Вступить в сообщество
Сообщество

Веселый мир

ЛенаШ

Про будущее образования

Какие-то фантастические перспективы прогнозируют! http://22century.ru/docs/michio-kaku
В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка. Американский физик японского происхождения, провёл ряд исследований в области изучения чёрных дыр и ускорения расширения Вселенной. Каку — преподаватель с мировым именем: он профессор теоретической физики в нью-йоркском Сити-колледже, много путешествует по миру с лекциями. Недавно Митио Каку рассказал в интервью изданию «Власть Денег», каким он видит образование будущего.
В своей книге «Физика будущего» вы пишете, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass. Какие еще глобальные изменения произойдут в сфере обучения?
Митио Каку. Самое главное — учёба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть — и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой — освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.
В таком случае отпадет необходимость и в экзаменах, и в преподавателях?
М. К. Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы». Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Такая система будет применима не только в области образования, но и в других сферах: медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и пр. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся.
Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение?
М. К. Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера», у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».
Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом. Каким образом в будущем специалист будет подтверждать свою компетентность в той или иной области?
М. К. Дипломы исчезнут за ненадобностью — прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. По всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность. Вероятно, со временем введут также унифицированную шкалу баллов — их количество позволит занять определенное положение в обществе. Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают. В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учёбы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.
Если от взрослых можно ожидать сознательного подхода к образованию, то дети вряд ли будут учиться без постоянного контроля…
М. К. Будут активно развиваться детские образовательные сервисы. В ближайшие 10—15 лет возможности того, что сейчас называют внесистемным образованием, станут безграничны. В частности, будет такой сервис, как педагогика онлайн. Причем онлайн — это не значит, что все сидят перед компьютерами и глядят в мониторы: меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют. Города будущего, наполненные информационно-коммуникационными решениями, станут сами по себе активными участниками новой образовательной среды. В частности, станут предлагаться большие игры для детей, которые на протяжении многих дней и месяцев будут проходить в реальных городских или специально подготовленных пространствах. Учебники научатся начинять искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы — фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности каждого конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет — шесть или шестьдесят. Таких разработок очень много, они постепенно внедряются.
Сейчас, чтобы стать хорошим специалистом, нужно нарабатывать базу знаний и приобретать опыт. Что нужно будет для того, чтобы стать успешным человеком в будущем?
М. К. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря Тони Блэр любит говорить, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность.
Большинство футурологов предрекают, что львиную долю рабочих мест скоро займут роботы. Что останется человеку?
М. К. Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Меняется не только система образования, но и система работы. Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере. Самое главное — вовремя сориентироваться и переключиться. Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Первое, чему нужно научиться, если вы хотите добиться успеха в будущем, — не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути.
Сейчас уровень безработицы высок как никогда, в первую очередь среди молодежи. Стоит ли списывать это только на мировой кризис или доля вины лежит в том числе и на неэффективной системе образования?
М. К. Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных. С какой стати владельцу бизнеса принимать на работу выпускников: мало того, что у них нет надлежащих знаний, так еще и отсутствует опыт. Как результат, в большинстве ведущих мировых компаний доминируют 50—60-летние. А ведь они будут продолжать учиться — как только люди будут спокойно доживать до 120 лет и следовать неизбежной, по моему мнению, концепции непрерывного образования. Поэтому сейчас специалисты образовательной сферы кардинально пересматривают учебные программы по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего.
Но ведь далеко не все имеют склонности к интеллектуальному труду. Благодаря каким талантам не склонный к умственной деятельности человек сможет выжить в мире роботов?
М. К. Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека. У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе может представить. К примеру, у роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции. Поэтому они, скажем, не могут заменить фондовых брокеров, для которых главное не интеллект, а интуиция. Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе — то есть предполагается не автоматическое исполнение функций, а изменение подхода на разных этапах. В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование. Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.
Какие изменения ожидают человеческий интеллект в связи с развитием современных технологий — от медицины до кибернетики?
М. К. Вполне реально, что до 2050 года будет создан сверхразум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях. К примеру, совсем недавно интернациональная команда ученых в рамках европейского проекта Human Brain Project с инвестициями в $1 млрд создала уникальную карту человеческого мозга Big Brain, показывающую его детализированную структуру с точностью до 20 микрометров. Такой анатомический атлас не только упростит работу неврологов и нейрохирургов, поможет лечить тяжелые заболевания, но и предоставит возможность увидеть, как мозг обрабатывает эмоции, воспринимает информацию. Это существенно ускорит процесс создания сверхразума, а также позволит максимально безопасно совершенствовать и стимулировать естественные когнитивные процессы, нарабатывать базу знаний. Мозговые чипы, обеспечивающие непрерывную подачу информации, — технология недалёкого будущего.

Ответить73 комментария
В избранное
Комментарии (73):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Часть идей заманчива, но часть (для меня, как для человека консервативного)) - пугающа.
С одной стороны - да, я вижу эту тенденцию, что преподаватель в вузе теряет роль носителя знаний, поскольку практически любую учебную информацию можно найти в интернете, однако же)) получение высшего образования не сводится только к получению знаний. Это развитие. А для него важна и атмосфера. Студенчество с его вечными проблемами, преподаватели со своими изюминками и тараканами, как разнообразные личности... То есть сейчас мало знать свой предмет - важно уметь его преподнести так, чтобы студентам хотелось слушать и видеть именно тебя, а не мечтать прийти домой и списать всё, что ты бубнишь им на лекции, из интернета
Жизнь,конечно,меняется, движется вперёд, но как-то с такой малой ролью человека я смириться не готова))) Да и информация в интернете ведь не появляется из ниоткуда! Как-то с трудом верится, что человек будет настолько не востребован в обществе будущего

ЛенаШ 25.10.2015 22:10 #

Ой, а меня очень привлекает возможность учиться интерактивно! Я прочла, что какие-то вузы в сша уже даже программу МВА интерактивную вводят - только экзамены очно сдавать. мне уже сейчас таскать свои кости на учебу, когда назначено, как-то... нет ни времени, ни возможности.
Хик, а мы же с тобой интерактивного Лео пользуем уже. Конечно, он пока не заменяет - навыка говорить там совсем нет. Но все же... На курсы у меня совсем нет сил. А так все же учишь понемногу... И ничего же на месте не стоит.. Посмотрим, что будет дальше.

Ой, а меня очень привлекает возможность учиться интерактивно!

Меня - именно СЕЙЧАС - тоже привлекает такая возможность, я бы с удовольствием получила ещё хотя бы одно (а можно и больше))) образование, по другому профилю. Но первое очное променять на дистанционное я бы не хотела
Честно говоря, у меня и коммуникативные навыки развились именно в процессе получения высшего образования, а до этого я была сильно "в себе"
Сейчас мне живётся гораздо комфортнее, но без живого общения, без насущной необходимости говорить в присутствии аудитории, преподносить себя, я бы законсервировалась в состоянии закомплексованного подростка.
А вот когда человек уже более-менее развился, когда он умеет добывать знания и - главное - знает, зачем ему это нужно, тогда дистанционные курсы - самое то. Чтобы можно было заниматься в то время, когда тебе удобно, именно тем, что ты считаешь нужным для себя и т.д.

marion 26.10.2015 11:39 #

А вот заметь, Варь, что мы эти достоинства -коммуникативные навыки, знать, что тебе нужно и добывать знания, - относим на счет высшего образования.
Но разве нельзя, чтоб это все дети получали уже в школе?
Мне кажется, можно, если школа будет хорошей.

Мне кажется, можно, если школа будет хорошей.

Согласна, Марина. И это ключевой момент - чтобы школа была хорошей!)
Кстати, многие школы уже сейчас замечательно развивают эти навыки (или они всегда их развивали, просто я раньше не обращала на это внимания?). Моя школа - обычная, средняя (в всех отношениях)), сельская - мне ничего такого толком не дала, но я никогда не считала это большой проблемой, поскольку смогла, как мне кажется), наверстать это в процессе дальнейшей учёбы. А вот теперь призадумалась: ведь, по идее, правильно поставленной работы в школе хватило бы?.. Неожиданный для меня поворот)))

marion 26.10.2015 12:08 #

Ну вот и я гляжу на Олежкину школу, и вижу, что у них действительно ребята старших классов похожи уже на студентов.
А у меня было точно так же, как у тебя)
и главное... это даже не образование, а фактически та же социализация - уметь общаться и уметь понять, что тебе нужно. т.е. есть вероятность, что этому можно научить большинство детей, если уж не всех.
А найти нужную информацию - когда знаешь, какая тебе нужна - это уж совсем несложно).

Да, и у меня часть студентов-первокурсников прямо с первых дней демонстрировала эти способности к восприятию и поиску информации (ещё когда я работала в деканате, мы начинали тестировать студентов на навыки, которые назывались ИКТ-компетенция (информационно-коммуникационные технологии). Проблема в том, что таких студентов пока мало, и мне перед ними бывало как-то даже неудобно из-за того, что они были вынуждены слушать то же, что и остальные. Хоть и стараешься как-то индивидуально подходить к процессу, но на лекции-то особо не развернёшься. Если бы у всех был такой уровень, начиная со школы, тогда можно было бы, конечно, и систему образования перестраивать. К примеру, так, как Лена пишет: когда студенты приходят на лекцию с вопросами.

ЛенаШ 26.10.2015 11:41 #

В то же время, даже здесь мы видим, в соц.сетях, которые через десяток лет будут считаться первобытными, как мы порой заменяем реальный социум интерактивным. Так или иначе, хорошо или плохо, но это происходит... Так же и в учебе - если ты сможешь не ехать в положенное время со всеми в пробке, со своими индивидуальными биоритмами, слушать лекции к назначенному времени, а прослушать лекции самых лучших лекторов у себя дома, если семинар сможет стать видеоконференцией, то рано или поздно люди начнут это предпочитать, в той или иной пропорции.
И вот кстати если и подход к образованию изменится, если людям на более ранних этапах развития будет дана возможность обходиться без куратора над головой, наставника и контролера, может и в других сферах жизни они начнут меньше в них нуждаться, как в стимулах - учиться, работать, организовывать свою жизнь?

С одной стороны, да, Лена. Мы выбираем комфорт)) В тех же соцсетях мы формируем себе "комфортную" ленту, оставляя ту информацию, которая не лишает душевного равновесия, тех людей, которые мыслят подобно нам и т.д. Но в жизни-то приходится сталкиваться и с дискомфортом. И бороться с ним, противостоять ему, решать дискомфортные ситуации мы учимся в процессе реальной, "неотфильтрованной" жизни. Даже если не брать в расчёт "кураторов". Обычно же дети, начиная с детского сада, стараются решать проблемы, не привлекая воспитателей, учителей, родителей и т.д. Не все, конечно)) Но те, кто могут это делать самостоятельно, считаются же "круче"?) То есть находить общий язык в обществе равных, доказывать свою позицию тем, кто в неё не верит и т.п. - это не всегда приятно, но часто без этого никак. Или для этого достаточно каких-то внутренних стимулов?

ЛенаШ 26.10.2015 12:37 #

лидерские качества очень сцеплены с такими качествами как смелость, уверенность в себе. Они не только врожденные, но и нарабатываются, натренировываются. В том числе и в соц. сетях

Они не только врожденные

Ты знаешь, судя по мне, они и не врождённые вовсе))) Как-то не интересовалась их происхождением, но то, что они сцеплены с уверенностью в себе - это 100%. У меня её долго не было совершенно. А насчёт соцсетей...не знаю. Мне всё-таки кажется, что нужны регулярные тренировки "в реале". По-моему, масса "боевого" и уверенного в себе в виртуальной реальности народу в реальной жизни совсем не лидеры, часто они в соцсетях самоутверждаются именно потому, что в жизни это не всегда для них возможно.

ЛенаШ 26.10.2015 13:14 #

Бывает, карапуз в песочнице сидит - и уже лидер)) Но к концу школы может статься и совсем наоборот... Это качество и врожденное, но и поддается и развитию и наоборот, подавлению.
Лидер - это не только и не столько боевой, сколько увлекающий за собой, умеющий зажечь, вдохновить.
Если взять мульт - Финес и Ферб (если ты видела, это из этих безконечно-сериальных мультов). Там Финес лидер - вокруг него все дети, он придумывает идеи, и все загораются реализовывать. В том числе там есть боевой задира, терпила и пр-пр. Знаешь, все такие смешные, разнонациональные, разнохарактерные герои, и все идут к этому Финесу, и он каждую серию говорит одну из ключевых фраз: о, я знаю, чем мы сегодня займемся! При чем он абсолютно не диктатор, никого не подавляет и не заставляет, а все проявляются в общем деле по разному, и всем весело.

Бывает, карапуз в песочнице сидит - и уже лидер)) Но к концу школы может статься и совсем наоборот... Это качество и врожденное, но и поддается и развитию и наоборот, подавлению.

От темперамента зависит, может быть? Флегматику, наверное, сложнее стать лидером, чем тому же холерику? Вообще, интересная тема. Я смотрю - мужу очень хочется, чтобы старший сын демонстрировал лидерские качества)) А он пока больше склонен присматриваться, размышлять. И не особо доминирует. Хотя, мне кажется, со временем как раз может стать таким лидером - не подавляющим. Кстати, а лидер и организатор - это разные ипостаси? Возможно не быть лидером, но при этом быть хорошим организатором? Или быть лидером, но не уметь нормально организовать ничего? Кажется, второй вариант - вполне реален, а вот первый - вряд ли. Как думаешь?

ЛенаШ 26.10.2015 13:45 #

Мне кажется, лидерство - это качество, а управление - это функция.
От темперамента наверное тоже зависит) Трудно себе представить себе лидера-меланхолика) Сангвинику наверное проще...
В коллективе может быть несколько лидеров, и деспотичный руководитель... Могут быть самые разные комбинации. Или лидер может быть заместителем, а директор - технократ... как угодно.

marion 26.10.2015 12:22 #

А мне кажется, это смотря на кого учиться.
Если на программиста, то реально можно все образование провести на дому - включая производственную практику)
А если на факультете связей с общественностью - то вся будущая работа связана тем, чтоб встречаться с людьми в оговоренное время, невзирая на пробки и биоритмы).
или на врача, заочно никак не выучиться...

ЛенаШ 26.10.2015 12:46 #

в любом образовании кроме практики хренова туча теории)

И про Лео - отдельно))) Ресурс замечательный (спасибо вам с Мариной за то, что просветили меня и приняли в прайд)))) - я всю семью на него "подсадила" Причём сестра долго не могла поверить, что это всё бесплатно)) Но... Занимаемся мы с мужем: я с нуля, он - со школьной базой. Я, кажется, стараюсь идти поэтапно, выполнять то, что мне рекомендуют, но прогресс заключается, в основном, в пополнении словарного запаса. Грамматика - на уровне интуиции))) Говорение - ты сама знаешь), особенно с учётом того, что у меня произношение совершенно самодеятельное. У мужа прогресс гораздо более ощутимый, причём он сам его чувствует (а он весьма самокритичный человек)) - на уровне письма особенно. То есть я понимаю, что со временем системы дист.образования вполне можно усовершенствовать до отсутствия человека, но в ближайшем будущем всё-таки без живого носителя языка, к примеру, е обойтись. Да и просто без живого человека. Скучно))

ЛенаШ 26.10.2015 11:51 #

Я полагаю, что такие интерактивные обучалки, типа Лео, через неск лет будут казаться очень простыми и допотопными) Будет развиваться Лео, будет появляться что-то новое. В самих этих обучалках будет больше функции клубности и общения. Там она присутствует, и соревновательная функция, но все это еще в зародыше) Будет развиваться.

Ну да, я тоже думаю, что дальше этот сервис (как и другие подобные) будет развиваться семимильными шагами, но всё-таки в ближайшие годы живой носитель языка тоже будет нужен же?)

ЛенаШ 26.10.2015 12:43 #

нужен. Но если раньше он к примеру тебе он был нужен на всех этапах. То теперь ты слова, к примеру, можешь учить сама с собой, и тебе не нужно, чтоб педагог тебе их писааал на доске, а ты словарь разлиновывала, переписывала - слово-транскрипция-перевод, сдавала его на проверку и получала оценку - за ведение словаря! А потом писала эти слова под диктовку живого педагога, который опять же чаще всего у нас в обычных школах и не носитель вовсе.

Да, тут прогресс налицо! И именно это мне и нравится) Хотя в детстве делать словарь мне тоже нравилось, с картинками

Nullite 25.10.2015 21:19 #

Митио Каку, конечно, замечательный физик-теоретик. Я отношусь к нему с глубоким уважением. Но все же, любит он приукрасить. Этого у него не отнять. В стиле лучших писателей фантастов бывает. Это я не про конкретное интервью, а в целом про него.

ЛенаШ 25.10.2015 22:11 #

мне кажется, мы на пороге фантастических перемен)

Nullite 25.10.2015 23:03 #

к вопросу об интерактивном образовании

40 мировых ресурсов бесплатного онлайн-образования

1. UMass Boston Open Courseware
Бесплатные курсы по психологии, биологии, политологии, истории, математике и целому ряду гуманитарных дисциплин с доступом к списку занятий, рекомендованной литературы. Недостаток: у этого ресурса нет видеокурса или презентаций по итогам изложенного в рамках лекций.

2. Khan Academy
Огромная база видеоуроков на более чем 20 языках, все курсы разделены на отдельные уроки с возможностью просмотра каждого видео независимо от того, какой курс Вы выбрали. Основной акцент сделан на видео как способе предоставления информации, материалов для чтения здесь нет.

3. MIT Open Courseware
Чтобы попасть в этот институт, люди со всего мира тратят множество денег и усилий. Впрочем, здесь доступны и бесплатные курсы. Материал доступен для скачивания с указанием структуры и продолжительности курса. Отлично подойдет тем, кто хочет попробовать себя в сфере технических и прикладных наук и не прочь заняться интенсивным самообразованием.

4. Free-Ed
Здесь также есть разделение на курсы и уроки + возможность поиска страниц и групп в Facebook и на других сайтах для студентов, которые изучают этот же курс.

5. Learning Space: The Open University
Все материалы здесь разделены по возрастным и тематическим группам, лекционный материал можно загрузить с сайта на свой компьютер, а тематика предлагаемых курсов достаточно широка.

6. Carnegie Mellon Open Learning Initiative
Здесь для доступа к материалам обучающего характера придется создать свою учетную запись на сайте. Предполагается, что пользователь изучает материал самостоятельно, платы за обучение нет, но нет и инструкторов / преподавателей и экзаменов, которые надо им сдавать.

7. Tufts Open Courseware
На этом сайте регистрация не нужна, лекционный материал доступен в формате слайдов.

8. Stanford iTunes U
Большой выбор видеоконтента и лекций от Стэнфордского университета. Для обучения Вам понадобится учетная запись в сервисе iTunes и соответствующее ПО.

Другие курсы с возможностью бесплатного просмотра / загрузки лекционного контента и самообразования:
1. Utah State Open Courseware
2. Kutztown On-Demand Online Learning
3. USQ Australia Open Courseware
4. University of California Irvine Courseware
5. EdX: https://www.edx.org/
6. Coursera
7. Udemy
8. Connections Academy:
9. K-12: http://www.k12.com/schools-programs/
10. GED for Free
11. Free World U: http://www.freeworldu.org/static/index.aspx
12. CosmoLearning
13. OpenCulture
14. New York University
15. Open Yale Courses
16. Gresham College
17. Notre Dame Open Courseware
18. JHSPHOpen
19. Open UW
20. Udacity
21. University of the People
22. Academic Earth
23. Textbook Revolution
24. The Library of Congress Files:
25. Alison
26. Webcast Berkeley
27. GCF LearnFree
28. Google Code University
29. e-Learning Center
30. Saylor
31. Master Class Management

Nullite 25.10.2015 23:07 #

32. Brigham Young Free Online Courseware:
33. University of Michigan Open:
34. NLC Open Learning Courses:
35. FlexiLearn: http://www.ignouflexilearn.ac.in/flexilearn/
36. Nixty
37. Capilano University
38. TU Delft: http://ocw.tudelft.nl/
39. United Nations University: http://www.ocw.unu.edu/ocw/Courses_listing
40. Weber State University: http://ocw.weber.edu/courselist

ЛенаШ 25.10.2015 23:26 #

не ясно, нужно ли потом это как-то сдать и получить признаваемый кем-то сертификат. Прослушать - то такое.

Nullite 26.10.2015 07:20 #

Сертификат, конечно, не получить, но для саморазвития - очень даже.

marion 26.10.2015 08:18 #

Вот мне уже сейчас кажется, что школьное образование сильно меняет свою функцию, с "получение знаний" на "присмотр и социализацию", и сдается мне, что это и дальше будет усиливаться. Во-первых, родители все больше заняты работой (а с усилением всех этих тенденций будет все больше развиваться конкуренция и безработица, значит, работать надо будет больше и интенсивнее), а за детьми кто-то должен смотреть. Причем порог того возраста, до которого за ними нужен присмотр, в общественном сознании постоянно повышается. Роботы и интерактивные стены с этим не справятся.
Во-вторых, все больше возникает потребность обучить детей именно жизни в обществе. Тут масса аспектов: умение договариваться и разрешать конфликты, умение противостоять информационным и эмоциональным манипуляциям, межполовое общение, социализация детей-инвалидов, обучение гражданским правам и обязанностям...
Все, что раньше отводилось семейному воспитанию, сейчас все больше передается в общественное.
Так что "учителей живьем", может, и не будет, а воспитатели точно будут).

Ирина-Орел 26.10.2015 09:21 #

У меня есть опыт получения высшего образования очно и заочно. Так вот с заочного обучения я за 3 года не вынесла НИЧЕГО! Да, я штудировала учебные пособия и успешно сдавала сессии (у меня красный диплом), но мышление человека с ВО привил мне именно очный факультет.
Дистанционная система обучения у нас активно используется на работе (практически все курсы повышения квалификации). БОльший идиотизм придумать трудно! Всё "заточено" под то, чтобы успешно сдать итоговый тест. Никто ничего не учит просто в силу отсутствия на это свободного времени. Тест сдаём всем кабинетом (иногда с привлечением коллег-соседей): экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а остальные активно ищут ответы. В итоге знаний никто не получает, но ВУЗ получает свой гонорар.
Если это внедрить в школу, то я даже боюсь представить, что мы получим на выходе. Вероятно, распределение будет такое: 5% гениев и 95% дебилов.

ЛенаШ 26.10.2015 10:58 #


Дистанционная система обучения у нас активно используется на работе (практически все курсы повышения квалификации). БОльший идиотизм придумать трудно! Всё "заточено" под то, чтобы успешно сдать итоговый тест. Никто ничего не учит просто в силу отсутствия на это свободного времени. Тест сдаём всем кабинетом (иногда с привлечением коллег-соседей): экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а остальные активно ищут ответы. В итоге знаний никто не получает, но ВУЗ получает свой гонорар.


Т.е. даже взрослые люди не понимают, что знания - это то что нужно им? И без наставляюще-контролирующего педагога обойтись не могут, а где есть возможность - обманывают? Может быть, дело в том, что это не те знания нужно получить и сдать для галочки, которые нужны человеку в жизни? А вот если ты будешь на очной форме, то кураторо-наставники их таки побудят впитать, хочешь или нет?
А если сам подход изменится? Не хочешь - не учи и не сдавай. Учи и сдавай только то что хочешь, то что тебе интересно-нужно-полезно? Может, тогда и наставник над душой не нужен будет?

Ирина-Орел 26.10.2015 11:44 #

Нет, с нашим менталитетом идея дистанционного обучения обречена на провал. Взрослые люди не считают, что такие курсы им чем-то помогут в работе. Да и программа обучения неизвестно откуда взята. Вот пример: я помогала коллеге сдать тест по программе "Основы компьютерной грамотности". И вот вопрос: перечислите основные системные требования для сервера контроллера домена. Если что, то я по первому ВО - информатик и я знаю, что такое "сервер", "контроллер" и "домен". Но ответ на вопрос я не знала.

ЛенаШ 26.10.2015 12:17 #

Взрослые люди не считают, что такие курсы им чем-то помогут в работе. Да и программа обучения неизвестно откуда взята.


Тогда вопрос в принципе - нафига?? а не в форме - очной или заочной. Для галочки, для бумажки? Но это же... деструктивно!)))) В целом, в принципе, по большому счету. И в этом проблема современного образования, в том числе. Вот эти вот вопросы, формулировки, которые на уровень "основы грамотности", а ответ может дать только специалист с ВО. У человека развиваются комплексы, что он это не выучит, не поймет, что это какая-то безумная заумь - основы комп.грамотности, а если осилит, то как-то сам, методом тыка. А вот эту ахинею надо оттарабанить, ибо положено, ибо система. И система не имеет почти возможности получить обратную связь, что она не хороша. В интерактивном формате, если абитуриенты массово не отвечают на поставленный вопрос - значит его нужно перефразировать. А если весь курс у людей вызывает затруднение, значит у людей должен быть выбор - взять какой-то другой курс, который лучше пойдет. А у нас решение - при очной форме, тебя таки погоняют по контроллерам и доменам, и ты либо это выталдычишь, либо взятку понесешь, чтоб отстали и бумажку таки дали.

ЛенаШ 26.10.2015 10:51 #

если развивается безработица, то почему у людей будет меньше времени на детей?

marion 26.10.2015 11:03 #

Потому что надо вкалывать вдвое больше, чтоб на работу взяли тебя, а не другого, или чтоб не потерять работу.

ЛенаШ 26.10.2015 11:09 #

В швеции кажется сократили рабдень до 6 часов! ууу! Если работы на всех не хватает, не разумнее ли ее поделить на всех желающих, чем отдельным бежать еще больше и падать?

marion 26.10.2015 11:23 #

И зарплату тоже поделить на всех желающих?)
не знаю, посмотрим.
Пока я вижу, что даже в свободное время люди не занимаются детьми, а учатся, повышают квалификацию...

ЛенаШ 26.10.2015 11:27 #

если ты не поделишься зарплатой, то ты поделишься с другими пособием по безработице)

marion 26.10.2015 11:32 #

Да, но оно гораздо меньше, чем зарплата.

ЛенаШ 26.10.2015 11:44 #

смотря сколько у тебя будет безработных. Если 10 работников сбрасываются на пособие 1му безработному - одно. А если наоборот? Один работник впахивает, выпучив глаза, развивается с утра до ночи, не занимается семьей и детьми. А на него 10 безработных, которые все хотят и кушать, и достойно жить, и причитывают что ты им маловато сбрасываешься? ))

marion 26.10.2015 11:54 #

Вроде как есть какие-то места, которые специально выделяются для безработных.
но это никак не престижные должности с высокими зарплатами.
да и люди не все способны к такой работе, верно?

ЛенаШ 26.10.2015 12:30 #

в мире безработица касается не только высококвалифицированных престижных работ, но и простых в том числе. И у тебя может возникнуть вопрос - держать 2 дворников на полный день, или 4х на полставки. Или одного на 2 ставки) Тебе, как работодателю, может удобнее - одного. и платить ему 150% а не 200%. И он может быть согласен на это - деньги надо. А 3м безработным с 150% оплаты одного дворника, платить налоги на социалочку, а они будут ныть - а че так мало??) А ты можешь решить - а фиг вам, тунеядцам, я вообще укроюсь от налогов. И тогда эти 3 оставшиеся дворника начнут разбойничать, придут к тебе - отнять и поделить) Так может лучше сразу - поделиться?)) Работой, а не пособием.

Evgeniya TM 26.10.2015 09:34 #

Я - ЗА классическую систему (форму) образования. Хоть где-то ж дети должны встречаться и общаться непосредственно. А то совсем из-за мониторов вылезать перестанут и разговаривать разучатся.
Всякие дополнительные курсы - повышение квалификации, дополнительная специализация - да, пожалуйста. Но не базис.

ЛенаШ 26.10.2015 11:07 #

вот дело в том что представления о базисе сильно меняются. Раньше базис можно было загнать в школьную программу. Или решить - вот это будет базис. А теперь количество знаний, авыков, информации растет в геометрической прогрессии и устаревает с космической скоростью.
Я где-то читала, что базисом будет считаться ликбез - началка. Писать-читать-считать. И то странно например, что детей коллиграфии до сих пор прилежно учат, а тому же быстрому слепому набору на клавиатуре - нет.

И то странно например, что детей каллиграфии до сих пор прилежно учат, а тому же быстрому слепому набору на клавиатуре - нет.

Может, потому что это они и сами быстренько осваивают? У меня студенты лекции вообще на сенсорной клавиатуре печатают. Успевают не хуже тех, кто традиционно конспектирует) Только им потом с этими текстами работать удобнее, чем с обычными конспектами. Тут даже мой консерватизм даёт сбой)) Хотя мне по-прежнему удобнее в печатном (или даже рукописном) тексте выделять важное разными цветами, обводить и т.д. Но надо было видеть лица первокурсников, когда они рассмотрели мои рукописные лекции

ЛенаШ 26.10.2015 12:03 #

Когда я еще училась (когда я была молода!))) у меня был друг, который ну не мог в ручную эти конспекты писать, разбирать. Приходил с ноутом, с удлинителем, и щелкал на лекции клавишами. Консервативная аудитория воспринимала это странно и неприязненно) А теперь вон это массовое явление)) А у моей племяшки в штатах процесс построен так: они заранее получают подготовительные материалы, и на лекцию уже приходят подготовленные, чтоб слушать и задавать вопросы. У меня я помню я на какой-то 20-30й минуте уже теряла ход мысли, и главное было успеть записать за лектором, а потом порой разбираешь по новой как впервые видишь, с учебным пособием, сличаешь - что ты там накарлякал...
Моя малая перестала носить учебники со школы. Если нужен - находит его в инете. Подумываю купить ей электронную книгу что ли, чтоб туда все закачать... Планшет небось противопоказано - будет же играться. У них телефоны забирают на время уроков - иначе сидят и играются)) И как такой безсознательности, да без куратора?)) Другое дело, может и кураторы станут электронными... Бац, из планшета выскакивает такая линейка - и по лбу - а ну занимайся!))

В случае с другом консервативную аудиторию, может, раздражало именно щёлканье клавиш?)) Мой одноклассник вообще с диктофоном ходил на лекции, что преподавателям вообще не нравилось (и отчасти я их могу понять))) Я довольно быстро разработала систему сокращений, благодаря которой успевала записывать всё, а мои тетради, наконец, перестали клянчить у меня после каждой лекции, чтобы переписать, так как уже ничего не понимали)) Таскать учебники из школы - в школу, как мне кажется, тоже не айс. Мы с старших классах договаривались с одноклассницей и носили "пополам". Сейчас я с Полиной твоей солидарна - чего их носить, если можно найти электронный дубликат. Но идея с планшетами мне тоже не очень нравится, поскольку 1) да, велик соблазн залезть куда-нибудь ещё и 2) у моего сына, например, проблемы со зрением и я бы не хотела, чтобы во время его учёбы их всех в обязательном порядке переводили на работу с планшетами, сколь бы продвинутым это ни казалось. Должны оставаться какие-то варианты.
P.S. А электронный куратор - всё-таки хорошая идея, особенно на первых порах

ЛенаШ 26.10.2015 12:55 #

В случае с другом консервативную аудиторию, может, раздражало именно щёлканье клавиш?))


Люди в большинстве склонны больше к консерватизму, чем к новаторству. Новое выводит за грани комфорта, соответственно, помимо интереса новаторов, вызывает неосознанное неприятие, раздражение у большинства, а аргументы подтягиваются). ну и "ты что, самый умный". Или "ты так ничего не запомнишь и не успеешь". Или - "ты облучаешься". Или "вот я так писал, мой дед писал, а ты тут щелкаешь - у тебя ничего не выйдет". Такое)


Люди в большинстве склонны больше к консерватизму, чем к новаторству

Пожалуй.
А среди доводов - можно ещё "ты что, самый крутой?" Всё-таки ноутбук во времена моего (да и твоего, наверное?) студенчества (во всяком случае в провинции) - это было очень круто))

ЛенаШ 26.10.2015 13:17 #

о да!))

palpada 26.10.2015 13:21 #

Почему ссылки не активны, очень не удобно

ЛенаШ 26.10.2015 13:31 #

не знаю
я рада уже тому, что в принципе удается разместить тут пост и комментарии уже легче оставить.

Кстати, сегодня с этим как-то непривычно легко. Даже подозрительно

Комментарий удален

ВалентаКажан 06.11.2015 00:45 #

Сейчас мы имеем действительно серьезную проблему - компьютеры, телефоны.
Моего не оторвать. Я за старое доброе образование, но чувствую, трудно придется обращать его внимание на уроки, при наличии разнообразных игрушек

Ольга Петровна 08.12.2015 07:16 #

мне кажется, мы на пороге фантастических перемен)

florion 23.12.2015 13:47 #

Ну да я статью гдето читала, что в престижных школах детей не приучают к компьютерам, а наоборот дают больше времени на оффлайн жизнь.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир