Вступить в сообщество
Сообщество

Дошкольник

Ravenna

Обучение чтению детей с нарушениями речи. Личный опыт. Часть 1

Прочитала пост на форуме относительно раннего обучения чтению детей и увидела однозначную позицию автора статьи и комментариев относительно того, что на детей с нарушениями речи польза от этого не распространяется. Хотела написать комментарий, но он непроизвольно вылился в нечто огромное. Мне кажется это очень интересная и важная тема и мне хочется поделиться со всеми своим опытом. Я молодая мама пока троих детишек, у меня экономическое образование, а все знания на тему детской психологогии, педагогики, логопедии складывались из общения с многочисленными специалистами, прохождением различных коррекционных программ и, конечно, наблюдением за своими очень разными детьми и их результатами. С удовольствием обсудила бы многие темы, но не буду распылятся.
Основная идея всего написанного ниже, что для детишек с проблемами, на мой взгляд, надо наоборот гораздо внимательнее отнестись к их обучению чтению еще до школы (не с года, конечно, но лет с 4, чтобы было время все освоить).
Моя старшая дочка с распространенным нарушением речи ФФНР или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (говорить мы начали только в 2,5 г. (в смысле это были первые слова и долгое время понятные только родителям), звуки почти все заменяли - Д,Т, шипящие, свистящие, Р,Л... до сих пор с логопедом, а скоро уже 7, но слава Богу финиш близится), плюс полная непоседа с дефицитом внимания. Это были основные видимые проблемы, специалисты еще много чего нам в диагноз записывали. Но надо отметить, что при всей картине с интеллектом у нас все нормально, просто сопутствующие особенности мешали развиваться на уровне сверстников, новый материал вызывал бурные эмоции и наотрез отвергался, поэтому если дети знакомых как-то сами, без участия родителей учатся считать и даже читать (пусть не очень хорошо, но в школе то подтянут), то у нас все требовало гигантских усилий.
В такой ситуации про раннее обучение чтению я даже не думала, точнее думала, двигаться как-то в этом направлении, но попытки мало что давали (то есть буквы мы освоили, но вот связывать их в слоги было очень трудно, в 4 г я ей сама говорила мо-ло-ко (показывая слоги на карточках) и спрашивала что получилось? - результат 0), но особенно не приставала, и без этого хватало (и хватает) забот с разными специалистами. Естественно хочу сказать, что если есть какие-то особенности развития в первую очередь надо работать над ними (то есть искать своего логопеда, психолога, нам очень нейропсихолог еще помог). Это не обсуждается. Речь о том когда и как можно начинать с такими детьми учиться читать. Не будет ли это лишней нагрузкой на них? Это мои опасения, которые к счастью не оправдались. Вообщем домашние попытки и посещение типичных развивающих занятий особого эффекта не давали (типичных в смысле, что детям предлагается множество заданий для выполнения за партой на бумаге, которые могут быть вполне интересными, но теперь мне кажется, что все они больше тестируют детей на то, что они могут или не могут, а не развивают).
По воле случая с подрастающим младшим братом (ему тогда 3 было, а старшей 5,5) мы пошли в Клуб юных эрудитов. Я давно смотрела на их невероятные призывы (чтение с 2-х лет, стихи классиков и т.п.), но о дочке даже не думала в этом контексте, мол зачем на нее это все нагружать. Средний у нас мальчик совершенно другой, вполне обычный, с хорошей памятью, сообразительный, вообщем ему можно и может даже нужно (был таков наш изначальный настрой). Но раз стал ходить он, то Соня тоже запросилась и решили попробовать. К моему удивлению очень понравилось оба стали ходить.
В итоге при правильной подаче материала (почти все занятие в движении, с красивыми картинками подсказками и огромным желанием собрать побольше карточек) быстро вышли в чтение (в математике, наконец, устный счет сошелся с количеством видимых предметов, а цифры обрели смысл). В этом году (последний год перед школой) зачитали просто фантастически (бегло, осмысленно, с удовольствием). Жаль, что не могу прикрепить видео. Отдельно хочется про стихи рассказать. Память кротковременная у нас хромает. Поэтому совместное заучивание стихов было просто катастрофическим (даже совсем коротких и простых), постоянно меняли слова местам не ощущая разницы, стихи на праздники в саду начинали учить как минимум за месяц. Про выступление вообще молчу, даже дома рассказывали не то, чтобы без выражения, а в таком темпе и почти криком (да еще не заставишь! именно пытались заставлять, о ужас!). А в Клубе стали изучать сразу по 20-30 стихотворений классиков (а может и больше) на каждое время года. Причем почти все одновременно. Как это было? Каждую неделю на занятиях, сидя на ковре, читали вместе с педагогом и раскладывали ковер из красивых соответствующих картинок (на строчку - две своя картинка в тему), то есть и зрительный образ и на слух и проговаривание, да еще и движения соответствующие добавляли. Конечно, сама Наталья Борисовна все читает с необычайным выражением и дети просто заражаются и заражают друг друг. Потом дома мы также мначала вместе читали книжку с соответствующими стихами (с теми же картинками), читали, то есть я им читала, а они с удовольствием слушали и потом стали уже помогать. Затем просто все стихи вывесили на стены и они уже сами читали, когда было настроение. В машине слушаем диск (опять же только при обоюдном желании). Результат потрясающий. Стихи стали не просто механически заучиваться, а полюбились. А выкрикивание стихов на занятиях и дома (кто громче) постепенно превратилось в очень эмоциональное чтение (в репертуаре есть и очень неожиданные стихотворения, которые меня сначала смутили, но для нас с задержкой эмоционального развития это было как раз то, что надо, например посмотрите стихотворение Ольги Беляевской Елка, в котором новогодняя елка "плачет с тоскою глубокую, лес мой родной не видать... здесь одинокою мне суждено умирать". Но конец более менее позитивный. Причем это довольно длинное стихотворение (четверостиший 20, наверное) читали 3-х летние дети и оно стало одним из любимых (чтение подразумевает помощь взрослых при необходимости, так чтобы не было боязни что-то забыть, дети очень постепенно выходят в полностью самостоятельное чтение и оно само как-то получается).

Ответить98 комментариев
В избранное
Комментарии (98):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Ravenna 13.02.2014 13:20 #

Ура! Есть текст. Значите дело действительно было в количестве символов.

Tanya:) 13.02.2014 13:37 #

Дайте пжл ссылку на упоминаемый пост.

Ravenna 13.02.2014 13:46 #

http://mama.ru/articles/mify-o-chtenii

Tanya:) 13.02.2014 14:07 #

Прочитала пост на форуме относительно раннего обучения чтению детей и увидела однозначную позицию автора статьи и комментариев относительно того, что на детей с нарушениями речи польза от этого не распространяется.
Пусть я покажусь вам занудой, но ваш текст на две публикации и эта статья никак не связаны. Вообще не увидела никаких упоминаний о пользе или не-пользе обучения чтению детей с ЗРР. И раннее развитие - это никак не 5 лет и не год до школы.
На мой взгляд, в рекламируемом вами клубе применяют проведённую методику: заучивание наизусть и карточки с картинками. Научится ли ребёнок читать в 3 года или 5 лет, зависит в большей степени от его способностей.
Это не хорошо и не плохо, вы написали интересный текст. Просто, зря привязали его к раннему чтению.

Tanya:) 13.02.2014 13:47 #

Я в принципе не вижу необходимости в раннем чтении. Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя. Гораздо важнее, на мой взгляд, при проблемах с речью да и для всех детей общее развитие. Учить произносить звуки, заучивать логопедические и детские стихи, сопровождать декламацию жестами, например, стишок про жужжание жука - изображать жука и т.д. У дошкольников должна быть развита связная речь, он должен уметь отвечать на вопросы о себе, своей семье, назвать цифры, цвета, животных. При этом совсем не обязательно уметь читать.

Aleksa7 13.02.2014 14:06 #

Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя.



это вы о детях с нарушениями речи или в общем?

Tanya:) 13.02.2014 14:08 #

О всех

Aleksa7 13.02.2014 23:38 #

для всех это не может быть нормальным....в 5 лет не знать буквы? наверное это не конец света, но и совсем не пример для подражания. если нет никаких проблем с развитием, конечно.

Ravenna 13.02.2014 23:45 #

вот я как раз об этом, что если есть проблемы, то тем более лучше уже и буквы знать и больше (естественно, если речь не о серьезных нарушениях, а в основном о сдвг, психологических и эмоциональных проблемах, нарушениях речи). Хотя у всех свои результаты, просто этим надо заниматься, а оставлять все до школы (когда ребенок созреет, как говорят многие специалисты, только вот созреть они могут не к 1 классу, а позже и что тогда).

Tanya:) 14.02.2014 09:07 #

Знаете, Ravenna, а почему именно чтение при нарушениях с речью? Почему не стихи наизусть (ну, у вас это явилось предварительным этапом перед чтением), почему не пение? Говорят, пение - старый логопедической приём при заикании. Почему не театральное искусство? При психологических проблемах очень рекомендуют.

Ravenna 14.02.2014 09:43 #

Я совсем не пытаюсь продвинуть чтение как способ коррекции различных нарушений, не сомневаюсь, что польза от пения и театрального искусства может даже большая. Все что мы делаем собственно сопровождается песенками (но на хор к сожалению времени не остается, хотя очень хотелось бы, правильное дыхание очень важно). Просто чтение один из навыков который требуют в школе и без него никуда, а методы за партой в классе могут быть не столь эффективны (для некоторых особенно), просто я призываю всех не бояться современных методик, потому как они могут быть реально полезны.

Tanya:) 14.02.2014 10:18 #

Я не боюсь современных методик, просто стараюсь примерить к своим детям. Если идёт - отлично, не получается - бог с ним. Время настанет - всё получится.
Мне кажется, вы выбрали чтение именно как подготовку к школе. Когда можно было развивать другие навыки. Это ваше право.
Хочу привести примеры из своего опыта. Во-первых, я сама очень рано научилась читать. Сколько себя помню, всегда читала,и вслух, и про себя (до школьники обычно не умеют читать про себя). Родители говорят, что никто меня особо не учил, не было никаких зайцевых и монтессори, тем не менее, в 2,5 года я знала все буквы. В школе училась хорошо, но в вузе у меня не было никаких преимуществ перед сокурсниками.
Старшего сына учила с 3,5 лет буквам, были у нас и буквари, и говорящая азбука, и кубики, и разные детсады, частный и гос, и развивалка, и Петерсон с 4,5 лет. В 5,5 лет он кое-как называл буквы, слоги не складывал. И что? В первом классе за полгода приобрёл приличную скорость чтения, Один из лучших учеников в классе.
Второй сын. Говорит чисто, за исключением свистящих С, З, Ц. Ждала до 5 лет, потом решила принимать меры. Нашла логопедические занятия в интернете, ролики, скороговорки. Со мной дело не пошло, никак он меня не воспринимает в качестве логопеда. Пошли к специалисту. За одно занятие она научила моего сына чисто произносить С. Как он старался, надо было видеть! Теперь закрепляем самостоятельно.
Я что хочу сказать. Ребёнок созревает к определённому возрасту. Мы созрели в 6 лет - пошло чтение. В 5 лет - получилась хорошая дикция. Зачем бы я с трёх лет тратила свои нервы, силы, время, деньги, в конце концов. Можно эти два года потратить на что-то более весёлое.
Не надо зацикливаться на подготовке к школе. Пусть ваш ребёнок научится кататься на велосипеде или плавать, или ухаживает за своим домашним животным, или просто ходит в садик. Всё развивает, любое занятие, лишь бы не сам себе предоставлен.

Зебра80 14.02.2014 10:48 #

+1000!

Ravenna 14.02.2014 15:02 #

Согласна, что зацикливаться не стоит. Мы занимались гимнастикой, на даче велосипед, ролики, зимой коньки и горные лыжи, бассейн в саду, с танцами пока не очень выходит. Никто же не говорит, что надо все время пустить на подготовку к школе. У нас получилось наоборот, то, что мы заранее в легкой форме научились читать и считать сильно помогло нам в год перед школой (потому как несмотря на все усилия разных специалистов и мои, далеко еще не всё смогли скорректировать, даже с логопедом когда занимаемся до сих пор занятия просто выпадают (отказывается вообще что-то делать, кривляется, сползает под стол в конце концов и это при хорошем изначальном настрое), если бы мы сейчас еще и читать, считать учились тогда времени бы точно на спорт не оставалось. Не все, к сожалению, созревают к 7 годам (это не норма, но я про не норму и пишу).
Большое счастье, когда с детьми все в порядке, на самом деле можно многое оставить на природу и среду, мол созреет и всему научится, школа ведь для этого и нужна. Но я вижу много других историй, справляться с дисграфией и дислексией в школе это совсем не весело (а как правило, значительные нарушения речи (не то, что 1-2 звука не стоят) к этому и ведут. Вот и представьте, если в первом же классе попасть в ряды двоечников, а если еще и дикция немного хромает и вообще есть некоторые отличия от сверстников, то как это все отразится на самооценке и психологическом настрое к обучению вообще и к школе...

Tanya:) 14.02.2014 17:55 #

По-моему, с дислексией и значительными нарушениями речи надо в первую очередь к логопеду, а не азбуку учить.

fishka_fishka 14.02.2014 18:14 #

самооценка - это то что родители вкладывают в сознание ребенка. Мой заикается переодически, но самооценка у него выше крыше- ему вообще по барабану, что о нем говорят и думают.

Tanya:) 14.02.2014 08:49 #

Скорее, читающие в 3-4 года дети - отклонение. Если ребёнок способен, конечно, ничего плохого нет. Но большинство детей всё-таки не готовы. Почитайте, что Мурашова пишет. Современная школьная программа рассчитана на самых способных и усидчивых, а многие дети даже к 7 годам имеют неокрепшую нервную систему. Плюс объяснимое желание родителей не отставать от "дворового тренда": сосед в гимназию, и мой в гимназию.
В 5-6 лет начинают учить буквы и осваивают чтение гораздо быстрее, чем в 3 года. Не надо мучить малышей, если им рано.

Ravenna 14.02.2014 09:57 #

Малышей никто не мучает))) Их самих с занятий не уведешь, сами подумайте как все должно проходить если дети занимаются 1,5 - 2 часа без перерыва! 30 мин урока далеко не все выдерживают, а здесь все с удовольствием. Дети даже не понимают что они делают, просто играют в интересные карточки, бегают, соревнуются и чувствуют себя победителями. Кстати, сами занятия совсем не пропагандируют чтение (то есть не учат целенаправленно читать), просто в определенный момент (у кого в 3, у кого в 4 или 5) это начинает происходить само собой и ребенок видит пользу от этого (например, подсматривает название животных на карточках с животными, если забывает их название). У меня, кстати, были такие же стереотипы относительно того, что заставлять читать сплошное мучение, но речь как раз о том, что заставлять и создавать негатив категорически нельзя, если не хотите отбить охоту от учения в принципе. Мне, например, самой было очень интересно когда я заметила некие закономерности в таблице умножения (если записать результаты умножения на 9, то мы увидим зеркальную картинку - числа меняются местами (от 09, 18 ... 81 90). У меня золотые медали в школе и университете, но я этого никогда не замечала) Представляете какое это открытие для ребенка, когда он вдруг в какой то момент сам это замечает! (Таблицы просто висят у нас на стенах и когда есть желание и потребность у самого ребенка он изучает их, поет песенки, замечает что-то).

Зебра80 14.02.2014 10:51 #

Как я мужу объясняю:
есть этапы развития: физического, умственного, психического.
Никто не требует от дошкольника поднимать 30 кг или подтягиваться на турнике, потому что все понимают: рано, не тот уровень физ. развития.
Но когда заходит речь об интеллектуальных занятиях, почему-то о возрастных особенностях забывают.

Зебра80 14.02.2014 10:47 #

Алекса, а зачем в 5 лет обязательно знать буквы?
Для пятилеток есть много других полезных и интересных занятий.
Для обучения чтению нужна как минимум усидчивость, не все пятилетки могут похвастаться этим качеством.

Schwan 14.02.2014 12:01 #

Ой, Надя!Привет!Как дела?Как муж?


Для обучения чтению нужна как минимум усидчивость, не все пятилетки могут похвастаться этим качеством.


Ох, моему вон 7 лет исполнилось.Но мы та-а-ак читаем Вот позавчера я думала - ух, все, пошло. Достаточно бегло, с пониманием прочитанного...(оказывается просто про слонов читали и ему было интересно)) А вчера уже про птиц - и был полный пипец. Букву "Е" в конце мы просто не признавали, а уж "Ё" вообще решил исключить из русского языка...
Я вот понять не могу, почему..В немецком гораздо сложнее, там не все буквы читаются,как пишутся. Но проблем нет...А с русским

Зебра80 14.02.2014 12:08 #

Значит, вам надо подбирать тексты про слонов )))
Меня мама начала учить читать в 5,5 лет, и дело шло туго и скучно, пока на очередной странице азбуки не попалась картинка с разноцветным попугаем. Мне так хотелось узнать, что про него написано, что в тот вечер мы с мамой осилили не одну, а целых две (!!!!) страницы С того дня мне и понравилось читать ))))

Муж оживился, научился вместе с Женей варить суп )))
В понедельник пойдем узнавать, не пора ли снимать гипс.

Schwan 14.02.2014 12:16 #

Ха, я своего буквам стала учить с 2-х лет...В 4 он знал все буквы.А читать..У нас почти до 6 лет было приблизительно так - угадал все буквы,но не смог прочесть слово Потом я конечно, допустила ошибку, т.к. стали с ним заниматься по Жуковой, а слоговое чтение похоже не его метод...

Ну видишь,как здорово.Может муж уже в понедельник и побежит)) А что за суп они у тебя варят?

Зебра80 14.02.2014 12:22 #

Свет, у меня вопрос такой... Не встречала пока на него ответа, может, ты подскажешь?
Зачем знать буквы, если пока не хватает умишка складывать их в слова? Без обид, ладно?

Суп - самый обычный, курица и овощи. Женя давно умеет, а муж только вчера присоединился к зельесуповарению.

marion 14.02.2014 12:34 #

Какой интересный для меня вопрос).
Имею опыт с двумя детьми, но что-то выводы пока не получаются).
Олег знал в 2 года все буквы. Потом легко освоил слоги. В 3,5 начал читать. Причем мы не ставили такой конкретной цели -просто показывали, ну как картинки - вот это дом, вот это машинка, а вот это буква "А")). Почему бы не показать
А Наташа буквы просто игнорировала, она их "не видела")), вот дом, дерево, машинка - да, а это какая-то невнятная загогулина, и все). Читать начала только в последний год перед школой. И очень плохо, с бооольшим трудом. Буквы так и остались для нее невнятными загогулинами, каждую надо было отдельно вспомнить, да еще соединить - адский труд). Пока дочитывала слово до конца, забывала, с чего оно начиналось.
Вот сейчас процесс пошел гораздо легче и сразу появилось удовольствие от чтения. Дозрела только к 7 годам)).

Schwan 14.02.2014 12:57 #

Зачем знать буквы, если пока не хватает умишка складывать их в слова? Без обид, ладно?


Без обид отвечаю)) С первым ребенком никогда не знаешь,как надо и как правильно..И если начитаешься о методиках раннего развития,то начинаешь поддаваться панике,что что-то ты со своим не так делаешь..Особенно,когда соседская мамаша на прогулке или где-нибудь на развивайке начинает хвастаться.что ее ребенок в 3 года энциклопедии читает:crazy) Да и я до сих пор до конца не понимаю,почему у Илюхи с чтением такие сложности.Способный пацан, массу вещей схватывает на лету..Вон немецким я с ним вообще не занимаюсь, ни буквы не учила ..НИЧЕГО (только сама читала вслух много))А читает по-немецки он бегло...Поэтому я подозреваю,что я на какой-то неправильный механизм воздействовала...Надеюсь,что летом не буду с ним заниматься и у него произойдет скачок))

Ravenna 15.02.2014 23:58 #

А может быть он еще не готов тексты читать? Я понимаю, что это мб дз в школе, я об этом и говорю, что приходят они в первый класс и очень быстро проходят все этапы чтения (точнее сначала по слогам, а потом сразу тексты, по крайней мере так в той школе куда мы собираемся, почти с октября приличные объемы домашнего чтения, вот и делится все это с родителями, потому как если скорость еще небольшая и приходится тратить силы на связывание в слоги, а потом и слова, и за смыслом еще следить - все это очень утомляет и истощает (по опыту знакомых, у нас 1 кл только грядет). Так вот я бы посоветовала сделать те же карточки (простите, если всех уже ими замучила, но попробуйте на самом деле прежде критики), например с животными Африки (если слонов любит или еще с чем любимым), так как я писала в комменте выше - с одной стороны слово (жирным можно выделить ударные слоги, шрифт конечно крупный), а с другой по желанию - описание этого животного, плюс можно добавить среду обитания и чем питается, если еще картинки вставить и рядом с картой с животными сесть... уверяю, что это занятие будет явно в удовольствие и скорость вы подтянете и потом и тексты читать легче будет. А если конкретная проблема с е на конце, так можно выбрать все слова, заканчивающиеся на е (и ё) и читать их, плюс можно добавить задание - раскладывать слова на 2 стопки (где на е, а в другой на ё, или в стопки по родам или числам). Опять же у нас всем нравится все классифицировать (подобных упражнений довольно много, здесь чтение опять же только вспомогательно и не ставится задача - сиди и читай). Было бы даже интересно, если бы получилось попробовать, а потом могли бы выложить результаты или впечатления.

Schwan 16.02.2014 02:13 #

Он читает немецкие тексты)) У нас с русскими проблема, хотя первый его язык - русский.У нас просто двуязычная специфика..
да читать, он начал относительно поздно, некоторые первые успехи где-то только в 6 лет прорезались. Та и выпады букв у нас день на день не приходятся - то, "е" забудем, то "ю" не заметим, то "а" на "о" по неизвестным причинам поменять решит. Каждый день что-то новенькое Короче,не соскучишься... Не могу сказать,что нет прогресса, но знаю,что он может лучше, ему это просто не особо надо))))

Ravenna 16.02.2014 22:58 #

Да, это понятно, так я и предлагаю заинтересовать, но не чтением как таковым (дабы это уже не вызвало аллергию), а просто некими играми, где чтение используется как инструмент (чем оно в жизни и является, все же учатся читать, чтобы это использовать, но дети поначалу могут не очень понимать зачем им это, если не пользуются). то есть интерес не к чтению как таковому, а к играм (тогда механически улучшится скорость и понимания и можно уже будет находить интерес в самих текстах, в том что написано). Хотя если вы живете в Германии, то может и не стоит париться на этот счет, если немецкий важнее, в свое время все придет, если конечно совсем русский не оставлять.
Мне кажется это вообще распространенная проблема, когда дело не в каком то объективном отставании или интеллекте, а именно в отсутствии интереса, но с этим можно и нужно что-то делать и как можно раньше (личным примером само собой, но и не только).

Schwan 17.02.2014 11:06 #

Добрый день, Равенна. Я если честно,то не очень понимаю, какие игры Вы имеете ввиду. Читать он научился, т.е. карточки и сопроводиловка к ним - это пройденный этап.Сейчас он первоклассник.Параллельно делаем экстернат в русской школе.И тут хочешь - не хочешь, но надо выполнять программу.Читать - это у нас периодически проблема - да.Но есть еще "ненавистные прописи".Понятное дело,я пытаюсь сгладить эти моменты, и то мы Деду Морозы писали и бабушке в Россию периодически пишем и пр.

Мне кажется это вообще распространенная проблема, когда дело не в каком то объективном отставании или интеллекте, а именно в отсутствии интереса, но с этим можно и нужно что-то делать и как можно раньше (личным примером само собой, но и не только).


А еще есть другая проблема, когда есть и интерес, но этот интерес перекрывается другим,оно ж естественно лучше пойти с другом погулять,чем тексты читать)) Вот нет друга - можно и почитать, а еще лучше,если мама сама почитает, зачем самому напрягаться-то)))))

marion 16.02.2014 08:46 #

Про карточки.
Сына мы учили по домановским карточкам, и, как я и говорила, у него процесс пошел прекрасно.
С дочкой ничего не вышло. Карточки с буквами и словами она просто не хотела рассматривать. Карточки с картинками, под которыми написаны слова, - воспринимались только в части картинок. Так что пришлось учить долго-долго, по разным азбукам со стишками, и только к 5 годам основную часть букв выучили. Вообще у нее это постоянное явление, если где-то есть яркая картинка - взгляд сразу "убегает" туда, на буквы внимания не остается. Я даже специально прикрывала листком бумаги все картинки на страничке, чтоб она смотрела только на буквы, иначе ничего не получалось).
Не знаю, как это правильно назвать и объяснить) но есть такое явление: одни дети легко воспринимают графическую информацию, символы (не только буквы - цифры, чертежи, планы, карты), а другие - нет; и это напрямую связано с обучением чтению.

Сейчас дочка учится в первом классе. Больших текстов у них нет. Первая часть азбуки - это постепенное изучение букв по отдельности, на каждую букву несколько слов, 2-3 небольших предложения. Сейчас изучение букв закончилось, пошла вторая часть, с короткими текстами на 3-4 строчки, заучиванием стишков.
Кстати, ниже вы писали про математику, про состав чисел - именно этим дети занимаются в 1 классе, состав чисел до 10. Учат даже на скорость, кто быстрее назовет все составы 7, 8, 9, 10. Рисуют такие "елочки" или "башенки", где на каждом ярусе нужно поставить соотв.пару - 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6...

Ravenna 16.02.2014 23:16 #

Домановские это которые просто слова на белом фоне? У нас такие вообще не пошли (набор непонятных символом), да и я не знала что с ними делать особенно (просто смотреть на них моей было не интересно). В клубе у нас разные карточки, с картинками это с одной стороны начальный этап, с другой и сейчас наши 6-ти летки с ними играют. То, что взгляд сначала убегает на картинку это естественно, пусть угадывают (так они получают много карточек и очень радуются, а если мучать слова, то интерес быстро пропадает), хитрость в том, что не всегда на 100 процентов легко по картинке угадать слово (например, нарисована собака, а слово пес или животное як, не многие знают как он выглядит, если не попытаешься прочитать не прочитаешь). Базовая игра у нас: учитель показывает карточки, кто первый называет (именно то что написано), тот карточку забирает и относит, соревновательный дух сильно подстегивает. Но это самый базовый вариант, для 3-4 леток (хотя если к нам гости приходят, то даже 7 летки с удовольствием бегают). Моя Соня как раз, в 5 когда пришла в группу к трехлеткам, именно так и научилась читать - слишком велико было желание и именно этого яка, которого все забывали, с трудом соединяя эти две буквы мы читали и были счастливы))) Потом есть и другие игры и плавный переход на карточки только с текстом. Еще интересная вещь это соотносить слово с картинкой (можно написать просто слова и разложить соответствующие картинки, можно придумать игру в магазин, мол иди игрушки покупай, но каждый билетик предназначен только 1 игрушке - какой?, но здесь главное, чтобы навык уже какой-то был или чтобы мама помогала).
Насчет стишков, очень хороший прием еще это чтение, того что хорошо знаешь (тогда дети вроде рассказывают стихотворение, обязательно указывая слова, которые они произносят, так и учатся читать целиком слова, а не по слогам (по крайней мере короткие). У нас стихи на стенах, читаем иногда (конечно, во всем должно быть разнообразие, чтобы интересно было, подключайте фантазию).
А состав чисел это азы, но не вижу ничего страшного, если для ребенка это будет не в новинку, а уже знакомо (тем более, никто не говорит заниматься этим день и ночь - попробовали, поиграли, отложили). Может у кого другой опыт, но мои всегда с удовольствием занимаются тем, что хотя бы немного знакомо и гораздо сложнее дело обстоит с абсолютно новым.

marion 17.02.2014 10:50 #

Я с вами не спорю)
Вы предложили поделиться опытом - вот я делюсь собственным). И он мне показывает, что ваши способы подходят не всем детям.
У нас было так: слово на картинке очень быстро запоминается; что вот на этой картинке написано "собака". Ребенок чуть глянет, сразу кричит: "Собака!" А если в другом месте увидит это же слово, - ни за что не прочитает). то же самое со стихами. Дочка открывала нашу книжку и начинала "читать". Все правильно. Ведь она ориентировалась по картинке, а стишок уже заучила наизусть. Но к чтению это не имело никакого отношения. Не складывала она буквы).
Подчеркну - когда говорю "не подходит", это означает, что не подходит именно для того, чтоб научиться читать. А для того, чтоб играть, прекрасно подходит. Вы описываете прекрасные игры, я сама заинтересовалась).
С малышами до 5 лет, по-моему, именно это и нужно - играть, неважно во что - в куклы, в кубики, в конструктор, в слова. Что нравится ребенку. Если при этом он научится читать и считать - хорошо; нет - ничего страшного, научится позже. Как-то так). Поэтому главное, без нажима на дитя и нервничания со стороны мамы, что ах, у нас что-то не получается.

Ravenna 14.02.2014 15:07 #

Этим качеством иногда и школьники похвастаться не могут, хорошо, что усидчивость совсем не обязательна.

Зебра80 14.02.2014 15:12 #

усидчивость совсем не обязательна

обязательна.

Ravenna 14.02.2014 15:32 #

У нас она минимальна, читаем прекрасно (в том числе про себя). Значит не обязательна.
То есть посидеть собрать пазл мы можем, но если занятия требуют концентрации и становится сложно, то больше 5-10 мин не выдерживаем (особенно дома). Читает она, конечно, не на бегу, но потому что получается уже легко, а учились мы как раз на бегу, на ковре и по баннерам, а не за столом.

Зебра80 14.02.2014 15:40 #

К сожалению, в школе не получится учиться "по 5-10 минут на бегу".
Так что да, в дошкольной жизни можно обойтись и без усидчивости, а в школе она ой как понадобится!

Ravenna 14.02.2014 15:55 #

Это точно! Там же не только усидеть надо, так еще и информацию воспринимать. Работаем над этим, не хочется до препаратов доводить. Пока, спасибо нейропсихологу, динамика хорошая. Все равно, надеюсь, что наши дошкольные наработки помогут, хотя бы на первое время (1-2 класс), а там глядишь и дозреем.

Aleksa7 15.02.2014 00:20 #

а я не про всех. у все свои нормы. для меня и моего ребенка было бы ненормально не знать и не уметь. учить насильно наверное смысла не имеет, но и ограничивать ребенка в развитии, при наличии способностей, тоже не вижу смысла. мнения в основном обусловлены личным опытом.
у меня читающий с 3,5 лет ребенок. поэтому для меня не понятно незнание букв в 5 лет. ключевые слова - для меня. ))
мы насильно не учили..буквы выучили играя, а чтение пришло очень легко...мы просто показали как и она освоила. что мне ей запрещать надо было, потому что другие дети вокруг не умеют читать? сейчас она читает свободно на 2 языках. читать на английском я не учила совсем. только буквы перед школой. и усидчивостью мой ребенок не отличается. ей интересно читать. это очень положительно сказывается на ее развитии..на аналитическом мышлении, словарном запасе и т.д.

думаю, что младшая навряд ли будет читать так рано. она несколько иначе развивается. но это не значит, что я не буду продолжать учить с ней буквы. нам надо успеть поставить русский и заложить основы анлг. прежде чем она пойдет в школу., т.е. до 5 лет. сейчас ей 2,5 знает всего букв 5. надеюсь, что получится. сегодня вот она уверенно сказала, что в школе будет хорошо учиться. ))) раз сказала, я ей верю. ))

мы с вами живем в разных условиях. у нас дети в 5 лет идут в школу. нет, не все читают, но большинство. и я не призываю никого ни к чему..но и говорить что не нужно знать буквы и не учиться читать не верно...потому что не всем детям такой подход на пользу. но все на усмотрение родителей.

fishka_fishka 15.02.2014 05:25 #

мы живем в тех же условиях , так что могу поспорить . На мой взгляд больше всего зависит от родителей. С первым( в других условиях) я была сумашедшей мамашкой- мой ребенок должен был уметь все и побыстрее. Правда читать начал к 4-м( уже бодро читал) и практически сам научился, но он и заговорил очень рано. А второй через 13 лет получил уже более уравновешенную в плане обучения всему мамку. Его я не подталкивала и он идет сам, по своеиу графику. Читать начал поздно, в 6 лет, но везде у него равномерно хорошо. Старший же скакал с одного на другое.
В школах сразу видно с кем родители занимаются- в Гришкином классе(2-й класс) некоторые еще на уровне киндергардена читают и карандаш в руке держат как палку-копалку. А некоторое( в нашем классе 5 человек) на уровне 3-4 класса, но они сразу и идут в продвинутую группу по чтению и занимаются отдельно.
Я со своим есс-но занимаюсь, хоть он и бурчит( считает, что он и так самый вумный), но я не напираю на него как со старшим. Кстати, старший мне так и сказал недавно, чтоб я на малого не напирала как на него и обозвал меня танком

ЛенаШ 15.02.2014 13:27 #

у меня с младшим тоже много меньше напора и упора, чем было со старшей. Както меня старшая подкосила. Хотя вот чего жаловаться? В пятницу сдала 2 оставшиеся темы по инглишу из 10 - допущена к тестированию, которое у них уже в след. четверг будет. В такой школе - и справляется. Но вот эта несобранность ее - такая ложка дегтя, которая портит весь наш мед)) Подготовились к внекласному по инглишу. Читают Пинокио, все 3 заданные главы прочла, на вопросы ответила. В школу взять книгу забыла! Испугалась единицы, уж и дневник приготовила, но внеклассное перенесли, она вздохнула с облегчением. Уж я ей напоминала - занеси книгу в школу, как будет внекласное - ты готова. Она занесла. Началось внекласное - а она ЗАБЫЛА! что у нее книга в шкафчике, подумала что забыла ее дома. Вот как так??? И под ужасом единицы не посмотреть свой собс шкафчик, не вспомнить что я ей напоминала, что книгу она принесла! Капец какойто. Но отвечала хорошо и по чужой книге без своих пометок. На выхи говорю - почитаем дальше. Но книга то естественно забыта в школе! оооо! о. Слава интернету. Еще в прошлые забывания мы нашли аналог в эл.виде.
Вон приша - сочинение про герб накатала. Нашла сама подосновы в инете, скомпоновала, хорошо написала, без ошибок. Но она ж его забудет дома! А если я проконтролирую, она забудет в школе что оно есть у нее в портфеле! А если и достанет из портфеля, то потеряет в своем шкафчике! А если достнет из шкафчика, то зальет его соком!!!!
Когда это пройдет? а? силушки нет богатырской.
Зато малый говорить начал. Чудернацкими словечками каж день называет все больше предметов и смешно строит предложения. Тут читаю что в 2,5 - это задержки и диагнозы. А я рада. Мне кажется - все своим чередом. И какбы надо ж буквы уже чтоли учить... а я вся с исчерпанным интузиазмом(

Tanya:) 15.02.2014 15:33 #

Лена! Узбагойся!

Зебра80 15.02.2014 15:39 #

ЛенаШ 15.02.2014 19:04 #

гы))))) с этим проблемс)))) безбагойство - мое второе имя))))

Aleksa7 16.02.2014 02:00 #

ну и о чем спорить? многое зависит от родителей.это очевидно. кому-то не интересно заниматься, кому-то неохота, кому-то все равно.. мне нет. плюс уровень родителей тоже не одинаков. наверное бывают случаи когда дети "не тятнут"..ну тогда, да, имеет смысл откладывать. я не подталкиваю, я направляю )) а по отношению к учебе в школе требую. если у ребенка есть способности, то почему надо откладывать их развитие?
что хорошего в том, что ребенок во 2-м классе читает на уровне 5 леток? Или это плохо, что заметны дети, с которыми родители занимаются? Мне что должно быть за это стыдно? Пусть переживают те, которые не занимаются.. ))) это мое мнение. детей у меня двое и экспериментировать на счет - что вырастет, то вырастет - не буду.

Ravenna 13.02.2014 17:09 #

Вот часть статьи, которая навеяла мои мысли:
"Ребенок сможет научиться учиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:
...
• Четко выговаривает большую часть звуков (незначительные артикуляционные дефекты не являются препятствием для обучения чтению)

Важно: если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом прежде, чем начинать обучение"

Но я согласна с вами, что мои тексты действительны не особенно с связаны со статьей, кстати, название поста - обучение чтению, а не раннее развитие. Просто я хочу сказать, что наличие дефектов не препятствует обучению чтению, вопрос в том как это делать.

"Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя."
Дети с особенностями медленнее воспринимают новый материал и форма подачи его в школе может быть не столь эффективна, поэтому стоит задуматься об этом заранее и чем более ребенок будет подготовлен к школе, тем легче будет всем в дальнейшем (уж очень не хочется идти в коррекционные школы).
Общее развитие естественно очень важно, кстати, все что Вы описали также используется на занятиях (извините, если похоже на рекламу, я допускаю, что в Москве есть еще места, где проводят подобные занятия, просто мы были во многих клубах и центрах и картина везде похожая и совершенно другая).
Например, относительно рассказа о себе, аналогично родители и все остальные в основном спрашивают с детей этот рассказ, а дети теряются и могут путать информацию (особенно некоторые), после чего делается вывод - ну вот к школе не готов. А мы еженедельно повторяем все времена года, рассказ о том когда я родился (только не абстрактно, а ищем число рождения в таблице сотня, показываем месяц рождения на баннере со всеми месяцами, проговариваем какое это время года, начало, середина или конец его, показываем на карте мира все материки, на карте Москвы улицу, где живем и т.д.).

Tanya:) 13.02.2014 17:19 #

Может, я что-то упустила из ваших обширных постов. Но вы пишете о заучивании стихов в 3 года, а именно об обучении чтению - в 5-6 лет. Лично я не вижу в этой методике ничего выдающегося, большинство детей даже в обычном саду занимаются по аналогичной программе.
В чём принципиальная разница между ранним развитием и ранним чтением? На мой взгляд, чтение - одна из составляющих развития. Когда говорят о раннем развитии, чаще всего имеют в виду именно подготовку к школе и особенно чтение.

Ravenna 13.02.2014 23:34 #

"Но вы пишете о заучивании стихов в 3 года, а именно об обучении чтению - в 5-6 лет."
Действительно большие посты сложно воспринимаются. Старшая в 5 лет пошла в группу к трехлеткам (вместе с братом), поэтому все описанное (и стихи, и чтение) относится к возрасту от трех лет (но если приходят дети 5, то начинают точно также и вообщем все принципы применимы к любому возрасту). Просто чем младше ребенок, тем больше требуется участия и поддержки взрослых.
Существенной разницы между ранним развитием и ранним обучением чтению нет, просто я пыталась осветить тему обучения чтению (не раннего, а обучения вообще). К нам, например, когда приходят знакомые дети более старшего возраста (даже 1 класс) их также очень занимают все игры. Акцент не на возрасте, а на особенностях развития.
Насчет садов, спорить не буду, мы успели побывать в ведомственном от МГУ, логопедическом и приличном районном саду. К сожалению, ничего близкого нет.. (в частных мы не были, но допускаю, что нам просто не повезло с методистами, воспитателями и прочее). Но по-моему в программе сада основы чтения (соединение в слоги) начинают только в подготовительной группе (средний сын у меня сейчас в средней группе, они даже буквы не проходят, рабочих тетрадей никаких нет, с цифрами тоже не работают). Собственно даже Петерсон в рабочих тетрадях 5-6 лет предполагает счет в пределах 5, а во второй части 6-7 лет счет в пределах 10. Кстати, как раз в логопедическом саду была более усиленная программа подготовки (детки там в основном непростые, хотя опять же может дело в воспитателях, там у нас Петерсон и был, в нынешнем саду нет) и занимались всем больше, но мы ушли из-за логопеда, а в обычном саду программы явно не хватает.

Ravenna 14.02.2014 09:59 #

Часть баннера по математике из клуба юных эрудитов, висит на двери)

Ravenna 14.02.2014 10:13 #

К вопросу о стихах, свои видео не могу выложить, но мне очень нравится видео с Лизой Жареновой и Машей (с прошлого года, им примерно по 4, около 5 было). Рассказывает в основном Лиза (как эмоционально!), Маша тогда только пришла. У нас это тоже одно из самых любимых стихотворений.

Tanya:) 14.02.2014 10:22 #

я точно такое же видео могу выложить с моим 4-летним тогда сыном, как он читает стихотворение на утренние. Ходит в обычный детсад, читать не умеет.

Ravenna 14.02.2014 13:53 #

Здорово, у нас на утренниках больше 4 строчек, причем не очень складных никому не дают, мол времени на всех нет. Видимо действительно сады очень отличаются.

Клориче 14.02.2014 16:28 #

учить ребенка с речевыми проблемами до формирования абстрактного мышления нецелесообразно. лучше речью заниматься. еще один пример в мою копилку, спасибо.

Ravenna 14.02.2014 16:51 #

А с постом не согласны? Мы речью параллельно как занимались, так и занимаемся, время то идет, нельзя же только этим и заниматься, ребенок устает, поэтому в любом случае нужно переключение (даже логопеды час занятия обычно чем-то разбавляют, изучением тех же букв, слогов). Раньше 5 может и не надо, а дальше мне кажется почему бы и нет.

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир