Вступить в сообщество
Сообщество

Нравственное воспитание

Ника Миронова

Вот такая история

Октябрьскую и Февральскую революции объединили в Великую российскую
Ранее считалось, что две революции 1917г. различаются по своей сути (Февральская — буржуазно-демократическая, Октябрьская - социалистическая), однако авторам будущего единого учебника по истории России рекомендовано отказаться от традиционного изложения этих событий.
Научный руководитель рабочей группы по созданию Концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян накануне подтвердил, что Великая Октябрьская социалистическая революция (как ее называли во времена СССР) переименована в Великую российскую революцию по примеру французской, и теперь это понятие включает в том числе события февраля 1917г. По его словам, учеными были даны новые трактовки событий и исторических личностей.
Заместитель директора Института российской истории РАН, доктор исторических наук Сергей Журавлев заявил в интервью телеканалу "Дождь", что в концепции осталось "примерно то же самое, что говорят французы о своей революции".
"Есть Великая французская революция, а у нас есть Великая российская революция 1917г., которая прошла в своем развитии несколько этапов: события в феврале (раньше называлась Февральской), события в октябре (раньше называлась Октябрьской революцией) и гражданская война как продолжение революции. Вот очень многие наши граждане выступали за то, чтобы упоминание Октябрьской революции оставить в концепции. В результате, если вы посмотрите, там говорится о Великой российской революции, прошедшей в своем развитии несколько этапов. Нет ни слова "великая", ни слова "социалистическая", — отметил ученый.
Напомним, что сегодня, 31 октября, концепция нового учебно-методического комплекса по истории России должна быть представлена президенту РФ Владимиру Путину. Разработанный стандарт представляет собой брошюру, куда включены принципиальные оценки ключевых событий истории, основные подходы к преподаванию предмета в современной школе, темы, понятия, события и персоналии, которые должны войти в будущие учебники.
В конце перечислено 20 "трудных вопросов истории России" (с точки зрения учителей) по которым планируется издать отдельные пособия и методички, содержащие альтернативные оценки сложных для преподавания событий. Среди них, к примеру, роль Ивана Грозного в российской истории, цена петровских преобразований, внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны, перестройка и развал Советского Союза и др.
Как сообщил накануне на расширенном заседании совета Российского исторического общества (РИО) А.Чубарьян, основную сложность для составителей концепции представили последние 20 лет российской истории: многим событиям этого периода все еще сложно дать однозначную оценку.
Поэтому, пояснил ученый, было решено ограничиться фактографическим освещением периода. Хотя без оценок не обошлось: "шоковая терапия", приватизация, криминализация общества, военные конфликты на Кавказе в 1990-х гг. получили в концепции негативную оценку. Кроме того, А.Чубарьян подтвердил, что переименована была не только Октябрьская революция: монголо-татарское иго школьники будут изучать как ордынское, пишет РБК.
"Но главное – концепция подразумевает многофакторный подход: на ход истории влияют очень многие обстоятельства, она никогда не бывает черно-белой. Воспитательная функция будет реализована через показ всех спектров жизни страны: не только грандиозных побед, но и трагедий", — заверил ученый.
По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории "стала продуктом широкого общественного согласия". "Дискуссия по данной теме показала, что российское общество готово обсуждать самые сложные вопросы", — полагает председатель нижней палаты парламента.
"Нам удалось выйти на согласованные формулировки по множеству тем нашей истории. К этой работе были привлечены и представители педагогического сообщества, родители, ученые, эксперты, ветераны Великой Отечественной войны. В итоге можно с полным основанием говорить, что концепция стала продуктом широкого общественного согласия", — заявил С.Нарышкин.
Также он напомнил, что впереди – конкурс на создание линейки учебников и методических пособий, которые будут базироваться на подготовленной концепции.
Источник: http://mediarupor.ru
От себя: мне кажется, насчет революции-как есть-так бы и оставили. Зачем объединять, переименовывать, додумывать, дотрактовывать?
А вы как считаете?

Ответить54 комментария
В избранное
Комментарии (54):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

А мне кажется, что новый подход логичнее и честнее) Без идеологического налёта. В Англии, Франции события Великих революций разворачивались по нескольку десятков лет, а у нас по две революции за год случалось?
Само определение революции ведь подразумевает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. При этом буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом, а социалистическая заменяет капитализм на социализм. Согласись, Ник, что за восемь месяцев такие глобальные изменения произойти не могут?
В общем, я с такой концепцией очень согласна. Меня ещё в школе смущала эта многочисленность революций на квадратный метр нашей истории))

Ника Миронова 02.11.2013 18:52 #

Согласись, Ник, что за восемь месяцев такие глобальные изменения произойти не могут?



Конечно, за 8 месяцев-не могут, но ведь был "перерыв" между февралем и октябрем? Можно было февральскую назвать восстанием, а уж события в октябре-революцией, после них действительно произошли глобальные изменения в жизни. А объединять всё в "великую российскую"-не знаю... Интересно, что Света думает по этому поводу-как профессионал)

Tanya:) 02.11.2013 20:52 #

Дата в календаре - это дата какого-то официально закреплённого события. Почему Победа может случиться за один день, а Революция не может? Две революции за год - это две смены партии власти. В феврале к власти пришли одни люди, в октябре их сместили другие.

Schwan 02.11.2013 21:14 #

Две революции за год - это две смены партии власти.


Тогда каждые выборы у думу можно рассматривать как революцию,если партийный баланс сменился
А вообще,если серьезно, то мне Февральская революция видится более значимым событием,т.к. Николай отрекся от престола, а следовательно пало самодержавие...Все остальные события - это уже перетягивание каната,двоевластие не могло быть вечным и кто--то бы обязательно нашелся,чтобы поставить финальную точку: или бы канат кто-то перетянул, либо как у нас и получилось, появилась третья сила и "разрубила этот Гордеев узел")

Tanya:) 02.11.2013 21:18 #


Тогда каждые выборы у думу можно рассматривать как революцию,если партийный баланс сменился



Можно, если бы у нас была парламентская республика и смена рулевой партии влекла бы за собой кардинальные перемены в общественном строе.

Schwan 02.11.2013 21:52 #

не,Тань,нельзя...кардинальные перемены - это очень далеко от революции.реформы тоже могут привести к кардинальным переменам.."революция" - это все-таки особый зверь))

Tanya:) 02.11.2013 21:59 #

Света, ты возражаешь против слова "революция" в названия событий 1917г? Я - нет.

Schwan 02.11.2013 22:10 #

Света, ты возражаешь против слова "революция" в названия событий 1917г?


я тоже нет))Именно поэтому мною легко принимается предложенная трактовка Великой русской (ой,российской))революции,которая объединяет и февраль и октябрь,как звенья одной цепи, а не разводит их в разные стороны,как это было раньше...Но я бы очень хотела видеть,как это будет представлено в учебнике.Если в нем будет сказано,что события октября наложили отпечаток на советскую историографию,которая рассматривала их так-то и так-то, то я только ЗА..если же этот момент будет упущен,то это для меня будет очередной знак ? и очередное передергивание истории(

Ника Миронова 02.11.2013 21:24 #

Почему Победа может случиться за один день, а Революция не может?



Ну тут наверное спорно, все-таки с февральской революции и началось активное движение к октябрьской... Хотя если ТАК рассматривать все исторические события, то половину переименовывать надо: ведь у каждого из них была своя подоплека, этапность и тд.

Schwan 02.11.2013 19:11 #

ох,я как-то наскоками отслеживаю,эту "общественную" дискуссию и у меня пока больше вопросов,не получив ответы на которые мне трудно сформировать свое мнение, но что касается революций,то я с легкостью принимаю подобную трактовку) для меня и февраль и октябрь - звенья одной цепи...И период с февраля по октябрь я всегда воспринимала как "куча шансов" избежать октября,но увы, этими шансами не смогли воспользоваться...

Ника Миронова 02.11.2013 21:19 #

и у меня пока больше вопросов,не получив ответы на которые мне трудно сформировать свое мнение,



А каких, Света? Интересно!)))

Schwan 02.11.2013 21:53 #

ну у меня главный вопрос как раз в том,как будет выглядеть этот учебник и как в нем будет "написана" история, какие факты представлены и как? какие трактовки и в каких количествах?

Ника Миронова 02.11.2013 22:22 #

Ну то есть та самая пресловутая объективность...

Schwan 02.11.2013 22:53 #

ну да, и понимание того,что объективность всегда субъективна))
но на самом деле история может быть без идеологии,т.е. она как минимум должна к этому стремиться)) и достигается это плюрализмом мнений и т.зр.) это в целом по истории
а по учебникам детям,то да,в младших классах давать фактологию,а потом наращивать ее всякими теориями,мнениями и исследованиями...

Tanya:) 02.11.2013 22:59 #

но на самом деле история может быть без идеологии,т.е. она как минимум должна к этому стремиться))


Исторические исследования сами по себе могут и должны быть беспристрастными. Но если говорить о школьном курсе истории, то он должен поддерживать текущий правящий строй. Каждый правитель стремится к сохранению своей власти. Как иначе воспитывать своих единомышленников?

Schwan 02.11.2013 23:07 #

Но если говорить о школьном курсе истории, то он должен поддерживать текущий правящий строй.


школьный учебник меньше всего этого должен)
есть масса других способов воспитывать единомышленников)

Tanya:) 02.11.2013 23:15 #

Именно в школе воспитывается патриотизм. Это проще и логичнее всего.

Schwan 03.11.2013 00:40 #

ага,только потом с таким "патриотизмом" всякие метаморфозы нехорошие происходят(

Tanya:) 03.11.2013 00:47 #

Не совсем поняла, но с моей точки зрения логично воспитывать патриотизм в школе. И логично переписывание учебников. Хотя нервирует и смешит.
Метаморфозы, произошедшие в нашей стране (СССР), - результат тех самых капель, которые подточили камень за годы холодной войны. Кропотливая бесконечная работа противников советской власти и, возможно, русофобов вообще.

Schwan 02.11.2013 23:11 #

а вообще как может учебник истории поддержать того или иного правителя?Это вот Путин у нас засиделся,что было все-таки принято решение включить в историю и годы его правления..а если нормально-организованная смена власти,то тут замумукаются под каждого правителя переписывать и учебники переиздавать))))))

Tanya:) 02.11.2013 23:16 #

А то у нас не под каждого учебники переиздаются? Если брать глобально: под КПСС одна история, после 91г - другая.

Tanya:) 02.11.2013 20:29 #

Моё мнение не по поводу Февральской и Октябрьской революций, а переименований вообще - задолбали!
В связи с объявлением "независимости" после распада СССР началась мания переименований. Я сейчас говорю про Казахстан, но, думаю, ситуация типична для всех бывших республик. Во-первых, русские (русскоязычные) названия стали заменять на казахские. Хотя, надо сказать, в 1991г. соотношение казахов к неказахам было 40% на 60% в среднем по республике. Много казахов было на Юге, а на Севере и в Центральной части - 30% на 70%, а то и меньше. Например, в моём классе из 36 учеников было 3 казаха, остальные - русские и другие славяне, немцы, парочка татар. По переписи 2009г. казахи составляют 63%.
Во-вторых, появились местные герои, которых надо было срочно прославить на века. Некоторые из них являлись историческими персонажами, внёсшими свой вклад в развитие казахского общества и государства, но мало изучавшимися в советский период. Других продвигали богатые потомки, нашедшие свои подходы к ономастической комиссии, отвечающей за переименование улиц и населённых пунктов.
Доходит до абсурда. В той же Астане, где я прожила 10 лет, на моей памяти улицы переименовывали по 2-3 раза. А ведь они уже были переименованы до моего переезда, сменив комсомольско-коммунистические названия на казахские! Даже старожилы запутались, а каково командировочным: каждый год искать новый адрес. Причём новые названия не только у улиц, но и у крупных магазинов, кинотеатров, т.е. у тех объектов, которые могут служить ориентиром.
Бедную улицу Гумилёва вообще "перенесли" в другой район.
Моя бы воля, я бы запретила вообще всяческие переименования. Бывают разные периоды в жизни государства, это наша история, это надо знать. А оценку можно давать разную, по прошествии десятилетий и веков.

Ника Миронова 02.11.2013 21:00 #

У меня подобное твоему ощущение и отношение к переименованиям, трактовкам, дотрактовкам... Это и неисторично и непрактично, в конце концов! Это опять-переписывание, переиздание учебников, путаница в сознании. Пусть будет все как и было, поэтапно-февральская революция, октябрьская.
Насчет переименований-согласна с тобой полностью! Единственное-могу допустить логичные переименования-возвращение географическим объектам исконных названий (в случае с Ленинградом, Волгоградом, например).

Tanya:) 02.11.2013 20:39 #

Кстати, насчёт оценок. Есть такие спорные историки: Носовский и Фоменко. Они выпустили многотомник с альтернативной точкой зрения на историю, которая не признана официальными учёными. Я осилила пару книг. Разбираться со всем этим - сложно, в идеале надо иметь доступ к оригинальным литературным источникам. Носовский и Фоменко много говорят о погрешностях углеродного анализа, который используется для определения возраста артефактов, о том, что первоначально были неверно датированы какие-то ключевые события, соответственно пошла неверная привязка остальных дат. Я не призываю всех принять на вооружение взгляд этих учёных (или "учёных" в кавычках?).
Но главная мысль такая: новая власть - новая история. Каждый правитель переписывает историю под себя.

Ника Миронова 02.11.2013 21:07 #

Каждый правитель переписывает историю под себя.



Да, вот это и тревожит. так не должно быть-в идеале

Tanya:) 02.11.2013 21:08 #

история немыслима без идеологии

Ника Миронова 02.11.2013 21:15 #

Да, но она должна быть объективной по максимуму. История, я имею в виду

Tanya:) 02.11.2013 21:20 #

В том и загвоздка, что объективность оценивается субъективно с точки зрения текущего правителя.

Ника Миронова 02.11.2013 21:27 #

Ну наверное самый большой пример субъективности-это победа США в ВОВ Или это шутка, что в учебниках истории у них так написано?

Tanya:) 02.11.2013 21:30 #

надо американцев спросить

marion 03.11.2013 09:34 #

Вот такой объективный факт: у нас есть на диске американский фильм про Великую отечественную войну. Не художественный, а документальный. Очень кратко, емко, на фоне хроник того времени рассказывается об основных этапах войны. В целом прекрасный учебный фильм, для тех, кто не знает (для нас с мужем, учивших это в школе, нового, конечно, ничего нет).
А называется этот фильм - "Неизвестная война"))).
Т.е. его создатели в свое время (к сожалению, не помню года) открыли для себя, что, оказывается, на территории СССР тоже шла война с Гитлером)) и это так их заинтересовало, что они сняли про нее фильм - рассказать народу.

Но ради объективности надо заметить:
У меня из курса школьной истории, конечно, осталось в голове, что у СССР были союзники, и что они помогали в основном материально, оружием, питанием и т.д. И даже про высадку в Нормандии было, но это подавалось как нечто неважное, ведь уже конец войны - 1944 г., мы бы и без них победили)).
О том, что начиная с 1939 Великобритания вела постоянную воздушную войну с Германией, о военных действиях в Италии, Греции, Северной Африке я прочла уже намного позже, самостоятельно.

Mama_6 03.11.2013 11:09 #

Интересно... Нам на уроках истории рассказывали и про Англию, и про Италию, и про Северную Африку. Конечно, гораздо менее подробно, чем про военные действия на территории нашей страны. Но тем не менее, я четко знала, что во время событий под Сталинградом, союзники вели активные действия на севере Африки, тем самым оттянув определенный процент сил противника.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир