Кефирчик

Советы родителям по обучению чтению дошкольников.

Я работаю логопедом. Стаж работы 7 лет. Сама обучила немало детей грамоте. В этой статье постаралась описать ключевые моменты при обучении ребёнка чтению.
ЗВУК И БУКВА
Как избежать ошибок при обучению чтению
(советы родителям)
Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш пойдёт учиться в школу. Многие заботливые и любящие родители начинают думать о том, что неплохо бы научить ребёнка читать к началу учебного года. Хорошая мысль: малышу будет легче в начале обучения в школе, которое само по себе является большим стрессом для ребёнка. Второй «плюс» этого решения – начав обучение, можно ещё до школы выявить возможные проблемы при обучении письму и чтению и вовремя начать принимать меры.
В этой статье хочется описать основные шаги, при обучении грамоте ребёнка и остановиться на ошибках, которые допускают родители при ознакомлении с буквами, которые могут в дальнейшем помешать обучению в школе. Итак, приступим.
Для того, чтобы определить последовательность букв, при ознакомлении с грамотой – приобретите букварь для дошкольников и следуйте указанной там последовательности при изучении букв. Таким образом, вы сможете знакомить ребёнка со звуком, буквой и сразу закреплять навык чтения изученной буквы.
Прежде чем знакомить ребёнка с буквой, сядьте с малышом перед зеркалом и произнесите звук, который обозначается данной буквой перед зеркалом. Обратите внимание на положение губ, языка и зубов при произнесении данного звука. Пусть малыш повторит за вами.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ !!!
Зачастую родители не акцентируют внимание на разницу между ЗВУКОМ и БУКВОЙ.
Родители называют звук и букву так, как принято в русском алфавите «БЭ», ГЭ», «ША», «ЭФ» и т.д.
Как правильно.
Звук мы произносим, а буква – это обозначение звука на письме.
На начальном этапе обучения чтению мы называем буквы строго в соответствии с названием звука, т.е. «Б», «Г», «Ш», «Ф»
1 этап
Знакомство со звуком А
Давай вспомним, как плачет малыш: «А, а, а». Давай произнесём звук «А». Посмотри, как широко открывается рот, язык спокойно лежит во рту. Как ты думаешь, воздуху мешает что-то выходить? (нет) Правильно. А теперь давай попробуем этот звук выкрикнуть. Получается? Крикни громко. Крикни тихо. Запомни, звуки, во время произнесения которых воздух выходит свободно, без препятствий и который можно громко выкрикнуть называется гласным звуком.
2 этап
Знакомство с буквой А
После того, как вы познакомили ребёнка со звуком, рассмотрели положение артикуляционного аппарата, при его произнесении, дали ему характеристику можно приступать к графическому образу звука – букве.
Мы произносим много разных звуков. А как же нам их записать? Для этого люди придумали специальные знаки – буквы. Давай познакомимся с буквой, обозначающей гласный звук «А».
Рассматриваем картинку с изображением буквы «А»,
• Посмотри, на что похожа буква «А»? (на ворота, или другое предположение ребёнка). Давай вместе проведём пальцем по букве. Смотри: палец вверх – длинная палочка, палец вниз – длинная палочка, проведём пальцем посередине слева направо – короткая палочка.
Далее, для закрепления графического образа буквы можно предложить следующие задания:
«Выложи букву из счетных палочек, карандашей»
«Нарисуй пальцем букву на тарелке с манной крупой или песком»
«Выложи букву из пуговиц (фасоли, гороха)»
«Вырежь букву из бумаги»
«Обведи букву по контуру, раскрась, заштрихуй букву»
«Напечатай букву»
«Найди и обведи все буквы «А».
Каждый раз, когда малыш тем или иным способом изобразил изучаемую букву, спрашивайте его: «Какая буква у тебя получилась? (А) Какой звук она обозначает? (А)».
3 этап
Чтение
После того, как ваш малыш достаточно хорошо усвоил графический образ буквы, необходимо научиться читать ее, затем слоги и слова с этой буквой в букваре. Как уже говорилось выше, необходимо приобрести букварь и придерживаться последовательности изучения букв, согласно последовательности в букваре.
4 этап
Закрепление полученных знаний
Когда малыш познакомился со звуком и обозначающей его буквой, следует подвести итог.
• Давай вспомним, какую букву мы сегодня узнали? («А») Какой звук она обозначает? (гласный звук «А») Как мы узнали, что звук «А» гласный?
В конце занятия обязательно похвалите малыша за усердие и внимание и поощрите его любым приемлемым для вас способом, чтобы у него остались положительные эмоции от проведённого урока !!!

Ответить4 комментария
В избранное
Комментарии (4):
Зебра80 24.06.2012 12:04 #

Про звук и букву - очень дельное замечание! Проблема в том, что многие взрослые сами не видят разницы между звуком и буквой! Дадже учителя начальных классов допускают такую ошибку!

Зебра80 24.06.2012 12:08 #

И про то, как объяснять, что такое гласный звук - тоже понравилось. Здесь тоже даже от учителей часто приходится слышать ужасную вещь: "Гласный звук - это такой, который можно тянуть!" И не могут понять бедные детишки, почему же тогда [ммммм], [жжжжж], [ррррр] - не гласные??? Они же прекрасно тянутся!

Кефирчик 24.06.2012 18:54 #

Спасибо ))) Практика - никуда не денешься)))

Mirriam_ma 02.03.2013 22:54 #

Спасибо за статью. Как раз с дочерью собираюсь заняться изучением букв.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир