Эксперимент Ковац и Мелер

Агнеса Ковац и Жак Мелер из Международной высшей школы передовых исследований в итальянском Триесте сравнили моноязычных детей и билингв в трех тестах. 60 детей были чистыми итальянцами, а другие 60 детей слышали дома еще и другую речь. Ковац и Мелер посадили детей перед черными экранами мониторов, на которых справа и слева горели два белых квадрата. В первой части эксперимента ученые произносили бессмысленное трехсложное слово – вроде «ла-бу-да», после чего в одном из квадратов – допустим, правом – появлялся веселый разноцветный клоун. Испытания повторялись 10 раз, и к концу большинство детей обеих групп в первую же секунду переводили глаза вправо, где их ждала картинка с клоуном.
Дальше ученые меняли место появления клоуна и одновременно – сигнальное слово; последнее, впрочем, оставалось таким же бессмысленным. Поначалу дети, услышав сигнал, продолжали переводить взгляд направо (движения их глаз фиксировал специальный инфракрасный сканер), где они привыкли видеть картинку. К концу второй серии испытаний билингвы по большей части «переучивались» на левый квадрат, а их одноязычные сверстники – нет.
Второй эксперимент несколько упрощал задачу. Вместо непонятных трехсложных слов ученые произносили непонятные слова с двумя повторяющимися слогами – скажем, сначала было «бу-бу-га», потом «бу-га-га». Известно, что дети в возрасте 7–8 месяцев очень неплохо замечают такие подмены, так что Ковац и Мелер могли быть уверены, что замену сигнального слова осознали подопытные обеих групп. Однако, как и в первом эксперименте, переучиться смогли лишь билингвы.
40.35 КБ Результаты экспериментов: По горизонтальной оси отложен номер испытания в каждой из двух серий, по вертикальной – доля детей, повернувших взгляд в сторону квадрата, где должен появиться «клоун», в течение первой секунды. Приведены условные сигнальные слова и серии изображений, которые на деле менялись от ребенка к ребенку; также менялось и назначение квадратов. Видно, что билингвы («синие») во второй части каждого эксперимента переучивались куда лучше монолингв. // National Academy of Sciences
В третьем опыте ученые заменили звуковой сигнал визуальным, показывая детям наборы из трех геометрических фигур – скажем, двух кружков и одного треугольника в первой части эксперимента и одного кружка и двух треугольников во второй. И опять билингвы показали лучшие результаты.

Ответить0 комментариев
В избранное
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир