ЯрославаM

Семейный совет как форма общественной Жизни русичей.

Сегодня многие русские люди, интересующиеся Жизнью своих предков, подвергаются массированному вранью, целью которого является изкажение представления русских людей о своей традиционной русской культуре – подлинной русской культуре, ещё неиспорченной инородным влиянием. Я обращаю на это внимание потому, что уверен в необходимости полноценного представления Русским Человеком о Жизни своих предков, их культуры и быта. Только в таком случае Русский Человек понимает своё место в Мире и имеет возможность правильно взаимодействовать с этим Миром, а значит, располагает опытом для выживания.
Жизнь Человека начинается в семье. Семья взращивает и оберегает ребёнка. В семье формируется первоначальное мировоззрение Человека, закладываются поведенческие нормы, которые должны обеспечить выживание Человека в дальнейшей его Жизни. Для выживания же народа, на мой взгляд, необходимы главные условия – создание полноценных семей, рождение здоровых детей и умение родителей подготовить своих детей к самостоятельной здоровой Жизни. Я умышленно добавил слово “здоровой” для того, чтобы подчеркнуть необходимость умения сохранять физическое и психическое здоровье в любых условиях. И только в семье, я в этом уверен, можно воспитать полноценного Человека.
Семейные связи у русичей настолько сильны, что ещё сегодня мы видим подтверждение этого на свадьбах, похоронах, юбилеях и других знаменательных событий Рода, когда собирается вся родня, дети, вырастая, часто остаются проживать с родителями. На “цивилизованном” Западе такого давно уже нет.
Изучая состав, уклад и быт семей наших предков, наблюдая за Жизнью современных деревенских жителей, я пришёл к выводу, что миропонимание русичей, Вера и традиции родились в неделимом союзе Человека, его семьи и приРоды. Это заметно в сходствах некоторых действий. Например, при вхождении в дом, при входе в лес, на поле Человек кланялся, желая Мира и прося прощение за безпокойство.
Семья всегда была первичной общиной русского Человека, и все серьёзные вопросы, касающиеся каждого члена семьи, всегда обсуждались в семье. Ещё сегодня можно услышать главное пожелание молодым супругам “Совет вам да Любовь”, являющееся главным наказом мужу и жене в их совместной Жизни. Не многие сегодня догадываются, что русское Вече родилось в Семье и вышло из семьи для правильного взаимодействия во всё более разрастающейся семье.
Умение договариваться есть одно из врождённых качеств русичей, и обусловлено оно правдивостью, совестливостью и важностью общественного мнения для принятия каких-либо решений (этим, кстати, в какое-то время стали пользоваться враги наши, обманывая нас, объявляя ложное общественное мнение).
Есть ещё одна важная причина умения русичей договариваться – это способность держать обещанное слово. Умение держать слово для русичей было настолько важным, что трансформировалось в восклицание офицеров в Русской Армии при царизме “Честь имею!”. К сожалению, умение держать слово в наши дни утрачивается, и как мне видится, чаще из-за пьянства – потеря контроля и ослабление воли.
Несмотря на вроде бы внешнее равноправие, в русской общине всегда существовала иерархия – подчинение одних другим. В семье русича главой (т.е. головой – вершиной) всегда был домохозяин – мужчина, владелец имущества и поэтому главный распорядитель в доме, как наиболее заинтересованный Человек в сохранении и процветания хозяйства. “Хозяин дома заботится о благосостоянии семьи, заготавливает пропитание для неё и домашнего скота, продаёт всё, что требуется продать, … вникает в прибыль и убыль общего всем имущества. Под его одним именем состоит записанным в списках семейство, за ним одним числится общее семейное хозяйство, и он, как домохозяин, отвечает за повинности. Во власти хозяина находится внутренний распорядок в доме и в работах по хозяйству; распоряжение же домашними работами во власти хозяйки” (русский этнограф Пётр Савич Ефименко – 1835-1905).
Разногласий и споров в семье по поводу того, кому, что делать не возникало. Мужчина нёс свой чин – мужской, оттого он и муж-чина, а женщина свой. Каждый занимался своим делом, каждый осознавал свою долю ответственности. Потому была мужская и женская доли – не хорошие и не плохие, а своя у каждого.
Необходимо отметить, что женщинам чаще приходилось в дополнение к своей заниматься мужской работой, но не по причине их якобы безправного положения, а из-за отсутствия мужчин в доме бывающих на промыслах, охоте, военных действиях, ярмарке...
Случалось, когда жили вместе несколько братьев со своими семьями. Тогда из двух хозяев выбирался старший разпорядитель, но разпоряжался он только совместным имуществом – продукты, корм для скота, подати, повинности. Денежные накопления чаще были у каждого свои, из которых вносилась доля общих денежных расходов.
При сожительстве двух и более женщин старшая из них была “большухой”. Её главным инструментом была квашня. Именно владелица квашни разпоряжалась продуктами и приготовляла пищу. Остальные женщины должны были помогать большухе во всём.
В домах с несколькими семьями Семейный совет оправдывал себя более чем в доме с одним хозяином. Ведь каждая семья стремилась к самостоятельному ведению хозяйства и к независимости. Принимаемые на Семейном совете решения были Коном (Кругом обязанностей) для всех членов семьи и домохозяин (разпорядитель) следил за подобающим поведением сродников.
Значительным событием в семье было вступление в супружество детей. Происходило это только с согласия и благословения родителей парня и девушки. При выборе жениха либо невесты родителями усматривался, прежде всего, хозяйский расчёт, потому выбор жениха или невесты производился в несколько этапов.
Вначале через родственников и знакомых узнавались положительные характеристики невесты: здорова ли, рукодельна, упитана (значит, семья не бедствует). Тоже проводилось и в отношении жениха, стой лишь разницею, что осуществлялось это после сватовства. Обращалось внимание также и на других членов семьи – работящие ли, без уродств ли и пороков, каково имущество и хозяйство.
Семейный совет в доме жениха собирался перед выбором невесты. Отец с матерью, подобрав лучшую кандидатуру, подговаривают сына понаблюдать за избранницей. После испытательного срока (время наблюдений) созывался второй семейный совет с приглашением сватов – людей имеющих опыт в таких делах и зарекомендовавших себя как достойных семьянинов. Если выбор родителей не совпадал с выбором молодого Человека, то чаще родственники настаивали на согласии жениха с выбором отца и матери. После принятия решения в дом избранницы отправлялись сваты. Бывали случаи, когда сын, не согласившись с выбором родителей, падал им в ноги и просил других родственников сосватать ему его любимую девицу. Если серьёзных помех тому не было, просьба сына исполнялась. Если же родители отвечали отказом, а молодой Человек не желал жить с нелюбимой, то он “крал” невесту (по сговору они убегали из деревни), но к таким семьям относились чаще без особого уважения.
В доме невесты Семейный совет собирался после сватовства. Как правило, родители невесты просили у сватов отсрочку своему согласию. Особенно это было важно, когда невеста пользовалась особым спросом. Ведь можно было выбрать жениха побогаче и познатнее. Когда родителями невесты выбор был сделан, они объявляли жениху о дне ответа. Этот день назывался заручением.
В день заручения родители невесты приезжали в дом жениха и осматривали всё хозяйство, дом с пожитками и личные вещи избранника. Бывало, когда родственники жениха, для пущего эффекта приносили ему в дом свои вещи ко дню заручения, но такое случалось редко и только, когда дом невесты был богаче.
Дав окончательное согласие на свадьбу, отец невесты бил по рукам с отцом жениха и совершался свадебный сговор. Свадебный сговор – это также особая форма Семейного совета, на котором договаривались о дне свадьбы, расходов на свадьбу, даров, приданного.… Далее всё совершалось согласно свадебного обряда, о чём позже напишу отдельно.
Семейный совет собирался также по случаю разделения семьи по причине большого количества проживающих. Делалось это иногда сообща с родственниками, но по решению родителей и в первую очередь отца, когда сыну выделялась наследственная часть от общего имущества и общими усилиями ставили новый дом на отведённом месте. Иногда же сын самостоятельно принимал решение покинуть родительский дом и посоветовавшись со своей супругою просил благословления у родителей на самостоятельную Жизнь.
Хочу заметить, что раздел имущества между наследниками осуществлял домохозяин самостоятельно. Отцовская воля в таких случаях была решающей. Потому Семейные советы по разделу наследственного имущества собирались только по причине смерти хозяина. Если оставлено завещание, то раздел проводился без споров и претензий. Если же завещание не было составлено, то чаще имущество делилось поровну между сыновьями. Мать брала себе часть, если считала это себе необходимым. Иногда при невозможности уровнять доли имущества прибегали к жребию – чтобы никому не было обидно. К жребию относились очень серьёзно. Считалось, что кому что выпадало по жребию, то воля Божья и почившего хозяина. Кроме выше описанных случаев Семейный совет собирался по причине
совершения преступления одними из членов семьи. Такие случаи бывали
редко, но всё же имели место. Главная задача такого совета была в том, как найти наиболее правильный выход из сложившейся ситуации, ибо преступление ложилось тёмным пятном не только на семью, но и на весь род.
Вот таков, если говорить вкратце, был уклад семьи русича ещё совсем недавно – 100-200 лет назад. Глядя на семейную Жизнь русичей сегодня невольно приходишь к пониманию ситуации в стране. Когда нередко видишь отсутствие взаимопонимания, взаимопомощи в семье, то склоки и распри в стране очевидны. А где же, как не в семье, учиться правильно взаимодействовать и правильно Жить. Жить по русски! Давайте учиться этому.
Игорь Архипов

Ответить7 комментариев
В избранное
Комментарии (7):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Schwan 28.09.2012 13:35 #

ну если не обращать внимание,на то,что так жили только русичи))), то с общей характеристикой того,как жило традиционное общество и патриархальная семья в Российской империи соглашусь (ну не вдаваясь в региональные детали и особенности))
Ну и если брать за основной посыл,что все идет из семьи - это тоже для меня бесспорно,очевидно и является истиной
Дружная,любящая и уважающая своих членов семья - это залог стабильного и здорового психически человека

ЯрославаM 28.09.2012 13:38 #

ну если не обращать внимание,на то,что так жили только русичи)))


Как жили другие -это их дело. Они вправе об этом писать сами.

Schwan 28.09.2012 13:43 #

о-о-о...Так и пишут...А мы читаем,делимся соображениями, мыслями о прочитанноы..сравниваем, анализируем спорим и соглашаемся\не соглашаемся

ЯрославаM 28.09.2012 13:45 #

Отлично! Вот и русские имеют право о себе писать.

Schwan 28.09.2012 14:05 #

Да все о себе любимых имеют право писать...
Уж и русские о себе столько всего написали,что и прочесть за одну сознательную жизнь этот массив практически невозможно

Mama_6 28.09.2012 13:51 #

Все замечательно, но мне подумалось об одном: слава Богу, что замуж сейчас можно выходить свободно от родителей, т.к. человек которого сватали мне мои родители оказался не совсем психически здоров (как выяснилось со временем), а мой выбор мама признала правильным только после 7 лет моего брака.

ЯрославаM 28.09.2012 13:56 #

слава Богу, что замуж сейчас можно выходить свободно от родителей,


Да, это точно! И выбор профессии тоже должен быть за самим молодым человеком. Тут дело в том, что родительский совет не должен быть приказом.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир