Natasha1709

Исповедь

Исповедь перед причастием. Во всех ли грехах вы каитесь на исповеди, как часто принимаете причастие? И о чем должна говорить беременная на причастие в чем каиться?

Ответить29 комментариев
В избранное
Комментарии (29):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
marion 18.08.2011 19:10 #

Во всех ли грехах каюсь? Во всех, которые знаю за собой и считаю грехом. Т.е. в том, что тревожит мою совесть.
Как часто принимаю причастие? 4 раза в год обязательно. Если получается, то чаще. Рекомендуемая церковью частота - раз в месяц.
О чем должна говорить беременная на исповеди, в чем каяться? Да в том же самом - в грехах, они у каждого свои. Разницы между беременной и не-беременной в этом отношении никакой).

мамкаМити 18.08.2011 21:45 #

Разницы между беременной и не-беременной в этом отношении никакой).


А мне кажется, что есть все же разница. Сама я перед родами особенно тщательно исповедовалась, потому что хотелось оставить все, что было плохого на душе, чтобы ничто не тянуло, потому что силы в родах пригодятся, а прежде, чем иметь физические силы, надо очистить себя внутренне. А еще скажу секрет (извините меня за пессимизм!!!), что я предполагала, что роды могут в любой момент пойти "не так", и это будет моя последняя исповедь(, или мои грехи помешают будущему ребенку. Но так вот думать никому не советую), надо оптимистичнее быть, чем я!)

Либра-73 19.08.2011 00:32 #

Не поверишь - то же самое было! Я причащалась даже не в урочный день. Просто внезапно меня накрыло осознанием того, что мне необходимо исповедаться и причаститься до родов. И это при том, что еще совсем недавно я считала себя как минимум агностиком. Причащалась буквально за пару дней до ПДР. И роды были сложными, но всё слава Богу прошло хорошо.

мамкаМити 19.08.2011 01:07 #

Я думала, я одна пессимистка).

Либра-73 30.08.2011 14:50 #

Это не пессимизм. Это подсказка свыше

мамкаМити 30.08.2011 15:52 #

Согласна!

Natasha1709 18.08.2011 19:53 #

я причащалась четыре месяца назад вот хочу перед родами еще раз сходить и понятия не имею о чем мне батюшке говорить..........не вспоминать же совсем древние грехи, а за четыре месяца не чего такого глобального не сотворила, просто перепады настроения и всем нервы мотала ))

marion 18.08.2011 20:38 #

Наташ, неважно когда это было, если душу тянет - надо сказать, если не тянет - значит, еще не готова. Когда мне по-настоящему "потянуло", я исповедовала грехи 10-летней давности, но это было не с первого раза.
А чаще всего на исповеди и называют такие "мелочи" - раздражалась, злилась, спорила, пустословила, ленилась... это обычное дело. Главное, о чем спрашивает священник - ты об этом сожалеешь? Каешься? Если только "для галочки", то лучше и не говорить, лишний грех на душу.

Natasha1709 18.08.2011 22:03 #

я почему то думала что каяться надо в сложных грехах ну например мы расписывались с мужем в пост потом жили не венчаные, а просмотр ТВ для меня как то не грех что ли. Или мы просто сейчас настолько грешны что для нас обидеть, осудить и т.д. человека стало обычным делом и мы в этом не каемся

marion 18.08.2011 22:29 #

Думаю, ты права, хотя тоже судить не берусь - какие грехи легче, какие тяжелее... Знаешь, есть такая притча. Пришли два человека к священнику и принесли по тяжелому мешку с камнями (это образ грехов). У одного был один камень, но очень тяжелый. У другого - целый мешок гравия и песка. Священник им предложил - отнесите на место свои камни, где вы их взяли. Кому было легче это сделать? Конечно, тому, у кого он был один). Вот так и с грехами. Когда у человека большой грех (воровство, убийство) - он сам о нем знает, и даже до исповеди этот грех гнетет. Так и начинается покаяние, а исповедь его только завершает. А когда куча "песка", эти каждодневные препирательства, сплетни, дурные мысли, пустое времяпровождение - мы это и не помним, и уж тем более не каемся, "все так делают, и я не святой". И даже если на исповеди говорим, то получается формальность - вышли за ворота, и начали заново... вот она где, опасность на Страшном суде(.
Признаюсь про себя - я тоже живу невенчанная, и даже не каюсь, т.к. бесполезно. Муж у меня некрещеный, и не собирается, какое же тут венчание.

мамкаМити 19.08.2011 01:09 #

Думаю, ты права, хотя тоже судить не берусь - какие грехи легче, какие тяжелее... Знаешь, есть такая притча. Пришли два человека к священнику и принесли по тяжелому мешку с камнями (это образ грехов). У одного был один камень, но очень тяжелый. У другого - целый мешок гравия и песка. Священник им предложил - отнесите на место свои камни, где вы их взяли. Кому было легче это сделать? Конечно, тому, у кого он был один). Вот так и с грехами. Когда у человека большой грех (воровство, убийство) - он сам о нем знает, и даже до исповеди этот грех гнетет. Так и начинается покаяние, а исповедь его только завершает. А когда куча "песка", эти каждодневные препирательства, сплетни, дурные мысли, пустое времяпровождение - мы это и не помним, и уж тем более не каемся, "все так делают, и я не святой". И даже если на исповеди говорим, то получается формальность - вышли за ворота, и начали заново... вот она где, опасность на Страшном суде(.


Есть, о чем нам всем подумать... Спасибо!

мамкаМити 19.08.2011 01:14 #


Признаюсь про себя - я тоже живу невенчанная, и даже не каюсь, т.к. бесполезно. Муж у меня некрещеный, и не собирается, какое же тут венчание.


Марина:
1 - Церковь НЕ СЧИТАЕТ гражданский брак (а именно так называется брак, заключенный в ЗАГСе) прелюбодеянием и блудным сожительством! Если люди живут в ЗАГСовом браке, у них дети, они не изменяют друг другу - такие браки РПЦ приравниваются к венчанным! И уже тем более, не осуждаются. Это не грех, я читала документы Собора.
2 - Никогда не знаешь, что произойдет дальше. Богу все подвластно! Могу тебе сказать, что мой папа 20 лет назад страшно богохульствовал, причем, нарочно! А сейчас внутри примирился с церковью, все у него улеглось и пересмотрелось, и он даже в дорогу всегда надевает крестик, и вроде как подумывает о Венчании с мамой!!! Так что, я желаю, чтобы у вас тоже все было впереди!

marion 19.08.2011 09:29 #

Да, Ир, я знаю про гражданский брак, это не грех. А все-таки не венчанный, т.е. не благословленный Церковью. Разница, на мой взгляд, такая же, как если просто пошел делать что-то важное (поступать в университет, менять работу, жениться опять же) или предварительно попросил благословления священника. Понятно, что настоящий православный попросит.
Я и не расстраиваюсь, хорошо уже то, что есть! Пусть муж неверующий, но он верный, ответственный, справедливый, мужественный. И очень одобряет деятельность Православной церкви в нашем обществе, понимает, что лучше ее никто не выполнит функцию нравственного ориентира. Ком.партия пыталась вместо церкви быть "ум, честь и совесть нашей эпохи", да ничего не вышло). Это, конечно, чисто земное "приложение", задача Церкви намного шире - привести в будущую жизнь, но прекрасно, что он с этим соглашается, а не кричит: "Чего эти попы вмешиваются?!"

Либра-73 19.08.2011 00:29 #

Ага, я тоже вроде думаю, что не так много и согрешила, пишу исповедь на бумажке, а батюшка потом или спрашивает, или от себя добавляет такие грехи, как леность, пустая трата времени, несоблюдение постов и молитвенных правил и т.д. Мы часто за собой не замечаем этого либо просто недостаточно воцерковлены, чтобы соблюдать ВСЕ правила и традиции. Но Он любит нас не за соблюдение правил, а за Веру и Любовь. И исповедь нам дана не для того, чтобы "отмыться" и дальше грешить с "чистой совестью", а чтобы осознать свою слабость, признать её, покаяться и через покаяние стать чище душой и помыслами. Чем чаще мы каемся в "ежедневном маленьком грешке", тем реже мы его совершаем (по себе сужу).

marion 19.08.2011 09:35 #

То же самое - раньше и в голову не пришло бы покаяться в том, что не молюсь каждый день и не соблюдаю поста, а сейчас приходит! Хотя меня ни разу об этом не спрашивали.
Вот почему я как-то не разделяю того мнения, которое во многих церковных брошюрах пишут: "Сказать надо обязательно ВСЕ, иначе исповедь тебе не зачтется". Не получится сказать ВСЕ. Что-то не вспомню, что-то прекрасно знаю за собой, но грехом не считаю. Но чем чаще подходишь к Чаше, тем больше ум проясняется, и в следующий раз уже больше хочется сказать. А чем чаще говоришь, тем меньше хочется то же самое совершать.

я читaлa стaтью про исповeдь, тaк вот из нeё слeдуeт, что вся моя жизнь один сплошной грeх! дaжe просмотр тv - грeх, тaк что, думaю, зa 4 мeсяцa грeхов у вaс нaкопилось!

marion 18.08.2011 20:29 #

Вот таких "методичек" я и боюсь, где сказано, что телевизор - грех, компьютер - грех, смеяться - грех, петь мирские песни и танцевать - грех, пользоваться косметикой - хула на Бога и т.д. Они, как правило, "скопированы" с древних образцов, которые составлялись совсем для другого общества и другого духовного уровня.

marion 18.08.2011 21:02 #

Надюш, сразу говорю - я не специалист, это только мое мнение).
Есть такой образ - духовная лестница ("Лествица"). Одна и та же вещь для одного человека - грех, для другого - наоборот, подъем на следующую ступеньку. Ну хотя бы тот же просмотр ТВ. Если, вместо того чтобы вечер за бутылкой водки провести, человек сядет телевизор посмотреть - для него это подъем на ступеньку выше. На нашем уровне, думаю, смотреть глупые американские сериалы и какой-нибудь (дур)"Дом-2")) - это грех, а хорошую образовательную программу или хороший фильм отчего не посмотреть? Ну, а для человека, готовящегося к монастырю, любой просмотр телевизора (так же, как чтение газет) может быть грехом. В общем, тут однозначно не скажешь, я потому и думаю - что гложет совесть, то и грех. Осуждение близких, гордыня, самомнение и самодовольство, раздражение, ругань с близкими и знакомыми, лень, обжорство - точно грехи...

я, признaюсь чeстно, нирaзу нe былa ни нa исповeди, ни нa причaстии, только дeтeй водилa. сeйчaс вот хочу сходить, тянeт прям. 2 дня дeржaлa пост, нa 3й дeнь нaчaлись мeсячныe, мнe скaзaли, что в эти дни нeльзя. вот жду, ужe вторую нeдeлю нe кончaются блин...

мамкаМити 18.08.2011 21:56 #

Надюш, ты еще обязательно сходишь. Исповедь, если она вдумчивая - первое лекарство для души и тела. Выходишь обновленная и счастливая, как только что родилась, даже спишь в эту ночь сладко, как ребенок. Это великая благодать. Сначала своего пути я ходила на исповедь не совсем обдумав все(, мне казалось, что я не убила никого, не побила, не сделала аборта, - значит, очень я хорошая вся такая и исповедовать мне нечего). А вот когда почитала чин исповеди (в любом толстом молитвеннике он есть), была поражена до слез! Оказалось, грешна всем списком, окромя убийства и аборта(((... Перечить родителям, ругаться с ними, думать о людях плохо, обсуждать и осуждать людей, много и ни о чем говорить, ругаться матом и бранью, шлепнуть ребенка, наорать на брата, пить вино до нечеловеческой ржаки и т.д., курить, обижать людей, злиться, не помнить даже о короткой молитве за детей на ночь, не заниматься со своими детьми, сидеть у телека полдня, проводить дни в праздности, обвешивать товаром людей, обманывать кого-либо - все это только часть грехов, которые мы совершаем ежедневно(. Так подумаем же, сколько мы делаем за один день беззаконий, и раскаемся в своих согрешениях, а после обязательно сходим в храм на исповедь. Всем Ангела-Хранителя! Если есть вопросы, спрашивайте. Будем разбираться вместе.

Natasha1709 18.08.2011 22:10 #

Признаюсь, что причащалась в детстве часто - бабушка водила, потом выросла и ушло как то на второй план что ли. В церковь ходила, но редко. Когда узнала что беременна поняла что надо обвенчаться, исповедалась - причастилась нас повенчали. Потом еще раз сходила причастилась, как то внутри поняла что это мне нужно, вот теперь хочу сходить еще раз у меня 8 сентября день ангела и в конце сентября должна родить - попрошу благословения, хочу чтобы на душе было спокойно

мамкаМити 18.08.2011 22:49 #

Хорошо, что у тебя была такая бабушка. Значит, она с детства благословляла тебя жить по Богу, это отличное "наследство". А с Днем Ангела будем тебя поздравлять!) Даст Бог, еще и с Причастием.

Natasha1709 18.08.2011 22:55 #

Бабушка до сих пор жива ей 93 года, тоже Наталья ) Когда я перестала причащаться и редко ходить в церковь она мучила своими наставлениями, но я их не слышала, каждый должен дойти до Бога сам и решить когда идти в церковь, что то должно его к этому толкнуть

мамкаМити 18.08.2011 23:10 #

Бабушка до сих пор жива ей 93 года, тоже Наталья ) Когда я перестала причащаться и редко ходить в церковь она мучила своими наставлениями, но я их не слышала, каждый должен дойти до Бога сам и решить когда идти в церковь, что то должно его к этому толкнуть


Согласна! А бабушке - долгих лет!!! Здорово, когда бабушка жива), моей тоже уже 89. Зато другой - 95), она тетка моего бати), и обе в здравии, слава Богу.

мамкаМити 18.08.2011 21:26 #

Наташа, здравствуй.
Хорошо, что ты решила причаститься во время беременности, это достойная забота о ребенке. Сама я причащаюсь, к сожалению, не часто(, из-за лени своей и недостатка времени. Исповедуюсь чаще. Когда ты приходишь на исповедь, прежде всего успокойся, батюшка НИКОГДА тебя не осудит, не наорет, не будет ругать. Начинаем мы со слов: "Грешна, батюшка..." и перечисляем все, что нас гнетет и только то, в чем мы РАСКАИВАЕМСЯ, что бы хотели изжить от себя. Можно говорить и подробности, если хочется облегчить душу,а можно и просто грех, если не хочется много говорить. Вот, что я нашла полезного для всех нас, интервью с батюшкой:

"ИСПОВЕДЬ -ключ от Царства Небесного», сказал один современный афонский подвижник. Нет других средств, кроме исповеди, чтобы избавиться от уже совершенных грехов. В ней же мы черпаем духовные силы, чтобы бороться с грехами и в будущем. Грех — это все, в чем мы разошлись с волей Божией в своих поступках, в словах и в мыслях. «Все мы, человеки, — пишет святитель Игнатий, — находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе».

Все мы, следовательно, должны измениться, — покаяться. «Покаяние» в буквальном смысле означает «изменение» души или, точнее, ума. Неверность Богу начинается в мыслях, и каждый наш грех в конечном итоге еще больше извращает наш ум. Но для того Бог и стал Человеком, чтобы спасти и обновить всего человека в каждом из нас — и ум, и душу, и тело. Когда мы каемся, наши усилия соединяются с Божией силой, — мы и сами стараемся быть Ему верными, и просим с полной верой о помощи, и получаем ее. Все решает не то, кем мы были до встречи с Ним. Важнее другое — есть ли в нас покаяние, то есть воля к тому, чтобы дать Богу место действовать в нас.

Исповедь — важнейшая часть покаяния. То, как мы исповедаемся, очень мало зависит от наших знаний, способностей или воспитания. Одним словом, беда не в том, что нас «не научили». Хорошая исповедь бывает у тех, кто действительно хочет расстаться с грехами, учили их этому или не учили. К сожалению, мы не всегда бываем упорны в этом желании. Кто-то удачно сравнил дух человека с пушинкой, — он легко поднимается ввысь, к небесам, но также легко опускается книзу. Иногда бывает трудно и думать об исповеди. Но, в каком бы мы ни были состоянии, то как мы исповедаемся, зависит от нас — не забыли ли мы, в чем смысл исповеди, и насколько серьезно к ней подготовились.
1. Должно быть исповедано все, в чем мы согрешили

Исповедь должна быть не только искренней, но и подробной.

А для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь хорошую книгу, — например, «В помощь кающимся» св. Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» о. Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» о. Иоанна (Крестьянкина). Это нужно, разумеется, не для того, чтобы читать эти книги вслух на исповеди или переписывать из них грехи слово в слово. Книга о подготовке к исповеди помогает увидеть и осознать грехи, которые мы позабыли, но она не заменяет собственных наших усилий.

Помогает готовиться к исповеди и рассказ о мытарствах блаженной Феодоры из жития преподобного Василия Нового. Напомню, что Феодора была благочестивой старицей, много лет усердно служившей святому Василию. Она давно овдовела и ее жизнь проходила в целомудрии и непрестанной молитве. В житии говорится, что Феодора с любовью принимала всех, кто приходил к святому, всех утешала, была милостива, боголюбива и исполнена духовной премудрости. Все обиды она терпеливо сносила, не гневаясь на своих недругов, скорбела о чужих бедах и всем старалась помочь. Порой она плакала о грехах своих целые ночи и напоследок, перед самой кончиной, приняла монашеский чин.

Позднее, спустя сорок дней после смерти, по молитвам св. Василия Феодора явилась ученику старца, Григорию, рассказав ему, с каким трудом она проходила мытарства.

Сперва ей пришлось дать ответ за грехи языка, — «всякое слово праздное, бранное, бесчинное, скверное»; за все легкомысленные слова, сказанные ею от юности — все, что она говорила неразумного и скверного, «в особенности — кощунственные и смехотворные речи», а также и за бесстыдные мирские песни, которые она пела когда-то. Ей представляли все это в подробностях, с указанием времени, места и лиц, перед которыми она грешила, напоминая грехи, совершенные в далеком прошлом, о которых она забыла и думать.

Затем нужно было ответить за всякую ложь, и здесь Феодора была обличена в двух вещах: в том, что она «иногда в некоторых малых вещах допускала себе лгать, не вменяя того в грех, а также и в том, что многократно, стыдясь грехов своих, приносила духовному отцу своему неполную исповедь». Здесь также испытывались грехи лжесвидетельства, нарушение клятв и призывание имени Божия всуе, которых, по милости Божией, Феодора не совершала.

Далее следовало мытарство осуждения и клеветы, где Феодора «увидела, сколь тяжек грех оклеветать кого-либо, обесславить, похулить, а также надсмеяться над чужими пороками, забывая о своих». «Если иногда, — говорила блаженная, — приходилось мне слышать, как кто-нибудь осуждал другого, я мало внимала осуждающему, и если прибавляла что от себя в этом разговоре, то только такое, что не могло послужить ближнему в вящшую обиду, да и тогда тотчас же останавливалась, зазирая себя за это немногое. Однако и такие провинности были истязателями поставлены во грех мне».

Следующим было мытарство чревоугодия. «Злые духи, обойдя нас, как псы, тотчас же выставили на вид все мои прошлые грехи чревоугодия, когда я предавалась излишеству в пище и питии и ела через силу и без всякой нужды, когда я, как свинья, приступала утром к еде без молитвы и крестного знамения, или же когда постом садилась за стол раньше, чем это дозволяли правила церковного устава. Представили они также чаши и сосуды, из коих я упивалась, предаваясь пьянству, и даже указывали число выпитых чаш, говоря: «Столько чаш испила она на таком-то пиру и с такими-то людьми; в другое же время и в другом месте столькими-то чашами упилась она до беспамятства; сверх того она столько-то раз пировала, предаваясь пляске и песням, и после таких пиров ее с трудом приводили домой; так она изнемогала от безмерного пьянства».

На пятом мытарстве испытывались грехи лености — дни и часы, проведенные в праздности. Здесь истязались те, кто, бездельничая, жил за счет других, те, кто не исполнял как следует дело, за которое получал плату, а также и те, кто ленился молиться и ходить к литургии и к иным службам Божиим. «Испытуется там, — как сказано в житии, — также уныние и небрежение о душе своей, и всякое проявление того и другого строго взыскивается, так что весьма многие люди мирского и духовного чина низвергаются с этого мытарства в пропасть».

Феодора едва миновала и это мытарство; впереди же было еще пятнадцать мытарств. Там испытывались грехи воровства, скупости и сребролюбия, беззаконная прибыль, неправда в суде и в весах, удержание платы, получение взяток, вражда, ненависть, зависть и гордость. Злые духи испытывали грехи самомнения и тщеславия (к числу которых святые отцы относят также любовь к красивым вещам и одеждам, желание блеснуть умом, знаниями или благочестием, человекоугодие и желание начальствовать и учить других), непочтение к родителям и ко всем, кто получил власть от Бога, грехи злобы, гнева и ярости, колдовства и убийства. Все их Феодора миновала почти беспрепятственно, так как из этих грехов в ней почти ничего не нашлось.

Далее путь лежал через мытарства блудных грехов, где истязались «всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания; грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности; противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешения и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать…» Невзирая на долгую благочестивую жизнь Феодоры, она была жестоко истязана в блудных делах своей юности, так как, стыдясь, не вполне искренно каялась пред своим духовным отцом в содеянных раньше грехах. Ей было указано, когда, где и с кем она грешила в своей прежней жизни. Кроме того, Феодора была виновна и в нарушении супружеской верности. Ангелы положили там все до последнего добрые дела Феодоры, и едва избавив ее от лютой беды, продолжили путь.

После блудных грехов испытывались грехи ереси — сомнения в вере и ее искажения, хула на святыню и другие, подобные этим. Наконец, последним было мытарство, «называемое мытарством жестокосердия. И если кто-нибудь, хотя и совершит многие подвиги, будет постоянно соблюдать посты и усердно молиться, а также сохранит неоскверненною чистоту свою, но при этом окажется немилостивым и затворит сердце свое для ближнего, тот низвергается оттуда в ад и заключается в бездне и таким образом сам остается лишенным милости». Во всем этом Феодора была неповинна и, после всех испытаний, она, наконец, вступила в Небесное Царство.

Казалось бы, большинству из нас невозможно пройти через мытарства. И все же, мы ответим на них не за все совершенные нами грехи, а лишь за грехи нераскаянные. «Владыки мои, — спросила Феодора у ангелов, ведших ее, — все ли христиане проходят эти мытарства, и нельзя ли человеку пройти их без всякого истязания и страшных мучений?» Святые ангелы ответили ей: «Иного пути, возводящего к небу, нет. Все идут этим путем, но не все подвергаются таким истязаниям, каким подверглась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали перед духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедывает все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаживаются, и когда душа его идет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, — не претерпела бы таких истязаний...»
2. Одни чувства без слов — это не покаяние

Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, — говорится в одной из молитв перед исповедью. Мы разрешаемся от грехов через слово, а не одними слезами и чувствами. Феодора при жизни горько плакала обо всех совершенных ею грехах, но за грехи не исповеданные она была жестоко истязана.

Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся(Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно. Где боль о грехах, там и желание с ними расстаться. Вот почему истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом.

Чаще мы плачем о том, что нам самих себя очень жалко. Это не тот плач, в котором блаженство — он только мешает нам каяться. Чем больше мы любим самих себя, — тем наша исповедь бывает ущербнее. Мы на ней ищем выхода чувствам вместо того, чтобы каяться.

Если так, то первое, что нужно сделать, это взять себя в руки. От нас зависит, будем ли мы изливать вместо грехов свои чувства. Если же мы ими так увлеклись, что самих грехов почти и не помним, — вернемся домой, хорошо все вспомним, запишем для памяти, и уже после придем на исповедь, твердо зная, в чем будем каяться.
* * *
У самой были такой грех, в котором было стыдно признаваться батюшке(, и я долго не смела его произнести в храме(. Зато когда сумела, с Божией помощью, то почувствовала такую легкость, что и не передать. Вот, что говорится о таких случаях:

Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить

Аще что скрыеши от мене, — говорится в последовании Таинства исповеди, — сугуб грех имаши. «Сугуб» — значит «вдвойне»; утаенный грех становится еще тяжелее.

Все это знают, и все же часто приходится слышать: «Я уже столько-то лет исповедаюсь, но об этом грехе сказать не решался». Причины понятны. И стыдно — нам важно, как мы будем выглядеть перед священником, и жаль расставаться с «любимым» грехом. Понятны и следствия. Кто не хочет расстаться с грехами, тот в них и умрет, а тем, что мы не стыдились грешить, но стыдимся свои грехи исповедать, мы ввергаем себя в тоску, уныние и различные внешние скорби.

Один наш прихожанин старательно прятал наиболее стыдные для него грехи в самую середину исповеди (в конце ее он, правда, сам признавался в этом). Результат – прошло около года, и он вообще перестал исповедываться. С другой стороны, из людей, недавно пришедших в храм, остаются надолго именно те, кто на исповеди сразу начали с главного.

Чтобы случайно это главное не потерять, постарайтесь говорить прямо и как можно яснее.

Если мы исповедаемся в выражениях, которых никто, кроме нас, не поймет (к примеру, говоря о блудных грехах что-то вроде «согрешил невоздержанием»), это самообман, а не исповедь.

Иной раз бывают нужны и детали. Например, сказать «согрешил воровством», не сказав, что именно произошло – значит ничего не сказать. У одних «воровство» - это ластик, украденный в детстве у соседа по парте, у других – миллионы, нажитые обманом за чужой счет. И если мы опустили что-либо важное, без чего непонятно, в чем наша вина, нужно снова об этом сказать поточнее.

Наконец, и намеки — даже понятные («смотрел... не то, что нужно») — неуместны на исповеди. Потом сами же будете сомневаться, исповедали вы свой грех, или нет.

Одним словом, мы должны называть грехи на исповеди так же конкретно, как нам бы назвали их на Суде. Тогда на Суде и не придется их слушать. Как говорил один опытный духовник, тот будет прославлен у Бога, кто себя в полной мере обесславил перед священником.

Natasha1709 18.08.2011 22:13 #

Спасибо всем за ответы! Всегда бывает, что обращаемся к Богу только когда нам плохо и беда или мы боимся, и не благодарим за прожитый день, месяц без проблем (

marion 18.08.2011 22:17 #

Совершенно правильно, Наташ. И не понимаем, что каждый день ходим по краю. А потом вроде и обращаться стыдно(. Но это зря, Он нас постоянно ждет.

мамкаМити 18.08.2011 22:50 #

Но это зря, Он нас постоянно ждет.


И всегда любит, прощает.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир