Вступить в сообщество
Сообщество

Лампадка

marion

Православие-лайт

Давно уже как-то "носилась в воздухе" эта тема. Захотелось все же сформулировать и поговорить. С православными. А может, и не только с ними.
Скопирую из небольшой брошюры игумена Нектария (Морозова) "Беседы о воцерковлении":
"Что такое "Православие-Лайт" в иллюстрациях? - Вот человек, у которого умер кто-то близкий, и он, вместо того, чтобы отпеть его в храме, приходит и просит за свечным ящиком "землю" только потому, что вроде бы слышал, что "так надо" - это представитель "Православия-Лайт". И запрещенный в служении саратовский священник, который дает газете интервью в постный день и ест при этом бутерброд с сыром, тоже представитель "Православия-Лайт". И Игорь Сукачев, который в интервью одному церковному изданию говорит, что ему не нужен священник, который, как он выражается, "будет гундеть о том, спасется он или нет", - это то же самое "Православие-Лайт".
Все, что здесь сказано, у меня сомнений не вызывает.
Но в целом, вопрос непростой и, наверное, мнение у каждого будет отличаться. Мы - считающие себя православными - что мы считаем для себя обязательным? Чем мы отличаемся от неверующих, говоря иными словами? Ведь не только тем, что крестились. Соблюдаем пост в установленные дни? Регулярно (хотя бы 4 раза в год) приходим на исповедь и к причастию? Ежедневно выполняем молитвенное правило?
Разумеется, самой важной является внутренняя работа над собой, но здесь можно заметить, что многие неверующие люди тоже этим постоянно занимаются. Замечают свои дурные стороны, сожалеют о дурных поступках и стараются их не повторять. Православные отличаются здесь "вектором развития" - т.е. оценивают свои поступки с иной точки зрения, по Христу. Но как внешне это должно проявляться? Должно ли быть отличие между православным и неверующим (ну или человеком иной конфессии, иной религии) в его внешнем поведении?
Приглашаю поделиться мнениями. Даже не столько о том, как именно мы живем - во-первых, это не проверить, во-вторых, понятно, что между тем, как живем реально, и как считаем правильным, очень часто бывает разрыв. Все грешны, у всех есть недочеты и слабости. А как - по нашему мнению - должно быть в идеале; что важно, а что не слишком?

Ответить21 комментарий
В избранное
Комментарии (21):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Мила К 07.10.2011 23:47 #

Попробую выразить свою точку зрения.
Ваша ошибка видна уже из вашего вопроса. Вы пытаетесь найти "внешние проявления" истинного христианина. А это неправильно в корне, вспомните хотя бы для сравнения святого Василия Великого и другого святого - Андрея Юродивого. Что между ними общего? Св.Андрея вообще за христианина не считали, думали что он бесноватый и душевнобольной человек.
Вот вам и внешние проявления.
Только Сам Бог и Его благодать, живущая в человеке отличает его от неверующих.

marion 07.10.2011 23:59 #

Уже интересно), спасибо.
Но я с вами не соглашаюсь, потому что в таком случае нет разницы между православным и тем, кто "верит в душе".
В чем-то же должна эта благодать проявляться?
Что же имел в виду преподобный Макарий Великий, когда писал: "У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои"?
Юродство - совершенно особый подвиг, но ведь и в нем проявлялась особым образом Божья благодать.

Мила К 08.10.2011 12:48 #

Дорогая Марион! Бога и Его заповеди надо поставить на первое место в своей жизни! И тогда все остальное встанет на свои места.
Другими словами: во всех ситуациях помнить, что на тебя смотрит Бог и по любви и по страху к Нему делать так, как говорит заповедь. Духовная жизнь - это не шаблон, и не схема, это - жизнь! Поэтому к ней нельзя дать один строгий рецепт: "делай так".
Есть много ситуаций, когда не знаешь, какую заповедь применить сейчас. Но это и есть жизнь, мы должны учиться в процессе. Это и есть духовное возрастание, от младенчества в меру возраста Христова. Никто не может сразу стать совершенным.
Все люди разные, условия у всех разные. Но нас должно объединять - несомненная вера в Бога, страх перед Ним, благоговение, боязнь подпасть греху. Боязнь прогневать Бога больше, чем пострадать от людей за исполнение заповеди.
А как это внешне проявляется - не важно.
в таком случае нет разницы между православным и тем, кто "верит в душе".
Они верят в то, что сами себе придумали, а мы верим Богу и Его словам, выраженным в Святом Писании. И в этом огромная и принципиальная разница - верить самому себе или верить Богу!

Комментарий удален

ЛенаШ 08.10.2011 00:45 #

Я думаю, что истинный православный соизмеряет свои поступки, помыслы, образ жизни с православным учением. Соответственно, это люди знающие, читающие, разбирающиеся, соблюдающие, грамотные в религиозном плане.
А Православные-лайт, ну, те кто "в душе" (типа меня), соизмеряют свои действия и мысли со своим мироощущением, совестью, убеждениями и взглядами. И иногда подкрепляют свои мысли разрозненными отрывками из учения, которые могут неверно трактовать "слышать звон...."

Мила К 08.10.2011 12:55 #

Дорогая Лена! Хорошо соизмерять свои поступки с православным учением. Но тогда вы рискуете впасть в буквализм и формализм. Читать книги хорошо, но книга не спасает душу. Спасает душу только Бог!
Соизмерять поступки надо только с Богом и благодатью. Отошла благодать - значит согрешил, ищи причину, кайся.
Цель жизни человека - принести покаяние Богу, и чтобы Бог принял твое покаяние и ввел тебя в жизнь. Это реальные вещи, а не слова.
Вспомните видение Григория о страшном Суде, сколько монахов книжников ученых было в аду? Они были люди знающие, читающие, разбирающиеся. Но вся их начитанность не помогла им спастись, они не принесли Богу покаяния, они не примирились с Богом.
Наша цель - примириться с Богом через покаяние, стать его сыном или дочерью и усвоить себе спасение, дарованное всем людям Христом.

Schwan 08.10.2011 13:30 #

Мила,Вы так хорошо все объясняете,но у меня и дальше возникают вопросы,если позволите....
Как можно понять,когда отошла благодать,как соизмерить поступок с Богом?Это вопрос внутреннего ощущения?

marion 08.10.2011 14:31 #

Полностью поддерживаю вопрос Светы (Schwan)!
Ведь все вы правильно говорите. Но как-то неопределенно). Пока что у нас нет "измерителя благодати" - как мы будем решать, отошла она или нет? с Богом мы или отошли от него? Ведь потому и монахи, о которых вы упоминаете, были в аду - они же не сознательно туда пришли. Они были уверены, что благодать с ними. А оказалось иначе.
Да, у нас нет четких ответов. И по-разному все может проявляться. Верить Богу - очень хорошо, только Он с нами напрямую не общается, не так ли? Значит, должны быть у нас и внешние, объективные ориентиры? Ну хотя бы приступление к Причастию? Я понимаю, что Мария Египетская причастилась 1 раз в жизни, а благоразумный разбойник - ни разу, и тем не менее оказались в раю. Но вряд ли мы можем взять это за образец.
Я примерно об этом - хотя, может, выражаюсь непонятно.

Мила К 08.10.2011 15:03 #

Я специально сразу об этом не сказала, ждала когда возникнет вопрос.
Это хорошо, что возник такой вопрос, потому что он и есть вопрос жив ты в духовной жизни, или мертвая болванка, безчувственная кочерыжка. Это вопрос жизни.
Да, благодать не измеришь, потому что она нематериальна. По сути благодать - это Сам Бог Дух Святой, присутствующий в нас. При любом согрешении Бог отходит от нас, Дух Святой чувствует смрад, исходящий от греха и уходит. Чем больше согрешение, тем дальше он отходит. И если человек ведет невнимательную жизнь, впадает в безразличие и нечувствие, то он не ощущает отхода благодати. Святой (или хотя бы богоугождающий) человек всегда ощущает малейшее умаление благодати, как например описано в житии св.Серафима, как он при умалении благодати почувствовал такое горе, что встал на камень в лесу и стоял 1001 ночей подряд.
Конкретнее. На разных уровнях духовного возраста проявления благодати разные. У только что обратившегося грешника оно всегда начинается с того, что он видит свои грехи и чувствует себя недостойным быть рядом с Богом.
Если этого чувства нет, то благодати рядом нет и в помине, не стоит обольщаться. Но не стоит путать это с депрессией, потому что депрессия от бесов, а зрение грехов - от Бога, депрессия ведет к самоубийству, а зрение грехов своих - к покаянию и плачу.
У новообращенных и только что приходящих к Богу и в Его Церковь, благодать проявляется в сильном желании ко всему божественному, к чтению Евангелия, святых книг, и особенно к молитве.
Если пропало желание молиться, все надоело, приступают сомнения в вере, в Боге вообще - значит либо отошла благодать за грех, либо попущено искушение от Бога. И тогда надо искать, делать все чтобы она вернулась.
Благодать Крещения и Таинств Церкви дают нам силу против демонов. И вот, если ты видишь, что демоны одолевают тебя, что им удается увлечь тебя помыслами, а то и делами ко греху, значит благодать отошла и надо бороться, победить, чтобы она вернулась. Бывает, что демонские нападки попускаются от Бога не за согрешение, а для большего преуспеяния человека, как и воин проверяется в бою. Это другой случай.
Я надеюсь, вам стало более понятно от моих сумбурных объяснений, если нет, спрашивайте пожалуйста.

Мила К 08.10.2011 15:06 #

+++Верить Богу - очень хорошо, только Он с нами напрямую не общается, не так ли? Значит, должны быть у нас и внешние, объективные ориентиры? Ну хотя бы приступление к Причастию?
Бог общается с нами напрямую тогда, когда мы станем этого достойны. Пока же Он общается с нами через Святое Писание (Библия, Евангелие), через святых отцов, через ныне живущих носителей Духа Святого.
Приступать ко Причастию можно и в осуждение, как и в Мотовилова после причастия вошел бес и мучил его за недоверие к духовному отцу Антонию. Поэтому Причастие - не ориентир.

ЛенаШ 08.10.2011 20:50 #

Мне запала в душу проповедь одного батюшки, которую я слушала случайно по телеку. Он объяснял, почему надо ходить в церковь, тем кто думает, что Бог с нами везде, в душе, и можно говорить с ним всюду. Он сказал, что вы ведь не знаете, что поселилось уже в вашей душе, и с кем вы говорите! Меня это очень напугало и впечатлило. Я поняла, почему истинному православному надо читать, исповедоваться, слушать проповеди - чтобы соизмерять свои мысли с православным учением - там есть ответы на многие вопросы, а не искать их только в себе, у друзей, в светских книгах. Самым трудным мне кажется принимать все православные учения на безусловную веру и бесприкословно воплощать их в своей жизни. Ну и разобраться во всем, изучить и соблюдать - большой труд, за что очень уважаю истинных православных.
И еще мне лично кажется что трудно бояться Бога. Ведь самый последний преступник кажется сам себе хорошим, а действия - оправданными, что Бог это видит и знает и будет на его стороне, и не обидит, это точно. Вот когда учитель добрый и справедливый - разве его боишься? Боишься несправедливого корумпированного злого экзаменатора, предубежденного и несправедливого, у которого есть цель тебя валить. А хорошего чего бояться? Перед ним раскрываешься и стремишься... Мне Ира когда-то отвечала про мужа - здесь наверное тот же смысл - боишься огорчить, расстроить, разочаровать... Или надо бояться удара - наказания, покарания?

Gerda 08.10.2011 21:01 #

Лен, когда-то на лекции один преподаватель нам объяснял, что значит жить "в страхе Божием". Он спрашивал нас, нужно ли бояться в прямом смысле этого слова? Это было давно, но я помню, что страх Божий - это боязнь не наказания, а страх потерять связь с Богом, страх стать неинтересным Богу. Ты пишешь - бояться огорчить и расстроить - и эта точка зрения мне тоже близка, потому что именно в этом проявляется истинная наша любовь - желать счастья другому человеку, ближнему своему и всему миру в целом.

marion 09.10.2011 11:05 #

А мне как-то пришел в голову такой пример-аналогия, насчет "Зачем ходить в церковь, если Бог в душе". Вот я считаю себя худо-бедно, но культурным человеком. А почему? Потому что читаю книги, и не только детективы, бываю в театре, в музеях, серьезную музыку слушаю... Минутку!) А зачем все это делать? Разве культура - не в душе?)

Schwan 09.10.2011 14:07 #

Марин,у меня такое же понимание.Быть культурным человеком,отрицая духовную составляющую религии твоего народа,мне кажется,очень сложно.Как не крути, православие - неотъемлемая часть нашей русской культуры.А еще в дополнение твоим аргументам,я считаю,что церкви,особенно раньше,не просто так строились.Выбиралось особое место,так чтобы Храм отовсюду было видно,на холме,возвышенности.Мне даже кажется,что именно из-за этого у многих сельские церкви вызывают особое ощущение.

marion 09.10.2011 14:14 #

Свет, привет! ты права - я, правда, немного не это имела в виду. Проводила аналогию - нельзя быть культурным только "в душе". Книги, музыка - это все и есть культурная среда, живя в которой мы сами становимся культурными. А если отказываться от этого и заявлять, что в душе я и так культурный человек - это смешно. Так же и с религией. "Я верующий, но в церковь не хожу, мне это не нужно" - сразу вызывает вопрос, в кого же ты "верующий"). Хотела это сказать, но не получилось.

Schwan 09.10.2011 14:49 #

Не-не,я тебя именно так и поняла,просто мысль дальше побежала,немного за пределы Православия.Если ты считаешь себя Православным,но не ходишь в церковь - это одна ситуация....Просто понятие "верующий" оно более широкое и требующее уточнения - "во что верующий", "какой религии предерживаешься?"...но это я уже за рамки твоей темы выхожу)))))

Мила К 11.10.2011 11:29 #

Вы приравниваете веру в Бога к культуре. К сожалению, это заметно сейчас везде и по телеку и в умах людей.
Но это не так. Вера одна, и для профессора из МГУ и для дикаря с Суматры Иисус Христос Тот же Самый.
А вы думаете о православии, как о культурной традиции России. Это заблуждение. Греки тоже православные, и грузины православные, и эфиопы есть православные. Вера - вне культуры.

Schwan 11.10.2011 14:54 #

Нет,Мила,я не приравниваю веру в Бога к культуре.Для меня просто "ВЕРА" и "РЕЛИГИЯ" не являются синонимичными понятиями.И здесь я с Вами совершенно согласна,что Вера она вне понятия той или иной культуры.А вот как она выражается и воплощается,через какие постулаты,нормы и т.п. - это уже вопрос религии.И в этом смысле в нашей стране есть 1000 летний опыт православия,которое и является неотъемлемой частью культуры русского народа.И вот то,что православие у греков или у армян отличается от отечественной версии православия - это как раз вопрос не только культуры,но и истории...

Mama_6 08.10.2011 08:21 #

А я исповедываться не могу(( Детей вожу на исповедь и на причастие, а сама не могу. Единственный раз была на исповеди, когда к венчанию готовилась. Испытала сильное разочарование. Возможно, слишком многого ожидала, а в результате не почувствовала ничего. Видимо, когда начинаешь ходить в церковь в детстве, на причастие, на исповедь все уже воспринимается естественно.

marion 08.10.2011 08:39 #

Меня и сейчас "ломает". И тоже очень жалею о том, что с детства не имела церковного опыта, а, можно сказать, имела прямо противоположный(. В чем-то это как наработанный навык: кто привык с детства умываться или делать зарядку, тот без этого уже жить не может. Ему легче. А другим приходится постоянно себя заставлять и напоминать.
Тань, не по теме, но очень интересно: как ты детей приучила к исповеди? Я в этом отношении в растерянности. Сына уже не заставить, слишком взрослый. Только на Бога надежда, что приведет. С дочкой надеюсь на воскресную школу, на общение с другими детьми из воцерковленных семей.

Mama_6 08.10.2011 09:21 #

С детьми как-то все просто получилось, мы их причащать стали с младенчества, как покрестили, правда в целом получается выбираться в храм примерно раз в 1,5 - 2 месяца (добираться далековато, да и мне без посторонней помощи сложно это организовать). Для них это естественно. И бабушка у нас постоянно в церковь ходит. Когда старшему 7 исполнилось, именно она ему объяснила, что он теперь уже не маленький ребенок и перед причастием теперь ему нужна исповедь. Обсудили, что это такое, составили список того, что он считает нужным сказать.

marion 08.10.2011 09:31 #

Эх... бабушки в этом отношении "наше все", но мне с этим не повезло.
И сейчас в нашем кругу я, смешно сказать, самая воцерковленная. Мне самой бы учиться и учиться - а приходится еще и детей учить. Все время чувствую себя идущей по тонкому льду.
И если бы еще муж подавал пример... Дочь уже спрашивает: а почему папа не крестится? почему он в церковь не ходит? Хотя спасибо и на том, что не мешает.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир