allisius

Возникновение речи у детей

К году дети начинают лепетать. Среди разнообразных звуков появляются первые, как будто случайно произнесенные слова: «мама», «баба», «ля-ля», «дай». Пройдет еще немного времени, и ребенок начнет говорить. Как совершается этот переход к сознательному употреблению слов, к речи?
Существует множество противоречивых мнений по вопросу возникновения речи у детей. Проведенные эксперименты подтверждают ту точку зрения, что «речь есть, прежде всего, средство социального общения».
Представим себе ситуацию, когда ребенок, знающий уже несколько первых слов, играет со взрослым и хочет, но не может достать игрушку, например, матрешку.
Взрослый помогает ему, но при некотором условии: он громко произносит слово «матрешка» и дает ее ребенку только в том случае, когда ребенок, наконец, сам произносит слово «матрешка».
Как показал опыт, дети довольно быстро (82% испытуемых) научились называть предметы в этой ситуации.
Они начали говорить такие трудные для них слова, как «карандаш», «гармошка», «балалайка».
Характерно поведение ребенка в процессе запоминания слова. На первом этапе (первые 3—4 эксперимента) ребенок основное внимание уделяет самому предмету, о чем говорит его взгляд.
На втором этапе (четвертый — восьмой эксперименты) внимание переключается на взрослого, именно к нему обращены взгляды, мимическая просьба и пока еще мало осмысленный лепет — ребенок словно мечется от желанного предмета к взрослому партнеру по игре.
И, наконец, на третьем этапе основное внимание занимает уже само слово. Эти три периода с разными объектами внимания соответствуют трем фазам развития коммуникативного процесса, то есть процесса общения с помощью речи.
Слово, связанное с предметом, может выступать как средство общения лишь в том случае, когда установлены и объединены два рода отношений: «предмет — взрослый» и «взрослый — слова». Значит, ключевым звеном в этом процессе является взрослый, так как именно он объединяет эти отношения. Это положение подтвердили и дальнейшие эксперименты.
Овладев первым сложным словом, дети гораздо быстрее усваивают следующие слова. Однако когда меняется взрослый, ребенку нужна дополнительная практика с новым партнером по игре. Правда, еще не ясно, не привыкает ли ребенок к «своему» экспериментатору.
Знание того, как происходит процесс овладения активной речью в раннем возрасте, поможет в воспитательной работе, укажет, как своевременно развивать речь ребенка.
Источник http://clinicall.ru/

Ответить0 комментариев
В избранное
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир