Вступить в сообщество
Сообщество

Книжный клуб

Ника Миронова

«Учителя меня не похвалят за то, что я делаю»

Наверное, найдутся люди, которые, будучи школьниками в 90х, помнят толстые книги в тонкой обложке с названием "Все произведения школьной программы в кратком изложении" или "200 золотых сочинений"?)
У нынешних детей доступ к информации гораздо шире, чем у нас. Мало того, нашёлся человек, который создал целый ресурс-библиотеку кратких изложений на русском языке.
Просто и честно о спорном проекте "Брифли".
Алексею Скрипнику 27 лет, его сайту «Брифли» — 13. Это самая большая библиотека кратких изложений на русском языке. В основном «Брифли» используют школьники и студенты филологических вузов, которым не хватает времени или желания читать заданные произведения полностью.
У вас сейчас самый крупный проект с краткими содержаниями в Рунете?

Да, если брать только краткие содержания, то самый крупный. Сейчас на «Брифли» в среднем 2-3 млн уникальных посетителей в месяц, большинство школьники. Летом меньше. Но есть еще сайты, которые помимо кратких изложений дают готовые сочинения, биографии, другую полезную информацию. Они будут покрупнее, например, Литра.ру больше раза в два.
Когда вы создавали «Брифли», то рассчитывали на такой масштаб?

Нет, это произошло случайно. «Брифли» я создал, когда учился в 10 классе, в 2003 году. Тогда я просто тренировался, как делать сайты. Мне показалось, что все существующие сайты с краткими изложениями сделаны неправильно, а я сделаю хорошо и круто.
И что крутого появилось с самого начала?

Абсолютно ничего, я думал, что возьму дизайном. Тогда я пытался подбирать шрифты, подходил к этому чисто с технической и эстетической стороны.

Вы тогда ориентировались на какую аудиторию?

В 10 классе я это делал в первую очередь для себя. Я был школьником, который не всегда хотел читать книги, которые нужны по программе.
Тогда у меня была одна цель — упростить жизнь таким, как я
Позже появился сценарий «прочитать по диагонали и понять, стоит ли читать полный текст». Про это написали сами читатели «Брифли», и некоторые действительно пользуются сайтом, чтобы понять, интересно им произведение или нет.

У вас на сайте написано время на прочтение оригинала и краткого содержания. Вы этим подталкиваете людей пойти прочитать оригинал, если он, допустим, полчаса всего займет?
Я просто честно пишу, что пересказ займет столько, а оригинал столько. Иногда это показывает, насколько можно сэкономить время. В действительности пересказ не всегда сильно короче. Иногда, если есть полчаса, можно прочитать оригинал. У меня есть статистика, как люди переходят по ссылочке «оригинал», это делают многие — около 3 тысяч переходов в день. А всего в день порядка 150-200 тысяч уникальных посетителей. Но что люди делают дальше — сразу закрывают или действительно читают — я не знаю.
А вы переживаете, что мешаете школьникам изучать литературу? Обвиняют вас?

Я чаще сам себя обвиняю, чем меня обвиняет кто-то еще. Конечно, мне наиболее приятен сценарий «прочитать краткое содержание, чтобы понять, стоит ли читать оригинал». Мне хочется развивать «Брифли» в эту сторону, быть гидом по миру литературы.
Но есть ученики, которым литература в школе вообще не интересна
Возможно, потому что учитель плохой или сам человек интересуется чем-то другим. И когда его заставляют прочитать то, что ему не хочется, когда это чтение не доставит ему удовольствия, когда нет причин, чтобы читать, кроме двойки в журнале, — в этом случае краткое содержание может действительно выручить. И оно выручает, судя по тому, что пишут школьники в комментариях: «Я прочитал и мне поставили пять», «Я прочитал и написал сочинение». Тут уже вопрос не ко мне, а к учителю — понять, что человек прочитал оригинал или краткое изложение, опытному учителю не составит труда.

Какое у вас отношение к преподаванию литературы в школе?
Мне кажется, что эти уроки должны вести не литературоведы, а психологи. Люди, которые умеют общаться. Вот если спросить у типичного родителя, зачем нужна литература, он, скорее всего, скажет, что дети учатся общаться, выражать мысли, структурировать письмо...
http://mel.fm/2016/03/17/brief_retelling

Ответить23 комментария
В избранное
Комментарии (23):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
julliett 29.03.2016 12:58 #

Как же меня этот сайт спасал! Фактически там я прошла весь курс литературы на первых курсах вуза.)) Благодаря ему я сэкономила уйму времени. Я очень прекрасно отношусь к подобным сайтам, они - это палочка-выручалочка большого количества учеников и студентов.

Evgeniya TM 29.03.2016 13:45 #

Я понимаю, что у людей мало времени, а сделать / прочитать нужно многое успеть, НО...
Знакомство с произведениями литературы, классикой, в форме изложений - меня пугает. Хочется спросить -зачем? Ведь литература - это, как бы сказать, не информации в виде 'сухого остатка'. Смысл ведь в именно в ощущениях, образах, идеях, которые каждому видятся и ощущаются при прочтении всего произведения по-своему.
Простите, но наиболее близким сравнением, мне представляется секс с резиновой женщиной - и половой акт происходит, и основные элементы (грудь, гениталии) У нее присутствуют... Отношения с живыми людьми могут быть реже, могут приносить разочарование, на них тратиться гораздо больше времени и средств, НО...

julliett 29.03.2016 15:02 #

Читать, конечно, нужно. Но читать нужно в удовольствие. Но как читать то, что не нравится, но нужно ибо так хотят какие-то дяди или тети из министерства образования? Для меня идеальными уроки литературы - это когда каждый сам выбирает, что читать и готовит небольшую презентацию книги. Возможно, после отличной презентации и другие захотят это прочитать. Но если тошнит от одной мысли, что "нужно" - это чтение полезным не назовешь. Вот и приходят во спасение подобные сайты.

Ника Миронова 29.03.2016 17:08 #

Как бывший студент скажу крамольную вещь: жаль, что во время моей учёбы ещё не был так развит интернет и у меня не было доступа к подобному сайту. Категорически не читались многие авторы, просто до слёз, а экзамены сдавать ведь было нужно.

Evgeniya TM 30.03.2016 08:34 #

Если так рассуждать... А по физике, алгебне, химии -всегда на ура и с удовольствием что ли формулы запоминались? Давайте теперь отменим полный учебный курс, оставим только пару-тройку предметов, а их содержание в разы сократим и под каждого ребенка будем постоянно перекраивать -вдруг та или иная тема ему не пойдёт. Какие специалисты получатся из таких школьников и студентов?
По-моему, для того и есть общиее обязательное образование, есть общие обязательные программы в вузах. А то, что нравится и по сердцу -пожалуйста, дополнительно, факультативно.

Ника Миронова 30.03.2016 08:49 #

Эх, Женя, ты читала Сартра? А Кафку? А Венедикта Ерофеева? У меня эти авторы на физическом уровне вызывают дурноту, а в студенческие годы приходилось, преодолевая её, читать эту муть, ещё и о каких-то художественных особенностях рассказывать на экзамене.
С другой стороны, разумные люди не станут таким ресурсом злоупотреблять, ведь многие, по словам его создателя, заходят, чтобы понять, каково произведение. А двоечникам хоть так полезно ознакомиться с мировой классикой, в доступном им варианте.

Evgeniya TM 30.03.2016 11:46 #

Читала и Сартра, и Кафку, и многих других.
Ника, дело не в таланте отдельных авторов из списка общеобязательных. И не в удовольствии, получаемом от их произведений. А в том, что есть стандарт. И речь сейчас не о том, насколько он правильный - есть механизны его изменения, совершенствования.
Но меня неприятно поражает, что учителя сами учатся по шпаргалкам. И считают это приемлемым. Повторю вопрос: если изучать свою профессию по системе "здесь хочу, а тут не буду" - какой врач, инженер, учитель в итоге получится?
Есть склонность к определенному направлению, специализации в своей профессии - не вопрос, развивай, совершенствуй, достигай высот. Но общий мимнимум профессии нужно знать и уметь.

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Ника Миронова 30.03.2016 13:01 #

Согласна, я рассуждаю как ленивый студент. С другой стороны, речь идёт о пересказе лит.произведений и не более. Да, я не вижу ничего страшного в том, что кто-то не прочитает "Тошнота" Сартра и "Москва-Петушки" Ерофеева, а будет иметь представление об этих произведениях и просто знать, что существуют такие авторы. Женя, а ты никогда-никогда не пользовалась шпаргалками?)

Evgeniya TM 30.03.2016 22:46 #

Конечно пользовалась. Читала параграф/тему, потом конспектировала, записывала короткими тезисами/формулами. Наверное, все так делали
Когда училась в институте, уже вовсю была интернет-доступность всевозможных готовых "ответов для подготовки к экзамену" - даже в голову не приходило ими воспользоваться. Хотя тогда и не задумывалась на тему 'готовых решений".
Вспомнилась одна учительница в вузе, к сожалению, недолго нас вела. Обычно те, кто совмещает преподавание и практику, более въедливые, у них, как говорится, хрен проскочишь. Тем более, что тётка была интересная, грамотная, резкая. И, неожиданно для всех, на экзамене согласилась трояки поставить автоматом. Первый протянувший ей зачетку парень выглядел настолько обескуражено, что она расмеялась. И говорит: "А чего вы так удивляетесь? Представляете, сколько в нашем городе ежегодно выпускается юристов? Десятки, сотни. И чем больше вас будет таких безграмотных лентяев, тем меньше будет конкуренция, тем выше будут цениться настоящие специалисты и тем выше будет мой доход".

Ника Миронова 31.03.2016 10:20 #

Я тоже ни разу не пользовалась, но кратко писала ответы на все вопросы к экзамену.
Согласна с Юлей, образовательные стандарты направлены на чистую теорию, а не на практические знания. Как мне в школе тяжело давались математические предметы-с такой же лёгкостью после окончания школы я их забыла. И, кстати, знания по той же методике преподавания предметов оказались полным нулём, потому что придя в школу, пришлось учиться всему заново-там стандарты в педагогике не работают. То же самое и с произведениями мировой литературы. Огромный пласт можно давать обзором, чтобы обучающиеся имели представление, а не мучить и бесполезно тратить учебное время.

julliett 30.03.2016 13:45 #

90% информации, которую нам "впихивает" стандарт оказывается ненужной и на практике нигде не используется.
Я - учитель, и не скрою, во время учебы не раз приходилось списывать и пользоваться шпаргалками. И сейчас, вот сижу переписываю готовые ответы на задания. Почему я так делаю? Потому что невозможно физически сделать тот объем заданий и воспринять тот объем информации, который требует программа за отведенный период времени. За всю историю учебы у меня не было выше 76 баллов по дисциплинам, которые касаются преподавания, потому что я учила не всё подряд, а только то, что мне действительно было нужно (соответственно на экзаменах я не могла ответить на некоторые вопросы). Но мне никто ни разу не сказал, что я плохой преподаватель - наоборот - желающих записаться на уроки столько, что пришлось переносить уроки на выходные. То же и с литературой. Мне ничем не навредило то, что я не прочла "Войну и мир" или большинство других произведений, которые требует программа. Наоборот - это время я использовала для более полезных и нужных вещей.

Ника Миронова 30.03.2016 16:47 #

Юль, некоторый процент студентов филологических факультетов тоже не читали "Войну и мир", а ты преподаватель английского языка, на твоей работе прочтение-не прочтение "ВиМ" вообще никак не сказывается, а вот для студентов-филологов, специализирующихся на русском языке и литературе, это, конечно, недопустимо. Тут палка о многих концах.

julliett 31.03.2016 09:14 #

Самое интересное то, что специализация у меня - литературная критика и перевод. И скажу так - невозможно сказать что-нибудь о книге, которая не воспринимается вообще. Литература - это творчество, здесь не должно быть стандартов. Писатели не задумываются, какую метафору или эпитет выбрать, поэты не выбирают какими стопами они напишут свой стих. Всё делается по наитию - чувства - это главное здесь. И изучение литературы должно происходить не по какому-то стандарту. Очень много прекрасных книг упускаются из внимания и не входят в программу. Вот именно из-за этого нелюбовь к чтению начинается еще со школы.

Evgeniya TM 30.03.2016 23:03 #

90% информации, которую нам "впихивает" стандарт оказывается ненужной и на практике нигде не используется.


Это личное ощущение или официальная статистика?
У меня достаточно много знакомых учителей разного возраста, преподающих и в школах и в вузах. Никогда от них не слышала ничего подобного. И сама так не считаю.
Если я гуманитарий, то в старших классах мне нужно было отменить алгебру с геометрией? Да, тогда мне это казалось очевидным. Но повзрослев я осознала, насколько в моей гуманитарной профессии (да и по жизни) необходимо умение логически мыслить, раскладывать условия, просчитывать ходы, выводить решения, находить неизвестные и т.п.

julliett 31.03.2016 09:27 #

Я не говорю о том, что нужно всё отменять. Нужно просто перестать пичкать детей ненужной информацией. Сделать во всех школах (с 5 класса) классы по специализациях - пусть дети выбирают себе направления по своих способностях. Знания кучи непонятных формул алгебры и геометрии не научат нас логически мыслить - мы не высчитываем решение проблем с помощью дискриминанта. Расставляя мебель в квартире или доме мы не находим синусы или косинусы каждого угла.
Я ориентируюсь на европейские школы, где реформы в области образования сделали профессию учителя желанной и одной из наиболее оплачиваемых, а ученики много времени могут посвятить именно самосовершенствованию. По статистике финны проводят наименьшее количество времени за учебой, но в то же время считаются одной из самых высокообразованных наций в мире. Потому что там учебная программа направлена не на успешную сдачу экзаменов, а на получение удовольствия от процесса обучения.

Alinka2015 30.03.2016 12:06 #

я считаю, что детей слишком грузят разными предметами и требуют по каждому предмету хорошей подготовки. поэтому такие сайты хороши. а когда у ребенка будет время, он сам возьмет книгу, которая ему нравится и прочитает) зачем заставлять..

Ника Миронова 30.03.2016 13:02 #

а когда у ребенка будет время, он сам возьмет книгу, которая ему нравится и прочитает) зачем заставлять..



Не возьмёт, если его к этому не побуждать.

evangelinochka 30.03.2016 13:23 #

а когда у ребенка будет время, он сам возьмет книгу, которая ему нравится и прочитает) зачем заставлять..

Я вот тут не согласна. Потому что только читающий ребенок так сделает. А таких теперь все меньше и меньше. Приучать никто не торопиться.

Ника Миронова 30.03.2016 16:49 #

Приучать никто не торопиться.



Просто время интернета и гаджетов диктует свои условия

Evgeniya TM 31.03.2016 12:09 #

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Ника Миронова 31.03.2016 17:33 #

Женя, это всё спорно очень) Математику-да, алгебру и мат.анализ - кому-то да, кому-то не нужно. Общеизвестный факт, что на уроках математики Пушкин писал стихи

evangelinochka 02.04.2016 22:45 #

Ну конечно кто то гуманитарий, кто то чистый технарь . Я вот с математикой на ура, а дочь все время мучается. Зато английский разговорный на уровне, немецкий школьный курс и китайский.

Mike Roadrunner 02.04.2016 23:05 #

http://film-one.ru/585-rancho-2016-vse-serii-podryad-online.html - Новый сериал Ранчо

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир