Тимура

Святые мощи и частицы мощей.

Мощи святых - это все понятно.
А вот поясните мне бестолковой, про частицы святых мощей, хранящихся в разных храмах? Умом то понимаю, но душе как-то дикова-то. А может понимаю неправильно? Как это отщипить от тела (можещей) кусочек и перевезти для поклонения в другой Храм?
Я все Сергиевом Пасадом несколько лет бредила, хотела поклонится Серию Радонежскому. Этой зимой удалось съездить. Муж такой подарок сделал к 12 летий свадьбы. А тут буквально на днях, что састицы можещей Сергия Радонежского хранится в храме в соседнем поселке! ТО есть от меня минут 15 на машине. И не только его. Многих святых.

Ответить19 комментариев
В избранное
Комментарии (19):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Гайка 16.09.2011 11:48 #

а я в болгарии в храме видела под стеклом разные мощи.в коробочках.там было написано.мощи того.мощи этого.но там точно не кусочки тела)камешек.или полотно какое.

marion 16.09.2011 12:43 #

Вот тут я пас, Тань, мне тоже диковато. Может, кто поумнее тебе объяснит. Я вообще к мощам и святым мироточивым иконам никогда не прикладывалась, не понимаю этого, - ну, значит, это и не для меня.

Тимура 16.09.2011 12:45 #

мироточивых икон, к сожалению, тоже не видела пока еще(((

katay 16.09.2011 19:36 #

на моей страничке есть альбом с фото из церкви Святого Лазаря в Ларнаке,там и рака с его мощами.А в 2005 году,когда в России были взорваны террористами самолёты,один из которых летел в Волгодонск.,второй не помню куда,в нашем храме замироточило сразу 12 икон.Я сама это видела когда крестила Танюшку.Всех желающих батюшка провёл и показал какая икона и где "плачет".И добавил что это к великим скорбям,но Господь не оставит нас

roba 16.09.2011 13:46 #

Девчонки, в Египте,на Синайском полуострове,есть православный монастырь Св. Екатерины. Православных возят туда на экскурсию к началу службы, остальных просят выйти. В конце службы выносят мощи Св. Екатерины, что бы приложиться. Выглядит это так, кисть руки,явно обработанная чем-то, может лаком,какое-то украшение (не помню, 12 лет назад было),и лежит, типа. в коробочке.Вот к ней и прикладываешься. Еще там есть место, где-то за алтарем, куда заходишь, просишь Св. Екатерину о сокровенном,и должно обязательно сбыться. По окончанию дарят серебрянные колечки.

Тимура 16.09.2011 13:52 #

так интересно.

roba 16.09.2011 13:59 #

Уж не знаю, сбылось или не очень, я просила хорошего мужа.)) И в стену Плача, тоже записку в 20 лет с этим же владывала.)

marion 16.09.2011 17:40 #

Насколько видно со стороны, у тебя с мужем сбылось?)) Трое детей - это с плохим редко получается.

Gerda 16.09.2011 16:13 #

Таня, ты мои мысли читаешь? Ты уже неоднократно темы создавала, которые меня тоже всегда волновали))

Тимура 16.09.2011 17:32 #

Нет, Гость)) я просто пишу что интересует меня и что в жизни происходит)) а Жизнь у нас у всех похожая)) все мы под одним солнцем и небом, у всех дети, у всех школы, у всех какие-то внутренние заморочки.

мамкаМити 16.09.2011 19:42 #

Я, конечно, дико извиняюсь, что отвечу). Но, поскольку нет ответов, возьму на себя смелость. Частицы святых мощей - это и есть небольшие частички тела святых. Это святыни Православия, поэтому почти в каждом храме есть специальный ларец-мощевик, чтобы ВСЕ верующие могли сподобиться такой радости: прикоснуться со страхом Божиим к святым мощам. Понятно объяснила?

katay 16.09.2011 19:49 #

Понятно то понятно,но вот только мне одно непонятно.Как их отделяют?!Если их надо отрезать,то кто берёт на себя смелость отрезать частицу от тела святого!Или это как-то с "согласия" самого святого делается,берут частицу в руки(например кисть руки)и она в руках того кто взял остаётся.Или всё-таки режут?!!!

мамкаМити 16.09.2011 19:55 #

Катя, но со временем частички сами отпадают (не путать с разложением, когда сразу происходит обычное для всех покойных физиологическое гниение, запах и т.д.!). Вот, их и берут. Конечно, разумеется, как я уже сказала, со страхом Божиим (= с почитанием и благоговением), с молебном, с непрекращающейся молитвой. К мощам съездить не каждый человек имеет возможность съездить, а так получается, что находимся под защитой ВСЕ. Святые нас охраняют не только духовно, будучи в Царствии Небесном, но и телесно, если так можно выразиться: каждый просит помощи, прикладывает больного (или здорового, для благословения) ребенка. Вот.

мамкаМити 16.09.2011 20:00 #

Для того чтобы лучше понять смысл почитания мощей в Православной Церкви, нужно прежде всего обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова «мощи». Это слово происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое "Маcht" – «сила, власть», греческое "МAYOС" – «маг, волхв», дословно «могущественный» (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа. Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать. И надо заметить, не только мощи святых являются источником благодатной силы, но и то, что от них остается: иконы, личные вещи и т. д. Известно, например, что мантия прп. Серафима была чудотворна и исцеляла. Самые храмы и обители, где подвизались и молились святые, их сохранившиеся облачения или богослужебные сосуды, на которых они совершали Евхаристию, их надгробные пелены, гробы и раки – все это проникнуто благодатью.



Разделение благодати?

Всем известно такое явление, как «частица мощей». Традиция разделения мощей святых возникла в очень раннее время. Уже в самом начале христианизации, в эпоху Константина и Елены (и даже несколько раньше) мы встречаемся с разделенными мощами. Как осмыслить эту традицию? Прежде всего надо сказать о тех частях тела, которые были естественно отделены. Например, вспомним честную главу Иоанна Предтечи. Вот уже отделенная часть мощей. А ведь история христианской святости и мученичества знает и усеченные главы, и десницы, и другие члены. Часто об этом свидетельствуют древнейшие документы – прежде всего жития святых, восходящие к записям нотариев – чиновников, присутствовавших при каждом мучении, а также к свидетельствам очевидцев. Например, в житии свв. Адриана и Наталии рассказывается, что Наталия, присутствовавшая при мученичестве Адриана, после казни, как только святому отсекли руки и ноги, раньше, чем кто-нибудь заметил, спрятала его десницу – чтобы спасти, сохранить хоть что-то из останков святого. Потом, когда мощи его были перевезены в Константинополь, она привезла туда и руку.

Феномен разделения мощей состоит в том, что именно не само тело, не сами останки являются носителем благодати, а живущая в них сила Божия. А эта сила неделима и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях. То есть один перст святого не менее свят, чем его рука, нога, голова или все тело. Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Посему… славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12, 21, 26). Так что на какие бы малые частицы ни раздробляли мощи, их благодатность от этого не умаляется. Например, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский до сих пор берет частицы Животворящего Креста, разделяет их и по-прежнему дарует в благословение храмам и монастырям.

Христиане всегда стремились сохранить хоть что-нибудь от святого угодника, особенно мученика. Правда, надо признать, что благочестивой традицией неоднократно пользовались люди недобросовестные. Еще в XIX веке нашим малообразованным паломникам на востоке продавали и капли Крови Христовой, и капли Млека Богородицы, и прочие «святыни». Но потребность в разделении мощей – это еще и литургическая потребность Церкви. В каждом храме есть антиминс – плат, на котором совершается литургия. И в каждый антиминс обязательно вшивается частица мощей. Дело в том, что для первоначальных литургий престолом служили могильные камни на мощах мучеников. А впоследствии стали употребляться «анти-минсы», то есть «вместо-престолия» с частицами мощей.

В антирелигиозной литературе не раз делались кощунственные предположения, что, мол, если собрать все почитаемые частицы святых, то может у кого-то из них получится по несколько рук или ног. Это, конечно, сущая неправда. Потому что если действительно собрать и сосчитать эти святыни, то окажется, что их на самом деле очень мало! Вот, например, мы говорим: десница Иоанна Предтечи. А на самом деле десница делается из серебра или золота, а в ней помещается буквально один перст или даже одна фаланга Предтечи. То же и со многими другими мощами. Тела мучеников часто бросали на растерзание зверям, останки других гонители специально уничтожали и прятали, чтобы не допустить почитания. Кроме того, многие святые были сожжены на кострах или ввергнуты в море, и их мощи были утрачены.

katay 16.09.2011 20:03 #

просто я смотрела недавно фильм про Святого Спиридона.Так там расскзывалось и показывалась его рука,которую отделили и отослали в Россию, потом снова вернули.Вот я и думаю как же её отделяли?! то ли сама она отпала с "позволения" святого,то ли ещё как?просто представила если руку отрезали,то у кого ж рука поднимется святого резать?Видимо Святой Спиридон сам "захотел",вот и по молитвам его десница отделилась

мамкаМити 16.09.2011 20:05 #

Существует распространенное заблуждение, что тела святых должны обязательно сохраняться нетленными. Это абсолютно неверно. Как сказано выше, мощи – это мощь, сила. А что такое сила в теле человека? Это кость! Крепость и сила человека – в костях. Расслабленный – это тот, кто своим скелетом не владеет. Что касается почитания исключительно якобы нетленных тел, то никогда такой традиции не было. От мучеников нетленных тел, как уже было сказано выше, остаться не могло из-за самого характера мучений.

Откуда же идет это заблуждение? У нас оно возникло в XVIII-XIX веках, в синодальный период, под влиянием Запада. Западное благочестие ведь более осязательное в отличие от восточного, более чувственно-телесное. Для него характерна возникшая в эпоху Возрождения портретность в изображении святых и одновременно – представление о нетленных телах, которые передаются в пластике статуй, изображающих святого как живого.

Это заблуждение сыграло в свое время пагубную роль в истории Русской Церкви. В начале советской власти, когда начались гонения на веру, стали проходить массовые вскрытия мощей. Безбожники с большим удовольствием стали рассказывать, что вместо святых мощей в раках обнаруживались «черепки, тряпки и чучела, набитые бумагой». Но в этих случаях могли быть обнаружены частично сохранившиеся мощи, а «тряпками» советы называли церковные облачения, в которых проводилось захоронение. Так было, например, в 1919 году при вскрытии мощей св. прп. Сергия Радонежского, сохранившихся частично. Даже для верующих стал искушением как факт частичной нетленности мощей великого русского святого, так и само поругание. По преданию, прп. Сергий явился одному из монахов Лавры и сказал, что сегодня все христиане страдают от гонений, т он хочет мощами добровольно страдать от хулы. Но чаще всего эти сведения были сильно преувеличены, а иногда и просто лживы. И, к сожалению, надо признать, что здесь церковный народ как бы сам себя «подставил». Потому что в таких вопросах должна быть прозрачность. Нужно было прямо написать: «мощи не сохранились», или «мощи находятся под спудом», или «осталась только лобная часть черепа» – а не нетленные мощи. А ведь именно эти обманные слова, эта словесная оболочка дали большевикам возможность абсолютно объективно, с помощью фотоаппаратов и киносъемок строить на разоблачении мощей антирелигиозную пропаганду! И именно этого опасался Святейший Патриарх Тихон, издавая 4 (17) февраля 1919 года указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Подобные указы издавались русскими архиереями и раньше, в XIX веке, но стремление к осязанию, к «нетленности» – заглушало голоса святителей.

Конечно, бывают и случаи нетленности тел святых. Например, в Киево-Печерском, Псково-Печерском монастырях даже и некоторые не прославленные угодники лежат нетленными. Но это условия климата. Хотя, конечно, действие благословения Божьего здесь тоже присутствует. И тем не менее так ведь не во всех монастырях происходит! Если бы это было обязательным правилом, это было бы везде. Но получается, что в Киево-Печерском монастыре есть, а рядом, в Чернигове, например, этого нет. И уж конечно, только нетленность никак не может быть критерием святости.

В монастыре Георгия Хозевита под Иерусалимом лежат мощи св. Иоанна Румына или Иоанна Нового – почти не тронутые тлением. При этом он сам про себя написал перед смертью стихи:

Недостойно мое тело
Чтобы чествовать его
Ибо часто не хотело
Слушать Бога своего.

Но Господь решил, что достойно. А рядом лежат мощи самого Георгия Хозевита, основателя Лавры, – и это только череп святого, только честная глава.

Теперь обратимся к самому слову «нетленное». Что это? Оказывается, это не то, что сохранилось от мертвого тела в целости. Когда мы говорим «нетленное наследие Церкви» – мы имеем в виду то, что и не подлежит тлению. Есть вещи духовные, вещи благодатные, которые тлению не подлежат. Вот что значит нетленность! Вот здесь можно говорить о критерии святости! Если мощи сохранили силу святого, благодатый дар чудотворения, значит, он действительно был святым! И с этой точки зрения косточки преподобного Серафима и косточки преподобного Сергия Радонежского (а ведь тела этих великих святых не оказались «нетленными») гораздо сильнее, живее и мощнее, чем некоторые совершенно нетленные тела, которые могут быть показаны в анатомическом театре.

Вопрос о необязательности нетления мощей для канонизации возник еще при канонизации преподобного Серафима. При подготовке к канонизации специально было запрошено мнение известного церковного историка Е. Е. Голубинского, который на тему канонизации святых в Русской Церкви написал целую книгу. Так вот, там совершенно четко сказано, что никогда, начиная от древнейших времен, от преподобных Антония и Феодосия Печерских и до преподобного Серафима Саровского, – никогда Церковь не требовала нетленности мощей. А чего же она требовала? Свидетельства чудес.

мамкаМити 16.09.2011 20:08 #

просто я смотрела недавно фильм про Святого Спиридона.Так там расскзывалось и показывалась его рука,которую отделили и отослали в Россию, потом снова вернули.Вот я и думаю как же её отделяли?! то ли сама она отпала с "позволения" святого,то ли ещё как?просто представила если руку отрезали,то у кого ж рука поднимется святого резать?Видимо Святой Спиридон сам "захотел",вот и по молитвам его десница отделилась


Кать, я грешная и не имею права судить о святых мощах. Но, думаю, что все происходит по промыслу Божию. Так угодно Господу, чтобы утешить нас в наших болезнях (физических, душевных и духовных). Мы же, аки Фома: нам все потрогать да чудо увидеть своими глазами... а чудеса - они рядом. Ежедневно. Жаль, что не всегда видим... Встал - уже хорошо), значит, не помер). Встал здоровым? - Ура, даже не заболел). Ну, и т.д., не говоря уже о более невероятных чудесах. Любит нас Всемилостивый Бог...

marion 16.09.2011 20:55 #


Мы же, аки Фома: нам все потрогать да чудо увидеть своими глазами... а чудеса - они рядом. Ежедневно. Жаль, что не всегда видим... Встал - уже хорошо), значит, не помер). Встал здоровым? - Ура, даже не заболел). Ну, и т.д., не говоря уже о более невероятных чудесах. Любит нас Всемилостивый Бог...


Совершенно правильно, Ирин! Именно утешение, снисхождение к нашей слабости, маловерию, вечному желанию чуда. Спасибо тебе за подробный комментарий, много прояснил.

мамкаМити 16.09.2011 21:13 #

Во славу Божию.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир