Вступить в сообщество
Сообщество

Дошкольник

Зебра80

"Детские" слова: нужны ли они?

Мамочки, как вы относитесь к специальным "детским" словам?
"Бибика" вместо "машина", "ляля" вместо "малыш", "тпруа" вместо "гулять"... Фантазия мам и особенно бабушек неистощима
Мы прекрасно обошлись без этих слов, хотя одна из бабушек была уверена, что без них - никак, и таки умудрилась переучить моего старшенького вместо "машина" говорить "бибика"! Мне она объяснила, что взрослые слова малышам якобы непонятны, хотя к своим полутора годам Женя и прекрасно понимал слово "машина", и сам пытался его выговаривать... А когда я уходила в университет, объясняла моим малышам, что мама "идет в школу, азбуку читать!" - опять-таки потому, что слово "университет" малышам непонятно. А "школа" и "азбука" годовалому и двухлетке более понятны???
Может быть, я не права, и упрощенные слова действительно ускоряют развитие? Поделитесь, пожалуйста, опытом. А может быть, вам известны исследования на эту тему?

Ответить20 комментариев
В избранное
Комментарии (20):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Ника Миронова 13.08.2011 12:18 #

Насколько я знаю и могла наблюдать у своих детей такие слова они придумывают без подсказки взрослых, а ориентируются на какие-то ассоциации что ли. Причем как на звуковые, так и берут первые слоги слов. Вот например, младший называет машину "би-би", корову "мууу", а вот кота "ко", птички у него "пипи" и т.д. Я всегда предметы называю правильными словами, малышня же сама именует их так, как ей на данный момент удобно. Думаю, страшного в этом ничего нет. А вот переучивать наоборот-это по меньшей мере странно, на мой взгляд

Зебра80 13.08.2011 12:40 #

Уточняю: речь не о тех словах, которые малыши сами произносят. Понятно, что многие взрослые слова им просто не выговорить, и ребятишки сами их упрощают или придумывают легкопроизносимую замену.
Речь именно об использовании "слов-заменителей" взрослыми. Замедляют ли они формирование речи ребенка? Или, может, наоборот: если взрослый и малыш используют одно и тоже словечко, это облегчает взаимопонимание?..

Ника Миронова 14.08.2011 10:02 #

Нет, ну это однозначно ерунда. Дети говорят, как им удобно-на то они и дети, а вот когда взрослые называют машины бибиками, а детей лялями мне как-то не по себе. Я со своими так не разговаривала

ks23 14.08.2011 00:57 #

Больная тема, прямо как ноющий зуб На работе был мужчина 30 лет, маменькин сыночек, так он говорил "бибика"... До сих пор трясет!
По моему, с детьми нужно нормальными словами разговаривать. Более того, если ребенок использует упрощенный вариант, то напоминать ему взрослый. Например, если ребенок указывает на корову и говорит "мууу", ответить "правильно, корова". Согласно исследованиям, дети до полугода (!) будут скорее реагировать на сюсюкание, чем взрослую речь, а более старшие, когда они учатся запомнать и узнавать слова, - на эмоционально окрашенную взрослую речь.

Зебра80 14.08.2011 02:51 #

Так, до полугода...
Ценная информация! Спасибо )

Ирискин 14.08.2011 09:02 #

лепетные слова нужны ребенку и ничего страшного в них нет!
это этап в его развитии, такой же как крики, гуление...
ниже выкладываю интересную статью про развитие речи ребенка

Ирискин 14.08.2011 09:03 #

Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.

Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.


Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.

Звукопроизношение

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или
" дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам"

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.

О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития.
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка - есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.
Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку "разговориться"

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
ШАГ1
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. новый слог
3. новый слог (тот же)
4. знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи.

__________________

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи

Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Все, о чем я написала, можно коротко охарактеризовать, как наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и АДЕКВАТНОЙ ситуации.

Понимание речи/ развитие импрессивной речи

Уважаемые родители. Появилось много вопросов по развитию понимания обращенной речи.
Что такое понимание речи?
Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими.

Последовательность работы над пониманием речи

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.
Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет/члена семьи/ домашнего любимца.

Опишу последовательность накопления словаря:
Существительные
• Предмет предъявляется и называется.
• Ребенка знакомят с назначением предмета.
• Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
• Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
• Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
• Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
• Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Глаголы
• Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
• Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
• Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.
• Выбор из большего количества вариантов.
• Включение слова в быт и игры.
• Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Предложения

Виды простых предложений:
Инструкции: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов:
• Хочешь...?
• Что ты хочешь? (выбор из двух)
• Где ...?
• Какой...? (большой или маленький)
• Кто не спит?

Уровни сложности предложений.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»
Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию.

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

1 уровень:
Предъявляются картинки: "Мишка -собачка",
ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении
« Мишка ест», «Зайка ест».
Вопросы: «Покажи: Мишка ест».

2 уровень предполагает два ключевых слова.
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест»

3 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».

4 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,
« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

• Принадлежность: «Помой папину тарелку».
• Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
• Передача предмета: «Дай мяч Коле»
• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
• Вопросы: «Где стоит сумка?»
• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

LAKAZHE 14.08.2011 11:41 #

Все так делают,но это неравильно

Зебра80 14.08.2011 11:55 #

Не все ))
А Вы сами такие слова в разговоре с малышом используете?

Gerda 14.08.2011 16:28 #

Все эти "бибики" и "ляли" нужны детям, когда у них сразу не получается произносить нормальные "взрослые" слова. А если получается, то необходимость в "детских" заменителях отпадает. Я сразу детям говорила "машина", "девочка", "гулять". Им все всегда было понятно, я просто такой человек - не люблю сюсюкаться. И если честно, меня напрягает, когда на моего ребенка чужой взрослый, разговаривая со своим малышом, говорит: "Смотри, какая ляля идет". Мои дети - это дети, а не ляли. Вряд ли такие слова как-то ускоряют развитие. Они просто показывают отношение взрослых к детям - как к маленьким, в чем-то неравноправным собеседникам. Хотя в общении с детьми лучше все-таки вербально держаться на равных, учитывая при этом, что перед тобой не взрослый человек, а ребенок.

Step_73 14.08.2011 19:08 #

Я не упрощала, более того разговаривала нормальными слова прям с рождения.Рассказывала все что вижу или сын видит даже когда он, как может показаться, ничего не понимал. Потом, когда начал говорить и уже почти все буквы выговаривал, мы с ним учились правильно произносить слова, может поэтому сынок начал рано говорить?
Помню, что к полутора годам он знал марки автомобилей, в том числе и иномарки.Приехали к маме в гости, соседи были в шоке, что такой карапуз знает такие вещи.Еще у нас была любимая игра"Что это такое?".Он,не помню с какого возраста только, перед сном тыкал пальчиком в любой предмет и говорил"Катика".Мы сначала ломали голову, что он говорит, а потом дошло, он говорил"Что это такое"!!!И вот так мы бывало до получаса упражнялись, он меня справшивает, я отвечаю
В общем, я за то,чтобы не упрощать

RiboCaro 15.08.2011 15:27 #

Мы поступали также. я все время говорила с ребенком с родов. Меня мало волновало, что думают окружающие, родные ... И хотя первые слова у нас тоже были со своей озвучкой - "та-та" -traffic lights или "атика" - octopus, я спокойно говорила: "Да, это ... и повторяла (правильно) слово". Мы тоже начали рано говорить. Нам 2 и мы говорим много и хорошо.

WRebel 14.08.2011 20:53 #

Ну совсем малышам, ономатопея, конечно же нужна, а уж сколько стоит задерживаться на этой ступени зависит уже от уровня развития в каждом конкретном случае.

yonsha 15.08.2011 08:03 #

Плохо отношусь и никогда не использовала! Ни со мной, ни с моим братом в детстве так не разговаривали...поэтому и мы заговорили сразу и нормально и довольна-таки рано ( я- в год с небольшим, брат в 2 года). Так же и я с сыном не "сюсюкала" в 2 года тоже начал говорить вполне связно и правильно.
От бибик и пр-пр всяких просто выворачивает.

Зебра80 15.08.2011 19:34 #

Вот-вот, меня тоже выворачивает. Но сейчас, перед рождением дочи, задумалась: раз бабульки, руководствующиеся "народной мудростью", с детьми сюсюкают - может в этой народной мудрости есть здравое зерно?

кколбаса 17.08.2011 14:06 #

полностью согласна, я даже где-то читала, что коверкать язык вредно для развития детей, потому что ребенок начинает говорить, подражая взрослым. А если взрослые говорят кусать, вместо кушать, и т.п. То и ребенок будет так говорить, понимание слов здесь не причем.

RiboCaro 15.08.2011 15:43 #

Возможно, это больше взрослым нужно? Я тоже против таких слов и считаю неоправданным учить ребенка "выдуманным" словам, а потом переучивать на правильные. Нам 2 и сегодня нам сделали в магазине комплимент, что очень хорошо разговариваем. Дама сравнила нас с ребенком постарше со двора. Я, конечно, сказала, что дети разные и т.п. Истинна в том, что ребенок будет говорить хорошо если с ним говорят не сюсюкаясь, оббъясняют, показывают, играют и поют, читают. У нас дома пока нет телевизора и не спешим...
Бабушку, я бы попросила говорить "взрослые" слова, потому что врачи-логопеды считают, что так лучше ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЕКТА РЕБЕНКА. И сказала бы "спасибо" за заботу.
Своей маме запрещаю говорить такие слова. Но у нас еще и другая проблема - язык литературный и нелитературный. Поскольку говорим мы на румынском (тот же молдавский), а он у нас сильно покорежен, то мой ребенок периодически выдает мне гЯгя - это искаженное Дядя (нЕня), кЁкя - искаженное тётя (тАнти), хотя знает, как правильно; иногда специально говорит и лукаво так смотрит. И тут оказалось, что и прабабушка со стороны мужа так же говорит. Так что, приехали! В 76 лет одну, и в 81 год другую не переучить. Теперь сижу думаю, что делать. Зачем ребенку лишний мусор в голове?

Oliko 16.08.2011 00:37 #

Я со своим разговариваю как со взрослыми людьми, только по-ласковей, по-подробней поясняю и несколько более членораздельно (т.к. имею привычку иногда говорить слишком быстро). Понимает абсолютно всю мою речь. В какой-то момент попробовала использовать "бибики" и "ляли", когда столкнулась с тем, что ровесница сына (полтора года) давно уже говорит упрощённые слова, а у нас словарь ограничивается "бах" (не-композитор), "даган" (догони) и "капать" (компьютер). Никаких мам или ав-ав. Репетировала с ребёнком "лялю" несколько дней. Результат - научился укоризненно называть меня по имени. Вывод: не надо ориентироваться на чужих детей, малыши развиваются как им удобно.

Комментарий удален

singarelle 26.09.2011 10:08 #

Я сразу старалась обходится без сюсюкания. Машина это машина, трактор - трактор и т.д. Слова мы пока не говорим, но для много у дочки есть свои названия, из 1-2 слогов. Самый распространенный слог это "ка". Тут и качели, и горячо любимый нами кактус, и подушКА и еще куча всего. Матрешка - "ма". Плюшевый мамонт - "мама".
Притащила из "Игрушек" на Волковской интересную каталку с педалями. Думала, как дочка будет ее назвать? Предположила что "ка" - каталка. Не угадала. Она у нас теперь называется "си". От слова велоСИпед. А общаюсь по упрощенному я так. Например дочка говорит мне "си". Я отвечаю: "да, си. Ве-со-СИ-пед".

АлинаСергеевна 12.10.2011 05:22 #

"Детские" слова - они и есть для самих детей. Мало какой ребенок в 2 годика правильно произнесет, например, "экскаватор". Но чтобы ребенок правильно начал говорить как можно раньше - взрослым все же нужно "называть вещи своими именами". А "детские" словечки - любая мама будет понимать, пока детка говорить правильно не научится.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир