Постановка по требованию

в избранное
Постановка по требованию 1

В дни школьных каникул с 29 октября по 7 ноября в Москве пройдет четвертый Международный фестиваль Театра для детей «Большая перемена». Такие смотры – фактически единственная возможность показать, что театральное искусство для юных зрителей еще существует.

Детей водят в театр. Мы хорошо это помним из своего детства: нас красиво одевали, заводили в какой-то странный дом с очень большими люстрами, огромными зеркалами и загадочным словом «фойе». Потом покупали у старушки программку, и шли в зал с приглушенным светом и номерками на креслах. Ну, и потом был антракт с пирожными, конечно. Сегодня ребенка пирожным никуда не заманишь. Да и самые блестящие люстры его не удивят. Ребенку подавай шоу, а с этим у российского театра все плохо: нет ни денег, ни традиции.

Что-то пора менять, понимают все, кто каким-то образом соприкасается с детским театральным искусством. Театру надо вернуть доверие – родительское, в первую очередь, - и показать, что он еще может быть интересен. Искусство для детей сейчас действительно умирает, объясняет театральный критик Алена Солнцева, но при этом искусство в общем все больше становится рассчитано на детей: сегодня спрос на семейные развлечения.

Кино и мультики уже давно ориентируются на смешенную аудиторию: все эти гарри поттеры и шрэки – вполне себе детские по сюжету и исполнению - полны шуточек и метафор для взрослых.

Вот и у театральных фестивалей такая развлекательно-просветительская миссия: показать родителям все достижения современного российского и западного театрального искусства для детей. Неслучайно главной премьерой фестиваля «Большая перемена» в этом году станет спектакль «Пиноккио» французского режиссера Жоэля Помра. Возраст зрителя не с проста определен как «10+», ведь представление интересно не только детям. «Это спектакль для вдумчивых людей, а это уже качество характера, которое не зависит от возраста, - объясняет Маму.ру актриса Алиса Гребенщикова, исполнительница главной роли. - Это не детский спектакль, это спектакль, на который можно пойти с детьми. Он учит думать».

Былая слава

Слова Алисы Гребенщиковой опровергают расхожее мнение, что популярным актерам сейчас не интересно играть для юного зрителя. «Я не делю спектакли на взрослые и детские, а разделяю их только на талантливые и не талантливые постановки, - отмечает актриса. - Для меня дети не менее интересная аудитория, чем взрослые». Хотя, конечно, такой подход скорее исключение из правил. В первую очередь, из-за финансов: «за искусство сейчас вообще мало платят, а за детское искусство особенно», объясняет Алена Солнцева.

В советские годы детские театры спонсировало государство. Первый театр юного зрителя появился еще в 1920 году, к концу 1970-х они были открыты во всех крупных городах – драматические, музыкальные, кукольные. Почти при каждой школе существовали театральные кружки, в домах пионеров обязательно были театральные студии. В 1990-х детские театры в России фактически прекратили свое существование – вместе с домами пионеров и прочей самодеятельностью. Сейчас детские театры можно пересчитать по пальцам. В городах-миллионниках они еще держат марку, – например, в столичном ТЮЗе спектакли ставит известнейший «взрослый» режиссер Кама Гинкас, – но в большинстве случаев качество спектаклей для детей оставляет желать лучшего.

Большие перемены

По большому счету, детям просто скучно: антрепризы с небогатыми декорациями, скромные костюмы, средний уровень актерской игры. «Им хочется зрелищ, - говорит Алена Солнцева. - Конечно, посмотрев западные мультфильмы в 3D, заинтересовать их может только очень увлекательное представление». Дети становятся все более требовательным зрителем, резюмирует критик: им нужно яркое шоу.

Иначе лучше вообще не ходить в театр, считают родители: скучное представление может надолго оставить плохое впечатление и потом ребенок просто не захочет ходить в театр. Москвичка Ирина Ульянова повела пятилетнего сына Никиту на одну «довольно известную постановку», он утащил ее домой после первого же действия. «То представление очень напоминало мне мое детство, - смеется она. - Почти ничего не изменилось. Только в советское время у нас не было альтернативы, а сейчас у детей очень богатый выбор развлечений».

Поэтому-то на «Большой перемене» детей будут развлекать: там будут показывать самые современные спектакли западных театров – с движущимися полами, лазерными декорациями и звуком долбисерраундед. «А ведь правильный спектакль может воздействовать на ребенка как никакое другое искусство, как ни одна даже самая популярная компьютерная игра, - уверен художественный руководитель фестиваля “Большая перемена ”Эдуард Бояков. - И для того, чтобы в российских театрах появлялись такие спектакли, мы создаем пространство, где специалисты могут встретиться и обменяться опытом».

У отечественных театров появится стимул для работы с новыми текстами и использования современных технологий в детских постановках. У Ирины Ульяновой из Москвы – еще одна возможность приобщить сына к прекрасному.

Нина Важдаева

Подробности:

Афиша фестиваля «Большая перемена».

В Москве открывается детский театральный фестиваль.

Статья о детских театрах директора Российского академического молодежного театра Владислава Любого.

в избранное
Расскажите друзьям:
сбор бесценного
родительского опыта

Что вы успели сделать до родов?

Не так давно на сайте была опубликована статья о том, что нужно успеть сделать до рождения ребёнка .
По её мотивам у редакции к ...

хочу знать
Комментарии (1):
Puuville Boomback 29.10.2010 15:48 #

Не знаю, интересен ли сейчас театр детям. Раньше туда их водили, и даже довольно часто. Помню, что когда-то давно уснул на спектакле в МТЮЗе. На каком - не помню

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир