Вступить в сообщество
Сообщество

Лампадка

marion

Праздник Третьего Спаса

Сегодня, 29 августа, отмечается празднество Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
В народе этот праздник называют Спасом на холсте, а также ореховым, хлебным Спасом. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего уже начинали продавать. Считалось, что с этого дня можно и нужно есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
Меня всегда очаровывало, как органично и красиво церковные праздники входили в повседневную жизнь русского народа, как сочеталось в них природное, житейское и духовное содержание. Три августовских Спаса - медовый, яблочный, ореховый - один из лучших примеров. Конечно, были и есть уклоны в суеверие, связанные с этим - забыть о духовном празднике, свести все содержание к освящению меда/яблок/орехов. Как и на Крещение - главной целью поставить набрать пару канистр святой воды). Но если помнить о главном и второстепенном, то все сливается в единую гармонию. Чего желаю и себе, и всем вам, девочки! С праздником!
Прошли три Спаса - приходит золотая осень, с желтыми листьями, грибами, запахом костров и новыми учебниками...

Ответить4 комментария
В избранное
Комментарии (4):
A-mavreshko 29.08.2011 09:47 #

С праздником! Хорошо,когда есть где прочитать,а то названия слышим, а смысла и истории,которая связана с праздником,даже и не знаем....

B.Tanya 29.08.2011 13:23 #

С праздником!

Ирискин 29.08.2011 15:22 #

Спаси Господи!

мамкаМити 30.08.2011 15:40 #

С прошедшим праздником, девочки! Марина, спасибо тебе за это сообщение! Я забегалась: школьный молебен, Причастие, утреннюю стояли, очень много народу было, батюшка говорил такое наставление, что я расплакалась. Гуляли, принимали гостей: друзей и по делам. Ходили на школьные сборы, докупали принадлежности и учебники.
Сегодня поминали мою маленькую крестницу...... помяните, девочки, за упокой младенца Екатерину. Сегодня ей был бы годик...

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир