Ярославна2304

Как подготовить ребенка к первой исповеди?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.
Первая исповедь – событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.
У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» – «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.
Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван. Лето Господне).
В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки....
... Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.
Первое участие ребенка в таинстве покаяния – это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.
При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.
После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.
http://www.pravoslavie.ru/answers/32630.htm

Ответить9 комментариев
В избранное
Комментарии (9):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
marion 06.04.2012 09:12 #

Ирина, а ваши дети исповедуются? С какого возраста?
Извините за вопрос, очень хочется знать, как бывает на практике у воцерковленных людей. Старшего я "упустила", т.к. когда я пришла к вере, ему было уже около 10. Он крещен, читал со мной и Ветхий, и Новый завет, но когда предлагаю сходить к причастию (а значит, и на исповедь) - отказывается. Я не настаиваю. Дочке пока еще рано, но через пару лет уже будет нужно. А опыта у меня мало, и очень не хочется, чтоб исповедь превратилась в нечто формальное.

По вопросу детской исповеди я читала еще одну точку зрения, которая мне показалась очень разумной: http://www.pravoslavie.ru/smi/52122.htm
Кратко приведу выдержки:
- 7-летний возраст, по мнению автора (протоиерея Максима Козлова) не должен быть жестким критерием. "У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него - видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью"
Про частоту исповеди - для детей исповедь не должна быть частой.
"Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации... Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой"
О том, как научить ребенка правильно исповедоваться:
"Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди... Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей"
Очень хотелось бы услышать по этому поводу ваше мнение и мнение других воцерковленных мам.

Ярославна2304 06.04.2012 11:58 #

К сожалению, своим личным опытом пока поделиться не могу, т.к. мои дети ещё маленькие, мы причащаем их без исповеди. Но со стороны видела, как первый раз исповедуются другие детки, разговаривала с их мамами об этом. Очень запомнилась одна девочка. Она каждое воскресенье вместе с родителями и сестрой приходила на Божественную литургию, начиная лет с пяти. Однажды, в субботу вечером, после службы, она первой встала в очередь на исповедь, без каких-либо стеснений подошла к батюшке, и минуты 2 они разговаривали. А после разрешительной молитвы, немного взволнованная, как мне показалось, вернулась к маме. Мама волновалась гораздо сильнее На следующий день она рассказала, что была очень удивлена, когда дочка так смело пошла на исповедь, без стеснения и смущения. Всё было так просто, как будто девочка делала это не первый раз. Мне кажется, что объяснение не сложное: ребёнок рос в такой атмосфере, когда молитвы, службы в церкви (включая Рождественские и Пасхальные), исповеди родителей, сестры, других людей, причастие стали для неё такими же естественными событиями, как смена дня и ночи, наступление весны после зимы. И это правильно. Так и должно быть в воцерковлённой семье. Также имеет большое значение и то, как сами родители относятся и к церкви, и к батюшке, насколько активно они участвуют в жизни прихода, личность батюшки, конечно же, вносит свою лепту. И, я заметила, чем чаще ребёнка водят в храм, тем свободнее и комфортнее он там себя чувствует - церковь становится для него частью дома, священник - близким человеком. Мы на семейные праздники приглашаем нашего батюшку к себе в гости, он - духовник нашей семьи, знает наших детей, знает наши трудности, проблемы, помогает хорошими советами. Думаю, что когда подойдёт время первой исповеди - это будет большой праздник в нашем доме. Мы уже к этому постепенно начинаем готовиться: вечерними и утренними молитвами (короткими, своими словами), причастием, посещением служб.

По поводу той точки зрения, которую Вы приводите: согласна по поводу возраста (кто-то из детей "созревает" для исповеди раньше, кто-то позже), про частоту исповеди - не совсем.
...несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой
Эта часть предложения меня смущает, если честно. Исповедь - это часть жизни православного человека, это также нормально как есть, пить, дышать, умываться по утрам. Здесь исповедь (как обязательное условие для причастия), на мой взгляд, рассматривается как нечто оторванное от единого целого. Мы все хотим жить долго и счастливо, и я очень надеюсь, что так оно и будет. Но, пробежав глазами по новостям, так часто мороз пронизывает до костей, когда читаешь о гибели людей, о том, сколько им было лет. Мало кто задумывается о том, а были ли они готовы к встрече с Богом, к Страшному Суду? Наша родительская задача (в моём понимании) заключается не только в том, чтобы дать жизнь своим детям, образование, кормить и одевать, но и помочь им быть готовыми к тому, чтобы они, в каждый час своей жизни были готовы дать ответ перед Богом. Исповедь один раз в год даёт возможность причаститься единожды в году. Это очень мало. Учитывая, что в году 4 поста, минимум должно быть 4 исповеди и причастия. Опять таки - это мои сугубо личные размышления. Самый лучший вариант - посоветоваться с вашим батюшкой, он видит ребёнка, знает его и родителей, насколько семья верующая. Думаю, что если малыш вырос в воцерковлённой семье, тогда вопроса о частоте исповеди не встанет на "повестке дня", а если мама и папа только приобщаются к вере православной, тогда нужно тонко, осторожно, постепенно и очень деликатно, без лишней суеты и спешки, вместе со священником и его благословением подходить к этому вопросу.

marion 06.04.2012 12:23 #

В этой статье говорится и о том, что неразрывная связь исповеди с причастием обязательна для взрослых, но для детей - нет. Т.е. причащать детей можно часто, а исповедовать - раз в год.
Причины тоже приводятся: при частой исповеди дети очень быстро привыкают относиться к ней как к обыденной процедуре. А хорошо ли это?.. Вы говорите - так же естественно, как умываться по утрам?.. Я не готова согласиться. Исповедь - это духовное напряжение, если его свести к заурядной процедуре, то и итог будет заурядным. Стандартный перечень мелких проступков, стандартное наставление священника и разрешительная молитва...
Мне кажется, 4 раза в год - максимальная частота, даже для взрослых.
Но полностью согласна, что дело это очень индивидуальное, и лишний раз подчеркивает, насколько важно иметь общего семейного духовного отца.

Mama_6 06.04.2012 12:36 #

У нас в церкви просто без исповеди ребенка старше 7 лет до причастия не допустят. Без послаблений.

marion 06.04.2012 12:39 #

И у нас. И без вычитывания положенных канонов тоже.
Но, Тань, ведь все-таки на исповеди не выдают жетончики). Просто предупреждают - к Чаше подходят только те, кто исповедовался.
А если ребенок подошел к батюшке, который его знает, получил благословление на причастие, то разве кто-то будет возражать? независимо от того, была ли исповедь.

Ярославна2304 06.04.2012 14:48 #

Ой, а я знаю одну церковь (в России), где выдают талончики после исповеди, а перед причастием их показывают
Не от хорошей жизни, наверное...

Ярославна2304 06.04.2012 13:50 #

В основе православной Церкви стоят каноны и правила, не меняющиеся столетиями. Все мы должны стремиться их соблюдать. Это знают все. Также есть и послабления для тех, кто пока ещё не готов к их чётким выполнениям (во время поста беременным, детям, больным, к примеру). Церковь православная всегда идёт на встречу к людям. Для этого мы идём к батюшке и просим благословение. Это нужно рассматривать не как "исключение из правил для меня/ребёнка/соседа", и воспринимать такое благословение как норму, а принимать это как снисхождение к нашим духовным или физическим слабостям и немощам. В правиле для причастия говориться, что исповедь - это подготовка к причастию. Исповедь - это полное раскаяние в наших грехах. Конечно, грехи ребёнка (после 7-ми лет) - это не грехи взрослого,но! именно в детстве эти грехи, как правило, и зарождаются, а, бывает, и укореняются. Задача и родителей и батюшки увидеть эти "плохие семена" и указать на них. Гораздо проще все эти действия сделать, когда ребёнок мал, правда? Исповедуясь 1 раз в год, при этом регулярно причащаясь, есть риск сделать ребёнку "медвежью услугу", когда он подходя к Чаше, принимает Дары как утром кашу, при этом ощущая себя "не таким как все" (все исповедаются, а я - нет, значит они - грешные, а я - нет,...), и приближаясь тем самым к страшному греху гордыни. По сравнению с этим, "привычка" исповедоваться выглядит не такой ужасной. Опираясь на опыт глубоко верующих людей, могу добавить, что в жизни православного человека, действительно, может наступить такой момент, когда исповедь становиться чем-то механическим, но это случается из-за маловерия. При усердной молитве, регулярной исповеди и причастии, общении с духовником и воцерковлёнными людьми это состояние проходит, и исповедь снова становиться искренним покаянием.
Вы пишете, что исповедь - это духовное напряжение. Абсолютно согласна! Почему же Вы считаете, что ребёнок не способен на этот небольшой подвиг чаще 1 раза в год? При правильном подходе родителей к церковным таинствам, дети гораздо легче и естественнее воспринимают процесс исповедания, чем взрослые. Кроме момента, если сами родители не делают этот процесс "заурядным". Кстати, то, что Вы называете "стандартным перечнем мелких проступков" - это тоже часть исповеди и покаяния. Это первая стадия покаяния. Родительскими молитвами, их личным примером следующим этапом и станет то самое горячее, искреннее покаяние во взрослой жизни.
У священника, кстати, нет "стандартного наставления". Вы это должны знать, как человек верующий.

marion 06.04.2012 14:14 #

К сожалению, знаю, что есть; сожалею об этом, как верующий человек, но не могу отрицать очевидное.
Спорить не хочу - вы пишете все правильно, так, как оно должно быть. Но очень часто бывает не так, как должно. Может быть, дело в том, что у нас разные жизненные условия: вы живете в стране, где православная традиция не прерывалась, и ваша семья, наверное, изначально была воцерковленной. У нас же это частая и печальная ситуация: недостаточный пастырский опыт накладывается на недостаточный православный опыт семьи, бросаются то в излишнюю ревность, то ограничиваются формальностью - а в результате ребенок уходит из Церкви. Или даже хуже.
Это не только мои наблюдения - об этом постоянно говорят наши священники.
Я очень рада, если у вас этого нет.

Ярославна2304 06.04.2012 15:23 #

"У нас" это тоже есть.
Я родилась и выросла в коммунистической семье, в России, ближайшая церковь была в 200 км от моего дома. Правда прабабушка была человеком православным, и покрестила меня мама лет в 10-12, но осознанно в церковь я пришла сама в 21 год, думала, случайно. И батюшки мне встречались разные, несколько раз, как мне тогда казалось, "проехали поездом" по мне. А сейчас думаю, что так и должно было быть, и Слава Богу, что так и было. Эти их "бестактные/неуместные/пустые/стандартные/грубые/жёсткие" поучения в те моменты мне очень помогли (осознание этого тоже пришло позже). Священник - любой - хороший, плохой, умный, не умный, с достаточным или недостаточным пастырским опытом - священник. Он имеет благословение Господне на свою "работу". Если даже нам и кажется, что он что-то делает не так (даёт не правильные советы, не правильно исповедует, "бросаются то в излишнюю ревность, то ограничиваются формальностью"), Господь всё устроит таким образом, чтобы это пошло нам на благо. Как мама я Вас, Марина, хорошо понимаю. Бывает, в голову приходят мысли о том, как защитить своего ребёнка от чужой агрессии, некомпетентности, ошибки - и не нахожу ответа, кроме одного: искренняя вера в Бога, в Его Всесильную руку. Думаю, что Вы знаете "Воздыхание матери о своих детях", и знаете, что материнская молитва часто творит чудеса, будем молиться, чтобы наши дети пришли к Богу, пришли в Церковь и все преграды, которые им будут встречаться на пути, только укрепят их веру, и не отступят они от Господа "... Да возлюбят тебя всей душой и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих...".

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир