Ярославна2304

Духовная жизнь – это не хобби, на которое может хватать времени

Предпасхальное интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Фома»

Зачем Церковь современному человеку? Как в ритме мегаполиса найти место для духовной жизни? Есть ли у Церкви рецепт построения честного и справедливого общества? Что ответить на скандальные публикации о Церкви в СМИ? Накануне Пасхи ответы на эти вопросы «Фоме»* посчастливилось получить у Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— Ваше Святейшество, в Пасхальные дни в Церкви много говорят о радости, но когда входишь в метро, часто видишь унылые, раздраженные лица... Почему в жизни людей так мало радости? И что с этим делать?

— Когда человек выбирает ложный путь в своей жизни, в глубине его души горит тревожная красная лампочка, он чувствует беспокойство. Люди пытаются как-то заглушить этот сигнал — и нередко делают только хуже. Слово Божие говорит, что пока мы пребываем в нечестии, нам не будет покоя. Но мы можем исправить свою жизнь — не сами, а с помощью Божией, выйти на верный путь. Радость и мир в душе приходят тогда, когда мы возлагаем нашу надежду на Бога и творим Его волю.

— Но это предполагает обращение человека к Церкви. А как ответить на вопрос: для чего Церковь современному человеку?

— А для чего вообще жизнь современному человеку? Ведь любое «зачем» предполагает какую-то цель. Зачем мне корабль? — Чтобы переплыть море. Зачем мне какие-либо знания и навыки? — Чтобы добиваться своих целей. А зачем мне их добиваться? Стоят ли они того? Какова вообще цель человеческой жизни?

Христос основал Церковь, чтобы в Ней открыть нам смысл и цель нашего существования: почему мы здесь, на что мы можем на-деяться, что нам надлежит делать. И Он открывает нам, что мы созданы для жизни вечной и блаженной, что эти несколько десятилетий нашего земного пути — очень важное время подготовки к вечности, когда мы будем пожинать плоды тех трудов, которые совершили здесь, на земле. И эта вечность может быть бесконечно радостной, блаженной, утешительной, а может, увы, и не быть таковой. И Церковь создана Господом ради единственной цели — вечного спасения людей.

Когда человек понимает это, когда он устремляется к вечному спасению, вся его земная жизнь меняется: пьяницы оставляют свои пороки, преступники становятся честными гражданами, люди унылые и растерянные обретают силы и бодрость. Человек, у которого есть вера в Спасителя и в спасение, способен с терпением, с надеждой переносить то, что другой вынести не может, потому что он видит перед собой вечные, а не временные перспективы.

Человек становится другим, меняется его система ценностей. Человек находит подлинную цель и подлинную радость в своей жизни. То, что раньше казалось важным, ценным, ради чего человек был готов на все, даже на преступление, становится чем-то никчемным и ненужным.

Бог создал человека для бесконечной радости и блаженства. Надо помнить об этом.

— Часто люди говорят: важнее творить добро, чем ходить в храм, отстаивать службы, молиться, поститься... Что им ответить?

— А вы начните творить добро на самом деле. Не просто копеечку подать раз в год, — копеечку может и злодей подать, — а жить добром. Это подвиг, это дело почти непосильное.

ПОПРОБУЙТЕ ВСЕРЬЕЗ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОСТУПАТЬ ПО ДОБРУ, ПО СОВЕСТИ, И ВЫ СРАЗУ ОБНАРУЖИТЕ, ЧТО НЕ СПРАВЛЯЕТЕСЬ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ БОЖИЯ.

Ведь Христос не только и не столько даже Учитель, который указывает нам, как жить. Он Спаситель, подающий нам через Свою смерть и Воскресение благодать, которая только и может изменить нашу жизнь. Как говорит Священное Писание, ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2: 8–9).

Церковь Божия есть община людей, которые разделяют одну веру, вместе молятся, и, главное, совершают Таинство Евхаристии, как заповедует Христос в Евангелии. И слово Божие, Писание, говорит удивительную вещь: Церковь, которая совершает Евхаристию, есть Тело Христово, в котором преизобилует жизнь Христова. Отказываться от общения с Церковью, от участия в Евхаристии — значит отказываться от этой жизни. Сам Господь в Евангелии говорит, что, если мы не причащаемся Святых Христовых Тайн, мы не имеем в себе жизни (см. Ин 6:54).

— Иногда приводят примеры недостойных священников, спрашивают, чему могут научить такие люди?..

— Я бы по-другому поставил вопрос: а чему мы хотим научиться? Ведь ни хороший учитель, ни плохой не могут ничему научить того, кто сам учиться не хочет. Когда мы хотим научиться чему-то полезному, например, ремеслу, науке или иностранному языку, — мы же не говорим, что, мол, бывают плохие мастера, плохие ученые или плохие учителя, и поэтому я учиться не буду. Вернее, говорим, но только в том случае, если на самом деле не хотим учиться и ищем отговорку.

А если хотим, находим себе хорошего учителя. Так и в духовной жизни: если мы хотим научиться правой вере и добродетельной жизни, нас будут интересовать достойные священники — и, уверяю, таких большинство. Сегодня по Интернету разносятся некие «скандальные истории», причем при их изложении нередко происходит не просто искажение ситуации, но и распространяется откровенная ложь. А о тех священниках, которые достойно исполняют свое дело, пишут редко: они поводов для скандалов не дают. Но в то же время, придя в Церковь, вы, скорее всего, встретите именно их.

Но важно подчеркнуть и другое. Священник совершает Таинства не своей силой, а силой Божией; и такого не может быть, чтобы Бог лишил верующих благодати за грехи священника. Если вы ищете прощения грехов, помощи Божией, Бог обязательно даст вам то и другое, и никакие грехи других людей не могут этому помешать.

«Если на нашу долю выпадают испытания, то это не означает, что жизнь кончилась. Это означает, что Бог готовит нас к вечности». Патриарх Кирилл

— Как современному, занятому человеку найти время для духовной жизни?

— Для этого нужно правильно расставить, как сейчас говорят, приоритеты; духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего — и очень устаем.

ЕСЛИ МЫ НАЧИНАЕМ НАШ ДЕНЬ С МОЛИТВЫ, МЫ ЗАКЛАДЫВАЕМ ФУНДАМЕНТ, НА КОТОРОМ У НАС ВСЕ БУДЕТ ВЫСТРОЕНО В ДОЛЖНОМ ПОРЯДКЕ, И, КАК СКАЗАНО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ О БЛАГОЧЕСТИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ВО ВСЕМ, ЧТО ОН НИ ДЕЛАЕТ, УСПЕЕТ (ПС 1:3).

Поэтому так важна церковная традиция молитвенного правила. Ведь каждое утро и каждый вечер мы независимо от нашего настроения молимся. Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве, каждый день, не пропуская, — и вы увидите, как начнет меняться ваша жизнь. Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей.

Да и в течение дня всегда можно найти минуту, хотя бы полминуты на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то, что вы встретили хорошего и доброго за день, попросить помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях... Занятость, или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

— Многих смущают антицерковные публикации в СМИ и социальных сетях, скандалы с участием тех или иных священнослужителей. Как к этому относиться?

— Те, кто застали годы атеистической диктатуры, — а я их хорошо помню — хорошо знают, что и тогда противники Церкви использовали тот же набор штампов. Священники, мол, люди жадные, безнравственные, эксплуатируют невежество темных масс... Так что ничего нового для нас тут нет. Меняются времена, меняются знамена, под которыми выступают антицерковные силы, но не меняется их цель. Во все времена — и во времена античности, и во времена атеистических гонений, и сейчас — битва идет за одно: за бессмертные души людей. Подлинный конфликт разворачивается на духовном уровне, как говорил Федор Михайлович Достоевский, «здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Сейчас многие люди обретают веру, приходят ко Христу, входят в храмы Божии и приступают ко Святым Христовым Тайнам. И чем больше людей становится на путь спасения, тем громче крик антицерковно настроенных сил: «Нет! Нет! Не ходите в Церковь! Там все обманщики, мошенники, стяжатели!» Подумайте, кого так пугает мысль, что человек войдет в храм, обратится к Богу, ктó не может этого перенести?..

Многие говорили мне, что именно антицерковная кампания помогла им стать церковными людьми: ведь раз некие могущественные силы так отчаянно не хотят, чтобы мы вошли в Церковь, значит, быть в ней очень важно. Если прилагается столько усилий, чтобы помешать нам приступить к Чаше со Святыми Тайнами, значит, то, что в этой Чаше, — жизненно необходимо.

Те, кто участвуют в нападках на Церковь, обычно не отдают себе отчета, орудием каких сил они являются, ктó использует их в своих интересах. А им стоило бы об этом задуматься.

— Люди часто жалуются на безнравственность общества: кругом нечестность, коррупция, черствость, жестокость, равнодушие... Как Церковь может помочь изменить эту ситуацию? И что Вы ответите тем, кто упрекает Церковь за то, что после двадцати пяти лет религиозной свободы общество так и не освободилось от этих пороков?

— Позвольте мне еще раз напомнить некоторые очевидные вещи. Ситуация меняется, когда меняются люди. А люди меняются, когда они хотят измениться. Не когда они хотят, чтобы менялись другие (к другим можно предъявлять какие угодно претензии — это ни к чему не приведет), а когда они понимают, что их собственные пути неправильны, их собственные ценности нуждаются в пересмотре, их собственные нравы нуждаются в исправлении. Такие люди обращаются к Богу с покаянием и верой и приходят в Церковь, чтобы обрести помощь и изменить свою жизнь.

БЕССМЫСЛЕННО ОЖИДАТЬ, ЧТО ДРУГИЕ ЛЮДИ, ЧТО ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ, ЕСЛИ МЫ САМИ МЕНЯТЬСЯ НЕ ХОТИМ.

Любые перемены к лучшему начинаются только с самого человека. Я сейчас повторю свои слова, которые кому-то не понравились: если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере профессиональной, почему так горячо требуем, чтобы правда осуществлялась где-то на макроуровне, а на микроуровне ее не должно быть? Люди загоняют себя в ловушку: каждый яростно требует от соседа, сослуживца, начальника быть праведным, но при этом не собирается становится праведным сам.

И тут Церковь предлагает увидеть ситуацию по-другому. Наша главная беда — не грехи других людей, а наши собственные грехи. Помните, как персонаж пьесы «На дне» говорит: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».

Это материалистическое понимание человека, при котором главное — удовлетворить свои материальные потребности, осуществить свои хотения, и тут выгодно быть окруженным совестливыми людьми, но не быть совестливым самому. И часто требования, обращенные к Церкви, так и звучат: «Сделайте моего соседа совестливым. Путь меня окружают хорошие, честные, добрые люди. И при этом не лезьте со своими наставлениями ко мне».

Но Церковь говорит о Спасителе, Который приходит спасти нас от наших грехов. Потому что никто никогда не будет осужден Богом за чужие грехи. Никто не лишится вечной жизни из-за пороков других людей.

БЫТЬ СОВЕСТЛИВЫМ, ИЗБЕГАТЬ ЗЛА, ТВОРИТЬ ДОБРО, СЛЕДОВАТЬ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ — ЭТО ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО СОСЕДУ, НО ЖИЗНЕННО ВАЖНО ДЛЯ НАС САМИХ.

* Это интервью опубликовано в специальном выпуске журнала «Фома» «Москва Пасхальная», подготовленного по заказу и при поддержке Департамента культуры города Москвы. — Ред.

http://www.foma.ru/patriarh-kirill-duhovnaya-jizn-eto-ne-hobbi.html

Ответить13 комментариев
В избранное
Комментарии (13):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Tanya:) 01.05.2013 16:18 #

Кирилл мне всегда нравился своей грамотной речью.

На мой взгляд, он всегда говорит очень разумно, убедительно и как-то по-человечески)

Tanya:) 01.05.2013 16:22 #

Да, особенно был заметен контраст, когда ещё жив был Алексии II, как будто один из современного мира, а другой из дореволюционного.

Кстати, да. Прошу прощения за аналогию, но как Путин после Ельцина)

Ярославна2304 02.05.2013 00:36 #

Если будет свободное время, почитайте о жизни Алексия ll. Возможно, Ваше мнение о нём изменится.

Ирина, я, наверное, не самое лучшее сравнение привела, но такая вот ассоциация) Я знаю (хоть и не так подробно, как Вы написали)), что Алексий внёс огромный вклад в развитие, в возрождение православной церкви в России, и отношусь к нему с большим уважением. Я имела в виду именно речь и моё восприятие.
Времена Ельцина пришлись на мой ещё недостаточно сознательный возраст, да ещё и оратором к старости он стал слабеньким, так что я вообще мало что понимала из его выступлений, а потом пришёл Путин - молодой, энергичный, с живой речью. Примерно такой же контраст в моём восприятии Алексия (тогда я, к сожалению, мало разбиралась, да и мало интересовалась этой стороной жизни) и Кирилла. Никого не хотела обидеть таким сравнением.

Tanya:) 02.05.2013 09:36 #

присоединяюсь

Ярославна2304 02.05.2013 00:59 #

Отрывок из http://www.vidania.ru/patriarhi/patriarh_aleksii_2.html

"18 лет пребывания Святейшего Патриарха Алексия на престоле Московских Перво-святителей стали временем возрождения и расцвета Русской Православной Церкви.

Были воссозданы из руин и вновь построены тысячи храмов, открыты сотни монастырей, прославлен сонм новомучеников и подвижников веры и благочестия (канонизовано более тысячи семисот святых). Закон о свободе совести 1990 года возвратил Церкви возможность не только развивать катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность, помогать малоимущим, служить ближним в больницах, домах престарелых и местах заключения. Знаком возрождения Русской Церкви в 1990-х годах, несомненно, стало восстановление в Москве храма Христа Спасителя, который был разрушен безбожниками именно как символ церковной и государственной мощи России.

Статистика этих лет поражает. Накануне Поместного Собора 1988 года было 76 епархий и 74 архиерея, в конце 2008 года в Русской Православной Церкви 157 епархий, 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных (14 пребывают на покое). Количество приходов увеличилось с 6 893 до 29 263, священников - с 6 674 до 27 216 и диаконов с 723 до 3 454. Святейший Патриарх Алексий II за время своего первосвяти-тельства совершил 88 архиерейских хиротоний, лично рукоположил множество священников и диаконов. Десятки новых храмов освящены самим Патриархом. Среди них были и величественные кафедральные соборы в епархиальных центрах, и простые сельские церкви, храмы и в крупных промышленных городах, и в таких удаленных от центров цивилизации местах, как Ямбург - поселок газовиков на берегу Ледовитого океана. Сегодня в РПЦ 804 монастыря (было всего 22). В Москве количество действующих храмов увеличилось в 22 раза - с 40 до 872, до 1990 года была одна обитель, сейчас - 8, существует также 16 монастырских подворий, в черте города действуют 3 семинарии и 2 православных вуза (раньше не было ни одного церковного учебного заведения).

Ярославна2304 02.05.2013 00:59 #

Духовное образование всегда было в центре внимания Святейшего. Ко времени его патриаршества действовали три семинарии и две Духовные академии. Архиерейский Собор 1994 года поставил перед семинариями задачу давать высшее богословское образование, а перед академиями - стать научно-богословскими центрами. В связи с этим изменились сроки обучения в духовных школах. В 2003 году состоялся первый выпуск пятилетних семинарий, а в 2006 году - преобразованных академий. Появились и активно развивались церковные высшие учебные заведения открытого типа, ориентированные преимущественно на подготовку мирян - богословские институты и университеты. Сейчас в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях есть регентские и иконописные школы, при храмах действуют более 11 тысяч воскресных школ. Были созданы новые церковные издательства, появилось огромное количество духовной литературы, во множестве возникли православные средства массовой информации.

Важнейшей частью служения Патриарха Алексия были поездки по епархиям, которых он совершил более 170-ти, посетив при этом 80 епархий. Богослужения в поездках нередко длились по 4-5 часов - так много было желающих принять Святое Причастие из рук Первосвятителя, получить его благословение. Подчас все население городов, в которые приезжал Первосвятитель, участвовало в совершаемых им богослужениях, в закладке и освящении храмов и часовен. Несмотря на преклонный возраст, Святейший обычно совершал до 120-150 литургий в год.

В тревожные 1991 и 1993 годы Святейший Патриарх сделал все возможное, чтобы не допустить гражданской войны в России. Так же и во время боевых действий в Нагорном Карабахе, Чечне, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии он неизменно призывал прекратить кровопролитие, восстановить диалог сторон, вернуться к мирной жизни. Все международные проблемы, представляющие угрозу миру и жизни людей, также неизменно становились темой его переговоров с государственными деятелями различных стран во время его визитов туда (а таких поездок Святейший Владыка совершил более сорока). Много усилий он приложил для мирного решения проблем в бывшей Югославии, что было связано с немалыми трудностями. Например, при посещении Сербской Церкви в 1994 году Святейший часть пути в Сараеве преодолевал на бронетранспортере, а в 1999 году его посещение Белграда пришлось на время, когда в любой момент могла начаться очередная натовская бомбардировка. Огромной заслугой Патриарха Алексия II, несомненно, является восстановление общения Церкви в Отечестве и в зарубежье. День Вознесения Господня 17 мая 2007 года, когда в храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении, а затем единство Поместной Русской Церкви было запечатлено совместным совершением Божественной литургии, поистине стал историческим днем торжества русского православия, духовного преодоления тех ран, которые были нанесены русскому народу революцией и гражданской войной. "

Tanya:) 02.05.2013 12:23 #

Ярославна, я нисколько не умаляю роль Алексия II в сохранении и возрождении РПЦ. Я имела в виду, что Кирилл - тот человек, который мог бы привести меня к православию, если бы я серьёзно об этом задумалась.

Ярославна2304 02.05.2013 12:46 #

А задумываетесь?

Tanya:) 02.05.2013 17:15 #

Пока нет. В смысле: задумываюсь, но пока делаю вывод - церковь не для меня.

shelev 01.05.2013 21:03 #

Интересная статья.
Есть много интересных вещей до размышления.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир