В редакцию Мамы.ру пришло еще одно открытое послание

в избранное
В редакцию Мамы.ру пришло еще одно открытое послание 1

После публикации Открытого письма учителей по поводу нового школьного стандарта, проблемы российского образования стали одной из самых обсуждаемых тем. В редакцию Мамы.ру пришло еще одно открытое послание с требованием прекратить разрушение системы среднего образования.

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву

Уважаемый г-н Президент!

Почти год назад Вы подписали Перечень поручений о развитии гуманитарно-художественного образования в России. Как было не порадоваться – впервые руководитель нашего государства заметил самое больное место школы и одновременно ее возможную точку роста!

Со временем стало ясно, что радоваться нечему. Ни в профессиональном сообществе, ни в СМИ поручение Президента страны даже не обсуждается. Работники образования если и узнают о нем, то случайно. Те, кому даны распоряжения, ничего реального, во всяком случае – в области общего образования, не предпринимают, хотя, возможно, формальные отчеты во время ложатся на Ваш стол.

На деле идет обратный процесс: прямыми и косвенными, директивными и экономическими способами общее гуманитарно-художественное образование уничтожается, а сопутствующее этому пустословие о национально-культурной идентичности и преемственности, о толерантности, духовности-нравственности, творческой личности и о нашем великом будущем поражает своей безответственностью или утратой стыда. Потому что фактические действия ведут к тому, чтобы все перечисленное стало невозможным.

Общее гуманитарно-художественное образование - единственная образовательная область в светской школе, способная развивать человеческую душу, отзывчивость, чувство ценности всего живого и ответственности за него, постижение того , что жизнь имеет смысл.

А если ничего этого с человеком не происходит, то чем компетентнее и успешнее он во всем остальном, тем опаснее и разрушительнее будет любая его деятельность, станет ли он химиком, каратистом, юристом, политиком или кем бы то ни было еще. Нет более верного пути к одичанию и расчеловечиванию общества, чем разрушение гуманитарной культуры и образования, и жуткие плоды этого процесса у всех на глазах. Если его не повернуть вспять, то от нашей культуры, этносов и государственности скоро останется лишь территория, которую еще какое-то время будут по привычке называть Россией. И если я едва ли увижу эти времена, то у людей Вашего возраста, уважаемый Дмитрий Анатольевич, есть все шансы до них дожить.

Готовящийся к введению в практику образовательный Стандарт для старшей школы делает размашистый шаг к такому будущему. Сочетание ЕГЭ по русскому языку и ограничения числа изучаемых предметов в корне подрывает позиции Литературы (той самой «великой» и «святой» русской литературы, которую мы привыкли выставлять перед всем миром как свидетельство нашей духовности и нравственности). Уникальный в мировой практике предмет «Мировая художественная культура», предназначенный приобщать целые поколения к высшим и вечным ценностям человечества, исчезает вовсе.

Можно ли после этого без стыда читать, что одним из главных результатов освоения образовательной программы станет «сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания…» и т. д., и т.п.

Разрушительные последствия очередной реформы скажутся не только в гуманитарно-художественной сфере, хотя достаточно было бы и этого. Усечение и оглупление всего общедоступного образования еще больше противопоставит тех «патриотов», которые с младенчества обучают своих детей в других странах или имеют неограниченную возможность оплачивать образование в России – и остальной «обслуживающий персонал», из которого будут рекрутироваться погромщики и наркоманы.

У всякого, кто знакомится с текстом нового Стандарта, невольно возникает мысль о намерении постепенно сделать платным всякое минимально-приличное образование - намерении, которое пока прикрывается правильными словами о возможностях индивидуального выбора. А открыто признать экономическую подоплеку этого начинания значило бы возбудить справедливый гнев людей, которые видят, какие и на что тратятся суммы в России или некоторыми российскими гражданами за рубежом.

В отличие от многих, я верю и надеюсь, что все это – результат недомыслия, поспешности или отрыва от реальности, а не злого умысла. Поэтому хочу для начала, вместе с Вами, потребовать незамедлительного исполнения Поручения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о развитии гуманитарно-художественного образования в нашей стране. А также приостановки безрассудных реформ до проведения честного, широкого обсуждения с людьми, которые знают, чем живет школа, и испытывают ответственность за судьбу детей, за будущее страны. Таких людей много. Почему решения принимают не они?

А.А.Мелик-Пашаев

Д-р психологических наук
Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Главный редактор журнала "Искусство в школе"

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (2):
ИраБунькова 03.06.2011 22:54 #

Я два года отработала в школе, но уже подумываю об уходе из-за бесперспективности моей работы.Я - учитель музыки, образование консерваторское.Могу многое дать дать в сфере развития души, культуры. художественного развития, но вижу, что государству это не нужно.Новые образовательные стандарты направлены на создание бездушных существ,потребителей, которые должны лишь выживать в тяжелейших условиях постоянной конкуренции.Нет места уроку музыки, -единственному уроку, обращённому к душе человека.Нет места творчеству, духовному развитию.А ведь не секрет, что, к примеру, музыка гармонично развивает оба полушария мозга, делает человека духовно богаче, способным видеть мир во всём его многообразии.
Я в шоке от зарплаты учителя - ниже прожиточного минимума!
Всё благо только в разговорах с телеэкрана.В действительности - караул!За своих детей страшно...

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир