Рыкова Галина Александровна

Социализация старших дошкольников через формирование основ правовых з

Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству.
Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющимся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.
Начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные с взрослыми права. Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.
Цель методических рекомендаций: максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. В рамках предлагаемой программы рекомендуется проводить работу с дошкольниками и как регламентированные занятия, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей.
Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Работа по правовому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении, предусматривает как работу с детьми, так и с родителями.
Блок «работа с детьми» включает в себя девять фронтальных занятий в год, т.е. одно занятие в месяц. Такого количества занятий не достаточно, что бы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания. Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Поэтому знания детей могут быть закреплены и пополнены в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр.
В связи с тем, что участниками образовательного процесса помимо детей и педагогов являются родители, в методических рекомендациях представлен блок взаимодействия с семьёй, который содержит мероприятия по педагогическому просвещению родителей по проблеме.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Ответить1 комментарий
В избранное
Комментарии (1):
valensija 16.09.2013 13:56 #

Скажите, а такие занятия проводятся в обычных детских садах? В том числе и с родителями?

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир