Вступить в сообщество
Сообщество

Лампадка

Ярославна2304

ВОЗЛЮБИТЬ ВРАГА СВОЕГО

Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.

В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.

Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».

Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.

Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?

«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28 ), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38 ), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лк. 9: 54)? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55). Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил святой Илия, ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

Священник Валерий Духанин
http://www.pravoslavie.ru/put/75872.htm

Ответить35 комментариев
В избранное
Комментарии (35):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
pettrova91 09.01.2015 11:36 #

очень актуально, есть над чем задуматься!

Lyly007 26.04.2015 04:36 #

ахаххаха поробуйте.....наивные!!!!!

Zoluschka 26.04.2015 04:39 #

свидетелей Иеговы тут еще не хватало

Ника Миронова 24.05.2015 13:57 #

Хотела создать отдельную тему, но шансов, что вы её увидите мало. Такая ситуация: мою подругу (она фотограф) пригласили снимать крестины. На них батюшка попросил всех присутствующих предъявить ему крестики. Подруга честно призналась, что мусульманка. После этого ей пришлось прослушать оскорбительную лекцию об упадке её религии и быть выдворенной из храма. Мне интересно, это вообще правомерно именно с точки зрения христианских заповедей? Почему во многих странах мира людей разных вероисповеданий пускают в любые храмы-и как верующих, и на экскурсии, а в многонациональной стране выгоняют из церкви?

Nullite 24.05.2015 17:25 #

Дело не в стране, не в христианской церкви, а в попЕ. Нынешние реалии нашей церкви таковы, что управляют ими не настоятели, а коммерсанты. И достаточно доходное это дело - продавать людям религию.

Ника Миронова 24.05.2015 20:37 #

Хотела от Ирины узнать как от воцерковленного человека, который знает все каноны, нормальна ли такая ситуация или это самодурство отдельно взятого служителя. Кто-то мне сказал, что при монастыре правила жёстче, но... Вот моя сестра, например, не примкнула к православию, потому что её в брюках выгнали из церкви. Человек зашёл найти утешение, успокоение, ответ - какая богу разница, в брюках или в юбке? Вот из-за таких служителей и идёт отвращение к самому институту церкви...

Ирина-Орел 24.05.2015 20:51 #

И, если можно, попутный вопрос Ирине. Вот во времена Иисуса все мужчины ходили в одежде, подобной современному женскому платью. Почему же в настоящее время церковь устраивает гонения на женские брюки? Почему мужчинам не предписывается носить "исторически верный костюм"?

Nullite 25.05.2015 07:58 #

Ну там прожженые старообрядцы считают, что брюки - мужская одежда, а женщине не подобает одеваться, как мужчине. Хотя в принципе то, женские брюки, сделанные для женщины - это женская одежда
Я в принципе считаю, что чтобы быть верующим - не обязательно соблюдать все экстравагантные правила русской православной церкви. Бог - это добро в сердце человека. За Богом не обязательно куда-то ходить и совершать ритуалы. Достаточно пустить господа в своё сердце.

Ника Миронова 25.05.2015 12:21 #

Представители церкви с тобой бы не согласились, думаю

Nullite 25.05.2015 13:41 #

Какие-то согласились бы, какие-то нет. Я, как прагматик, вижу смысл в учении церкви, но не вижу смысла в доведении до абсурда догм религии. Да, если ты транссексуал или кроссдрессер - ты не вписываешься в нормы, но запрещать носить женщине женские брюки - это абсурд. Да, жертвоприношение - это поклонение диаволу, не должна кровь проливаться в церкви, но запрещать входить в церковь во время месячных - абсурд. Итд Итп. Это моё мнение.

Ника Миронова 25.05.2015 13:54 #

Кстати, да. В этом отношении церкви давно пора стать либеральнее. Уж если возле крестильной комнаты висит прейскурант цен, то пора сделать людям скидки в виде послабления относительно этих правил.

Nullite 25.05.2015 16:12 #

А ещё лучше - не покупать религию. В наше время, когда под церковь бизнес-план пишется, религия погибает. Веру купить нельзя. ходить в церковь с прейскурантом - ничего в ней святого нет. Когда сами священнослужители нарушают догмы религии. Попы-торгаши - это не церковь.

Ника Миронова 25.05.2015 20:27 #

Попы-торгаши - это не церковь.



В нынешних реалиях получается, что именно они и есть церковь...

Nullite 25.05.2015 21:17 #

т.е. людям, не имеющим денег, нельзя приобщиться с Богу? Богатство и Бог - это что, однокоренные слова? Не нужна такая церковь тогда вообще.

CareBear 26.05.2015 20:02 #

зайти в брюках можно на самом деле и с непокрытой головой
просто ни исповедываться ни причащаться батюшка не допустит, целовать крест скорее всего тоже
странно, что выгоняют вообще
хотя обычно на входе висит объявление с просьбой следовать правилам храма, другое дело что люди часто не замечают или игнорируют правила.

Ника Миронова 26.05.2015 20:19 #

Наташа, привет!
В церковь, которая в нашем посёлке, в брюках зайти нельзя-нужно завернуться в какую-то хламиду. Без платка и в брюках-выгонят сто процентов

CareBear 26.05.2015 20:25 #

Тогда тем более! Раз известны правила - проще им следовать.
У нас в церкви лежат платки в корзине на входе
можно придти в брюках и замотать себе платок вокруг талии
и на голову одеть оттуда же
В это воскресенье видела именно женщину стоящую на исповедь в брюках, никто не кричал на нее, просто когда она подошла по очереди батюшка попросил ее выйти в холл и вернуться с юбкой-платком, что она и сделала.

Ника Миронова 26.05.2015 20:31 #

Ну вот и выходит, что всё зависит от служителей. Кто-то спокойно напомнит, а кто-то нахамит "в гневе".

CareBear 26.05.2015 20:43 #

Все мы бываем в разном расположении духа!
Бываем несдержанными и часто раздражительными
И священники тоже люди!
Мне было очень стыдно за мои плохие мысли когда я пришла в церковь на прощенное воскресенье,
тогда архиерей просил прощения у всех людей находящихся в храме на службе, оказалось что его речь настолько тронула меня - мне захотелось все всем простить! Я неожиданно вспомнила, что тоже имела на него такую "обидку" за его обращение к кому-то.
От души простила его. И вообще с тех пор захотела больше бывать на службах, участвовать в жизни общины.

В России зачастую проблема такого плана бывает как мне кажется из-за того что мало священников потомственных, очень многие сами выросли без веры, нет той стати и благоговения среди молодого поколения. Раньше я не замечала, сейчас общаюсь с разными людьми, есть в этом что-то особенное! Люди пришедшие к церкви и к служению в зрелом возрасте часто с собой несут багаж своих мирских знаний и переживаний. От этого трудно избавиться я думаю.

Ника Миронова 26.05.2015 22:24 #

Хамить всё-таки никто не в праве. А уж выгонять из-за иного вероисповедания-тем более.

Evgeniya TM 24.05.2015 19:28 #

Это был "какой-то неправильный" поп
Фотограф же не в сатанизме призналась))
Даже у мусульман, чьи религиозные догматы и их воплощение в повседневной жизни намного "суровее" чем у православных, разрешено посещать храмы (мечети) представителям иных религий. Я так понимаю, что и в исламе и в христианстве это даже, в некотором роде, приветствуется - есть надежда, что посетитель осознает истинность религии места и захочет примкнуть))

Ника Миронова 24.05.2015 20:40 #

Да, многие высказали предположение о том, что дело в конкретно взятом человеке, который в данном случае не ревностную веру проявил, а показал свою нетерпимость и бескультурье, что, наверное, даже грех.

Ярославна2304 05.09.2015 02:42 #

Лучше поздно, чем никогда

Церковь - это дом Божий на земле. А мы - дети Бога. Если человек в храме ведет себя подобающе, соответствующе одет, не пьян, то, в принципе, никто не должен его выгнать. Даже бесноватым двери храма открыты.
В Черногории есть одно святое место, называется Острог, там покоятся мощи Св. Василия Острожского. Приезжают туда верующие со всего мира - и не только православные. Есть буддисты, есть мусульмане. Разные чудеса происходят там, и многие, кто слышит о них, приходят поклониться и приложиться к святыне. Многие получают исцеление, в том числе и не православные. С любовью и заботой принимают монахи всех без исключения. Разрешают остаться на 2 ночи (абсолютно бесплатно), а по особому разрешению, если на то есть необходимость, И дольше.

Как правило, все зависит от настоятеля храма. Есть батюшки очень строгие, есть более снисходительные к нам. К примеру, патриарх Кирилл призвал не выгонять из церквей женщин без платка или в брюках, как это иногда случается у нас, к сожалению.

Ника, если Вашу подругу выгнали из одного храма, это не означает, что так же с ней поступили бы и в другом. Наш батюшка, к примеру, часто разговаривает в храме с сектантами, которые приходят к нему с разными провокационными вопросами. Он с ними мирно беседует, как с любым другим прихожанином. Другое дело, что очень устает от таких бесед, столько душевных своих сил тратит. Он таким образом пытается спасти их души, вернуть домой блудных сыновей. И таких священников, думаю, не мало.

О батюшках, которые верно несут свою службу, мало говорят. Слышала такое сравнение: священник. как самолет - когда сотни них летают исправно И по графику, нигде нет ни слова, а стоит одному из них упасть - так о нем говорит целый свет.

Ника Миронова 05.09.2015 14:49 #

Дело было не в строгости батюшки, а в его хамском поведении по отношению к человеку другой веры.


если Вашу подругу выгнали из одного храма, это не означает, что так же с ней поступили бы и в другом.



Знаете, после таких инцидентов в другой храм идти у людей просто не возникает желания. Моя сестра, например, была выпровожена из храма, потому что зашла туда в брюках. А у неё была огромная потребность помолиться, поставить свечку. Она просто не подумала о том, что не так одета. Мне кажется, богу всё равно, в брюках женщина или в платье, если она пришла в храм с открытым сердцем. Все эти условия придуманы уже не им, а людьми - вот такими "строгими" батюшками и бабушками, которые свечки требуют у них покупать, а со своими не пускают. Всё это отвращает и от религии, и от походов в церковь. После крещения сына 5 лет назад я порога храма не переступала, мне хватило отрицательных эмоций. Младшую дочь решили не крестить, вырастет-сама придёт или не придёт к вере, это уж как получится.

Ярославна2304 05.09.2015 17:34 #

Ника, то, что Вашу сестру попросили удалиться из храма - это, конечно, не правильно. Могли, например, подойти и тихонько предложить ей накинуть поверх брюк юбку (на входе такие обычно висят). Не по-христиански получилось.

А вообще, в каждом месте есть свои правила. об этом говорилось уже очень много раз.
В роддоме роженица беспрекорно одевает то, что ей дают, приносит с собой исключительно то, что ей позволят работники больницы.
На торжественном приёме также полагается одеваться соответствующе - без вечернего туалета могут и не пустить.
В школу дети одевают форму.
Церковь - не исключение из правил: накиньте платок, юбку, купите в церковной лавке свечку, помолитесь и все. Никаких сложностей. Если же без всякой видимой причины к Вам подойдет местная бабулька и начнет учить, просто скажите ей тихонько, глядя в глаза: "Простите, бабушка", повернитесь и идите куда Вам нужно. Когда некоторые прихожане начинают своевольничать и устанавливать свои порядки, нужно сказать об этом священнику. Его задача таких "доброжелателей" усмерять. Если же Вас оскорбил священник, то можете написать жалобу. Существует следующий порядок.

"Вначале можно обратиться к настоятелю храма, где служит нарушитель Божьих законов. Затем – к благочинному церковного округа епархии, к которой принадлежит данный храм. Должность благочинного дает ему полномочия контроля соблюдения порядка на вверенной ему территории.
Еще более высокая инстанция для направления жалобы на уровне Патриархии – это правящий архиерей. Заявителям надо знать, что жалоба должна быть обоснована, все факты изложены объективно и с ответственностью за информацию. Нужно также указать имя, фамилию и сан священника, нарушившего правила, а также свои контактные данные – анонимные жалобы не рассматриваются. Оговорить невинного – большой грех, за которым последует наказание клеветника на Суде Божьем.
Поэтому следует быть готовыми доказать обвинение, когда в ответ на жалобу вас пригласят к официальному представителю церкви или даже в епархиальный суд. Церковники относятся к поведению приходских священников весьма серьезно, и если обвинения подтвердятся, виновный будет временно или навсегда отстранен от священнослужения, переведен в другой приход и даже совсем отлучен от церкви."
(http://doskapozora33.ru/info/693-kuda-pozhalovatsya-na-svyaschennika.html)

Ника Миронова 05.09.2015 18:36 #

Спасибо за такой подробный ответ!

Ярославна2304 05.09.2015 18:39 #

Спасибо Вам за терпение

olgachuvilo 26.05.2015 10:53 #

Хритианин исповедует веру и дела . Живет по заповедям данным нам и этим исповедует и подтверждает делами истину своей веры. Смирением , терпение и не осуждением других, но самого себя. Любите ненавидящих Вас , и обижающих . Ничего не происходит без воли Творца. Все , что делается с нами есть самое полезное и нужное, делается для нас и ради нас.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир