Вступить в сообщество
Сообщество

Школьник

marion

Современная безграмотность - системная ошибка

Источник: http://russkievesti.ru/novosti/obrazovanie/sovremennaya-negramotnost-sistemnaya-oshibka.html
Здесь отрывок, остальное по ссылке.
Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство выпускников школ элементарно неграмотно. Преподавание русского языка в школах ведется таким образом, что грамотное письмо встречается исключительно редко, а многие дети и в средней школе не умеют читать, т.е. не понимают содержания текстов, которые могут озвучить. Если в середине 90-х годов прошлого века эту ситуацию активно обсуждали, то сейчас про безграмотность уже не говорят, потому что к ней привыкли. Мы привыкли, что школа не в состоянии научить наших детей русскому языку, языку, на котором мы говорим, который формирует нашу культуру и историю. Современная педагогика не видит в этом своей вины, объясняя сложившуюся ситуацию тем, что дети стали другими. Да, жизнь становится сложнее, далеко не у всех родителей есть время и деньги для того, чтобы помочь детям в учебе и развитии, здоровых детей также становится все меньше. Объективно складывающуюся ситуацию уже не изменить, зато можно было бы задуматься, почему, например, в 50-60-х годах прошлого века, в непростое послевоенное время, когда столько ресурсов уходило на восстановление страны, родители практически не помогали детям в учебе, не было ни репетиторов, ни логопедов, но школьники умели читать и писали грамотно. Я сама училась в школе в это время, а с 80-х годов работаю в школах и наблюдаю за изменением учебных программ и падением грамотности.
В русском языке, как известно, не существует однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием. Именно поэтому писать на слух, «как слышишь», нельзя, в этом состоит сложность обучения грамотному письму. До середины 80-х годов прошлого века учебные программы начальной школы использовали зрительно-логический метод подачи информации. Детей сначала знакомили с буквами, учили с помощью букв по наглядным образцам составлять слова и читать их. После того, как дети овладевали чтением, их знакомили с правилами русского языка, а писать под диктовку, на слух они начинали только в конце третьего класса.
Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видели, а изучение системы правил позволяло усвоить логику языка. Обучение с первых дней было направлено на формирование и укрепление зрительного навыка, поэтому старшеклассники 60-80-х годов прошлого века, даже если не помнили конкретных правил, писали грамотно. Подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают только отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.)
Во второй половине 80-х годов прошлого века образовательная парадигма кардинально изменилась, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи. Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. И только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. Современные программы учат детей писать так, как они слышат. Все эти программы имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Я не против того, чтобы учащиеся знали, что такое фонема и могли сделать фонетический разбор слова. В середине прошлого века этому обучали в 5 классе, и дети знакомились с основами теоретической лингвистики, сохраняя при этом грамотное письмо.
Удивительно, что ни педагоги, ни логопеды, ни психологи не подвергают сомнению качество учебных программ, но единодушны в том, что причина неграмотности - в недостатках развития фонематического слуха современных детей. Поэтому тратится много сил и времени на развитие этого слуха со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети еще до поступления в школу в течение 2-3 лет выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Когда дети, не видя букв, 2-3 года работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, «первичным», а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов - вторичны. Когда учительница в 1-ом классе рассказала ребятам про букву «а», написала ее на доске и спросила, какое слово на букву «а» они знают, то услышала от детей - «агурец». Даже выучивая в школе правила, учащиеся продолжают писать неграмотно, т.к. им просто не приходит в голову проверять написание привычно звучащих слов.

Ответить10 комментариев
В избранное
Комментарии (10):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Ника Миронова 11.11.2015 10:28 #

Формирование грамотности-это целый комплекс мер, а современные программы обучения русскому языку действительно этому не способствуют. Например, лично мне кажется, что задача начальной школы-это именно формирование грамотного письма и речи, основы основ (именно упор на безударные гласные, к примеру, словарные слова), с остальными особенностями языка (в том числе, что такое фонема, звуко-буквенный разбор слова) вполне можно начать знакомиться в 5м классе. Дочь в 4м классе, начали изучать склонения существительных, когда часть класса вполне может написать "кАрова"... Ну и нелюбовь к чтению, чтение из-под палки буквально. Чтение способствует грамотному письму лишь отчасти, в основном-хорошей речи подспорье, но ведь всё это взаимосвязано.

Marikita 11.11.2015 10:28 #

Ну вот я как перфекционист не могу учить сына однозначно буквам или звукам )) У нас тоже сейчас учим буквы, сын говорит "огурец - начинается на А". Я говорю, нет, он начинается на О, но нам трудно говорить Огурец, поэтому мы говорим Агурец. Буква О, звук А. По-моему, он еще мало что понимает ))) Хотя уже запоминает и периодически тоже такие аналогии проводит даже в других словах.

marion 11.11.2015 11:08 #

Я поняла эту статью так, если упрощенно: раньше в первом классе делали упор на списывание, просто давали детям букварь и списывали с него слова. Тем самым развивалось зрительное восприятие, а дальше это продолжалось на уроках чтения. Поэтому дети приучались видеть и запоминать правильный образ слова. Мне кажется, это разумно.

Ника Миронова 11.11.2015 11:31 #

Кстати, сейчас контрольных списываний очень мало. Этот вид контроля уже не так активен, сейчас основной упор на тесты.

marion 11.11.2015 11:14 #

И кстати, в обсуждениях этой статьи я видела очень разумное предложение для детей-школьников, чтоб развивать грамотность:
давать списывать короткие предложения на 3-4 слова, таким образом - сначала дать прочитать это предложение, 2-3 раза, обратить внимания на все места, где можно допустить ошибку (безударные гласные и пр.) - и потом пусть напишет по памяти. Каждый день по 2-3 предложения.

Спасибо, Марина, за интересный материал (и в статье, и в этом комментарии) - для нас это всё актуальнее становится!) Наконец-то я встретила подтверждение моих сомнений относительно актуальности фонетического и фонематического анализа в начальных классах. Думала, может, я чего-то не понимаю) Но не одна я, видимо))

marion 12.11.2015 09:53 #

Ой, Варь, а для меня это дважды актуально)
во-первых, Юра подрастает, и пора уже его учить читать. теперь точно знаю, что надо это делать зрительно, списывать-срисовывать-раскрашивать буквы.
во-вторых, у Наташи с грамотностью швах, потому что она сама по себе не-зрительная, всегда у нее плохо запоминались буквы, а потом слова, - при письме может запросто пропустить букву или вместо нее написать другую. И оказывается, современная система обучения еще больше усугубляет это дело. Им в школе все говорят: читать, читать. Да, чтение - это хорошее подспорье для тех, кто и так имеет зрительное восприятие. А она когда читает, настолько сосредоточена на том, чтоб понять смысл, что на запоминание правильного написания, боюсь, мало что остается.
А вот этот совет писать на память короткие предложения мне очень понравился. Начали применять. посмотрим, что получится)).

Вот я надеюсь, что у Егора с этим проблем не будет, так как он - визуал. Он очень хорошо запоминает зрительные образы. Осталось научиться читать))) А с Макариком, скорее всего, будет сложнее в этом плане. Надо не забыть поинтересоваться у тебя, каков будет эффект от этого совета. Мне тоже он симпатичным показался)

Evgeniya TM 11.11.2015 17:51 #

Хорошая статья, спасибо. Согласна с выводами и комментариями о том, что первичное зрительное восприятие текстов + чтение = грамотное письмо. Даже если правила не помнишь - не любишь зубрить. У меня, например, именно так))

marion 12.11.2015 09:45 #

На здоровье)
Рада, что понравилось.

У меня тоже грамотность выработалась именно так, а правила уже потом ложились на известные слова ))

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир