marion

Среда решает все?

Последний пост о развивалках заставил задуматься...
Вроде бы все соглашаются, что главное для ребенка - развивающая среда. Это относится и к игрушкам на полу, и к карте на стене, и к... буквально ко всему. Хорошо, если ребенку 2,3,4 года, все это сделать достаточно просто. И родители охотно объяснят ему, что такое круг, что такое квадрат, будут лепить и рисовать с ним. Но ребенок растет, и что будет годам к 10? Сверстники довольно быстро догонят его, узнают и про круг и про квадрат. Даже если не в 3 года, а в 7 или 8. Если мы хотим, чтобы ребенок на этом не остановился, а развивался дальше, нужна уже другая развивающая среда. Концерты классической музыки, поездки на экскурсии, общение на нескольких языках и т.д.
Насколько эффективно все это, если оно... от случая к случаю? Если дома родители не общаются на нескольких языках, и вообще используют из русского языка 50 слов? Если сами они забыли, когда последний раз были в музее и слушали музыку? Вообще - имеет ли при этом смысл отдавать ребенка в гимназию, в развивающие секции и творческие кружки? Я слегка скептически относилась к попыткам "сделать ребенка образованнее, чем мы". По-моему, ребенок копирует образ жизни родителей. Не видит он их с книжкой - ну не будет и он читать; не ходят они в музеи - и ему это не надо. И ко всему это относится. Есть только один хороший путь - развиваться вместе с ребенком, а стимулом может быть и это: "сделать ребенка образованным".
НО! Только я сформулировала данный тезис, как всплыл в памяти противоположный пример. Мои родители, и многие из их поколения. Мои бабушка и дедушка приехали из деревни, у них образование было 5 классов. Что они могли дать моему папе, какую развивающую среду, какой образ жизни? А ведь он стал образованнее их. Школа, техникум, институт, ведущий инженер в НИИ. Значит, все же это возможно?

Ответить117 комментариев
В избранное
Комментарии (117):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
ЛенаШ 11.11.2011 11:27 #

Я грымза. Я не верю в развивающую среду (разбросанные игрушки и пр). Я верю в систематические целенаправленные занятия. Не верю в то что если мыть голову под проточной водой, с ней можно получить "информацию". И в книгу под подушкой на ночь не верю. Что выучишь, над чем поработаешь - то будешь знать.
Другое дело что у разных людей больше склонностей к тому или другому. Если у меня нет ни понимания ни тяги к музыке, а у ребенка есть, он сам на протяжении жизни будет так или иначе стремиться - слушать, играть и возможно пойдет в этом деле намного дальше меня. А если например к языкам склонность весьма умеренная, а я считаю, что их надо бы попробовать дать ребенку, могу целенаправленно с ним поработать с детства, отдать в гимназию, на лето вывезти зарубеж в языковую среду. И если уж не встречу каких-то радикальных барьеров - абсолютное отсутствие способности, отвращение, мои или чьи-то педагогические ошибки, - да, скорее всего на неплохом уровне я смогу это обеспечить...

marion 11.11.2011 11:39 #

Лена, какие систематические целенаправленные занятия в 2 года? Раньше пяти лет я в это точно не верю. Все в форме игры.
Разбросанные игрушки, пересыпание и рванье бумаги -в 6 месяцев. Таблицы букв и карты на стене - в 2 года. Слушание музыки - неплохо бы все детство. И, конечно, если у него есть склонность к музыке, то будет слушать, играть. А вот если у него есть склонность к музыке, но он ее ни разу не слышал - тогда и развиваться негде.
Ну, а если говорить про языки, то вроде бы мы с тобой согласны. Ты будешь с детства с ним работать дома + отдашь в гимназию + вывезешь за рубеж в языковую среду. А что из этого главнее? по-моему, первое - общаться дома на этом языке.
Я о том случае, если родители дома не общаются, но отдают в языковую гимназию в 7 лет. Насколько будет толк?

ЯрославаM 11.11.2011 11:43 #

Я о том случае, если родители дома не общаются, но отдают в языковую гимназию в 7 лет. Насколько будет толк?


Я иностранные языки практически не знаю, муж тоже. Сыну нанимали репетиторов, и он знает довольно неплохо английский и немецкий.

belka74 11.11.2011 12:11 #

ну у меня родители кроме русского никакого не знают
))))) и чего? )

marion 11.11.2011 12:29 #

Белка, а ты в каком возрасте языки учила?
Ярослава, про вашего сына тоже интересно - в каком возрасте с репетиторами занимался, и как долго?

belka74 11.11.2011 12:32 #

арабский - в среде с 12, английский со 2 класса в школе но реально - класса с 10, как поступать решилась на языковой, Итальянский - в институте уже, норвежским озадачилась в 25, но тут уже облом - времени все не было и я забросила , гадина нехорошая ай-яй ))))

marion 11.11.2011 13:34 #

Значит, уже учила сама и по собственной инициативе, потому что хотела, а не родители заставляли. Это понятно.

ЛенаШ 11.11.2011 12:51 #

Да, Маринка, я тоже абсолютно согласна что все должно быть по возрасту. Перехожу на более старшую категорию, так как моей 7 лет.
А языковая среда дома - тоже не панацея. Моя сестра с мужем и племяшкой уехали в Штаты когда малой было 2 года. Семья русскоязычная, изначально 2 года - только русский язык. И что? На русском наша Ирка говорит с большим акцентом, понимает речь не полностью, мы с ней по русски, она - на смеси русского и английского. Причем сестра с мужем упорно старались не запустить русский, ездили туда бабушки, по пол-года там были пока она маленькая была... Так что закономерности прямой нет: если семья знает язык, то и ребенка научит, а если - нет, то на нет и суда нет и туда нет. Тут такой комплекс факторов... И способности, и семья, и среда, и мотивация, и главное на мой взгляд - это умение трудиться, превозмогать себя, без чего можно прохерить любые способности и предоставленные возможности. Чего как раз современные подходы и не дают - пусть дитя балуется, играет, занимается только тем что хочет, игры-цацалки.
Смотря еще чего хотеть. Если просто чтоб ребенок любил музыку, понимал - ну включаешь-объясняешь-водишь на концерты. А чтоб играл неплохо - это музыкальная школа, сольфеджио-гаммы до боли в руках и спине. И только так, при любых сверхспособностях, иначе проку нет. И так любое дело - чтоб было хорошо - надо потрудиться (я не про 2 года), и большая медвежья услуга на мой взгляд пробаловать ребенка детство, а потом выпустить нисчем в жесткую конкурентную жизнь инфантильного баловня. Особенно если далее помочь нечем - нет приданного, нет возможности "пристроить" и пр.
У меня есть примеры в окружении - росли вместе, меня школили, их баловали и попускали, развивали играючи, есть ребята за 30 - очень толковые, и никогда нигде не работали (там на них в юности голос повысили!), нет семьи - не было или мнгновенно распался рай в шалаше да и терпеть кого-то не умеют... А у родителей давно исчерпана можность красную дорожку перед ногами расстилать... Жалкое зрелище... Хотя и так можно - ведь первую половину жизни они были беспечны и счастливы... Хотя я праздность и баловство счастьем не считаю. Это хорошо - но на час. А на жизнь - должно быть дело! Эх, грымза я, грымза!)))

Лисска 11.11.2011 13:27 #

Лена, я даже добавить ничего не могу, ты все сказала! никогда не говорю такого, но подписываюсь под каждым словом)). вот

ЛенаШ 11.11.2011 14:36 #

полагаю, мы с тобой преодолевали жесткую конкурентную среду, и знаем, как оно, и не сомневаемся, что детям тоже прийдется ))))

marion 11.11.2011 13:46 #

Лен, так все правильно - но опять же возраст; смотри. ты говоришь - современные подходы, игры-цацалки. Так это и есть на 2-3-4 года. Лет с 7 должно быть уже умение трудиться, превозмогать себя.
Я знаю то, о чем ты говоришь, на собственном примере - в дошкольном детстве я развилась прекрасно, по сравнению с другими сверстниками из рабочего района. В школе все давалось легко. В результате брать трудом я не научилась, мне хватало баловства, чтобы держаться на верхнем уровне в классе. Конечно, это была ошибка моих родителей. Надо было переводить в более серьезную школу, а они даже не думали об этом. Пробаловали? Да нет, просто сами они выросли в средней школе, и по их мнению, какая разница? В институте аукнулось, пришлось садиться на попу и учить. Ничего, я справилась. Так что баловни не безнадежны). Здесь опять от родителей зависит: одни будут поддерживать дитятко ("ах, на него голос повысили! ах, ему пересдать не разрешили! институт плохой, работодатель плохой!"), а другие скажут: ты уже взрослый, разбирайся сам.
В целом, мне кажется, сейчас перегибают палку в обратную сторону: со школы ребенка давят - учись, учись, ты что, не видишь, выживает сильнейший, без ВО ты никто и т.д. Ребенок будет трудиться, если ему поставить близкую и понятную цель. А институт и будущая карьера, это еще слишком далекооо). Получается просто из-под палки, и вот это, по-моему, неправильно.

ЛенаШ 11.11.2011 14:08 #

Да, перегиб палки в обратную сторону - это не то слово, это просто жесть((( И институт - не стимул, у нас бюджетных мест оставили процентов 10, это все равно не реально, все равно платить за вышку прийдется. Стимул для меня- чтобы состояться, чтобы развиваться, чтобы быть, чтобы уметь, чтобы знать, чтобы уметь научиться... В 7 лет это не объяснишь... Я говорю, что просто надо, иначе никак... Садись читай, делай уроки, делай хорошо, старайся и точка, никаких условий-уговоров-стимулов. Нет, не потом, сейчас.... Это пока она мне на слово верит и слушается. Дальнейшую аргументацию еще не проработали.)))

marion 11.11.2011 14:14 #

А я дочке все больше по книжным героям)), вот помнишь - этот старался, этот трудился, и у него получилось).
Сыну уже могла объяснять на примере своей работы. "Мол, тебе кажется, что неважно, как написать? А у меня отчет просто не примут и зарплату не начислят, если я сделаю не так, как установлено". Но это ему, он рос серьезным парнем.

ЛенаШ 11.11.2011 14:25 #

тут с мотивацией двояко.. Можно и стараться-стараться, и сделать хорошо, а не получить результата ни с первого, ни с 10го раза, и это может быть несправедливо... Басня была Моэма про стрекозу и муравья наоборот, где стрекозеа все пела, и все ей было ок, все прогуляла, потом удачный брак, потом наследство, а муравей трудился, и все не везло ему, потом банкротство (2 брата), и муравей от несправедливости жизни отчаялся и повесился чтоли. Тоесть не всегда закономерны действия и следствия, тем более на коротком временном участке, и люди бывает страдают от этого ложного понятия "не справедливо". Поэтому я ставлю развитие как самоцель. Оценка вторична, хоть и значима. И награда в виде института-карьеры не обязана наступить. Быть развитым - это уже ценность, награда. А неразвитым - беда-беда-огорчение)))

Лисска 11.11.2011 16:45 #

я тебя распечатаю и на стену повешу))

marion 11.11.2011 17:12 #

Лен, а как ты ребенку это втолкуешь?) Это нам, взрослым, понятно. Да и то не всем. Сама пишешь, мы иногда впадаем в непонимание, зачем надо быть хорошим нравственным человеком. А уж зачем быть развитым, еще менее понятно, если за это ни карьеры, ни денег.
Мне кажется, в детстве стимулы должны быть ясны - порадовать родителей (это всегда присутствует, хотя и не всегда осознается); быть не хуже других в классе; ну и частные типа наград за победы, дипломов. А еще "смотри, ты понял - тебе стало интересно", но это не везде работает.

ЛенаШ 12.11.2011 04:00 #

объяснить подростку можно так. привести к окончанию занятий к строительно-монтажному ПТУ, понаблюдать за ребятами-девченками, которые оттуда выходят, проехать с ними в маршрутке, послушать их разговор. Или организовать поход на лязгающий завод, затем выйти за проходную и обратить внимание на выпивающих неподалеку на пеньке отработавших смену рабочих. И рассказать, что вот этой среде вполне реально очутиться такому хорошему человеку как он. И даже зп может быть вполне приличной, побольше, чем у начинающего юриста. Меня бы такой экскурс убедил, что я хочу быть в несколько другой среде)))

marion 12.11.2011 09:55 #

И снова здравствуйте))).
Во-первых, это о подростке, а не о ребенке.
Во-вторых, ты же сама начала с того, что развитие прекрасно само по себе, а не для того, чтобы не оказаться на заводе. А если не поступил в институт, потому что денег на платное образование нет, а бюджетные места тоже все проданы? Значит, пойдет на этот самый завод. Так надо же ему объяснить, что это не приговор, что это личный выбор каждого из рабочих - выпивать после смены или помыться и идти в театр. Ты начала-то с правильного, а сейчас об обратном говоришь).
Честно говоря, я против такого прививания стереотипов: рабочий = тупица, бездарь и пьяница.

Зайковод 12.11.2011 08:19 #

Бывает в жизни всякое, но мы говорим о ЗАКОНОМЕРНОСТИ, а она такова, что умный-развитый-трудолюбивый в БОЛЬШИНСТВЕ случаев чаще достигает успеха. Мои родители в детстве показывали мне значок в виде ромбика, который выдают после окончания института, и говорили: "У тебя должен быть такой же! Это поплавок! Ты можешь оказаться под водой, всякое в жизни может случиться, но в итоге он все равно тебя вытащит!"

Зайковод 12.11.2011 07:50 #

Я тоже верю в систематические направленные занятия. И не только в 2 года, но и раньше. Когда перед 6-месячным малышом во время гимнастики кладут погремушку, а потом отодвигают ее дальше и дальше, чтобы полз - это уже систематические занятия. Мои дети с 1,5 лет ходили в развивающие школы. Не те, где английским занимаются или чтением, а обычные, традиционные, где развивают внимание, память, речь, игровую деятельность, общую моторику. Пусть два раза в неделю по 40 минут - но это тоже система.

marion 12.11.2011 09:56 #

Это другое дело! но, глядя на своего 6-месячного ребенка, я вижу, что он и без моей помощи каждую минуту находит такие развивающие занятия. Пытается схватить деревянный стаканчик, а он ускользает).

Зайковод 12.11.2011 10:13 #

Находить-то он находит, но ребенок делает то, что ему удобно - допустим, поворачивается через один бок. А задача родителей (или кто с ним занимается) - сделать так, чтобы развитие шло не хаотически, а по определенному плану. Родители должны понимать, ЧТО должно получиться в результате их занятий, они-то представляют конечный результат, в отличие от ребенка, и могут его направлять.

Mama_6 12.11.2011 10:08 #

C 1,5 лет легко развивать дома самим. Водила старшую дочь с 9 мес в группу раннего развития, а с 2х лет в группу муз. школы, сделала выводы, что все, что там дается детям, могу дать и я в домашних условиях не тратя время на дорогу и деньги. А вот английский с 5 лет - это я сама не научу... Младшие в группы раннего развития уже не ходили, результат одинаковый.

Зайковод 12.11.2011 10:16 #

Конечно, можно и дома заниматься. Но для этого надо быть самому подготовленным, надо ПОНИМАТЬ, что и для чего мы с ребенком делаем, что развиваем в каждый конкретный момент каждым конкретным действием или упражнением. Не каждая мама захочет вникать во все эти тонкости. Мне проще, когда учительница мне все разжевывает: чем нужно дома заниматься, чтобы закрепить какие-то навыки, приобретенные в школе.

Roza_Marena 11.11.2011 19:17 #

Лена! Как ты можешь( Ты только что убила веру в "Халява, приди!!"((

WRebel 11.11.2011 12:09 #

Целиком и полностью соглашусь. Таких противоречивых примеров даже в моей семье масса.
А в чем, собственно,вопрос, Мэрион? Тут спорить не с чем.

marion 11.11.2011 12:27 #

Да как всегда - хочется понять, в чем секрет. Как вырастить развитого, образованного человека.
Почему одни развиваются "несмотря на", а другие не развиваются "вопреки"). Все индивидуально, заложено от природы?

WRebel 11.11.2011 12:32 #

Да как всегда - хочется понять, в чем секрет. Как вырастить развитого, образованного человека.
Почему одни развиваются "несмотря на", а другие не развиваются "вопреки"). Все индивидуально, заложено от природы?



А почему так вопрос стоит? По-моему важнее воспитать хорошего человека. Сколько примеров, когда родители бились за образование ребенка, тот вырос и "состоялся в жизни", а про родителей, хам и беспринципный карьерист, забыл.

marion 11.11.2011 12:37 #

Совершенно верно! Это одна из причин, почему я с таким сомнением отношусь к "вырастим ребенка образованнее, чем мы". Возможно, будет образованнее, но ведь возможно и презрение к необразованным родителям, и эгоизм. Приоритет безусловно должен быть такой - сначала нравственные качества, потом уже образование.

WRebel 11.11.2011 12:43 #

Единственно что скажу про раннее образование: читать к школе надо уметь обязательно. Это снимет напряжение первого класса.

Roza_Marena 11.11.2011 19:23 #

А не будет ли скучно ребенку в 1 классе, если он и сам уже все умеет?

WRebel 11.11.2011 23:33 #

А не будет ли скучно ребенку в 1 классе, если он и сам уже все умеет?



В смысле ВСЁ? Попробуйте обучить одного малыша чтению - это непросто, а у учителя таких 30.
И еще: многие знакомые учителя начальной школы жалуются, что устный счет у деток - ОК, но как начнет условие задачи читать - так пока все до конца прочитает - о том, что было вначале забудет.
Вообще многие родители хитрят.Мало кто идет сейчас в школу не зная букв и не умея с грехом пополам читать по слогам. А тем, кто и букв не знает приходится лихо.

Roza_Marena 11.11.2011 23:46 #

В моем 1 классе только 2 девочки умели читать, и те были сестрами-двойняшками, детьми директора школы) И ничего, все научились. Но это было давно)

ЛенаШ 12.11.2011 04:11 #

сейчас уже в школе читать не учат. Мы из букваря только на последних страницах текстики читали в 1-2 недели 1го класса.
Вообще концепция школы изменилась. Если раньше за результаты более-менее отвечал учитель, то сейчас ребенку ставят единицу, и привет - это проблема родителей. А ребенок в 1х классах отчета в проблемах себе не отдает. И родителю остается решать: Хочешь, занимайся сам, хочешь - нанимай репетиторов, хочешь продолжай эти единицы созерцать, и утешаться чем хочешь...

Зайковод 12.11.2011 08:10 #

У нас программа "Перспективная начальная школа", и нам еще при подаче заявления в школу сказали: "Если ребенок не умеет читать - учиться он не сможет, даже не записывайтесь к нам!" Начальная школа за последние 10-15 лет ОЧЕНЬ сильно изменилась, и читать во многих школах (в нашем городе - во всех приличных) уже давно не учат.

ЛенаШ 12.11.2011 04:17 #

А не будет ли скучно ребенку в 1 классе, если он и сам уже все умеет?


Я подготовила ребенка к школе. Чтение на укр 27 слов в минуту, счет на плюс и минус в пределах 10-20, задачки на одно-два действия, 200 англ слов. Ни ребенку, ни мне , ни мужу абсолютно не до скуки было в 1м классе, а во 2м мы уже веселимся наполную.

ЛенаШ 11.11.2011 15:08 #

нравственные качества - вещь размытая. Это в книгах все понятно, кто герой, а кто злодей, и логический финал, и однозначный вывод: вот видишь, все таки!.. Два капитана, Три мушкетера, Граф Монте-Кристо...
Я не встречала мать, которая бы не считала нравственным своего ребенка, или саму себя. Это такой сложный вопрос... Математике учить проще - вот задача, вот ответ))) А нравственность... в безнравственном обществе... Ты не переживала болезненного чувства несправедливости бытия: вот я такая нравственная, а безнравственные меня уделали, и добро не победило зло, зачем же я такая нравственная, меня мама обманула, что надо быть нравственной? Что мне пользы от моей хорошести?

marion 11.11.2011 15:49 #

Нет, Лен, ни разу не переживала. Наоборот, пару раз пошла вопреки своим нравственным принципам, и потом так мне было плохо, что я зареклась. Нефиг идти против совести, раз она такая злая собака)).

Комментарий удален

Schwan 11.11.2011 15:45 #



А почему так вопрос стоит? По-моему важнее воспитать хорошего человека. Сколько примеров, когда родители бились за образование ребенка, тот вырос и "состоялся в жизни", а про родителей, хам и беспринципный карьерист, забыл.


А я вот,когда своей подруге-психологу попыталась ответить на вопрос,кто такой "хороший человек",то очень путанно получилось...С тех пор сама ко всем пристаю с таким вопросом - кто такой хороший человек и как это помогает этому "хорошему человеку" по жизни?

marion 11.11.2011 15:51 #

Мы все, по-моему, хорошие люди, и живем все хорошо)). Нет?

Schwan 11.11.2011 16:11 #

да с нами-то все понятно.это как в известном тосте - "давайте выпьем за хороших людей!Нас так мало осталось!"))))))
А вот когда я этой самой подруге стала втирать,что моя цель вырастить из Илюхи хорошего человека,она попросила конкретики в моих целевых установках)))))Вот хороший человек - добрый,порядочный,ответственный и т.п. (вроде как все понятно до этого момента), а потом к этим качествам добавляется,например ассенизатор)))))Вот готова ли я видеть своего сына в таком качестве?)))))

marion 11.11.2011 16:16 #

А что страшного? намного лучше добрый, порядочный, ответственный ассенизатор, чем лживый, злобный и бездарный топ-менеджер.

Schwan 11.11.2011 16:45 #

да,Марин,все так!Просто когда начинаешь теорию на себя примерять,то появляется куча нюансов.А когда все это еще и на нашу российскую среду накладываешь - то все еще сложнее получается...Честно,я просто знаю реально много хороших людей с очень несчастной судьбой..А как родитель очень хочется,чтобы у детей судьба все-таки счастливая была...

Лисска 11.11.2011 16:47 #

лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным)

marion 11.11.2011 16:52 #

Дак конечно, но мы начали эту ветку с вопроса приоритетов).

Schwan 11.11.2011 16:49 #

и вот если дальше рассуждать,коль про ассенизаторскую среду речь зашла)))))Легко ли в этой среде сохраниться хорошиму человеку.Вот ничего не имею против,например,сантехников.ну ни разу я не видела в своей жизни трезвого сантехника из ЖЭКа,а ведь по-сути - хорошие люди.но что их сделало такими - они сами или среда?Или просто одно на другое наложилось?

marion 11.11.2011 17:01 #

Света, а ты других знаешь? тех, которые богатые и успешные? И какие у них тараканы?
Да, я тоже знаю, как тяжело сохраниться в рабочей среде, но знала бы ты, как тяжело сохраниться хорошим людям в среде руководящей...))
Здесь можно искать только частное решение - есть я, такой вот человек, с таким вот образованием, достатком и душевной твердостью. Здесь я мог бы работать, но чувствую, что тупею в этой среде. Здесь я мог бы работать, но здесь надо постоянно прогибаться и идти поперек совести, а я этого не умею. А вот здесь и на жизнь хватает, и мозги есть куда применить, и совесть спокойна - здесь я и останусь. Почти по моему собственному опыту)).

Schwan 11.11.2011 17:18 #

а вообще,жизнь - трудная штука)))))Понимаешь,вот эти все примеры,которых мы вот только так навскидку про рабочую и руководящую среду накидали)) и есть наши рассуждения на тему "что решает среда?" И в этой связи и начинает очень хотеться конкретизировать понятие "хороший человек"(которое долгое время мне казалось очень четким и понятным))))).Вот в другом посте про ЮЮ писала,что мой первый муж был милиционером и я своими глазами видела как ломает ментовская среда этого хорошего человека,которым его удалось воспитать родителям.А потом хоп и с 22 лет этот "хороший человек" стал как-то сильно меняться...
Вот и получается,что быть хорошим человеком по жизни недостаточно,нужен еще какой-то "внутренний стержень",о котором мы тут тоже уже говорили.А как этот "стержень" воспитать,заложить и т.п.?Чтобы уж точно - никакая среда не сломала....

ЛенаШ 12.11.2011 04:26 #

и этот выбор ты сделала будучи взрослым человеком. Будучи юристом, довольно много вариантов можно изобрести, на что сименить данную профессию, а если ты ассенизатор - так и будешь ассенизатор 1000 лет пока помрешь. Вот я к чему стремлюсь - не то что бы дети стали топами, а чтобы у них была возможность как можно более широкого выбора и професси, и ступени на социальной лестнице.

ЛенаШ 11.11.2011 17:09 #

кому лучше? спроси у ассенизатора и топ-менеджера, кто из них махнулся бы своей профессией, а кто нет. Предложи мне выбор - я выберу топ-менеджера - и себе и детям. А быть ли при этом лживым и злобным, или добрым и порядочным - это другой вопрос, не связанный...

marion 11.11.2011 17:14 #

Повторю: см.выше, мы обсуждаем приоритет. Что важнее - быть порядочным или успешным.
Кстати, я на топ-менеджера своей профессией не махнусь; их профессия очень связана с не-добротой и не-порядочностью.

ЛенаШ 11.11.2011 17:32 #

эти понятия нельзя сопоставить. Это вопрос типа: что больше, х или у...

ЛенаШ 11.11.2011 17:38 #

Кстати, я на топ-менеджера своей профессией не махнусь; их профессия очень связана с не-добротой и не-порядочностью.


Ах! Ох! Караул! Все топы упали и лежат в отключке оскорбленные)))) И кто это говорит? Ты же юрист кажется, если не путаю? А все юристы.... какие у нас стереотипы? Это все равно что не хочу быть студентом - они очкарики! Или умным не хочу - они лысые!)))

ЛенаШ 11.11.2011 13:11 #

Да как всегда - хочется понять, в чем секрет. Как вырастить развитого, образованного человека.
Почему одни развиваются "несмотря на", а другие не развиваются "вопреки"). Все индивидуально, заложено от природы?


Если бы был рецепт, его б давно уже открыли, а так отцы и дети - вечная тема)))
Я исхожу из принципа: сделать все что в моих силах. А там уж как судьба... Только логическое продолжение принципа - принять и смириться если результат отрицательный, мне никогда не удавалось)))
Терпенье и труд все перетрут; бороться и искать, найти и не сдаваться; без труда не вытащить и рыбки из пруда; смелость города берет; хочу и буду. Вот те рецепты, которые сформировало общество, мне импонируют.
И еще. Труд превращает человека в обезьяну. Самый сильный верблюд везет самый тяжелый груз. Лень - двигатель прогресса. Захотелось поработать - ляг поспи, и все пройдет. )))) Тоже нравятся

Зайковод 12.11.2011 08:06 #

Мне кажется, чтобы вырастить развитого и образованного человека, надо развивать познавательные способности, любознательность и трудолюбие. А они уж пускай ребенка изнутри подталкивают к тому, чтобы не сидеть "в болоте", а все время лезть выше и выше.

belka74 11.11.2011 12:16 #

Мариш, я тебя уверяю - все решает сам человек )) у меня у отца три высших образования ))) как он рос и про среду - все можно почитать в моем посту про предков. Первые 10 леь жизни он провел в землянке. Он работал в СЭВ, МИДе, ООН.
При этом мне в семье практически не уделялось внимания. Меня любили но им было некогда. Какие театры? Папа там был два раза за всю жизнь! Мать обожала но как я родилась - перестала ходить - двое детей и работа без перерыва и почти без сна.
Я в 4 классе купила с подружкой абонемент и все осенние каникулы мы ходили в театры - сами
ни дня без спектакля
так что среда иногда и вовсе ничего не решает.
Тут все индивидуального - кого то хоть образвивай - ничего не выйдет, кто то пластичен, кто то гениален от природы и выживет в любой среде и не утратит ничего

marion 11.11.2011 12:33 #

Эх...))) как-то не устраивает ответ, что все от природы))), хотя, наверное, ты права.
Ну насчет театра, тут еще многое решают просто разговоры родителей на кухне). Я это видела на примере сына: мы тоже не слишком-то развивающие родители, мы были молодыми и сыну много внимания в детстве не уделяли. Но он же постоянно торчал рядом, когда мы сидели с друзьями и болтали о книгах, об истории, о географии и физике. И все это у него в голове оседало. Может, твоя мама тоже с подружками разговаривала о театре, тебе и запало?

belka74 11.11.2011 12:41 #

ээээ
у мамы не было подруг по моему
ну тоесть на ДР кто то там приходил
но вообще она работала и все
в смысле я не помню чтоб при мне вот так подруга с печеньем ввалилась
а вот какона брала работу на ночь - это помню (( и ее вечно злую и с поджатыми губами помню ((

я вот счас ела и умала - семья это какой-то урборос ((((
если б она не была такой врединой и стервой - может он бы не пил? если бы он не пил - может она бы не была такой? если б они развелись - может они бб нашли свое счастье? не знаю (( мне грустно ((((

а среда - не знаю
был такой ЗАРЯД! у отца он был мощным - такое шило в жопе до ушей! в 40 он учил инглиш! В плеере, ночами бубнил, писал, страдал ((( все у мужика было - а таланта к языкам не было (( или не повезло! Но жопой взял блин (( без этого он бы никуда не прорвался!
У нас сестрой заряд послабей уже - одно высшее и карьеры, но неплохие
а у ее дочери уже кажись и нет его ((( 23 года девке а все "я не решила кем хочу быть"
В этом возрасте уже быть пора! а не страдать фигней

Гайка 11.11.2011 13:23 #

гм) я немного влезу..
а может дело не в образовании.а в "шиле в попе" есть заряд и шило...станешь человеком.нет заряда...будешь...ну таким...свободным художником..

Зебра80 11.11.2011 19:59 #

Гайка, у кого шило в попе - тот человек, а у кого нет - ...? У меня шила в попе нет ((( И у детей моих тоже. Кто мы?

Гайка 11.11.2011 20:10 #

у кого нет шила в попе------тот везунчик)любимец фортуны и умница))
прям как я))))))
хотя у меня есть шило.в языке

marion 11.11.2011 13:48 #

Да)), вы с Гайкой правы, есть такая штука заряд). Откуда он берется, не знаю. Но правда и то, что постепенно гаснет в следующих поколениях. Этакая пассионарность в отдельно взятом роде).
Но тем, у кого заряда нет, им-то как быть? Свободным художником?... гм... голодно)).

Лисска 11.11.2011 16:54 #

я думаю, что это характер или типа того. ну, что-то врожденное. плюс детский опыт. например, кто с пяти лет работал в поле и еще в школу ходил за 5 км ежедневно туда и столько обратно, как моя бабушка, у тех эта пассионарность развивается вынужденно. зато у них детства нет((

marion 11.11.2011 17:03 #

Но есть и обратные примеры, Алис: как работали в поле с 5 лет, так и всю жизнь работают, и никуда не продвигаются.

Танечка71 12.11.2011 15:53 #

Согласна с Белкой. У меня были ну оооочень строгие родители. Заставляли, читать, заставляли ходить в театры, заставляли ходить на выставки и театры - другими словами, как говорила ЛенаШ, это умение трудится. Вот что точно мне привили родители, так это умение трудиться. Но это никак не среда. Просто родители, а точнее мама в меня впихивала то, чего сама никогда не имела: она росла в семье алкоголиков, мать потеряла в 3 года. Папа книги никогда не открывал, весь в науке, полевых испытаниях и ТВ-просмотрах на ночь. Какой итог - ненависть ко всему этому (к чему понуждали) до отвращения! Рояль мне хотелось выбросить в окно, и через 4 года я все равно бросила музыку, как только сменился преподаватель, который стал меня бить по рукам. То есть, я нашла уважительную причину для родителей. Музеи, выставки, театры я ненавидела... книжки, рвела над ними кровавыми слезами, настолько мне был отвратителен сам процесс.. Зато когда я САМА увлеклась рисованием в 10 лет, нашла ИЗО-студию, я просто с головой погрузилась во все это, я рисовала и днем и ночью, ходила в музеи, мои работы печатали в журналах и показывали на ТВ. Продлилось это 2 года, а потом утратился интерес. А родители не уставали повторять: ничего из тебя не получится, все что ни начинаешь, все бросаешь.. Мне нравился ручной труд, в какие кружки я только не ходила. Что главное? - ВОЗМОЖНОСТИ!!! Раньше ребенок сам мог выбирать, кружкки, секции, студии - все было доступно и без родителей, так как было бесплатно или стоило копейки (за исключением средней школы исскуств, в нее без родителей было не попасть). К 17 годам я пришла по большому счетом неучем, книжки не прочитаные даже по школьной программе, ну и УМЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ (я хорошо понимала слово НАДО из маминых уст, когда хватало ее на то авторитета). В 17 лет я подружилась с девочкой, которая была ну МЕГАумная, начитаная, просто вундеркинд какой-то. Мне стало стыдно, и я стала читать круглосуточно, чем и занимаюсь до сих пор. СРЕДА скажете вы? Нет. Я скажу так, что мы должны предоставить ребенку а) ВОЗМОЖНОСТИ, б) ВЕРУ В НЕГО, что в любом случае мы его любим, с) ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ПОЗНАВАНИЯ, УЧЕНИЯ и проч. Только трудом тут вряд ли можно добиться больших результатов.. Что в наших силах, выбрать окружение (хороший район проживания), хорошую школу с большим набором предметов (не только развивающих левое полушарие - логику, но и правое), дать попробовать себя в различных направлениях, протестировать как бы, к чему тяготеет, в чем талант, в чем преуспел, а чего не дотягивает - вот это да. Я, в итоге, преуспела в жизни знаете почему, каков мой уровень мотивации? - я всю жизнь положила на то, чтобы доказать своим родителям, что я чего то стою, чтоб они мною гордились и любили. Я не уверена, что это мотивация хороша, потому что я не прилушивалась к СВОИ желаниям, стремлениям... я работала на зрителей, моих родителей. короче говоря, от подобных достижений нет чувства удовлетворенности, вот.))

Танечка71 12.11.2011 16:02 #

Мне кажется в 2 года точно можно - это привить любовь к познанию мира, к учению. От первого опыта зависит очень многое. Отвечать на множество ПОЧЕМУ, ГДЕ и ЧТО ЭТО? Отвечать так, чтоб у ребенка возникало этих вопросов и желания их задавать все больше и больше: делать процесс ответов на эти вопросы как увлекательное приклчение, чтобы ребенок всегда горел желанием открыть скорее следующую страницу. ЧТобы в итоге, процесс познания шел из его (ее) потребностей, а не родителей. Я считаю, что главное для них это предоставить ВОЗМОЖНОСТИ.

Mama_6 11.11.2011 13:53 #

Моему деду сейчас 82, он, я считаю, очень образованный человек, хотя в детстве на него не больно обращали внимание родители, семья часто моталась по гарнизонам (прадед - военный), часто жили в деревнях. Но был в его жизни в период с 6 до 8 лет его дедушка (простой деревенский мужичок), который, по рассказам моего дела обладал живостью ума и смекалкой. Он научил деда мыслить очень конструктивно во многих бытовых вопросах (какие-то мелкие приспособления, изобретаемые, казалось из мусора, котрые облегчают повседневную жизнь). Дед многому учился сам, многим интересовался просто потому,что ему это было необходимо как воздух. К 12 стал ремонтировать и собирать радиоприемники, в его арсенале появились всякие самодельные микроскопы.... Сейчас он своей любознательности ничуть не утратил. С ним очень интересно. Своих дочек (в том числе и мю маму) отдал учиться в музыкалку,т.к. сам очень неравнодушен к классической музыке (и оч. неплохо в ней разбирается). Он получил высшее образование, со своими проблемами в школе (особенно в старших классах) часто обращались к нему. Он помогал мне делать работы по политологии в институте. Для детей - это изумительный расказчик. С ним можно поговорить и о минералах, и о динозаврах, поинтересоваться, что за яркую звезду видно сейчас по утрам на востоке, обсудить какие-то вопросы, касающиеся событий в современном мире. И еще мы с ним фанаты Л. Гумилева, когда ведем беседы по его книгам, остальные родственники крутят у виска пальцем. Насколько я поняла по его рассказам, любознательность и изобретательность в нем развили как раз недостаток каких-то игрушек, бытовых вещей - приходилось придумывать самому, дефицит книжек - было еще более интересно где-то раздобыть и прочитать и море свободного времени, которое можно было всему этому посвятить

ЛенаШ 11.11.2011 16:30 #

не, Таня, я думаю тут природная незаурядность, и это пример "вопреки". А вот если как раз природная заурядность, а ты хочешь-хочешь помочь ребенку быть немного лучше... Если уж не по сравнению с другими, хотя чего кривить душой, и этого хотелось бы, ну хоть по сравнению с собой... мы, мамы, и трудимся, развиваем-обучаем, не ждем что он как-нибудь сам и само прийдет... и тут сомнения-смятения - а надо ли, а правильно ли, а хорошо ли - трудные решения когда не за себя, а за другого, к тому же такого родного-дорогого, которомму бы все-все, а как - рецепты противоречивы, и у каждого свой опыт и свой путь))

marion 11.11.2011 17:34 #

О, я гораздо "скромнее" - были бы такими, как мы с мужем и наши родители, и то хватит. Ну мы же с жизнью справились)). Сможет быть лучше - вообще классно.

ЛенаШ 12.11.2011 03:17 #

О, я гораздо "скромнее" - были бы такими, как мы с мужем и наши родители, и то хватит. Ну мы же с жизнью справились)). Сможет быть лучше - вообще классно.


Тоже мне скромность. Ты же не можешь не отдавать себе отчета, что по уровню развития ты не то что выше среднего, ты в топ-листе. "Хоть бы так" развить как развита ты - это апофигей апофеоза всех моих чаяний и надежд, та даже больше. Были бы такими как вы - да уж, высшее образование, юрист, единожды замужем за любимым мужем, трое детей... Да уж, пусть бы наши дети были такими, как ты - хватит вполне!))) В чем скромность цели? Это не скромность, это губа не дура - и родители супер, и мы с мужем супер, пусть бы и дети были хотя бы супер))))

marion 12.11.2011 10:15 #

Ну уж ты меня расхвалила))) У тебя то же самое, что у меня, да еще языками владеешь. А я только одним, который во рту). И тем не менее, ты хочешь, чтобы твой ребенок был развит больше, чем ты. Так что я и правда скромнее. Топ-лист у нас, по-моему - это Белка, Лисска и ты!

WRebel 11.11.2011 23:47 #

не, Таня, я думаю тут природная незаурядность, и это пример "вопреки". А вот если как раз природная заурядность, а ты хочешь-хочешь помочь ребенку быть немного лучше... Если уж не по сравнению с другими, хотя чего кривить душой, и этого хотелось бы, ну хоть по сравнению с собой... мы, мамы, и трудимся, развиваем-обучаем, не ждем что он как-нибудь сам и само прийдет... и тут сомнения-смятения - а надо ли, а правильно ли, а хорошо ли - трудные решения когда не за себя, а за другого, к тому же такого родного-дорогого, которомму бы все-все, а как - рецепты противоречивы, и у каждого свой опыт и свой путь))


Нет, Лена, ты неправа. Вот Таня говорит, что у дедушки было мало игрушек - и это ведь с точки зрения развития очень хорошо. Развиваются имаженитивные способности, воображение, задействуется масса рецепторов. Воту одногокуча игрушек - и машинок десяток и железная дорога. Он их бездумно катает и звукоподражательно гудит. У другого вместо машинки деревянный параллелипипед на колесиках. Сегодня этоу неготрактор - завтра поезд, послезавтра грузовик. Воображалка работает. И благодаря этому восприятие абстрактных вещей в том числе поэзии Гумилева у него незатруднено. И умение сделать из любой фигни игрушку - это просто замечательно. Вы ведь понимаете, надеюсь,что этот 82-летний старикан в сущности всю свою жизнь ИГРАЛ. Ему было интересно. Он познает мир каждую секунду и охотно делится накопленным опытом. Он исследователь. ЕМУ ВСЕ ИНТЕРЕСНО.
И это все НЕ ВОПРЕКИ, а БЛАГОДАРЯ. Познавательный интерес рождается не сразу, но уж на всю жизнь. Каждую игрушку надо отыграть. А если их у тебя их сто штук и все они разноцветные, то тебе не надо напрягать думалку и воображалку. Ты хочешь новое и непокоцанное. Так рождается не изобретатель, а потребитель.

ЛенаШ 12.11.2011 03:49 #

полностью согласна, что изобилие игрушек, не говоря уже о ТВ, вредит и портит ребенка. Но меня мучает иной вопрос - изобилие развивающих мероприятий вредит или нет? Если школьник посещает еще скажем 3 кружка (или учит в школе 3 иностранных)- пресытится, переустанет, и все отвергнет, или из какого-то направления, да будет толк? Или наоборот довольно средней районной школы под домом, 4-5 уроков в день, в 12-13 ребенок дома, поспал, поел, погулял, за 15 мин уроки, и пребывая в семейном кругу развитых родителей, набирается нравственных принципов, развивает духовный мир, становится хорошим человеком, читает книги, впитывает среду. И пусть не будет глубоких знаний основных предметов, владения иностранными, музинструментами, спортдостижений. Зато "человек хороший". Как узнать что лучше для ребенка?

ЛенаШ 11.11.2011 14:11 #

Вот, Маринка, затронула ты меня - я пропустила 11.11!!! Хоть Гаечка напоминала! Я не загадала желание! Одно хорошо - все мысли были о развитии детенышей в этот краеугольный момент, а это и есть мое желание))))

Schwan 11.11.2011 15:57 #

Мне очень нравится девиз моей подруги - "Иногда шаг вперед - это хороший пинок сзади"!!!Это она так применительно к мужу и к ребенку своему использует)))))
А если серьезно,то мне кажется,что всегда была категория людей,которые "вопреки"(т.е. те,которые прогибают под себя этот изменчвый мир)))))),но на подавляющее количество детей/людей среда все-таки оказывает очень серьезное воздействие (статистику не справшивайте - не дам)))))) И вот если исходить из этого,то эта "развивающая среда" реально должна сопровождать нас с самого рождения...Вот позавчера посмотрели фильм про "бэбиков" - очень понравился.Как раз про развивающую среду от рождения до 1,5 лет?Ладно,даже готова признать,что африканскому ребенку со средой повезло в чем-то больше,чем другим детишкам (правда,дитенка "ужасная" обояшка))))))Но что дальше-то?(это вот как раз твой вопрос)))))
А дальше - не знаю,мне кажетмся среда она всегда развивающая - вопрос только что и как она развивает - пассивность или активность и т.п.

В общем,мне кажется важна не столько "развивающая среда", сколько наличие определенных стимулов к развитию))))))

ЛенаШ 11.11.2011 16:35 #

точно! среда инертна, должны быть стимулы!

marion 11.11.2011 17:04 #

А со стимулами в детстве, как мы поняли, полный кабак). При любящих родителях один только может быть стимул - их порадовать.

ЛенаШ 11.11.2011 17:30 #

ну почему же, еще и ремешок может быть у оччень любящих родителей!)))) Шучу-шучу конечно.))) Еще может быть слово надо. Надо чистить зубы, учиться читать... Не все же делается за радость, за конфетку...

marion 11.11.2011 17:31 #

А зачем надо? Просто потому, что так мама сказала?
Лен, тогда опять к тому же самому - либо потому, что мама сказала, а если я не сделаю, то она меня...
Либо потому, что мама сказала, а я ее люблю и не хочу огорчать.

Schwan 11.11.2011 17:46 #

Марин,стоп!А выше мы как раз говорим о критерии этого самого нужного "стержня"!А что сказала бы моя мама?(который может уже и в живых нет в силу возраста).Ведь это опять из детства идет.Тот же стимул - не огорчить,как минимум, и порадовать,как максимум своих родителей!

marion 11.11.2011 17:53 #

Да, Света, так и есть! Вот все и сводится к единственному вопросу: как быть такими родителями, чтобы наше мнение было ценно для детей, и в детстве и во взрослом возрасте.

WRebel 11.11.2011 23:50 #

Может стоит прививать детям страх Божий - это укрепит и родительский авторитет и организует собственно высокий моральный ценз.

ЯрославаM 13.11.2011 18:35 #

Может стоит прививать детям страх Божий - это укрепит и родительский авторитет и организует собственно высокий моральный ценз.


Не согласна. Человек должен себя прилично вести не из страха перед наказанием (не важно - человеческим или божьим), а просто потому, что он приличный человек.

Радуся 12.11.2011 02:38 #

Улица воспитывает ребенка, если его не воспитывают родители.

ЯрославаM 13.11.2011 18:37 #

Улица воспитывает ребенка, если его не воспитывают родители.


Бывает, что ребёнок с улицы бежит в пустой дом, а бывает, что наоборот, от родителей бежит на улицу.

Зайковод 12.11.2011 08:42 #

Имеет ли при этом смысл отдавать ребенка в гимназию, в развивающие секции и творческие кружки?" - конечно, имеет! Это как раз и значит создать ему "другую развивающую среду"!
Мой дочь ходит в гимназию, ее садиковские подружки - в обычную и в православную школу. За два года очень сильные изменения произошли с примерно одинаковыми детьми. В обычной школе считается "западло", когда родители тебя провожают, там ценится самостоятельность в быту и некоторый пофигизм к учебе, учителей принято критиковать и т. д. У нас в гимназии "западло" плохо учиться, царит культ знаний, культ активности (записаться на 8 олимпиад - это круто, нигде не участвовать - позорно), в православной гимназии - культ учителя, только он прав, а родители ничего не понимают Чем ребенок старше, тем меньшую роль играет семья и большую - педагоги, а затем окружение сверстников.

marion 12.11.2011 10:18 #

Читаю вас, и хочется взять всего понемногу). Самостоятельность в быту - это прекрасно, а культ активности хорош, но в меру. У нас в лицее тоже царит такой культ, и мне не слишком нравится, что детей меряют количеством одержанных побед на олимпиадах. Культ знаний - это гораздо лучше).
Но я понимаю, что идеала не найдешь, приходится выбирать что-то одно.

belka74 12.11.2011 11:15 #

Слушай, ты как в гастрономе ) мне 200 грамм колбасы, 100 грамм сыра и порезать - главное чтоб всего в меру )))

marion 13.11.2011 09:37 #

))) А я еще вспоминаю невесту из "Женитьбы" Гоголя: "Если бы губы Ивана Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..."))) В гастрономе-то мы закупаемся раз в неделю и сразу всего побольше))).

belka74 13.11.2011 09:53 #

С добрым утром ))

marion 13.11.2011 10:12 #

И тебе с добрым утром). Пойду в блог поною((.

Ника Миронова 13.11.2011 08:27 #

Можно вставить словечко не входящим в топ-лист? в моей семье люди разных профессий, не у всех есть во-бабушка,например, была бухгалтером, окончив простые курсы. А я захотела стать учителем именно словесником, глядя на свою учительницу русского и литературы. Мама-учитель отговаривала, а я всё равно окончила филологический, о чём не жалею. Да, среда сыграла свою роль. Но вот мой муж вырос в провинции, закончил лесотехническое училище, работал лесником, при этом прекрасно управляется с инструментами, делает в доме всё своими руками и занимается сейчас дизайном и отделкой-а увлекается историей: книги, фильмы на исторические темы повсюду. В то время как его ,,среда'' мало что в этом понимает, ему с ними мало интересно. И главный закон у них в бригаде из двух человек-ни капли спиртного. Я не буду тянуть своих детей на во, во всяком случае-младшего точно, если он захочет научиться всему тому, что умеет папа и сделать это своей профессией. Это очень хорошая школа и материальная подмога в жизни. У моих детей нет супер-развивалок-кубиков Зайцева, не учу их по методикам Домана и Монтессори, обычные игрушки. Старшая умеет читать, считать, писать-и достаточно. Мы пойдём в простую школу, где её научат дальнейшему. Я не буду стремиться, чтобы дети были образованнее меня, но дам им что смогу, а дальше пусть выбирают дорогу в профессиях сами.

marion 13.11.2011 09:49 #

Вот про таких людей, как твой муж, очень люблю слушать! Я-то твердо уверена, что человек рабочей профессии может быть образованным и культурным, хоть это и сложнее - но было бы желание. Мы же не в средние века живем. Всем в школе дали начальный уровень, все доступно - книги, фильмы. Большинство предпочитает водку и телевизор, да. Но это не только рабочий класс, таких и среди людей с ВО полно. Муж твой молодец, Ник!
А насчет школы... все зависит от конкретной школы. У нас в городе, например, это очень заметно. Директора разные, а учителей подбирают именно они. И поэтому те, у кого дети-школьники, заранее выясняют по разговорам других родителей: в одной школе и учеба нормальная, и отношения хорошие; в другой мат на переменах, постоянные драки, учителей не хватает. Хотя и та, и другая имеют одинаковый статус - средняя школа.

helgame 13.11.2011 15:12 #

все зависит от родителей, как они понимают жизнь, насколько амбиционные они. есть такие, которые хотят, чтобы их дети были образованее, чем они, а есть такие, которые хотят, чтобы их дети пошли по их стопам. Так что я считаю эта тема очень индивидуальна, сколько людей столько и мнений.

Ника Миронова 13.11.2011 18:19 #

Про школу-согласна, Марин! Я к тому, что в лицей детей отдавать не буду. Сама ходила в простую школу,а учительский состав был ого-го, в библиотеках была частым гостем-расслабляться не давали, хотя училась играючи, что в школе, что в универе. Мне кажется, в наш сверхинформационный век не стоит детей с детства нагружать всеми этими развивалками-пусть будут ДЕТЬМИ, а не киборгами. И потом, личный опыт показывает, что быть рабочим человеком и пьяницей-не одно и то же. Можно иметь 5 образований и зарабатывать копейки, а можно одно, даже не высшее, и интересоваться миром, читать, а сколотить такую табуретку-любо-дорого, и заработать детям на хлеб. Лена написала про заводскую среду-а что, все рабочие люди выпивохи? Это же личный выбор каждого. Мой муж такие дома строит, а дизайн придумывает-ничего нигде похожего. Колористикой увлекается, рисует классно-а простой рабочий человек. Как-нибудь выложу фото комнаты дочки, с какой любовью и выдумкой там всё сделано. Так что нет, среда не всё решает.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир