smola

Что это за штука такая - грех?



Что это за штука такая - грех?
Навеяло размышлениями о протестантах и православных.
У К.С.Льюиса в "Письмах Баламута" бес негодует:
"В глубине души Он гедонист. Все эти посты и бдения, костры и кресты - лишь фасад. Пена на морском берегу. А на просторе Его морей - радость и снова радость. И Он даже этого не скрывает. В Его деснице, видите ли, вечное блаженство. Тьфу! Мне кажется, тут нет и намека на ту высокую и мрачную мистерию, до которой мы восходим в Мрачном Видении. Он вульгарен, Гнусик! У Него буржуазная душа. Он заполнил весь мир, весь Свой мир Своими же радостями. Люди целый день занимаются тем, что отнюдь не вызывает у Него возражений: купаются, спят, едят, любят друг друга, играют, молятся, работают. Все это надо исказить, чтобы оно пошло на пользу нам. Мы трудимся в крайне невыгодных условиях. Ничто естественное само по себе не работает на нас".
А вот православное видение: например, Ф.Затворник:
"Отличительная черта здесь есть стеснение плоти. Стеснить плоть значит не творить ей никакого угодия в похоти, или не творить ничего с услаждением. Ни пищи, ни пития, ни сна, ни движения, ни смотрения, ни слышания, ни других чувств, впечатлений не принимать так, как бы это было благо, а принимать как будто мимоходом, нечто стороннее, без внимания к тому, и прежде и после, и даже более — с некоторым лишением, не по мере желания плоти, а по мере разума и благого предложения. Дай телу потребное с малым лишением и, оставя его, весь обратись к душе. У святых отцов это называется беганием покоя плоти — недуга самого опасного и Богу противного. Кто жалеет плоть, в том не может пребывать Дух Божий. И частное, урывками, от невнимания и разленения происходящее угодие плоти охлаждает. Что же сказать о тех, у коих плотское услаждение стало законом? Упокоение плоти для духа есть то же, что вода для огня. Плоть — седалище всех страстей, как учит Кассиан (Иоанн Кассиан Римлянин — Ред.) и как можно поверить всякому опытом, потому и стеснение ее есть иссушение страстей. Кто даже в малом чем угождает плоти, тому нельзя быть внутрь; он — в том, чем угождается плоть, потому не собран и, следовательно, хладен".
Вот так. Это не для монахов, это "Путь к спасению" - руководство для всех.
Даже мой любимый, замечательный Льюис, которого называют "анонимным православным" в этом вопросе протестант. Устрани из жизни явные грехи, и живи, радуйся! Православие этой позиции не признает, у него нет ограничений. Устранил явные грехи - поднимайся дальше. Никогда не останавливайся. Идеал - монашество, но и монашество это не высшая ступень, а начало новой лестницы.
Так что же такое грех - искажение естественного (как у Льюиса) или... само естественное ("ни пищи, ни сна, ни впечатлений не принимать так, как бы это было благо")? Или это зависит от уровня духовного развития человека? Тогда мы опять придем к выводу: протестантство - школа, православие - университет. И хочется ли выходить из этой школы? Честно признаюсь, мне - не хочется. Мне хочется жить и радоваться.
И еще один вопрос возникает: грех - объективен? Он и в Африке грех, или все же что одному грех, другому вполне простительно?
Об этом я еще подумаю...

Ответить0 комментариев
В избранное
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир