Ника Миронова

Очень школьное

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов предложил внести коррективы в нынешнюю систему оценки уровня грамотности сочинений. Соответствующий документ опубликован на сайте ведомства.
«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел», — заявил Ливанов.
На заседании совета, где выступил министр, также обсуждались темы итогового сочинения для выпускников 2015 года. Пока что Рособрнадзор утвердил только направления тем: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?». Сами темы на основе этих направлений ведомство разработает к декабрю 2014 года.
Источник http://philologist.livejournal.com/6670932.html

Ответить75 комментариев
В избранное
Комментарии (75):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Schwan 01.09.2014 23:52 #

Ой,Ник!У тебя новая аватарка!Классная фотка!
Прости, не совсем по теме..По теме поста у меня "слов нет"

Ника Миронова 02.09.2014 00:00 #

Спасибо за комплимент, Света)))

Да) Что тут скажешь!)))) Люди в комментах очень юморно новость встретили.

Step_73 02.09.2014 16:10 #

ну да действительно! достойный министр достойного правительства

Зебра80 02.09.2014 16:30 #

А почему, собственно, "слов нет"?
Грамотность оценивают с помощью теста по русскому языку. Этого достаточно. А сочинение должно выявить умение понимать прочитанное и на основе прочитанного самостоятельно мыслить. С грамотностью эти умения напрямую не связаны. Зачем же теплое с мягким мешать?

Зебра80 02.09.2014 16:35 #

"О бозе!" (как восклицает моя Сонька). На "Снобе" есть тетенька, которая со мной согласна!

fishka_fishka 02.09.2014 17:59 #

я согласна! За сочинения должна быть оценка за литературное видение, а русский язык и так экзамен сдают.
Кстати, у моего младшего в начальной школе не ставят оценки за грамотность, только за содержание.
Если печатать, то ворд подкорректирует ошибки в любом случае

Ника Миронова 02.09.2014 18:07 #

А я считаю, что в данном случае нельзя отделять одно от другого и путать детей.

Schwan 03.09.2014 10:04 #

Привет!Я почитала твою "тетеньку")) И я с ней тоже согласна))) Но согласна в том смысле, что не ставить оценки за грамотность в сочинении можно использовать как метод..Но"определенный процент контрольных сочинений,ну не знаю, раз в четверть, все-таки должны быть и на грамотность ориентированы..Например, каждый из учеников к концу четверти выбирает из уже написанных за четверть любимое сочинение и уже больше уделяет внимание грамотности..Конечно, и здесь могут возникнуть всякие нюансы))) но....

Ника Миронова 02.09.2014 18:06 #

Да, но как быть с ошибками, допущенными в сочинении? Не обращать внимания? Сочинение по литературе и призвано научить грамотно излагать мысли не только "как мысли", но и орфографически. Как ни крути, у такой работы всё же две составляющие-содержание и грамотность. Тем более, что оценка за грамотность всё равно идёт в русский и картину по предмету не портит.

Зебра80 02.09.2014 18:12 #

Как быть с орфографическими ошибками в работе по географии или биологии? Снижать оценку или нет?

Ника Миронова 02.09.2014 18:16 #

Не мешай тёплое с мягким)

Зебра80 02.09.2014 18:23 #

Ответ не по существу.

Ника Миронова 02.09.2014 18:25 #

Твой тоже. Сочинение по литературе-это не работа по биологии и географии.

Зебра80 02.09.2014 18:33 #

Совершенно верно. Сочинение по литературе - это не работа по биологии, географии или русскому языку.

Ника Миронова 02.09.2014 18:35 #

То есть написано оно не на языке?

Зебра80 02.09.2014 18:38 #

Работы по географии и биологии тоже написаны на языке )))
Кстати, на мой вопрос ты не ответила

Ника Миронова 02.09.2014 18:44 #

Ты про работы по географии и биологии? Нет, конечно. Хотя многие учителя причисляют ошибку к недочёту и в итоге снижают.
Но литература и язык связаны теснее, чем русский с биологией и географией. Хотя в идеале хорошо бы везде писать грамотно... В прошлом году подруга показывала фото заявлений абитуриентов, щёлкнула на память-обнять и плакать просто.

Schwan 02.09.2014 18:29 #

Как быть с орфографическими ошибками в работе по географии или биологии? Снижать оценку или нет?


Переписывать))

Кстати, я даже в курсовых и дипломных, если ошибка бросалась в глаза, то корректировала..

И если мне не изменяет память, то за сочинение ставится две оценки - первая за содержание, вторая за грамотность...По-моему, так и надо...

Зебра80 02.09.2014 18:34 #

Если оценка за грамотность не влияет на оценку по предмету (любому, кроме русского языка) - да, так и надо.

Ника Миронова 02.09.2014 18:36 #

Оценка за грамотность никогда не влияла на оценку по литературе, потому что шла в русский язык.

Зебра80 02.09.2014 18:38 #

Ну и прекрасно )))

Schwan 02.09.2014 18:49 #

я так понимаю,что это уже не прекрасно, если, как я понимаю, грамотность в сочинениях вообще оценивать не будут..

Schwan 02.09.2014 18:44 #

да, согласна..Первая оценка идет за литературу, а другая за русский. Вообще мне кажется,что это трудно отделить.У тебя могут быть интересное видение и мысли, но если ты косноязычен, то эта мысль сильно теряется...Трудно вот так решением министра отделить одно от другого)

Зебра80 02.09.2014 19:04 #

Для меня эта тема очень актуальна, потому что у меня есть Женя Про которого учителя русского и литературы в один голос говорят, что он по развитию опережает сверстников, сочинения пишет блестящие, но может написать "исчо" или "жывёт". Это не косноязычие, это именно неграмотность. Соответственно обычная оценка за сочинение у него 5/3 (реже 5/2 или 5/4).

Schwan 02.09.2014 19:07 #

и это влияет на общую оценку по литературе?
Мне кажется,что это однозначно должно быть как мы выше говорли - 5 оценка за литературу, 3 -за русский...

Зебра80 02.09.2014 19:13 #

На Женину общую оценку по литературе сильнее всего влияет его лень. Все остальные факторы на фоне этого как-то меркнут

marion 02.09.2014 19:05 #

Ну это не совсем косноязычность: можно выразить мысль красиво и корректно в плане подбора слов, но слова написать с ошибками.
Отделить одно от другого трудности не представляет.
Но вот можно ли исключать оценку за грамотность? - я, как человек, которому неграмотное письмо буквально "бьет" по глазам, вся в сомнениях...

Schwan 02.09.2014 19:11 #

да, тут по всякому может быть, и интересные мысли, коряво изложенные, и отсутствие мыслей при хорошей грамотности, и безграмотность при нетривиальном мышлении
но вот просто вопрос - косноязычие - это проблема предмета "литература" или "русский язык"?
с "содержанием" и "грамотностью" вроде мы так разобрались)

marion 02.09.2014 21:05 #

Думаю, что это относится к литературе.

Ника Миронова 02.09.2014 18:34 #

Я помню, что в школе нам за ошибки в работах по другим предметам оценку не снижали, просто исправляли. Но литература и язык неразрывно связаны-как можно отсекать одно от другого

Ника Миронова 02.09.2014 18:39 #

В общем, в итоге будет что-то третье, как в этой цитате из школьного сочинения: "Есть ли положительный герой в басне Крылова «Ворона и лисица»? – Положительный герой басни Крылова – сыр."

Schwan 02.09.2014 18:46 #

Ирина-Орел 02.09.2014 21:35 #

А почему бы не ввести оценку по следующей системе: количество баллов- по литературе и зачет/незачет по русскому языку. Иначе, действительно получается двойная оценка по русскому языку, а дважды за одно преступление у нас Конституция запрещает судить
А написать выпускное сочинение на 5/5 без посторонней помощи практически нереально, ведь всегда можно "прикопаться" к какой-нибудь запятой.

Зебра80 02.09.2014 22:07 #

Вот как раз к запятой "прикопаться" практически невозможно: запятые расставляются в соответствии с правилами. И выучить эти правила на "5" вполне реально. Прикапываются обычно к содержанию: "тема недостаточно раскрыта" - очень емкая формулировка (((

Ирина-Орел 03.09.2014 08:25 #

А вот как раз можно! Мужу за выпускное "медальное" сочинение поставили 5/4, из-за двоякости применения правила о запятых вокруг вводного слова. Точно фразу, ставшей причиной снижения оценки, я не воспроизведу (мы тогда, по понятной причине, не были женаты, а он детали не помнит), но ясно одно: это была вводная фраза в начале предложения с использованием слов "и" и "если". В итоге школа собирала комиссию, учителя признали двоякость ситуации и "на всякий случай" поставили четверку (раньше медальные работы защищались еще в РОНО). С тех пор лично я считаю сочинение самым коррупционогенным видом проверки знаний и люто ратую за тесты, в том числе ЕГЭ: там ты или прав, или не прав.

Schwan 03.09.2014 09:58 #

в том числе ЕГЭ: там ты или прав, или не прав.


Думаю,что Вам это только кажется, пока лично не столкнулись). Насколько я знаю ежегодно весьма высокий процент подает на апелляции, частично выигрывают. Причем проблемы именно в выпускных классах возникают, когда эти баллы важны для поступления...

Зебра80 03.09.2014 10:08 #

С тех пор лично я считаю сочинение самым коррупционогенным видом проверки знаний

Совершенно верно. Не знаю как в других регионах, а у нас в вуз до введения ЕГЭ поступали в основном "по блату", и сочинение было самым надежным способом "засыпать" неугодного умника: сдал профильные предметы на 5? Нннна тебе трояк за сочинение!!! Свободен!

Ирина-Орел 03.09.2014 10:54 #

Согласна с Зеброй на 101 процент! В престижных ВУЗах до эры ЕГЭ существовали некие "списки", о которых все знали. Если тебя в этих списках нет, то в сочинении легко и непринужденно находились ошибки. Всегда можно добавить синей ручкой лишнюю запятую и тут же красной ручкой зачесть ее в качестве ошибки. Проверяли ведь не под видеокамерами (как сейчас проверяют ЕГЭ). Да, у ЕГЭ есть свои недостатки, но лично я - ЗА ЕГЭ. Умные дети, наконец-то!, получили шанс поступать в престижные московские ВУЗы на бюджетные отделения. Лично знаю такие случаи!
Знаете как сейчас проверяют ЕГЭ? А я знаю (муж - член комиссии). На входе в здание проверяющему оставляют только паспорт и ручку. Все личные вещи (включая мобильник) сдаются в камеру хранения. Проверяют работы под видеокамерами. Выходить из кабинета можно только сдав председателю комиссии все материалы. Часть А предварительно проверяется компьютером. Люди проверяют только части В и С. Каждая работа проверяется двумя независимыми друг от друга членами комиссии. Если выставленные баллы совпадают, то результат засчитывают, если не совпадают - работа проверяется в третий раз. Фамилий учеников на работах нет. Бланки работ распределятся организаторами проверки между членами комиссии случайным образом (член комиссии проверяет только те работы, которые ему выдали организаторы; выбрать самому какую-то конкретную работу из общего массива - абсолютно невозможно). Поэтому объективность проверки - максимальная. Почему дети подают апелляции? А почему бы и не подать. Как говорится, а вдруг повезет! Но процент удовлетворенных апелляций год от года снижается, да и тем кому повезло, везет, обычно, всего на 1 балл.
Другой вопрос, что для родителей их чадо не может быть "тупым". Нет, это ЕГЭ виновато! Хотя заполненных частей В и С (даже не вникая в содержание заполненного) все таки мало: многие ограничиваются заполнением раздела "дано". Так что вспомним классика: "нечего на зеркало пенять..."
Поэтому еще раз повторю: я - ЗА ЕГЭ! Возврат к сочинению - это шаг назад. Ну максимум, вводить такую форму проверки знаний по системе зачет/незачет!

Schwan 03.09.2014 11:06 #

Ирин, так ведь речь не идет о том,чтобы сочинение вернуть вместо ЕГЭ...речь идет о том,чтобы не оценивать грамотность в сочинениях...

Ника Миронова 03.09.2014 11:37 #

Ирина, ЕГЭ никто не отменит-слишком много всего вложено в этот проект. Но сочинение-это один из видов письменных работ, который учит детей грамотно и последовательно излагать свои мысли, тесты же эту способность в человеке губят напрочь. Поэтому одно другому не мешает совершенно.
Наталья Солженицына-она председатель комиссии по возвращению сочинения в школу, в интервью недавно сказала, что с этого уч.года сочинение вернется. Писать его дети будут в декабре и незачет по сочинению-это недопуск к ЕГЭ.

Schwan 03.09.2014 11:45 #

Это в каком классе? Сочинение в 11 классе? или в 9 классе для допуска к ЕГЭ тоже сочинение будут писать?

Мне кажется, что тут две вещи важны: 1.отмена оценки за грамотность в сочинение как принцип, лежащий в основе обучения (тут палка о двух концах, какой подход мне видится оптимальным, я изложила выше))
2. отмена оценки за грамотность в 10-11 классе на контрольных сочинениях,являющиеся допуском к ЕГЭ, когда предполагается,что основные навыки (умение излагать мысль, грамотность (русского-то языка как такового в этих классах уже нет,или я ошибаюсь?) уже сформированы (ну или по крайней мере должны быть сформированы)

Ника Миронова 03.09.2014 11:53 #

Насколько я поняла, пока только в 11м, потому что речь шла о ЕГЭ, а в 9 классе ГИА.

Русский язык есть и в выпускных классах обязательно.
А мне кажется, что любое снижение планки (в данном случае-убрать оценку за грамотность в сочинении)-это потворство безграмотности и лени.

goldenfox 03.09.2014 11:00 #

О двух концах. С одной стороны хочется полностью отдаться идее сочинения, а с другой, кто мешает написать абы-как, а потом за собой проверить и исправить?

Зебра80 03.09.2014 11:05 #

Проверить и исправить мешает ниграматнысть.

Ирина-Орел 03.09.2014 11:37 #

Сочинение будет с 2015 года допуском к ЕГЭ по русскому языку, только писать его, судя по публикациям, будут в середине учебного года. Я выступаю за то, чтобы оценки по сочинениям в любых классах ставить по системе: оценка - за литературу и зачет/незачет по русскому языку. А проверять грамотность можно с помощью диктанта: это вроде бы не тест, но двоякость оценки исключает полностью. Одним словом, я - за профилактику коррупции на любом уровне и в любом (даже бытовом) проявлении!

Schwan 03.09.2014 11:47 #

Так ведь если ребенок напишет сочинение на 5/3 его все равно допустят к ЕГЭ?

Ника Миронова 03.09.2014 16:13 #

Да, тройка ведь не двойка)

Ника Миронова 03.09.2014 11:49 #

Прошу прощения-ошиблась на один учебный год) Не в этом году, а в следующем.

Борьба с коррупцией-это, конечно, хорошо, но все мы знаем, как сильны в наших детях привязки: если убрать оценку за грамотность, ребенок решит, что писать грамотно и вовсе не стоит-оценки же за неё нет, и это приведёт к снижению и так не очень высокого уровня грамотности школьников.

Schwan 03.09.2014 11:57 #

А мне все равно не понятно,как оценка за грамотность влияет на коррупцию. Мне кажется,чем отменять оценку за грамотность, лучше ввести принцип,что все спорные моменты (ну на примере Ирины-Орел, например пунктуация)) трактовать в пользу ученика. Вопросы чернил и пр.,что кто-то там где-то что-то подрисовывает и подрисованное зачеркивает, мне кажется,тоже можно решить технически - есть фотоаппараты, сканеры и пр...
Мне кажется,что на фоне снижения общего уровня грамотности населения, убирать оценку за грамотность близко в преступлению..Вот даже как-то так))))

Зебра80 03.09.2014 12:09 #

Света, оценку грамотности никто не отменяет. Грамотность оценивают на ЕГЭ по русскому языку. Он обязателен для всех, никто его не минует. Если так радеешь за грамотность - можно ужесточить требования к экзамену по русскому.

Schwan 03.09.2014 12:13 #

а причем тут ужесточение?

Зебра80 03.09.2014 12:14 #

Чтоб не расслаблялись
Сама ведь говоришь о снижении общего уровня грамотности.

Schwan 03.09.2014 12:32 #

Вот что нашла - http://polit.ru/article/2014/09/02/al020914/ (Ника, прости за ссылку))
В принципе этот сайт традиционно занимается "оправданием" действий правительства...Но по теме, я так разобралась - речь идет именно об этом сочинении,которое вводится как допуск к ЕГЭ и будет регламентироваться так называемая "допустимость ошибок"))

Ника Миронова 04.09.2014 13:40 #

У меня в дневнике можно))))

Вот что нашла на сайте газеты "Коммерсант":
Главное нововведение этого учебного года — обязательное для всех 11-классников выпускное сочинение. Его будут писать в декабре, причем дается две возможности для пересдачи — в феврале и апреле. Сочинение рассматривается как допуск к ЕГЭ: госэкзамен будут сдавать только ученики, получившие зачет за творческую работу. Впрочем, не получить его будет крайне сложно: сочинение проверят учителя тех, кто его написал. Грамотность проверяться не будет вообще.

То есть и с учебным годом я не ошиблась. Вообще Наталья Солженицына так и говорила-что сочинение в школу будет возвращено "мягко". Но по мне-так пуховая перина вообще. Пишу как хачу

Ничего хорошего не вижу в этом нововведении. И читая об очередном фортеле в этом роде-желание, которое время от времени появляется- вернуться в систему образования-убивается напрочь.

Schwan 03.09.2014 12:16 #

ой,сорвалось) я пытаюсь понять,т.к. уже 4 года внимательно не слежу за происходящем в этой области..
есть ЕГЭ - ок. русский - обязательный для всех. Никакого сочинения, правильно? ..
Сочинение - как допуск к ЕГЭ, тоже поняла...здесь предлагается не оценивать грамотность?
Или где?

Ника Миронова 04.09.2014 12:24 #

Предлагается не оценивать грамотность в сочинениях по литературе-любых. В случае с ЕГЭ это невозможно, потому что сочинение квалифицируется как экзамен по русскому языку.

Schwan 04.09.2014 12:37 #

Предлагается не оценивать грамотность в сочинениях по литературе-любых.


Ой, я вчера к другим выводам пришла.Где-то даже Наде ссылку кинула)
Но если так,как ты пишешь, то баба-яга тогда против))))

Ника Миронова 04.09.2014 14:07 #

Так, всё. И я разобралась!)))))
Речь пока только об этом самом пресловутом декабрьском сочинении, служащем допуском к основному ЕГЭ. К собственному своему удивлению я тоже, в принципе, не против))))))))

Ника Миронова 03.09.2014 16:21 #

Я не знаю про какую коррупцию идет речь вообще, потому что когда мы проверяли сочинения выпускных классов, были вооружены ручками всех цветов, чтобы запятые пририсовывать И так было всегда и в каждой школе-чтобы слабые ученики получили не меньше тройки за грамотность.

Зебра80 04.09.2014 12:59 #

Наверно это называется не "коррупция", но тоже ничего хорошего.

Ника Миронова 04.09.2014 13:13 #

Всё лучше, чем с двойкой.

Зебра80 04.09.2014 15:00 #

На мой взгляд, ничем не лучше. Ученик не способен сам выполнить задание на положительную оценку. Это проблема. Для решения проблемы нужно устранять причину, а не следствие (двойку). Причина может быть либо в использовании устаревших методик преподавания, либо в профнепригодности учителя, либо в завышенных требованиях, либо в личных особенностях ученика (та же дисграфия, например).
Но подрисовать пропущенную запятую, конечно, проще )))

Ника Миронова 04.09.2014 16:48 #

Речь идёт о выпускных работах, когда уже поздно пить боржоми. То есть если, например, твоему ребёнку поставят честную двойку за грамотность-это лучше, чем пририсовать пропущенную запятую? По мне-так нет. Я согласна на такую коррупцию, в пользу ученика.

Зебра80 04.09.2014 17:23 #

Если у ученика нет умственных и психических отклонений, то за 11 лет он вполне способен научиться писать грамотно. Хотя бы на тройку. Не научился - значит получает честно заработанную двойку.
С умственно отсталыми и дисграфиками сложнее, их жалко, да. Но оценка ведь - не приз, не награда за старание. Это объективный показатель ЗУН. Если ученик старательный, услужливый и вообще золотко, а не человек - "пятерка" у него должна быть за прилежание и поведение, а не за грамотность.

Что ребенку дальше делать с "двойкой"? Умному лентяю - делать выводы и пересдавать экзамен на следующий год (это ведь возможно?) Умственно отсталому - идти учиться или работать туда, где грамотность - не ключевой навык. Для дисграфиков (с прилагающимся медзаключением) я при поступлении в вуз собирала бы специальную комиссию. Жаль, что я не министр образования

Ника Миронова 04.09.2014 17:36 #

Вот в чём я точно уверена-так это в том, что министр образования из тебя вышел бы действительно хороший)

Ирина-Орел 03.09.2014 14:19 #

Ну вот и разобрались: в период учебы контроль грамотности по русскому языку можно обеспечивать путем написания диктантов, по литературе - сочинений (без оценки по русскому языку). Итоговая аттестация - ЕГЭ по русскому языку плюс сочинение в качестве допуска к нему. И дети (особенно отличники) не будут излишне перегружены необходимостью сдать очередной экзамен только на "5".

zmeja 04.09.2014 10:01 #

добралась наконец до компа.... а тут очень интересная тема.
я долго размышляла как правильнее выразить свои мысли о грамотности\неграмотности и как это оценивать.
оценивать, на мой взгляд надо, но оценка должна идти в зачет по русскому языку. если ребенок знает русский на 4, то и в сочинении должно быть написано на 4, а не абы-как. т.е. если ты пишешь грамотно на уроках русского языка, то будь любезен писать так же по всем остальным предметам.
но есть и другая проблема. есть дети страдающие дисграфией, ребенок же не виноват что не может грамотно написать. и наверное надо вырабатывать какие-то критерии оценки для таких категорий. меня эта тема волнует, т.к. у сына были проблемы с речью. мы их решили, но на письме бывает делает необъяснимые ошибки. на уроках русского языка учитель обращает на это внимание, но то что он пишет по литературе она оценивает только с точки зрения литературы. но он пока в начальной школе и что будет дальше не знаю.

Ника Миронова 04.09.2014 10:05 #

Люба, таким деткам всегда делали скидку. Вообще, оценка довольно субъективная вещь: разные учителя и по-разному могут оценить написанное. Но индивидуальный подход к ребенку никто не отменял. По крайней мере, неравнодушный учитель к этой проблеме относится именно так.

zmeja 04.09.2014 10:17 #

для меня была всегда актуальна проблема не грамотности, а чистописания. писала я всегда "кура лапой". и бывало что попадались учителя, которые оценивали мое знание предмета по тому насколько красиво я написала. приходилось долго и упорно переубеждать что то, как я пишу, никак не связано с моими знаниями. а сейчас такая проблема у сына. пока начало года и пишет еще нормально, но что будет дальше? будут много писать - будут каракули. начальную школу мы еще переживем (учитель у нас очень адекватный), а о средней школе беспокоиться начинаю уже сейчас.
хотя в институте на мой почерк уже никто внимания не обращал, правда большинство работ мы сдавали распечатанные на принтере.

Ника Миронова 04.09.2014 12:20 #

Да, аккуратность написания учитывается. Если не ошибаюсь, 3 исправления и засчитываются как одна ошибка, то же и с неаккуратным написанием-3 недочёта это ошибка. Но у мальчиков это частое явление, наверное... Вообще я не помню, чтобы из-за неаккуратности ощутимо снижали оценки, как сейчас-доучимся, увидим.

marion 04.09.2014 10:26 #

Я вообще не очень понимаю. Когда мы учились в школе, мы в 8-м классе (сейчас это получается 9-й) сдали экзамен по русскому языку. И больше его не было. В 9 и 10 была только литература. За выпускное сочинение... что-то не помню, две были оценки или одна, но точно, что в аттестат шла только одна - по литературе.
А сейчас в старших классах все еще есть русский язык, и по нему сдают итоговый тест?

Ника Миронова 04.09.2014 12:29 #

Мммм... Я окончила школу в 1997 году и у нас до 11го класса был русский язык, а в 9м и 11м мы сдавали 4 экзамена-2 обязательных (русский и математика) и 2 по выбору. Ушла я с работы в школе в 2005, и точно помню, что за сочинение мы ставили 2 оценки. Вот только не помню, что там и куда засчитывалось...

Русский конечно в старших классах есть и он обязателен к сдаче ЕГЭ

marion 04.09.2014 12:54 #

В советское время было иначе, и я, видимо, попала еще в этот период (я закончила школу в 91-м).

Ника Миронова 04.09.2014 14:00 #

ну да, видимо так и есть)

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир