marion

Стандарты старшей школы

Наслушавшись пугалок про то, что по новым стандартам в школе "только-ОБЖ-физкультура-и-православие-остальное-все-платно", полезла искать информацию в Интернете. Нашла эти самые стандарты. Кому интересно, может их посмотреть здесь: http://standart.edu.ru/
Вот каковы стандарты для старших классов, 10 и 11.
Предусмотрено 3 уровня изучения предметов:
- интегрированный;
- базовый;
- профильный.
Интегрированный уровень обеспечивает освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
Базовый уровень обеспечивает систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофилирующему предмету. Данный уровень изучения примерно соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе.
Профильный уровень обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию
и профессиональной деятельности.
Для составления своего учебного плана обучающийся обязан выбрать 1-2 учебных предмета из каждой обязательной предметной области, а также уровень изучения выбранных предметов:
1. Филология (русская словесность, русский язык и литература, родной язык (нерусский) и литература).
Обучающийся имеет право выбора предмета «русский язык и литература» на базовом или профильном уровне или предмета «русская словесность»
на интегрированном уровне, курс которого включает содержание предметов русского языка и литературы. Предмет «русская словесность» может изучаться при ориентации обучающегося на профильное изучение предметов из какой-либо другой предметной области. Для реализации поликультурной составляющей обучающийся может выбрать предмет «родной язык (нерусский) и литература», но при условии выбора курса русского языка на одном из уровней.
2. Иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык).
Обучающийся имеет право выбора как одного, так и двух иностранных языков на базовом или профильном уровне.
3. Математика и информатика (математика и информатика, математика, информатика).
При выборе обучающимся естественно-математического направления будущей профессиональной деятельности ему предоставляется возможность выбрать математику, включающую алгебру и начала анализа, геометрию на профильном уровне и информатику на базовом, а при выборе обучающимся
в дальнейшем гуманитарного направления – интегрированный курс «математика и информатика», который даст ему общетеоретические и практические знания данной предметной области, или при желании курс математики на базовом уровне.
При выборе предметов из этой предметной области необходимо учитывать, что информатика выбирается при условии обязательного выбора математики на одном из представленных уровней.
4. Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).
В этой группе предметов, если это профилирующее направление, обучающийся может выбрать один или два предмета на базовом или профильном уровне. При выборе обучающимся другой профилирующей предметной области он обязан выбрать или интегрированный курс обществознания, или при желании 1-2 предмета на базовом уровне.
5. Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).
Естественнонаучный профиль подразумевает выбор 1-2 предметов (физика, химия, биология, экология) на базовом или профильном уровне преимущественно будущими инженерами, врачами, физиками, химиками и т.п. Для гуманитариев достаточно будет курса «естествознание» на интегрированном уровне, но возможен также выбор 1-2 перечисленных предметов на представленном уровне.
Кроме предметов из указанных обязательных предметных областей, обучающийся может выбрать один из курсов по выбору участников образовательного процесса (в том числе «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн» и др., или еще какой-либо предмет из указанных выше обязательных предметных областей, или курс, предложенный образовательным учреждением).
Таким образом обеспечиваются индивидуальные запросы обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности или профессиональном обучении и социализации.
Кроме выбранных учебных предметов из обязательных предметных областей, обучающиеся в обязательном порядке изучают общие для всех предметы:
«Физическая культура», который позволит сформировать у обучающихся навыки здорового и безопасного образа жизни, владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, воспитание таких качеств личности, как работа на результат индивидуально и в команде;
«Основы безопасности жизнедеятельности» – важнейший из курсов, который позволит сформировать у подростков личную гражданскую позицию отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, понимание рисков и угроз современного мира, подготовит обучающихся к умению действовать в экстремальных ситуациях, при природных и техногенных катастрофах, террористических актах;
«Россия в мире», который представляет собой интегрированный курс, объединяющий знания по истории, обществознанию, географии, культурологии
и пр. Задача курса – сформировать у обучающихся представление о целостном, многоаспектном образе России в разные исторические периоды как неотъемлемой части мира на основе синтеза изучаемых в школе основ общественных наук.
Обучающиеся также в обязательном порядке выполняют под руководством учителя или тьютора индивидуальный проект.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
При составлении индивидуального учебного плана обучающихся, а также при формировании образовательным учреждением профилей обучения общее количество учебных предметов из обязательных предметных областей не должно превышать 6(7), при этом 3(4) учебных предмета выбираются для освоения на профильном уровне. Таким образом, учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также индивидуальный учебный проект.
Учебный план образовательного учреждения формируется исходя из обеспечения нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов, но не более 36 часов в неделю (от 5 до 6 уроков в день при 6-дневной неделе).
Повторю: все перечисленное бесплатно!)
Из всего этого мне осталось непонятным только одно: сколько часов отводится на физру, ОБЖ, и эту самую "Россию-в-мире".
Итак, на моем примере: через 3 года Олег пойдет в 10 класс. Поскольку он по натуре "техник", то, скорее всего, мы выберем на профильном уровне - математику, информатику, физику, химию, и на базовом - русский и литературу, иностранный язык, обществознание или право (я, во всяком случае, буду очень рекомендовать ему этот последний предмет, чтоб не боялся потом в налоговую ходить))).
Помимо этого, будет "индивидуальный проект" - нечто вроде диплома в ВУЗе, что, теоретически, очень даже неплохо.
Я, конечно, большая оптимистка, - и потому не понимаю, что в этой схеме такого страшного.
Читала обсуждения на форуме, возражения многих заключались в том, что в 16 лет подростки еще не способны выбрать себе предметы для изучения, поэтому надо учить все. Я с этим не согласна. Вспоминаю себя в 9 классе - я этот выбор сделала "по факту", т.е. интересующие меня предметы учила, а не-интересующие, вроде химии или биологии, просто отсиживала.

Ответить73 комментария
В избранное
Комментарии (73):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Гайка 30.05.2012 16:35 #

Марин) ты такая ммммм не паникерша)

А почему в 16 не способны выбрать. К 9 классу вроде бы уже ясно каковы таланты ребенка. Это ж не 5 лет)
плюс родители. Смотришь в дневник. И видишь сильные и слабые стороны. Опираясь на это и решаешь
совместно с школьником кем ему быть и что дальше делать.
Хотя обычно волнующиеся мамы и папы к первому классу знают куда пойдут учится и вгрызаются в нужные предметы с самых азов. Вон ленаш и ее полинка грызут три языка и упор на математику. Не думаю что еедевочка дожив до 16 не будет знать куда отправится после школы)

marion 30.05.2012 16:53 #

Вот и я так думаю.
Очень уж инфантильными считают наших детей).

ЛенаШ 31.05.2012 18:02 #

мне кажется, она у меня естественнонаучными будет увлекаться. Мои мама с папой биологи. На нас с сестрой природа отдохнула. А она все жуками интересуется, экспериментами и пр. Вот если так далее пойдет - подыщем ей что-то померкантильнее)))

marion 31.05.2012 18:11 #

Ну вот, у тебя растет будущая звезда биологии и химии!)
Может, она на фармацевтический пойдет?..

ЛенаШ 31.05.2012 18:17 #

я еще ничего не присмотрела там - направление то пока гипотетическое, пока не ясно что у нее выстрелит. А за что там побольше платят? Наука, насколько я знаю - это молодому специалисту только по грантам зарубеж отчаливать(( У нас не на чем работать - пенсионеры век свой досиживают
Медицина у нас нифига не оплачивается, за исключением гинекологии и стоматологии, куда не втиснешься...
куда там еще можно?

marion 31.05.2012 18:35 #

Ох, Лена, ты неисправима))) тебе уже сейчас хочется для дочки тепленькое местечко забронировать, где побольше платят)))

ЛенаШ 31.05.2012 18:39 #

заметь, я готова принять любое понравившееся ей направление деятельности! А не тулю ее исключительно в маркетинг под свое крыло)) Это мне большой плюс!)))
даже на балет в свое время отдавала. Слава Богу, не пошел он)))

Schwan 30.05.2012 16:46 #

я во всем этом вот так не глубоко ныряя вижу кучу организационных трудностей:
1.насколько я понимаю, программы по всем предметам должны быть четко прописаны, что необходимо знать,например в области математики на базовом или профильном уровне...Если разница сведется лишь к количеству часов,то с моей т.зр. это будет уже профанация...
2.выбор учениками того или иного предмета на том или ином уровне всегда предполагает гибкость школьной системы...Готовы ли наши школы начитывать курсы для 3-4 человек их выбравших?

marion 30.05.2012 16:52 #

1. Свет, это прописано.
Сейчас убегаю, вечером зайду - скину пример требований для базового и профильного уровня по какому-нибудь предмету, оценим).
2. А вот это - мое любимое слово "зависит от нас"))
Т.е. если закон обязывает, а школа мне начнет пищать, что она не может трем ученикам, в т.ч. моему, начитывать физику на профильном уровне - я их заставлю, не хуже того пресловутого пенсионера))). Теоретические решения этой проблемы есть, например -объединить учеников нескольких школ одного района.

Schwan 30.05.2012 17:07 #

ага, я тоже в теории согласна с тем, что "все зависит от нас")))
и хорошо,когда "нас" - это большинство или хотя бы авторитетное меньшинство))))) а не я одна против школьной машины,качающая права((
Понимаешь,тут ведь успех введение стандарта зависит не только от того,что в стандарте написано (а мне и в нем-то пока не все понятно, а соответственно и нравится)), а то как его - этот стандарт - вводить будут...Если как обычно просто спустят сверху - то ничего хорошего ожидать не придется,а если все-таки как-то поэтапно,подготавливая школы и школьные кадры, то да - есть надежда....

Ника Миронова 30.05.2012 20:21 #

Т.е. если закон обязывает, а школа мне начнет пищать, что она не может трем ученикам, в т.ч. моему, начитывать физику на профильном уровне - я их заставлю, не хуже того пресловутого пенсионера))).

Заставить можно. А качественно ли при таких условиях будет предмет преподаваться-большой вопос.И потом-учитель станет распинаться перед 3-4мя учениками? А как же подушевое финансирование?

Теоретические решения этой проблемы есть, например -объединить учеников нескольких школ одного района.

Вот именно-теоретическое решение. Как это будет читаться? Внеурочно?

Вообще лично меня раздражает то, что нам навязывают то, что "принято у них". Выхватывают кусками. Ведь на Западе и в Америке образовательная система не вчера родилась-а складывалась годами, если не веками.А мы-"...разрушим до основанья, а затем...построим...". А вот не строится нифига

marion 30.05.2012 20:31 #

Ник, разваливать-то уже нечего. Все развалилось(. Если не брать отдельные хорошие школы, вроде нашей, там и заставлять не придется - в лицее физику и так прочитают, - в большинстве обычных школ не хватает учителей-предметников. И потому многие предметы "в пролете".
Что толку от того, что формально они есть, и ученики их высиживают, а фактически это трата денег впустую?..
Да, я тоже против слепого копирования с Запада. У них, кстати, этот выбор профильных предметов еще раньше, лет с 12.
Но что в старшей школе такой выбор нужен - я соглашаюсь. И идея самостоятельного проекта мне тоже нравится.
А как это будет реализовано - да, большой вопрос.

Ника Миронова 30.05.2012 20:35 #

самое обидное-что подобные эксперименты, зачастую плохо продуманные, ставят на наших детях. Хорошо,если приживется и шероховатости сгладятся и отладятся-а если нет-очередные проблемы детям и родителям

ЛенаШ 31.05.2012 18:06 #

я думаю у школ в старших классах целесообразно сделать специализацию. Действительно, там уже такие глубины, что все предметы усвоить не удастся. Правильно наверное выбрать специализацию, а все остальное - в ознакомительном, общеобразовательном ключе))

Лисска 30.05.2012 18:13 #

отлично, Марин. то есть историю уже не учим? а что, не влезает. и правда, нафиг математику история России, когда есть мозг и можно свалить за границу)

Schwan 30.05.2012 18:17 #

Не-не,Алис,какая заграница?...
Там же в стандарте четко написано,что будут формировать многоаспектный образ России в мире...История этому только помешать может(((

marion 30.05.2012 18:28 #

О, ну конечно это будет курс вранья. Как же иначе-то.
Неважно, каково на самом деле будет содержание - если это установлено российской властью, то оно плохо по определению.
Правду у нас только оппозиция говорит.

Schwan 30.05.2012 18:35 #

Ты сейчас о какой оппозиции?
той,которая была против принятия этого стандарта и подняла бучу,собирая подписи?

marion 30.05.2012 18:43 #

Не путай - подписи собирали против введения подобного стандарта в СРЕДНЕЙ школе.
А говорю я о той оппозиции и о той части населения, для которой любой новый закон, любая инициатива власти плоха по определению.
Неважно, что сказано - если даже это сказано правильно, то это вранье.
Если в законе все написано хорошо, то исполняться он будет плохо.
Вот как ты - еще не видела программы, не видела содержание, но уже уверена, что "история этому только помешать может", т.е. по определению там будут врать.

Schwan 30.05.2012 18:57 #

Эк как ты меня в недумающую оппозицию-то записала...
Да,я не просто уверена,я точно знаю)),что история - штука очень неудобная и зачастую очень сильно мешающая тем или иным "сегодняшним" интересам государства....
А вот как оно будет с введением этого стандарта - да время покажет.
Ты оптимистична, я более пессимистична. Мой пессимизм базируется на моем опыте в системе образования.Да,к школе я имела очень касательное отношение,но увы,министерство-то у школ и вузов одно...А вот устройство этого самого министерства и фигура нового министра образования с его заявлениями в тветтере мне и правда очень не симпатична.
И скажу честно,буду безумно счастлива!!!,если мой пессимизм себя не оправдает и введение этого стандарта повысит качество школьного образования....

marion 30.05.2012 19:22 #

Я тебя понимаю.
Но я говорю не о министерстве, не о том, как будет все исполняться - а о самом содержании стандарта. И так понятно, что любой, даже хороший закон, может быть нарушен.
Зато теперь я знаю, что все слухи о том, что новые стандарты предусматривают платное образование по всем предметам, кроме физкультуры - безбожное вранье... и меня это радует.

Schwan 31.05.2012 11:57 #

Привет,Маринка,в новом дне)))Я тут даже все 40 страниц текста этого стандарта заинтригованная прочитала))
Честно,мне трудно обсуждать только лишь содержание стандарта без того,как он будет вводиться,т.к., в основном все возникающие вопросы по его прочтению выходят на практическое его применение...
но попробую...
вот только несколько вопросов,которые у меня возникли по ходу беглого чтения:
1. кол-во часов,отводимое на профильные,базовые и интегрированные курсы
считаю (ну приблизительно)):
30 ч/нед : 10 курсов (3 профильных,3 обязательных (ф-зра,ОБЖ,"Россия в мире" и 3 базовых+1обязательный из "Филология")= 3 ч/нед на каждый
Такой расклад мне не нравится(((((
Но другой не прописан,я вывожу среднее арифметическое)) и поэтому можно только догадываться,как будут на основе стандарта формироваться учебные планы в школе
2.на выходе не понятно,что будет сдаваться и в какой форме.Сейчас у нас по стране семимильными шагами ЕГЭ...Т.е.,мне не понятно,как этот стандарт совмещается с ЕГЭ
3. финансовый раздел поняла не очень,но доверюсь твоему оптимизму и п.1 пар.25 "обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего (полного) общего образования"
4.пар.17 тоже не очень въехала о каких "обязательных" 60% и 40% "формируемых участниками образовательного процесса" идет речь
5. ну а "содержательная часть" по 3 вводимым в качестве обязательных курсов, как ОБЖ, Ф-ра и "Россия в мире" - это меня просто убило
особенно слово "сформированность" в отношении, например, взгляда на современный мир с точки зрения интересов России,понимания её прошлого и настоящего"
В общем,этот пункт для меня очень спорный,мягко говоря...

marion 31.05.2012 12:36 #

Да, я тоже не знаю, сколько часов будет отводиться на каждый предмет. И для меня это, пожалуй, более важный показатель, чем требования к содержанию.
Для средней школы это написано в учебных планах.
В 9 классе, например: ОБЖ - 1 час, физкультура - 3, физика, химия, биология - по 2, история - 3, обществознание - 1, география - 2, алгебра - 3, геометрия - 2, информатика - 1, литература, русский, иностранный - по 3 часа.
Итого 35. Это обязательная часть. А для старших классов учебного плана не было.
Меня лично возмутит, если на ОБЖ и "Россию в мире" будет отведено по 3 часа; по 1 вполне достаточно.

marion 30.05.2012 19:50 #

Кстати, о том, что история мешает... это тоже так. Все, что захотят соврать, соврут и в школьном курсе истории, даже профильном).
Вспомни, как учили историю в советское время - сколько было вранья в школьных учебниках.
Я хочу сказать, что это тоже не от стандарта зависит.
А программа этого предмета "Россия в мире" меня действительно заинтересовала. Пока получается что-то вроде политинформации, распространенной в исторической перспективе...

Schwan 31.05.2012 11:59 #

Я вообще не понимаю,как можно написать учебник по такому предмету

а если это политинформация,то в каком объеме? 3 часа в неделю на протяжении двух лет?

Schwan 31.05.2012 12:00 #

да, а еще кто будет вести этот предмет?

marion 31.05.2012 12:36 #

Священники?))

marion 30.05.2012 18:35 #

Практически весь курс истории пройден до 10 класса. Вспомни школьный курс.
Будет желание - будет учить вместо обществознания.
Кроме того, действительно есть этот общий курс, а при необходимости мы его содержание скорректируем.

Schwan 31.05.2012 13:01 #

Да,вчера как-то твое замечание,что я путаюсь в стандартах для средней школы,прошло мимо меня))))
но насколько я знаю,у нас школа как бы считается СРЕДНЕЙ и бывает полное среднее, и неполное среднее образование...
но даже если 20 тыс.подписей было собрано против стандарта Основной школы (ну неполного среднего)),то мне опять-таки остается непонятным,что можно и как изучать в ОБЖ и "Россия в мире" на протяжении такого 5-7 лет? (ой,я правильно посчитала?))))))

marion 31.05.2012 13:06 #

Давай разберемся, о чем мы говорим.
Насколько я помню, вначале предполагалось введение подобных стандартов (предметы по выбору и т.д.) для уровня 5-9 кл. Против этого и собирали подписи. Я лично подписывалась под этим протестом.
Я по привычке называю 5-9 средней школой, а 10-11 - старшей.
По терминологии новых стандартов, это называется - основное общее образование и среднее (полное) общее образование.
"Россия в мире" - курс только для старших классов. ОБЖ - изучается и в средних, и в старших классах.

Schwan 31.05.2012 13:28 #

ну тогда так и получается,что Волков собирал подписи против того стандарта,который мы сейчас с тобой обсуждаем, потому как в своем письме он тоже недоумевал по поводу интегрированного курса "Россия в мире"

marion 31.05.2012 17:00 #

Отыскала письмо Волкова. Да, оно к старшим классам относится. А мне почему-то запомнилось, что к средним.
Там столько передергиваний. Или это были внесены изменения в стандарт после того письма?
6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Читаем проект ФГОС.
1. Ученик ОБЯЗАН выбрать из каждой предметной области по 1-2 предмета - поэтому слова "стали необязательными" вообще не соответствуют истине.
2. Стандарт предлагает объединенный курс русского и литературы - либо базовый, либо профильный, либо интегрированный, но какой-нибудь из них ОБЯЗАТЕЛЕН. Кстати, мы в старших классах мы вообще не учили русский язык, мы его закончили в 8-м классе. В 9 и 10 была только литература.
Еще кстати: проходили мы "Войну и мир", недавно я предложила обсудить этот роман... кто вспомнил его содержание?
3. Невозможно выбрать и алгебру и геометрию
Напротив, нельзя выбрать одно без другого. Либо на профильном уровне, либо на интегрированном, но они идут вместе и считаются за один предмет.
4. Невозможно выбрать и физику, и химию, и биологию
Да, невозможно. Либо физику и химию, либо химию и биологию. Затрудняюсь сказать, достаточно ли этой пары. Насколько я знаю - на физфаке учат физику и химию, на биофаке - химию и биологию, то же самое на медицинском.
Область общественных наук - история, география, экономика, право.
Вот здесь я считаю так:
- если на юрфак - история+право;
- если экономфак по специальности "мировая экономика" - география+экономика;
- если менеджмент или экономика предприятия - экономика+право;
- если исторический - история+география.
И нормально.
Не забудем, что физическая география изучена в 5-9 кл., в старших классах учат уже экономическую географию.
Предметных областей - 5, выбрать предметов можно до 7. Т.е. из двух областей можно выбрать 2 предмета, из трех остальных по одной. Ты думаешь, для какого-то ученика профильными будут больше 2 областей?
И еще вспомним, сколько мы РЕАЛЬНО учили в 10 классе?
Нет, не отсиживали, а именно учили. Больше?
Мне действительно интересна твоя точка зрения по всем этим вопросам - сколько на самом деле нужно предметов и в каком составе.

Schwan 31.05.2012 17:21 #

Насколько я помню ситуацию,то изменения были внесены в стандарт как раз после письма Волкова,потому как я еще ерничала с мамой по этому поводу,что типа доработки в стандарте были сделаны посредством функции "заменить" "или" на "и", ну типа был выбор или русский,или литература, а после внесений изменений получилось "русский и литература")))))))
А вот по поводу количества предметов и профильности обучения - я не против.Единственное,что я это плохо представляю себе это в рамках общеобразовательных школ,т.к. этот выбор завязан на нагрузку учителей...Вот как будет формироваться бюджет школы и нагрузка если в этом году подавляющее большинство пошло на естественные и математические науки,например, а в следующем на общественные и филологические?

marion 31.05.2012 17:35 #

Ну тогда я рада, что подписалась.
А то уже мелькнула мысль, что поддалась на очередную провокацию), ведь стандарт-то я тогда не читала.

А что тут ерничать? именно так замены в законе и делаются.
Какой-нибудь ФЗ о внесении изменений в другой ФЗ иногда весь состоит из предложений типа - "заменить "и" на "или", "слово "либо" исключить", иногда даже знаки препинания оговариваются. И сразу меняется смысл.

А может быть, будет такая картина:
в обычной школе базовый или интегрированный уровень уже сейчас обеспечен учителями, а для профильного будут приглашать учителей из лицеев и гимназий?.. или направлять учеников, выбравших эти предметы, соответственно в лицеи и гимназии? Не думаю, что такая уж проблема будет согласовать расписания школ.
Ну это у меня фантазия разыгрывается), но объективных препятствий я вроде бы не вижу.

Schwan 31.05.2012 17:50 #


А может быть, будет такая картина:
в обычной школе базовый или интегрированный уровень уже сейчас обеспечен учителями, а для профильного будут приглашать учителей из лицеев и гимназий?.. или направлять учеников, выбравших эти предметы, соответственно в лицеи и гимназии? Не думаю, что такая уж проблема будет согласовать расписания школ.
Ну это у меня фантазия разыгрывается), но объективных препятствий я вроде бы не вижу.


ты,Мариночка,большая оптимистка!!!Я тоже не вижу объективных препятствий,кроме самого минобра)))))

marion 31.05.2012 17:57 #

Ну Минобр и сейчас есть, но наша школа успешно противостоит его губительному влиянию)))

Schwan 31.05.2012 17:27 #


4. Невозможно выбрать и физику, и химию, и биологию
Да, невозможно. Либо физику и химию, либо химию и биологию. Затрудняюсь сказать, достаточно ли этой пары. Насколько я знаю - на физфаке учат физику и химию, на биофаке - химию и биологию, то же самое на медицинском.
Область общественных наук - история, география, экономика, право.
Вот здесь я считаю так:
- если на юрфак - история+право;
- если экономфак по специальности "мировая экономика" - география+экономика;
- если менеджмент или экономика предприятия - экономика+право;
- если исторический - история+география.


А куда тогда обществознание?
А вот насчет географии на истфак - мне сомнительно.Политическая география - да, может что-то из экономической географии..А так надо бы опять в стандарт посмотреть,чего там про географию)))))
А вот я в свое время на истфак сдавала помимо истории отечества, ин.яз, русский - изложение, и литературу...Не знаю,может это мой стереотип,но мне кажется,что это правильно....

marion 31.05.2012 17:41 #

Обществознание - читай в стандарте) - это интегрированный предмет, это для тех, у кого эта область непрофильная.
Сдавала историю, ин.яз, русский и литературу? Ну да, правильно.
Я когда поступала на юр.фак, у нас вступительные были те же самые. Только у меня была медаль - я сдала историю на 5, и этого хватило.
Так и стандарт не мешает этому выбору. Профильно - русский и литература, история, иностранный язык.
География... вот тут уже карты тебе в руки. Я не слишком понимаю, что значит политическая география). Где какая страна расположена? тогда да, именно это и нужно. Но мне кажется, что это входит в курс географии до 9 класса.

marion 31.05.2012 17:47 #

Внизу написала про географию.
Сюда не прицепилось).

Schwan 31.05.2012 17:57 #

Блин,я опять начинаю с этим стандартом путаться.
Читаю:
11.2 Общественные науки
"Россия в мире" - интегрированный курс
Обществознание - базовый курс
стр. 9-10

marion 31.05.2012 18:01 #

А, я имела в виду вот это:
4. Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право). В этой группе предметов, если это профилирующее направление, обучающийся может выбрать один или два предмета на базовом или профильном уровне. При выборе обучающимся другой профилирующей предметной области он обязан выбрать или интегрированный курс обществознания, или при желании 1-2 предмета на базовом уровне.

А вообще что это такое - обществознание на профильном уровне?...
У сына уже сейчас оно есть - это действительно нечто интегрированное, там что-то вроде основ права и социологии в одном флаконе.

marion 30.05.2012 18:49 #

Математика - базовый уровень:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приѐмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

Математика - профильный уровень:
требования к предметным результатам освоения курса математики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
3) сформированность умения моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
4) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
5) владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.

marion 30.05.2012 18:52 #

Еще для примера: иностранный язык.
Базовый уровень:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своѐ речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Профильный уровень – требования к результатам освоения курса иностранного языка на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития школьника;
2) сформированность умений перевода с иностранного на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля;
3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Ника Миронова 30.05.2012 20:08 #

Марин, твой оптимизм радует и внушает надежду. Вопрос в том-как все это будет работать. На бумаге все красиво и гладко-на деле не всегда. Я помню себя в старших классах-у меня было как у тебя: гуманитарные предметы учила, химия-физика-биология отбывались как повинность. И тогда -я точно помню-я завидовала школьникам из серии книг "Школа в Ласковой долине":у них в старших классах было всего 3 кажется предмета выбранных исходя из решения о том, где они продолжат учиться и кем станут. Но я, как и Света,пессимист в отношени данного новшества:пока еще ни одно нововведение в сфере образования в нашей стране не улучшило его качество-скорее наоборот. Школа перестает быть храмом знаний, а становится неким учреждением из сферы услуг(((( как парикмахерская:стрижка столько-то, укладка в подарок

marion 31.05.2012 17:47 #

Вот нашла, из программы для 5-9 про географию:
1.2.3.10. География
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Продолжение ниже.

marion 31.05.2012 17:47 #

Население Земли
Выпускник научится:
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
• проводить расчёты демографических показателей;
• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами

Там дальше еще много тем, но они посвящены конкретно России: география, природа, население, хозяйство, вхождение в мировую экономику и пр. (мне показалось, что это и есть готовая программа для курса "Россия в мире")

Schwan 31.05.2012 17:59 #

Ну в таком объеме на истфак географию сдавать точно не стоит)))

marion 31.05.2012 18:06 #

Да она вообще не сдается, но знать ее надо.

Мне вот это показалось важным для историка:
"• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
...
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами"
Помнишь, еще Гумилев говорил о важности "исторической географии", поскольку, например, великое переселение народов в 1-2 веках н.э. напрямую было связано с климатическим изменением в азиатских степях.

Schwan 31.05.2012 18:23 #

Да,но только историческая география несколько отличается от географии вообще
например,историку совершенно не обязательно оценивать глобальные изменения климата на страны и регионы,например сегодня...Это уже не очень-то историческая область...
А что было раньше..ну так историки и так проходят и ледниковые периоды, и последствия засух и т.п.))))

marion 31.05.2012 18:31 #

В принципе, задача - оценить влияние климата на способ хозяйствования, -
учит этому география, но, как мне кажется, это важно и для историка.
Историк подставит в задачу свои параметры - что было раньше.

Schwan 01.06.2012 11:26 #

ну да,география - штука нужная и не только историку.
Например, "использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде" или ориентироваться на местности - нужно всем)))
Экономистам она тоже вроде как нужна,климат-то и ресурсы на экономику тоже оказывают влияние)))))))Но в полном объеме все-таки я бы не рекомендовала потенциальному историку в качестве профильного предмета выбирать географию..
Понимаешь,какая штука...В моем окружении очень много друзей-коллег географов.Я когда увлеклась миграционной проблематикой,то невольно попала в географическую тусовку))И вот однажды на одном семинаре,нам дали задание составить проекты исследований на получение грантов.ну такой треннинг на написание грантовых заявок)))Разбили нас на группы,поставили условия и начали мы творить.Географы оказались полезными во всех проектах,практически на любую тему,НО и без них проект тоже может неплохо существовать))))

marion 01.06.2012 11:30 #

Хи, а без кого проект не может существовать?))

Schwan 01.06.2012 11:46 #

ну это зависело от темы проекта)))))
В том-то и прикол,что мы составляли междисциплинарные проекты и даже в темах по адаптациям мигрантов нашли кучу важных аргументов для использования в этой теме географических знаний))))))Но сама понимаешь,что и без географов как-то можно обойтись.Исследователь - народ всеядный.Для ответа на вопросы и без помощи географа обойдется,почитав,подумав,проанализировав))))

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир