Министр образования Москвы: «У нас все школы хорошие»

в избранное
Исаак Калина. Фото с сайта news.students.ru

1 апреля в Москве стало особенно очевидно неравенство среди школ. У «хороших» школ родители дежурили неделями напролет, чтобы первыми записать туда своих детей. А большинство школ Москвы, у которых нет репутации престижных, сильно не досчитались первоклассников.

О том, что такое «хорошая школа», как ее выбрать, и как московские власти собираются решать сложившуюся проблему, рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. Интервью прошло 6 апреля, в рамках программы «Круг света».

Недобор и перебор

В Москве есть несколько десятков популярных школ, в которые хотят попасть все. Проблема эта не нова, она существовала и в советские времена, отметил Калина.

[poll]24;200;rimg[/poll]

Он также пообещал, что в самых востребованных школах будут организованы дополнительные классы, но только в том случае, если это позволяет лицензия. Школы сами заинтересованы в расширении в связи с переходом на подушевое финансирование: ведь бюджет школы растет пропорционально количеству учеников.

Однако, расширение не может быть безграничным. Если школа, добившись большой популярности, начнет бесконечно расширяться, она быстро эту популярность потеряет: ведь возможности педагогического коллектива ограничены.

Говоря о финансировании школ, министр упомянул о требовании Департамента образования Москвы. Оно состоит в том, чтобы на сайте каждой школы была вывешена смета расходов, из которой бы родители могли бы ясно видеть, на что расходуются деньги. В настоящее время на каждого школьника даже в обычной школе выделяется по 63 тысячи рублей в год.

По мнению министра, главной проблемой для системы образования Москвы является не то, что люди не могут записать ребенка в желаемую школу, а то, что «у целого ряда школ Москвы (я опасаюсь, что это будет ближе к трехзначной цифре, чем к двузначной) есть сегодня опасность не набрать своих первоклассников». Получается, это касается более ста школ в Москве.

Учитывая ситуацию, самая важная задача Калины в настоящее время - сделать так, чтобы родители хотели отдавать детей во все школы. Поэтому в Москве существует, и будет продолжаться практика присоединения одной школы к другой.

Ликвидировать школы будут лишь в крайних случаях. Впервые это случилось с московской школой номер 874, которую в декабре 2010 года лишили аккредитации из-за низкого результата контрольных работ. По словам Калины, «пострадавших в этой ситуации нет. Сейчас школа объединена вместе с соседней школой, работает совместный коллектив, и довольны и ученики, и учителя сами, и родители».

При этом, отметил министр, средний показатель успеваемости по России должен быть минимально допустимым показателем для Москвы. Он объяснил это тем, что в Москве средний уровень образования родителей выше, и, кроме того, разнообразие музеев, памятников культуры и образовательных центров дает московским школьникам больше возможностей для обучения. «Стандарт – это не шаблон, стандарт – это то, хуже чего нельзя», - пояснил Калина.

«Правильная школа»

«Идите в самую удобно расположенную от вас школу, потому что мы сегодня делаем все для того, чтобы все школы были педагогически правильными, а, значит, станут хорошими». Так прозвучал главный совет министра родителям первоклассников.

Другим важнейшим фактором при выборе школы Калина назвал выбор учителя. Он посоветовал поговорить с педагогом, чтобы выяснить, подходит ли он ребенку в эмоциональном плане, и пообщаться с мамами его учеников. «Поверьте, что в любой самой разрекламированной школе может здорово не повезти с учителем первого класса. А в самой неразрекламированной может оказаться замечательная, грамотная, умная женщина», - сказал министр.

В продолжение темы он отметил, что не очень понимает ажиотажа вокруг устройства в первый класс. В случае детей постарше это оправдано: понятно, когда родители семиклассника хотят перевести ребенка ту школу, специализация которой совпадает с его интересами. Школа, в свою очередь, «всегда с удовольствием примет ребенка в старшие классы, ориентируясь на его успехи», - добавил министр.

Другим признаком «правильной школы» Калина назвал профессиональный коллектив учителей. Каждый учитель, отметил министр, должен не только хорошо преподавать, но и владеть современными технологиями, иначе ему будет трудно заработать авторитет у детей.

Не менее важным фактором он считает «насыщенную, полноценную среду общения со сверстниками», в которой каждый ребенок мог бы проявить свои человеческие качества: «Это же наш снобизм взрослых, когда мы думаем, что дети развиваются под нашим влиянием. Дети развиваются – вы себя вспомните! – под влиянием своих сверстников», - сказал он. В маленьких школах среда общения «искусственно заужена», а потому не способствует разностороннему развитию ребенка.

О списке лучших

6 апреля на сайте Департамента образования был опубликован список (PDF) из 350 московских школ, «стабильно дающих высокое качество образования» (всего в Москве 1700 школ). Список вызвал множество вопросов и разногласий. Среди них – цель составления списка и принцип отбора школ.

Комментируя ситуацию, Калина сказал: «У нас все школы хорошие. А это список тех, которые готовы стать стажировочными площадками». Иными словами, данный список был составлен для общественного обсуждения с целью отобрать 250-300 учебных заведений, которые станут площадками для повышения квалификации работников других школ. Это даст им возможность совершенствовать свои навыки «не только в аудиториях институтов повышения квалификации», но и на практике.

Кого возьмут в школу?

Система образования Москвы предоставит возможность всем первоклассникам учиться в достаточной близости от места их проживания, пообещал Калина.

Это соответствует и новым СанПиНам, согласно которым первокласснику положено идти до школы не более 500 метров и ехать не более 15 минут. Поэтому, устройство ребенка в школу, расположенную на большем расстоянии от дома, является нарушением как со стороны родителей, так и со стороны школы, которая принимает ребенка.

При этом, поданный прокуратурой иск против отмены «территориального принципа» подразумевает, что ребенок может учиться в любой школе, где бы она ни находилась. О том, будет ли отменен территориальный принцип, должно стать известно 13 апреля, после решения Мосгорсуда.

О проверке на наркотики

Диспансеризацию школьников следует расширять, считает Калина. И включать в нее следует не только проверку на наркозависимость, но многие другие анализы. Это поможет выявить заболевания на начальной стадии и вовремя заняться их лечением.

Как мы писали ранее, абсолютно здоровым в России являются лишь один из пяти школьников.

Что касается тестирования школьников на наркотики, пока неизвестно, станет ли оно обязательным. Как сообщил 21 марта глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов, члены Государственного антинаркотического комитета пока не смогли прийти к единому мнению по этому поводу.

По национальному признаку

В России есть школы, в которых преподают предметы, посвященные культуре определенного народа. При этом, сказал Калина, прием в такие школы должен осуществляться не по признаку «национальность», а по принципу интереса школьника к той или иной культуре. Прием по принципу принадлежности к национальности является нарушением «Закона об образовании» (статья 5).

Так, в июне 2010 года, в Санкт-Петербурге была закрыта школа-сад «Менахем», в которую, по данным прокуратуры, зачисляли только евреев.

Кроме того, при поступлении в школу администрация не имеет права спрашивать о национальности ребенка. Эту графу в журнале отменили 20 лет назад. «К сожалению, некоторые классные руководители по привычке, по линеечке ее прочерчивают и ставят», - сказал Калина.

Также он подчеркнул, что представителям разных народов необходимо прививать уважение к культуре друг друга, при этом, «родителей надо учить в первую очередь».

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (0):

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир