тому же рост малыша в высоту идет значительно больше, чем в ширину, а в качестве энергетических запасов ребенок расходует жир, накопленный в младенчестве. Вот почему дети этого возраста начинают визуально «худеть».

Рацион малыша в этом возрасте должен включать примерно 1000-1300 калорий в день. Потребность в белках: 2 грамма на килограмм массы тела в день. Идеально сбалансированное питание: 50-55% углеводов, 35-40% жиров, 10-15% белков. Полезны частые кормления. Сладких блюд и конфет следует избегать.

Полностью сбалансировать дневное питание бывает очень сложно, потому что ребенок может сегодня поесть больше, а завтра почти ничего. Поэтому разумно будет стремиться не к сбалансированному дню, а к «сбалансированной неделе».

10 самых питательных продуктов: авокадо, фасоль, сыр, яйца, рыба (лосось, тунец, треска), ореховое масло, макароны с отрубями, коричневый рис, тофу (соевый творог), индейка.

Как уговорить своего ребенка поесть

  • Откажитесь от давления на ребенка. Чем больше вы будете давить, тем хуже он будет есть. Кормление через силу может надолго привить малышу отрицательное отношение к приему пищи.
  • Не старайтесь во что бы то ни стало усадить ребенка за стол. В то время, как он во всю осваивает новые интересные занятия, ему некогда тратить время на еду. Если он будет «пастись», получая мелкие и частые кормления, — это будет вполне здоровый и допустимый для него режим питания.
  • Кладите добавку небольшими порциями. Не ошарашивайте ребенка сразу полной тарелкой. Пусть съест сначала чуть-чуть, а потом по мере того, как захочет еще, подкладывайте новую порцию.
  • Приготовьте соус. Дети от года до двух очень любят обмакивать еду в соусы. Таким образом вы сможете замаскировать даже нелюбимые продукты, чтобы малыш их съел. Какие соусы можно использовать: соус из йогурта, сырный соус, фруктовое пюре, питательная салатная заправка, гуакамоле (соус из авокадо) и другие. Нельзя давать ребенку кетчуп, майонез и любые соусы с уксусом, большим количеством соли и специй.
  • Приготовьте «жидкий обед». Если ваш малыш более склонен пить, чем есть, пускай он не прожует, а выпьет свою порцию. Прекрасно подойдут всевозможные «коктейли» из йогурта, смешанного со свежими фруктами. В него можно вставить трубочку, чтобы ребенок оставлял меньше грязи.
  • Приготовьте «поднос с лакомствами»: возьмите пластиковую форму от конфет. Положите в ячейки нарезанные на небольшие кусочки (так, чтобы было удобно брать руками) яркие вкусные и питательные продукты, чтобы понравилось ребенку: сырные кубики, банановые колесики, лодочки из авокадо, деревья из брокколи, маленькие колечки (готовые завтраки), палочки (отварная морковь или пшеничные хлебцы с отрубями), ракушки, бревнышки (макароны разной формы) и так далее — проявите фантазию. Такой поднос идеально соответствует стилю питания большинства детей этого возраста: подбежал, что-то проглотил и убежал. Обратите внимание, что поднос должен стоять на столе, и не позволяйте ребенку бегать с полным ртом, чтобы он не подавился. Если он не может этого выполнить, опрокидывает поднос, — значит он еще очень мал, пусть подрастет.
Энциклопедия

Психологические проблемы у детей

Если вас что-то пугает или настораживает в поведении ребенка, не стоит ждать, пока «само пройдет».

Раннее развитие

Все методики раннего развития основаны на идее о том, что в течение первого года жизни мозг малыша развивается на 60%, к трем годам — на 80%.

Детская комната

Пока ребенок маленький, ему важно быть ближе к родителям, а когда он подрастет — можно, в зависимости от площади квартиры, переселить его или в отдельную комнату, или выделить в одной из комнат «детскую» территорию.

Здоровье ребенка

Все, что нужно знать об иммунитете, закаливании и детских болезнях, чтобы правильно заботиться о здоровье малыша.

Как приучить к горшку?

Существуют два метода приучения к горшку. Сторонники «естественного родительства» рекомендуют высаживать малыша с рождения. Педиатры советуют забыть о приучении к горшку до 1,5 лет.

Разлука с ребенком

Оставить малыша на час, на выходные, на пару недель... На каком этапе его развития можно сделать это без опасений?


Прямой эфир