Нововведения в дошкольном образовании вступили в силу

в избранное
Нововведения в дошкольном образовании вступили в силу 1

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. Работа над ним шла почти полгода. После того, как проект стандарта выставили на всеобщее обсуждение, поступило свыше 300 замечаний и предложений. Все они были рассмотрены на заседании Совета Минобрнауки, после чего стандарт доработали.

Руководитель рабочей группы по разработке стандарта директор ФИРО Александр Асмолов дал пояснение к закону, его цитирует «Российская газета».

- Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

Стандарт состоит из трех компонентов: требований к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Последний компонент определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования.

Асмолов поясняет, что среди них, например, «инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность».

Итак, что нового появится в детских садах?

На основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои программы. При этом они должны учитывать примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций в детских садах не допускается, а главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.

Группы в детских садах могут заниматься по разным программам, с учетом развития и возможности детей. Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды. А это значит, что наши детские сады и ясли теперь должны выглядеть по-другому.

Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно - и азы знаний. Как это можно сделать в типовых зданиях детских садов, которые были спроектированы в 70-80-е годы? Преподаватели кафедры художественного проектирования интерьеров Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова не просто разработали методические рекомендации для детских садов. Они наглядно показали, как унылые групповые комнаты можно превратить в красивые уголки для игр.

Дизайнеры предлагают активнее использовать мебель-трансформер. Это когда обычные столы, например, могут превращаться в мольберты, мольберты - в теннисные столы, кровати задвигаются на специальный подиум или убираются в шкафы, расставленные возле стен. Естественно, такая мебель делается из современных материалов, таких как пластик. Никакого ДСП.

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (204):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Ника Миронова 11.01.2014 01:49 #

Ничего принципиально нового) старое-другими словами) это как теперь правильно говорить не "открываем тетради", а "открываем рабочее поле"

ЛИЛЬНИКОЛАВНА 13.01.2014 12:29 #

интересно, а за чей счет этот банкет??

Razkrashemny 17.01.2014 15:47 #

за наш, скорее всего! (

ЛИЛЬНИКОЛАВНА 17.01.2014 16:38 #

Комментарий удален

Ника Миронова 22.01.2014 21:43 #

И не нужно требовать от дошкольников больше,чем они могут.



А разве от дошкольников чего-то особенного требовали?

Schwan 22.01.2014 21:55 #

о-о-о, я столько примеров понаслушалась от друзей от требовании к дошкольником из серии "как? ваш ребенок в 4 года еще не умеет читать?" И это были не какие-нибудь взбалмошные родители, а "приходящие" педагоги в детский садик...

Ника Миронова 22.01.2014 22:07 #

Да? Впервые слышу... Когда Лиля в сад ходила, такого не было. А они, педагоги, тогда зачем?)))) У нас Тема не испытывает особой тяги к занятиям азбукой и счетом-пока его хватило на 2 буквы и считает до пяти. Ему будет 4 как раз... Ба, а я-то думала, что у нас "есть время"))))))

Ларка667 22.01.2014 22:19 #

Никочка, привет. Конечно у вас есть время. У моего сына в садике тоже была программа обучения, но толку от неё я не заметила. Просто в 6 лет пошли на дошкольные занятия (совсем из головы вылетело как они называются), где его научили читать, писать и считать до 100 и обратно. Сейчас мы ходим в первый класс, и практически всё знаем, из того что ему преподают.

Ника Миронова 23.01.2014 10:41 #

Привет, Ларис) Именно так и собираемся поступить, потому как я хоть и педагог, но ни разу не начальных классов, а наша бабушка, которая занималась со старшей дочкой-далеко. Скорее всего пойдет в "подготовишку" при школе, ну а до этого может быть сестра его еще чему-нибудь научит)))) Под ее руководством освоил пока две буквы и счет до пяти)))))

Schwan 22.01.2014 22:20 #

Ба, а я-то думала, что у нас "есть время"


ну теперь есть (благодаря новым стандартам)

И ты знаешь, я сейчас подумала,что это я о таком только один раз от друзей из своего города слышала, больше от московских знакомых..Но при этом почти все мои друзья были вынуждены отдавать детей на подготовительные курсы в школе,т.к. было требование (тесты и пр.),чтобы дети уже умели читать, писать печатными буквами и считать в пределах 10...И это были не погони за гимназиями,это были школы к которым они по идее должны были быть прикреплены...

Ларка667 22.01.2014 22:23 #

Точно, подготовительные курсы. И их лучше пройти, потому что у сына в классе есть девочка, которая не умеет писать и читать, и сидит в двоешниках. Хотя в наше время, нас учили этому именно в 1 классе.

Schwan 22.01.2014 22:27 #

Мне кажется, что этих подготовительных курсов к школе просто не должно быть.Я когда эту новость прочла,то первая мысль мелькнула,что подобный стандарт в аккурат на ликвидацию подобных курсов рассчитан... и мне кажется,что это правильно..

Mama_6 22.01.2014 22:31 #

У нас в 1 классе по большинству програм подразумевается, что ребенок приходит уже умеющий минимально читать и многое другое.

Ларка667 22.01.2014 22:33 #

Может и правильно, только садики бывают разные, и за каждым не будут бегать, проверять, научился ли он чему-нить. А потом придут эти детки в школу, а там более подготовленные. Нехорошо будет умненьким деткам в отстающих с самого начала.

Зебра80 22.01.2014 22:34 #

А родители на что??????

Ларка667 22.01.2014 22:46 #

Ну родители разные бывают, я своего научила только буквам, а всё остальное на подготовишках. Я оправдываю себя тем, что с его двух лет работала почти без выходных. Так что я с огромной радостью заплатила денюшку, отвела на курсы и ждала результатов.

Зебра80 22.01.2014 22:52 #

А из моих четверых школьников на подготовительные курсы не ходил ни один. Проблемы с учебой только у одного, но совсем по другой причине.

Schwan 22.01.2014 22:37 #

Да это и в школах также - и школы разные, и учителя разные,тоже не за каждым бегают, а еще чаще просто перекладывают очень многое на родителей...

Зебра80 22.01.2014 22:47 #

По-моему, "бегать" за своим ребенком должны только родители. Дело учителей - дать знания и умения, а брать их или нет - дело ребенка и тех, кто несет за него ответственность.

Schwan 22.01.2014 22:51 #

Дело учителей - дать знания и умения


так разве кто-то с этим спорит?
Вопрос еще в том, как учителя дают эти знания, а еще потом как они их контролируют и насколько используют этот уже всем набивший оскомину "индивидуальный подход" )

Зебра80 22.01.2014 22:32 #

Почему эту девочку читать и писать родители не научили?

Ларка667 22.01.2014 22:42 #

Вот у меня тот же вопрос.

Schwan 22.01.2014 22:43 #

Надь, а ты думаешь,что читать и писать должны учить родители?
Я в этом очень не уверена...Я серьезно..Я как-то за последний год сильно пересмотрела свои позиции...Не с каждым ребенком этот процесс идет легко..А важно,чтобы на начальном этапе чтение и письмо были все-таки максимум в удовольствие...Мне кажется.что специально подготовленным людям легче и руку правильно поставить и складывание слогов в слова объяснить..

Aleksa7 22.01.2014 22:50 #

специально подготовленным людям легче и руку правильно поставить



Света, а у вас в школах стават руку? моему ребенку все испортили, вернее испортила она сама, а внимания никто не обратил..включая меня. я даже не предполагала, что процесс может быть обратимым.

у нас сейчас некоторый кризис. я несколько ослабила контроль и дите решило, что и так сойдет. вчера читала нотации, метала фром и молнии стращала отменой гимнастики. я итак сейчас вся в состоянии постоянного стресса...так еще эта красавица мне добавляет...я не понимаю, я устала
я на школу не рассчитываю слишком. да она занимается, но если она начинает лениться, то никто там наседать не станет, а я потом буду пробелы заполнять.

Schwan 22.01.2014 22:56 #

Не знаю, ставят им руку или нет..Я ставила и продолжаю это делать сама...И знаю,как это трудно...У меня к немецкой школе тоже много претензий,потому как я требую аккуратность, а мой мне заявляет,что им разрешают писать,как им удобно..Понимаешь, мы относимся к амбициозным родителям.Но не все такие...Вот массовые школы, как правило, и рассчитаны на не таких как мы родителей)))

Aleksa7 22.01.2014 23:01 #

что им разрешают писать,как им удобно..



вооооот....проблема. на что я отвечаю, что мне очень безралично что разрешает школа. я не разрешаю. но противостоять трудно. она там 7,5 часов..а у меня полчаса вечером. силы не равны, но я борюсь. )))

ЛенаШ 22.01.2014 23:00 #

моя малая заявила что бросает танцы. в басейн хочет.
я както... не знаю. потом подумаю) бросает так бросает.
а чего ты в стрессе?

Aleksa7 22.01.2014 23:04 #

а все понемногу...работа, школа, семья ))))

Зебра80 22.01.2014 22:50 #

Свет,
1) где они, эти специально подготовленные люди?
2) я считаю, на начальном этапе важен индивидуальный подход. А чтоб научить ребенка читать и писать, нужно потратить много часов. На КАЖДОГО ребенка. С классной системой обучения об многочасовых индивидуальных занятиях не может быть и речи, как бы талантлив ни был учитель.

Schwan 22.01.2014 23:00 #

ты знаешь, я пока больше о личном, а не теоретичном)) Мне стоило очень много сил умерить свои страхи и не учить ребенка читать по-немецки.И ты знаешь, их в классе 25 человек.И ребенок стал читать сам...У них так выстроено,что не зачитать практически невозможно...Каждое слово сопровождается картинкой, потом они его пишут (как курица лапой) ,потом идут небольшие тексты с этими словами и опять-таки в сопровождении с картинками...В общем,как-то легко и непринужденно...
А вот с русским я воюю...И я не могу сказать,что за эти полгода он стал лучше читать по-русски..Вот немецкий - прям хорошо. Даже иногда уже с интонацией правильной.А по-русски до сих пор в основном слоговое чтение..Вот тебе и я со всеми своими методиками..и школа с ее(

Aleksa7 22.01.2014 23:08 #

я тоже не учила читать на английском. у нее очень высокий уровень по чтению, а вот с пересказами и анализом прочитанного наметились проблемы.

с русским пока проблем нет, но она читает с 4 лет. вчера стала пересказывать мне школьную книгу на русском. я говорю надо на англ. а она не хочет. вот пойми за что теперь воевать.

Ларка667 22.01.2014 23:01 #

Надя, ты большая молодец, я тоже считаю что с ребёнком надо заниматься. Но к цели (доставить ребёнка 1 сентября с необходимым набором знаний),мы пришли одинаково подготовленными. Так что выбор есть и каждый для себя его делает.

Зебра80 22.01.2014 23:11 #

Простая арифметика: отвести ребенка на курсы, дождаться их окончания и привести домой занимает больше времени, чем домашнее занятие )))

Mama_6 22.01.2014 23:04 #

Надь, а ты думаешь,что читать и писать должны учить родители?

Эх, лучше, чтоб специалисты. Т.к. процесс у разных детей идет по-разному, да и не имея специальных знаний так "накосячит" можно, что потом переучивать придется, а это сложнее.
Но где найти этих специалистов? Не всегда понятно. Особенно. учитывая, что в школе уже читать надо.

Зебра80 22.01.2014 23:09 #

Ну да, лучше ))
Но это мечты из разряда "вот бы все педагоги любили детей и были гениальными методистами, все врачи ставили бы безошибочные диагнозы и назначали оптимальное лечение, все священники были бы праведниками..." Где же взять столько талантов и энтузиастов? (((((

marion 23.01.2014 08:33 #

Так и родители далеко не всегда могут быть прекрасными специалистами по обучению своих детей... не иметь ни таланта, ни энтузиазма в этом деле. Хотя при этом они хорошие родители.

Schwan 22.01.2014 23:10 #

Вот и мне так кажется..)

marion 23.01.2014 08:31 #

У педагогов есть определенные методики для обучения чтению. Родители ими не владеют. По кр.мере не все родители. Правильный процесс, я считаю - это когда педагоги (в школе или в садике) учат, а родители дома с детьми повторяют материал - помогают детям выполнять задания. А чтоб родители были должны самостоятельно, как умеют, научить детей читать и писать до школы - это по-моему, неправильно.
Вообще этот момент непонятен - у нас же нет такого требования, чтоб дети, приходя в школу, уже умели читать и писать. Школьная программа включает в себ обучение этому в первом классе.

Mama_6 23.01.2014 08:36 #

У педагогов есть определенные методики для обучения чтению. Родители ими не владеют. По кр.мере не все родители. Правильный процесс, я считаю - это когда педагоги (в школе или в садике) учат, а родители дома с детьми повторяют материал - помогают детям выполнять задания.

Мне тоже такой вариант кажется более правильным.

Ника Миронова 23.01.2014 10:56 #

.Мне кажется.что специально подготовленным людям легче и руку правильно поставить и складывание слогов в слова объяснить..



...и ребенок будет более послушен с посторонним человеком. У меня Артем такой. Я много раз пыталась сама с ним заниматься, даже игру специальную купили, и "Азбука" Жуковой у нас еще Лилина лежит-он убегает или дурачится. Я пока взяла паузу. В конце концов, ему только 4 года, время еще есть.

fishka_fishka 22.01.2014 22:25 #

В свое время, моего старшего умника после таких подготовительных курсов училка не взяла в класс- потому как сказала, что с ним не справится- он и так все знает.

Schwan 22.01.2014 22:30 #

Ой, и как вы выкручивались?Сразу во второй класс?))

fishka_fishka 22.01.2014 22:54 #

Мы пошли в другую школу и там к его английскому ( в спец школе) прибавился к изучению немецкий и марийский( мы жили в мари эл) плюс сольфеджио , так что был занят, перескочли через класс мы в Штатах, но это была моя ошибка

Зебра80 22.01.2014 22:34 #

Да, избток подготовки может сыграть злую шутку: у ребенка с первого класса сложится впечатление, что школа - это легко и скучно. с таким настроем быть успешным учеником сложно.

fishka_fishka 22.01.2014 23:00 #

Совершенно согласна, так и было со старшим, и продолжается с младшим- ему тоже скучно на фоне остальных. Но сейчас есть программы и школы для продвинутых родителей деток и выход есть, со старшим такого не было. Вообще после российской школы я была тут в огромнейшем ступоре от того как учат

Schwan 22.01.2014 23:08 #

А у вас как построено?
Вот у немцев есть началка - 4 года. Самый трудный -3-й класс.На протяжении всего времени за ребенком наблюдают, (классный руководитель, психолог и соц.педагог) ведут "личное дело"...Потом в середине 4-го класса начинают писать рекомендации и детки в зависимости от способностей разбредаются: лучшие в гимназии, средние - в реальные школы, остальные в так называемые общие...Право поступать дальше в универы и пр. имеют только гимназисты,т.к. там предусмотрена абитура...Ну и другие,уже если очень захотят могут позже эту абитуру закончить,например, в профессиональном колледже

fishka_fishka 22.01.2014 23:18 #

Я знаю про вашу систему, у нас такого нет- сам не пошевелишься, никто не сделает. Пытаюсь перевести младшего в школу посильнее. Наша училка отбивает последнее желание учиться, я ее терпеть не могу, уже даже не хожу помогать в классе. Дома занимаемся дополнительно, но это стоит мне огромных усилий- учительница не задавала! По математике нет домашки! Все что наработано за лето ушло псу под хвост- я в шоке! Опять занимаюсь с ним

Aleksa7 22.01.2014 23:27 #

вот и я вчера была шоке от неспособности рассказать об основным моментах прочитанного. не знаю, мож она просто тупила временно. сегодня гиманстики нет, будем приводить ребенка в чувство.

Aleksa7 23.01.2014 11:22 #

Наша училка отбивает последнее желание учиться, я ее терпеть не могу



о, наша учителка - дура (знаю нельзя так, но другого слова нет у меня уже). Она достала ребенка замечаниями. Я когда была в школе, сказала, что ребенок уже не хочет туда ходить и говорит об этом все время. Ну вроде она притихла и 4 дня все было отлично. А сегодня замечание - слишком долго раскладывала свои вещи. Она должна ко 2 звонку сидеть на месте. у меня одни непечатные выражения. я ребенку пообещала за 5 дней без замечаний, переклеить ленту на гимнастическом обруче. сегодня был последний из 5 дней. Лучше бы на учебу больше внимания уделяла и писала, что дети делают в классе.

Ника Миронова 23.01.2014 10:46 #

т.к. было требование (тесты и пр.),чтобы дети уже умели читать, писать печатными буквами и считать в пределах 10...


Так сейчас эти требования отменили. Не имеют права ни требовать, ни отказать в приеме ребенку, который не читает и не пишет. Однако мне кажется, что для самого ребенка будет лучше, если он освоит эти премудрости ДО школы. Но это уже каждый родитель решает.

Schwan 23.01.2014 11:15 #

Ну так мы о том речь и ведем,что сейчас вроде отменили,а раньше это требовали))
Я тоже думала,что НАДО все до школы.И у нас тут в прошлом году очень серьезная дискуссия разгорелась.Мне каждая из сестер сочла своим долгом позвонить и попросить не учить Илюху до школы читать и писать,мол а что же он тогда в школе будет делать? Я смиряя свои амбиции последовала этому совету.Пока не пожалела.У Илюшки был один знакомый мальчик (правда в другом классе теперь), по всем параметрам опережал по своим знаниям ровесников.Вот мама жаловалась,что у него проблемы с дисциплиной.Скучно ему, он все это знает.Руку тянет, но учительница его же одного все время спрашивать не может...В общем,тут все от организации в школе зависит...Если программа первого класса рассчитана уже на читающих и пишущих - это совершенно другая ситуация.Но мне кажется,что это не совсем правильно)

Schwan 23.01.2014 11:16 #

Мальчик кстати от польской мамы..Мы с польскими мамами видимо похожи))))

marion 23.01.2014 11:29 #

Да, какие-то закономерности явно есть)
Читаю и замечаю, что все наши мамы недовольны заграничными школами - мало требуют, мало задают, позволяют делать как угодно.
А в отношении российских школ, как правило, обратные возмущения - слишком много задают, да и задания такие, что без родителей ребенок не справится.

Schwan 23.01.2014 11:38 #

ты знаешь,я вот не выработала еще для себя окончательно позицию по этому вопросу))Меня тоже ломает от ДЗ по одной страничке.Я вижу,что мой ребенок способен выполнять больше.Я требую, они нет (по желанию) Естественно дома возникает проблемка).В общем,я как бы балансирую между тем,чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в классе, а с другой стороны включил свои способности на полную...

Aleksa7 23.01.2014 18:51 #

чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в классе, а с другой стороны включил свои способности на полную...



Вот очень нелегко это сделать, если сложность заданий в школе ниже уровня знаний ребенка.
Мы в январе не занимались дома математикой дополнительно, а вчера нашлось время и я обалдела...ребенок напрочь ЗАБЫЛ как вычитать с заимствованием..причем что месяц назад это не вызывало затруднения.

учительница еще при встрече мне сказала, что при решении задач, надо не только решить, но и объяснить решение. так вот я вчера учила Сашу этому (сама терпеть не могу объяснять), а она говорит - в школе мы этого не делаем. не делают, но оценивают в репорте.

получается как бы паралельное обучение, причем постоянное. вот я бы хотела, чтобы школа этим занималась. у меня есть небольшая надежда, что когда она перейдет в мидл, то там будет больше выбор. НО чтобы попасть на хорошую программу, надо будет пройти тестирование, а значит надо заниматься дополнительно сейчас. выхода нет.

marion 23.01.2014 11:23 #

По-моему, здесь должно быть все "хоть безобразно, но единообразно")))
Т.е. если решено, что программа 1 класса рассчитана на читающих и пишущих - тогда обучение должно начинаться в подготовительной группе д/сада. Это будет входить в обязательную программу. И все родители должны быть об этом уведомлены, даже если их дети не посещают д/сад - тогда надо им предложить посещение этих занятий в ближ.садике.
Или наоборот, как было в нашем детстве и детстве наших родителей - в школу шли нечитающие-непишущие дети, за 1 год все прекрасно обучались (хотя и в классе по 30 человек, и индивидуальным подходом никто не был особо озабочен). И я бы не сказала, что те поколения были глупее наших детей, или хуже образованы.
А дети, которые выбиваются из общей программы, в худшую или в лучшую сторону, всегда будут испытывать определенные трудности...

Schwan 23.01.2014 11:34 #

Вот и я с этим согласна...Хотят родители заниматься ребенком, есть у ребенка способность рано обучиться читать и писать -ведь никто не против. В Америке вот детки с 5 лет,как бы в школе, хотя называется Киндергартен)) У нас было так,несмотря на смешанные группы, что один раз в неделю собирали всех дошкольников и они там что-то считали,писали и пр. (но как я понимаю,что не все садики это делают)

Ника Миронова 23.01.2014 11:41 #

Ну читать как минимум по слогам-надо бы, на мой взгляд. У нас Лиля пошла бегло читающей-и да, ей было скучно слушать чужое блеяние)))) Но мы ее читать не учили-только буквы она знала и считала в пределах 20ти, как-то сама стала слоги складывать, а перед самой школой-зачитала взапой, не запрещать же.

Mama_6 22.01.2014 22:30 #

У Юльки и Алисы в садике было ИЗО в специальной изостудии с мольбертами (это было здорово), информатика, физподготовка в специально оборудованном помещении+лыжи зимой, занятия проходили по довольно сложной программе, где в 4 года надо было рисовать геометрические фигуры в трехмерном измерении, воссоздавать узоры по клеточкам, со старшей группы были специальные прописи, учили цифры и счет до 20 (и писать цифры тоже), а к концу старшей группы от воспитателей требовали, чтобы все дети умели читать хоть по слогам

Ника Миронова 23.01.2014 10:47 #

Вот это я понимаю)))))

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир