Ника Миронова

Зачем подростку компания?

Услышала вчера разговор двух девочек.
-Ты любишь шашлык?
-Да... Но мне...нельзя.
-Почему?
-Ну...я на диете (я едва себя одёрнула, чтобы не обернуться).
-Да, а почему?
-Мама считает, что я...толстая. Вот-села на диету.
Когда девчонки нас обогнали, смогла на них посмотреть. Совершенно нормального телосложения девочки, без намёка на полноту.
Подруга выдвинула версию, что тут не мама, а влияние подружек-друзей и, конечно же, тв, преподносящего свой эталон красоты.
Не думаю, что моей старшей дочке придёт в голову идея худеть, но о влиянии на ребёнка и его мнение друзей-задумалась. Попалась неплохая статья на эту тему. Привожу в сокращении.
У родителей подростков многое вызывает тревогу. С кем и зачем проводят время их дети, что значит для них общение со сверстниками? Рассказывает психолог Людмила Петрановская.
В возрасте 10–12 лет в жизни ребенка происходит важное изменение – все большее значение приобретает группа сверстников. До этого времени самые главные люди для ребенка – старшие. Прежде всего его родители, затем – другие родственники, воспитатели и учителя. Они заботятся о нем, учат его, устанавливают правила и рассказывают о том, как устроен мир. У ребенка есть товарищи по играм, но когда мама зовет, игра останавливается. Самые важные межличностные связи для ребенка – вертикальные: снизу вверх и сверху вниз. Все меняется после 10 лет. Теперь он учится устанавливать горизонтальные связи, строить партнерские отношения. Мнение сверстников постепенно становится важнее, чем то, что говорят родители. «Компания не каприз и не способ избежать неприятных и скучных дел, – подчеркивает Людмила Петрановская. – Общаясь со сверстниками, он учится завоевывать авторитет, решать конфликты, понимать людей, переживать предательство, хранить верность, выбирать друзей, справляться с врагами. Это и есть ведущая деятельность подростка, а вовсе не изучение школьных предметов»
ЛЕСНОЙ ДОМ
В архаичных обществах существовали обычаи перехода от детского возраста ко взрослому. Детей забирали у родителей и селили вдали от племени, в глуши, в так называемых «лесных домах», девочки и мальчики отдельно. С ними занимались жрецы – самые лучшие, самые мудрые люди племени – учили ритуалам, охоте и всякому еще нужному. Считалось, что при этом ребенок умирает, а на свет появляется совсем другой человек – взрослый. Поэтому, перемещаясь в «лесной дом», дети символически переходили в другой мир – мир мертвых, предков. Их не должны были видеть другие члены племени, они не могли есть обычную пищу.
С одной стороны, обычаи эти выглядят довольно суровыми в наше время гуманистических ценностей. С другой – детям что-то вроде этого все равно нужно. Чтобы группа, чтобы тайна, чтобы вдали от обычных взрослых, но во главе с необычным, чтобы страшно и трудно, и чтобы преодолевать себя. И символика, и ритуалы, и точная грань между «своими» и «чужими».
Быть с другими – это потребность подросткового возраста. Современная культура перекрывает многие способы ее реализации, но она все равно находит выход. Вот только порой он приобретает уродливые формы. Отсюда скинхеды разного рода и менее опасные, хотя и шокирующие готы и эмо. В отсутствие мудрого наставника такими объединениями порой руководят манипуляторы, которые используют энергию молодых и их непрактичность в собственных целях.

Узнать больше: Л. Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» (АСТ, 2015).
http://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/_article/zachem-podrostku-kompaniya/

Ответить0 комментариев
В избранное
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир