Феномен "развивалок"

в избранное
По почте пришел запрос на написание «Развивающей программы для детского центра». Я спросила: «на какой возраст ориентируемся?», и ответ просто потряс: «от четырех месяцев».
Удивительная мания охватила матерей в последние 10 лет на «развивалки» или «развивашки». С трех месяцев младенцев начинают таскать по разнообразным занятиям, искренне считая, что готовят деточек к взрослой жизни. Меня это пугает, честно говоря.
В садовской группе часть детишек после рабочего дня идут гулять в парк и на горку, а часть – на «развивалки», готовиться к школе. Детям 3-4 года, их не надо ни к чему готовить! Важнее всего дать им наиграться, научиться дружить, понимать себя и других людей. Но какая-то необъяснимая тревога гонит родителей обучать малышей чтению, счету и письму гораздо раньше всех возрастных норм.
Вот, что я услышала от мам в холле детского центра: «Надо начинать заранее, а то потом будет поздно. В школах сейчас знаете, какие требования?! Вот-вот, не будет уметь читать-писать – в приличное место уже не попасть».
Как будто от школы хоть что-то зависит! Как будто мы можем предусмотреть все возможные повороты судьбы, знаем, что будет востребовано через пять лет, какие будут законы. А может, к тому моменту, как нынешние груднички пойдут в первый класс, все обучение сделают платным, и станет совершенно неважно, умеет ваш ребенок читать или нет?
Но – мамы тревожатся. Жизнь стала очень стремительной и абсолютно непредсказуемой. То, что вчера было необсуждаемой нормой («все воспитанные люди читают книги Стругацких», «все интеллигентные девочки играют на фортепиано»), сегодня превратилось в умозрительные конструкции. Десять лет назад большинство моих учеников собирались поступать в Вышку и на юридический. Сегодня юристов и экономистов стало столько, что найти работу практически нереально, маникюрша в районной парикмахерской имеет высшее юридическое образование (правда-правда, я с ней знакома).
И мамам стало казаться, что если они впихнут в эту маленькую лысенькую головку побольше разных знаний-умений-навыков, их чадо приобретет значительное преимущество в карьере.
Хотя, на самом деле, истинная цель этих занятий – дать маме возможность перевести дух в течение дня. И все.
Очень тяжело оставаться с активным, любознательным, всюду лезущим «шилопопым» малышом день за днем, одной, в маленькой (или большой, неважно) квартире. Этот «день сурка» сводит с ума. Хочется куда-то сходить, пообщаться со взрослыми людьми, одеться во что-то не очень практичное, глаза накрасить, в конце концов. А куда пойдешь с полугодовалым? Особенно зимой? В кафе? На выставку? В магазин? Это же дурдом полный, везде курят, на пол его не выпустишь, то жарко, то дует, то он пытается стянуть на себя что-то очень горячее и бьющееся…
А тут – Монтессори, тепло, чисто, коврики всякие, безопасно, полно новых игр, ребенок занят. И повод достойный: я не просто так тут тусуюсь, я ребенка развиваю.
Можно, наконец, выдохнуть и расслабиться.
Знаете, когда мы жили в Англии, в деревне, там было такое помещение, называлось community room, что-то вроде клуба. Просто довольно большая комната, застеленная ковровым покрытием, по периметру расставлены разномастные стулья-кресла, подушки раскиданы, старые игрушки. И самовар.
Любая мама, с любыми детьми, в любое время может прийти в это место, выпустить детеныша на пол, налить себе чашку чая и просто посидеть, болтая с другими мамами. Бесплатно. Возле двери стоит коробка, в которую кидают денежки на покупку чая и печенья. В комнате постоянно дежурят девушки-волонтеры, по два-три часа в неделю.
А идея, что детей надо интеллектуально развивать, в этой цивилизации не прижилась.
в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (149):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Svetlana K 02.11.2011 15:17 #

Комната, похожая на ту, которую вы описываете (community room) была на Павелецкой лет 10 назад. Я туда со старшим ходила. Может, и сейчас есть?

Катерина Демина 02.11.2011 19:13 #
Колумнист Mama.ru

надо у местных жителей узнать. Ау, местные жители! как там у вас на Павелецкой?
точно знаю, что на Курской была Зеленая дверка...

belka74 02.11.2011 23:40 #

прям как жители двух городов )) как там у вас на Павелецкой ))) Метро 2033 )))) рыдаю
гкхм
простите )))

Катерина Демина 03.11.2011 06:58 #
Колумнист Mama.ru

вы рыдаете...
а прикиньте, я вчера подруге объясняла, что смогу к ней на Преображенку доехать не раньше, чем через месяц (а не была лет 8 или 9), потому что выбраться из Митино в будни нереально, а в субботу я работаю, а воскресенья надо расписывать заранее %-)
Да, а ехать надо на машине, груза много

Svetlana K 03.11.2011 11:45 #

Прошу прощения! Точно, на Курской - "Зеленая дверка". Забыла уже все.

roba 02.11.2011 15:51 #

Как Вы все правильно описали!!!!)))

Lianushka 02.11.2011 15:57 #

Совершенно с Вами согласна Катя,жизнь стала невыносимо скоротечная, и все мы пытаемся, пытаемся и пытаемся...А ведь надо бы просто остановиться и наслаждаться ею.Каждым моментом, ища радость общения, а не гоняться за какими-то пустыми амбициями и не превращать своих малышей в самих же себя.Как Вы считаете?

xenix 02.11.2011 16:13 #

Все верно. Суета, бесконечный бег с препятствиями, все кажется, что если спокойно сидеть дома и делать все неторопясь, наслаждаясь каждым днем, то столько упустишь и потеряешь. И раннее развитие - это прямо бич, ребенок и без этих наших потуг развивается прекрасно, надо только не мешать ему. Побольше бы таких комнат, где можно просто посидеть и поболтать, а дети найдут чем заняться. Я живу в теплой стране, у нас лучшее решение - это детская площадка, там после сада такая детская тусовка, только и успевай следить за чадом. А дома сидеть с несколькими детьми тяжело, башку сносят.

Cat-o-cat 02.11.2011 23:11 #

Я готова подписаться под каждым словом Катерины!!!!

Лисска 02.11.2011 23:30 #

да что ж такое, опять я против потока)). когда я училась в школе, заметила такую вещь - кто в к первому классу умел читать считать, те до самого выпуска были первыми. остальные так и не догнали, им все давалось тяжелее как-то. с позицией "зачем учить, если не знаешь, что будет через 5 лет" я не согласна. если не ядерная война, то образование точно пригодится.

Лисска 02.11.2011 23:32 #

хотя в полгода, конечно, какие развивалки)). без фанатизма надо, в любом деле

ЛенаШ 02.11.2011 23:42 #

о, и я так думаю! иногда впадаю в размышления - не перегружаю ли, может, забить на все, играть и баловать? и все равно решаю: вот сколько есть силы, буду образовывать детей, как только могу. Моя мама же сдела это для меня в трудные времена... Ну а на что уповать? что принц на дочке женится, а сын главное чтоб человек был хороший? А если подведет расчет? И просто так хороший парень - нет профессии такой. Ве равно ведь работать головой приятней и интересней чем руками. А для этого надо с детства учиться-учиться, как завещал великий вождь.))) Не все же рождаются Ломоносовыми, чтоб в 21 начать и всех обогнать...

Катерина Демина 03.11.2011 07:24 #
Колумнист Mama.ru

О, Лена, вот как раз слово в слово то, что я имела в виду: родительская тревога.
Все вовремя хорошо.
А насчет "головой приятней работать, чем руками" - это спорное утверждение

ЛенаШ 03.11.2011 12:16 #

как вы правильно заметили - я и вправду очень тревожная!)))) Но с этим ничего не поделаешь))

marion 03.11.2011 08:55 #

Оо, Лен, вопрос очень сложный. Частая родительская ошибка: твоими словами- "образовывать ребенка". Никак ты его не "образуешь", ты можешь только дать возможность. Создать развивающую среду - а для этого надо родителям образовываться и развиваться. Масса родителей сейчас учатся "за ребенка" - просиживают с ним за дом.заданиями, нанимают репетиторов, "поступают" его в школу, а потом в ВУЗ, и толку со всего этого ноль. Потому что сам ребенок в этом не участвует.
Ребенок должен хотеть сам. Если ему не дается какой-нибудь предмет, он должен сам желать, чтобы он "дался". Как угодно - можно террором (будет 2-3, не будет тебе того-то и этого-то), можно шантажом, можно разумной реальностью (если ты этого не поймешь, никогда не станешь/не сможешь...). Ну и индивидуальные склонности, конечно. Хотя я думаю, что при любых склонностях учиться ниже, чем на 4, стыдно, это говорит не об отсутствии способности к предмету, а об элементарной лени; либо это школа дурацкая, и требования выставляет непомерные.

Schwan 03.11.2011 12:12 #

Марин, вот я с тобой во всем согласна,только оценочный фактор вводит в смущение,ну что "учиться ниже,чем на 4 стыдно")))))Конечно,может такая установка и правильная отчасти, но 1. у всех деток способности разные,ну не дается ему какое-нибудь черчение например,а ему "тебе не стыдно?" А чего стыдиться-то? Зато историю и литературу знаем или наоборот; 2. субъективизм учителя - вот решает ребенок задачи по другой логике,а учителю это не нравится - ответ правильный вроде как, но логика другая - оценка 3. А мы тут опять - "тебе не стыдно?" и таких примеров можно еще много из жизин накопать))))))

marion 03.11.2011 12:34 #

Свет, конечно, правил без исключений не бывает! Но ведь на то и родители, чтобы относиться к делу внимательно. Появились тройки в дневнике, так надо проверить, в чем дело. В учителе, в дурацкой программе или в лени элементарной. Наверное, я неправильно выразилась: учиться ниже, чем на 4, не норма - это нужно донести до ребенка и самим действовать, исходить из этого: надо разобраться, в чем дело. У нас пока что, кроме лени и рассеянности, других причин не было).

Schwan 03.11.2011 12:55 #

Да вот тут все индивидуально и роль родителей очень важна.Мы тут с мужем буквально вчера говорили о педагогических ошибках.Он у меня сухарь военный и упрямство сына,когда он говорит,что я делаю,т.к. хочу или начинает доказывать,что родители не правы и надо говорить,например,так-то и так-то))))) порой его бесит (меня на 30 раз за день,конечно,тоже выводит из себя)))))Вот вчера как бы невзначай поговорили на педагогические темы)))))Я привела ему пример из моей жизни,что когда я училась музыке,то как раз подверглась этой самой педагогической ошибке,т.к. сама от природы я человек ответственный,а мои музыкальные педагоги на меня еще больше ответственности взваливали перед каждым экзаменом и концертом.Что в итоге? - если мне снится кошмар - то это сцена и я забываю часть произведения.Я ушла из музыки 20 лет назад,а сны-кошмарики до сих пор снятся))))))

belka74 02.11.2011 23:44 #

это говорит человек, который поволок деффочку в 11 месяцев )) Бородино разучивать ))))))))))

Лисска 02.11.2011 23:50 #

так. во-первых без недели год)). во-вторых, не Бородино, а детей других хотела ей показать! а то чейто она думает, что она одна такая маленькая, а все взрослые для нее. нееет, пусть знает, что мир не идеален))

belka74 02.11.2011 23:54 #

то есть вас уже можно поздравить? )) вам уже год стукнуло? ))))

Лисска 02.11.2011 23:59 #

нееет, 8го ноября будет. ну хорошо, тогда было без двух недель год

ЛенаШ 03.11.2011 00:00 #

Алис, как у вас с речью сейчас?

Лисска 03.11.2011 00:03 #

ну слоги все время распевает. слова не пойму. "мама" иногда прям вроде как мне говорит, но я не знаю - как на самом деле. чтобы меня позвать она мама не говорит, она говорит ОЧЕНЬ громко ААААА. орет короче, если ей что надо(. никаких дай, бух и прочего нету(.

ЛенаШ 03.11.2011 00:09 #

о, значит прогрес налицо! отличненько! Читаю в своей книге: большинство детей могут отчетливо произносить слова мама или папа к 14! месяцам. Время есть)) На 12м месяце это в категории "возможно, будет уметь"

Лисска 03.11.2011 00:17 #

спасибо, Лен. так приятно, что ты помнишь и переживаешь! я даже успокоилась после твоей цитаты, что, может, и правда чего я волнуюсь, может, она мне сразу все скажет, что обо мне думает))

ЛенаШ 03.11.2011 00:33 #

да-да, потом не проси: ну помолчи немного!))) Пообещай сейчас, что будешь внемлить и наслаждаться, я потом тебе это твое обещание припомню и похихикаю))

Лисска 03.11.2011 00:34 #

ОБЕЩАЮ! положив руку на клавиатуру!

marion 03.11.2011 08:58 #

ну слоги все время распевает. слова не пойму. "мама" иногда прям вроде как мне говорит, но я не знаю - как на самом деле. чтобы меня позвать она мама не говорит, она говорит ОЧЕНЬ громко ААААА. орет короче, если ей что надо(. никаких дай, бух и прочего нету(.


Мне вспомнилось)), когда моя дочка росла, вопрос "С какого возраста она заговорила", был бессмысленным - говорила она всегда)), чуть ли не с 2 месяцев. и говорила прямо с интонацией, но вот понять это было невозможно, хотя ужасно интересно))). Где-то с года и 4 месяцев мы ее начали понимать. Причем это были уже предложения!

belka74 02.11.2011 23:43 #

угу (( как щас помню маменьку на ковре ((
"Ваша дочь срывает уроки чтения!!! Она отказывается читать по слогам!!!"
У меня под партой Три мушкетера, прости господи, а я должна вслух тянуть АААААр-БУУУУУУУУУУУЗ!

В общем, вот что я скажу тебе птичка ))))) образование если это не корочка а тренировка мозга - рулит!!!!
Но насильно его не вложишь, не вобьешь, не ввинтишь!!!!!!
Кому то дано считать, а кому то на скрипке играть!!! А кому то Дом 2 смотреть (((((

бейте меня
я сегодня реалист, я розовые очки в ломбард сдала

Лисска 02.11.2011 23:59 #

не верю!! простите меня, но я прям с розовой пеной у рта готова отстаивать, что Дом 2 это следствие отставания в развитии! ну не могут же разумные люди это смотреть? или могут???

я с тобой согласна, рыбка моя, ввинтить ничего нельзя. надо заинтересовать! и своим примером! ну какой ребенок будет читать, если родители книг со школы не видели? плюс я совершенно точно знаю, что имеет значение, КАКАЯ школа. и да- я не про корочку, я про мозги. дано-не дано...кому дали скрипку, тому она и дана. а кому счеты, тот считать быстрей научится. я так СЧИТАЮ))

belka74 03.11.2011 00:07 #

мама моя смотрит (( (2 высших образования!!! ведущий экономист министерства путей сообщений!!!! Человек, в одно лицо планировавший все экспортные перевозки россии!!!!! аудитор!!!!!!!!!!!!! тьфу ((((((((

насчет заинтересовать ну я не знаю. Наверное это все как то вместе - и гены пальцем не раздавишь, и заинтересовать, и счеты с манометром выдать.

Но тогда откуда самородки????? Ломоносова то удить учили и никак иначе!!!!!!

ЛенаШ 03.11.2011 00:12 #

слушай, ну нельзя рассчитывать на врожденную гениальность. Хорошо, если именно твой ребенок - и гений! (хотя это тоже спорно) А всем остальным - трудиться-трудиться, и никак иначе.

Лисска 03.11.2011 00:15 #

самородки бывают! и антисамородки, вот так мягко выражусь, бывают. от природы, то бишь. но таких мало, большинство детей, процентов 90, попадают примерно в одну категорию относительно способностей, гениев не хватит на все основные ВУЗы страны. вот у мам такое соревнование - заполнить своими не Ломоносовыми оставшиеся места). конечно, с любознательными детьми проще. но если мой ребенок увлечется, не знаю, музыкой или танцами - мешать не буду, хотя не обрадуюсь сильно. но это уже личное. наша задача максимально развить то, что есть, пока еще непонятно, математика или танцы. мама твоя зачет), но, я думаю, у нее это по другим причинам. может, компенсирует недостаточно бурную молодость)

belka74 03.11.2011 00:20 #

Леший его знает (( я за нее опасаюсь ((((((
касаемо остального - вот ты прааально сказала - если заинтересуется. Вспомни всех этих липовых отличниц, которые в 5м классе сдуваються и переходят в категорию невротичек!!!!!! просто не вынесли нагрузки!!!! Мозг надо тренировать! да! Но блин детей то тоже надо щадить!!!

Вот тебе факт - у меня в детстве было полкомнаты игрушек! Но моя няня их не признавала! Она ботинок мужской мыла и давала мне! а я могла его часами шнуровать разными способами в полтора года!!! И вот где причинно следственная связь - я отличный верстальщик потому что шнуровала в детстве? или я в детстве так шнуровала потому что прирожденный гений кропотливой фигни????

Лисска 03.11.2011 00:32 #

ты просто гений). и литературный талант. кстати афтар! давно вас не публиковали)). народ волнуется, ждет!

отличницы это те, которые испытывают давление со стороны родителей, или сами загоняются. давить не надо! я ж потому и говорю про интерес. но с потолка он тоже не появится, родителям надо создать такую атмосферу, самим интересоваться: не оценками, а предметом, копать что-то вместе интересное, я не знаю...

ЛенаШ 03.11.2011 00:38 #

угу-угу, когда моя малая крохой была, все легко давалось, я тоже про интерес рассуждала. А теперь погнала программа в школе, 2й класс, задали парочку примеров и задачку, а она ворон ловит и черкает безбожно. Попробуй тут сохранить терпение и продолжать заинтересовывать, плясать, а не перейти к терору!))

marion 03.11.2011 09:16 #

Вспомни всех этих липовых отличниц, которые в 5м классе сдуваються и переходят в категорию невротичек!!!!!! просто не вынесли нагрузки!!!! Мозг надо тренировать! да! Но блин детей то тоже надо щадить!!!


Белка, правильно, бываю такие! А бывает и по-другому с отличницами - они до 5 класса держатся на знаниях, которые усвоили до школы, легко и играючи. Им просто не нужно было на уроках напрягаться. Когда сверстники учили - они гуляли! Зато потом, когда надо реально учиться, долбить, запоминать - они скисли(. Это моя история. Причем я скисла гораздо позже, т.к. долгое время мне ставили хорошие оценки просто за хорошую репутацию (обычное для школы дело). Но бесконечно это тоже не продолжается. Пришлось таки долбить).

Schwan 03.11.2011 12:26 #


Вот тебе факт - у меня в детстве было полкомнаты игрушек! Но моя няня их не признавала! Она ботинок мужской мыла и давала мне! а я могла его часами шнуровать разными способами в полтора года!!! И вот где причинно следственная связь - я отличный верстальщик потому что шнуровала в детстве? или я в детстве так шнуровала потому что прирожденный гений кропотливой фигни????


Супер-няня!!!А если надо найти связь с зашнурованным ботинком и будущей профессией - то это только к психиатру)))))))У них сильно развита фантазия на фоне постоянной работы с больным воображением))))))

belka74 03.11.2011 12:28 #

так! вот ты кого психом обозвала? ! ты сама подумала?! ну готовься )))

belka74 03.11.2011 12:30 #

про няню вообще по уму писать надо )) но тут без мата никак )) поэтому это не для мамы ру

Schwan 03.11.2011 12:48 #

Белка, я готова читать про няню - даже с пи-пи-пи)))))Это я ее!-ее! к психиатру послать хотела)))))(зд.представить кота из Шрека с его милой обманчивой мордашкой перед боем))))))

Катерина Демина 03.11.2011 07:27 #
Колумнист Mama.ru

Сестрааа...
У меня весь дневник за 1 класс исписан: "Читала на уроке! 2" Читала на уроке! Родителям прийти в школу"
Еще раз повторю: образование, развитие и нормальный рост - это РАЗНЫЕ вещи.

belka74 03.11.2011 08:50 #

))))
Вот про среду - я научилась читать в 4 года. Это точно не мама научила! Папа дома появлялся эпизодами. В пять я уже книжки простенкие читала. Не знаю может ли ребенок в таком возрасте научится читать сам, я тот период своей жизни помню несколько смутно..... ))) но точно помню что мной занимались немного, и уж конечно ничего не раЗвивали ))))))
И ничего себе девочка выросла.
А сына нам пришлось учить читать и считать в 4 года - алалия, у нас обучение чтению и письму и счету идет как часть занятий у логопеда без вариантов. И кажется мне ненавидит он уже это все ((((

Лисска 03.11.2011 11:06 #

да ты уникум. сама говоришь ошибка природы). я бы сама читать не научилась. хотя была любознательная и хотела знать все обо всем. но я предпочитала использовать взрослых. прирожденный руководитель!)

belka74 03.11.2011 11:13 #

прекрати с утра обзываться, умоляю ((( то гений то уникум - а я еще кофе не пила (( были бы правила - я б на тебя накапала администрации за издевки над немолодым и неумным человеком ((( я кстати с детства ябеда ))))) да )))))

Лисска 03.11.2011 11:16 #

спокойно, я исправилась. ты - ошибка природы))). а чего ты сама пишешь такие вещи, я уже думаю в дворники идти!! комплексы развиваешь в нас!

belka74 03.11.2011 11:18 #

какие такие?

Лисска 03.11.2011 11:26 #

ну...читать сама научилась...шкафы собираешь! сквозную нумерацию изобрела!! и откуда все это? на развивающие занятия даже не ходишь))

belka74 03.11.2011 11:36 #

я тебе скажу )) но ответ тебе не понравится ))))))
у меня было пять сотрясений мозга и один перелом позвоночника )) первая травма головы в пять лет )))))
гыыыыыыыыы

Mama_6 04.11.2011 18:12 #

У меня Юлька научилась читать сама в 3,5 года, а мальчишки, которых лет с 5 учила я, до сих пор читают не очень, да и не любят. Так что очень реально, что ты тоже научилась сама. Я тоже чтиаю лет с 4-х, со мной специально не занимались но "задавали нужное направление", как говорит моя мама.

ЛенаШ 04.11.2011 18:37 #

Обучение Полины чтению кажется может довести меня до дурдома. По второму кругу с Андрюшей мне это не перенести. Остается надеяться, что он научится как-нибудь сам)))

Комментарий удален

Катерина Демина 03.11.2011 07:01 #
Колумнист Mama.ru

да кто ж против того, чтобы детей учили читать К ШКОЛЕ?! я "за" обеими руками.
Но я против того, чтобы трехлетних начинали учить считать-писать-читать. Они не готовы, им играть надо. А то потом получаем полный портфель кукол.
И еще большой вопрос: почему условно говоря, ваши сверстники не умели читать к началу первого класса, то есть к 7 с хвостиком? Скорее всего, там букет из дислексии-дизграфии, о которой раньше не знали, а говорили "ленится он"

Лисска 03.11.2011 08:29 #

не-а. их родители не учили просто. считали, что школа научит. школа научила, но интерес пропал - кто же в советской школе научит в игровой форме? я в 4 года читала, кукол не любила. наоборот - удивлялась, чего это 12-летние таскают Барби на уроки.

marion 03.11.2011 08:33 #

Расскажу о знакомом опыте.
Я читала с 3 лет, а в куклы не играла вообще.
Мой муж не читал до школы - родители не учили, искренне не понимая, зачем, это задача школы. Он пошел в школу в 7,5 лет, и прекрасно научился в первом классе.
Это до сих пор несколько отзывается в нашем, т.ск., развитии и способе восприятия, как мне кажется. Я читаю быстро, запоминаю и усваиваю быстро, но не глубоко (в науке мне делать нечего - чистой воды практик). Муж читает медленно, учится упорно, но он видит вещи до самой сути; он учился в университете по специальности "Теоретическая физика", и его приглашали оставаться на кафедре. Он не смог (90-е не располагали), и начал осваивать другую область - администрирование сетей. Помню, как он все вечера просиживал над книгами и распечатками. Что ж, сейчас он высококлассный специалист по IP и сетям на крупном предприятии.
Я к чему - одно ничем не хуже другого, дети все разные и люди разные. Есть такие дети, которые с 3 лет рвутся читать. По моему мнению: к 5-6 годам любой ребенок уже готов учиться читать. Но надо хорошо подбирать методику - визуалам годится одно, аудиалам другое, а кинестетикам третье. У нас большинство методик рассчитано на визуалов. А сидеть и зубрить, брать терпением и настойчивостью в этом возрасте ребенок еще НЕ ГОТОВ (это только к 8-10 годам).

ks23 03.11.2011 08:49 #

А я учу трехлетку цифрам и буквам. Или по-Вашему мнению мне ее нужно отвлекать куклой, когда она спрашивает, что за буква или расскладывает цифры?

marion 03.11.2011 08:43 #

да что ж такое, опять я против потока)). когда я училась в школе, заметила такую вещь - кто в к первому классу умел читать считать, те до самого выпуска были первыми. остальные так и не догнали, им все давалось тяжелее как-то. с позицией "зачем учить, если не знаешь, что будет через 5 лет" я не согласна. если не ядерная война, то образование точно пригодится.


Алис, я там ниже про своего мужа писала. Шел в школу - читать не умел; к средним классам стал отличником, закончил физфак университета с отличием.
Не могу сказать, что совсем с тобой не согласна. Рано научить читать - это здорово, это очень облегчает жизнь; но... если облегчает)), а не затрудняет. Учить через силу 3-4 летнего ребенка бесполезно. Только отвращение вобьешь.
Я, например, обоим детям показывала азбуку где-то с полугода. Не для обучения, а просто так - ну надо же что-то показывать)), а им в этом возрасте решительно все равно: "Это - птичка, это - цветочек, а это - буква А". Они усваивают тысячи понятий, что им еще 33 буквы?)) даже не заметят. К полутора годам оба ребенка буквы знали. Но дальше все пошло по-разному: старший легко учился читать дальше, а младшей плевать было на эти буквы и слоги.
P.S. Пишу "ниже писала", а по факту оно выше разместилось))).

Лисска 03.11.2011 11:03 #

я так думаю, муж твой просто способный мальчик был. я не знаю, как он рос, может, он чего другое умел - конструкторы собирать, скажем, поэтому у него в школе все быстро наверсталось. но я вообще с тобой согласна в том, что дети, которые идут в школу и первые 3 года ничего нового не узнают - демотивируются. поэтому я за то, чтобы были школы, или хотя бы классы, для детей, которые умеют читать. я вообще думаю, что это должно стать нормой - уметь читать к школе.

marion 03.11.2011 12:29 #

А это все равно не спасет. Ну допустим, читать все умеют (всех научили в садике, неграмотных не берут вообще), но все равно дети разные - одного дома уже и ин.языкам учили, и вообще кругозор у него широкий; другой, кроме садика, песочницы во дворе и "Дом-2" по телевизору, ничего не видел. Первому в начальной школе скучно, второму непонятно, зачем это все надо. Это проблема вечная. Специализированные школы, "продвинутые" классы - все это направлено на то, чтобы отбирать умных, способных, заинтересованных... но получается в результате что? гонка детей пинками чуть ли не с роддома, чтобы попасть в эту спец.школу и спец.класс. Нездоровая конкуренция и нервные расстройства.

Лисска 03.11.2011 12:44 #

твоя правда, Марин. но какой выбор? я наверное буду участвовать. я просто знаю, что такое обычная школа сейчас у нас в районе. это ЖЕСТЬ!! учителей нет, математику ведет физрук, английского нет, зато зачем-то есть французский. нееет. пусть гонка, но школа нормальная нужна!

belka74 03.11.2011 12:57 #

я своего гнать точно не буду
буду бдить! вдруг чем заинтересуется - вот тогда я прыг!!! и развивать )))
пока нас интересуют только лего и трансформеры ))))))
дочь вообщу учить не буду
отправлю к теткам в грузию - пусть учат ее хачапури делать ))))))

Лисска 03.11.2011 13:48 #

давай их мне на развивающие занятия)). будем решать уравнения с иксом). и по вечерам писать эссе! я готова работать за хачапури!!

belka74 03.11.2011 13:56 #

кошмар
ты попала )) у меня хорошая память ))) я и пришлю )

marion 03.11.2011 13:01 #

Ну, английского нет, зато есть французский - это не самое плохое)), но в целом ты, конечно, права, школа нормальная нужна. Я ведь тоже сына не в районную отдала. Мы ходили на подготовительные курсы, и я постоянно повторяла: "Хорошо бы тебе сюда поступить, потому что школа хорошая, тут математика и физика, ты же их любишь? ну не получится- ничего страшного". Но вот, как описывали тут, ночевать под школой, ловить директора и совать взятки в конвертике - нееет! в такую школу точно не пойду, потому как уверена, что хорошему там не научат. Если при поступлении такой стиль, то дальше будет еще хуже - сплошное выжимание денег, задавание непомерных заданий, и делайте их как хотите, а то исключим...

Лисска 03.11.2011 13:25 #

взятки я тоже не хочу. умеренно платную готова. французский вряд ли понадобится, а вот английский необходим!!

marion 03.11.2011 13:30 #

Алис, я думаю - школьный языковой предмет ничего сам по себе не дает, хоть что там учи. (Если только спец.языковая школа - про них не знаю). Хочешь, чтобы ребенок знал английский - учи сама и говори с ним дома. Ты, кстати, сама как - владеешь?

Лисска 03.11.2011 13:45 #

да! меня научили в школе. школа была гимназией английской. не знаю, как бы я жила, если бы мне не втемяшили там языковую базу. дрючили там жестоко. но оно того стоит!!

marion 03.11.2011 13:49 #

Алис... давно-давно хочу с кем-то общаться, для практики.
А можно, я иногда буду тебе комменты на английском писать?))

ЛенаШ 02.11.2011 23:58 #

"А идея, что детей надо интеллектуально развивать, в этой цивилизации не прижилась."
Как, совсем не развивают там детей интеллектуально? Может, имеются ввиду совсем маленькие детки ? Нельзя же совсем детей не развивать, только баловаться, и надеяться, что они уж как-нибудь сами что-то выбирут для себя и состоятся...
Ну, с 4х месяцев это смешно, конечно.. А когда пора? Мы с 3х ходили на развивающие занятия, было замечательно, ребенку нравилось, никого там не перегрузили. Почему нет?
А в школы, те, что хоть немного получше, у нас таки серьезнейшие собеседования... В классе у нас очень сильные детки отобраны. Программа на мой взгляд очень сложная... Часто думаю над этим... Надо-не надо... Время покажет)))

Катерина Демина 03.11.2011 07:08 #
Колумнист Mama.ru

вот скажите , мамы: писать мне статью прям ПО ВОЗРАСТАМ - в этом возрасте с ребенком происходит то-то и то-то, в этом - следующее? И в каком возрасте что лучше развивать? Или вы и так грамотные?
Там много нюансов.

xenix 03.11.2011 08:21 #

писать, пригодится.

belka74 03.11.2011 08:43 #

Конечно писать!!!!! А то что значит грамотные? Мнение специалиста всегда очень ценно.
Кстати о мнении- Катерина, не подскажите, к кому тут на сайте лучше обратиться за советом по пятилетнему ревушке? А то вот только что уплыл в детсад в море слез(((((( и ведь сад хороший, и нравится ему там, и все нормально было - ни с того ни с сего нате вам - после болезни ревем и не хотим ((((

Катерина Демина 03.11.2011 08:48 #
Колумнист Mama.ru

ну, после болезни всегда некоторый регресс отмечается. Счас будут три дня выходных, может и очнется мальчик.
Когда болеешь, чувствуешь, какой ты хрупкий и уязвимый. А в саду дети шумят, грубые, мамы нет...
Пройдет, обнимайте побольше, может, забирать дня три после сна? Он спит у вас днем?

belka74 03.11.2011 08:52 #

Как сурок ))) моя порода ))) я всю жизнь сплю днем )))
До болезни я его удочкой оттуда не могла вытянуть ((
А тут вот на тебе. Сад частный, я уже предупредила, чтоб чуть что позвонили - приду и заберу

WRebel 03.11.2011 14:50 #

"А идея, что детей надо интеллектуально развивать, в этой цивилизации не прижилась."
Как, совсем не развивают там детей интеллектуально? Может, имеются ввиду совсем маленькие детки ? Нельзя же совсем детей не развивать, только баловаться, и надеяться, что они уж как-нибудь сами что-то выбирут для себя и состоятся...
Ну, с 4х месяцев это смешно, конечно.)



А что смешного-то, Лена? Словари наизусть зубрить еще рано, а моторику развивать в самый раз.

ЛенаШ 03.11.2011 15:53 #

ну, я имела ввиду куда-то водить для развития интелекта. Хотя своих малых водила на грудничковое плавание - очень довольна. Не тем, что научились плавать, конечно,))) а весь процесс этот замечательный

WRebel 04.11.2011 11:16 #

ну, я имела ввиду куда-то водить для развития интелекта. Хотя своих малых водила на грудничковое плавание - очень довольна. Не тем, что научились плавать, конечно,))) а весь процесс этот замечательный


Грудничковое плавание отлично развивает интеллект малыша. Он превосходно познает мир через моторную функцию. Просто для разных возрастов когнитивная составляющая развивается дифференцированными способами.
Плюс это профилактика психосоматических заболеваний в чистом виде.
Если вы считаете, что плавание не развивает интеллект малыша, то здорово ошибаетесь) В любом случае начинание отличное. Так держать!

brassica 03.11.2011 00:56 #

Я читаю с 4 лет... причем мои родители до сих пор спорят, кто меня , собственно, научил... В те годы в Союзе не слышали ни о каких Монтессори и пр. Развивает среда. Создавать развивающее окружение родители могут хоть с первых минут жизни. И для этого совершенно не надо тратить деньги на какие-то супер-занятия и супер-программам, где малыша будут насильно кормить знаниями.

WRebel 04.11.2011 11:18 #

Я читаю с 4 лет... причем мои родители до сих пор спорят, кто меня , собственно, научил... В те годы в Союзе не слышали ни о каких Монтессори и пр. Развивает среда. Создавать развивающее окружение родители могут хоть с первых минут жизни. И для этого совершенно не надо тратить деньги на какие-то супер-занятия и супер-программам, где малыша будут насильно кормить знаниями.


Ну правильно же! Кубики с буквами вообще вещь.

ks23 03.11.2011 01:07 #

Катерина, простите, я не поняла Вашу статью - в чем посыл? Детей до 3-4 лет не надо ни к чему готовить?
По-моему, "дать им наиграться, научиться дружить, понимать себя и других людей" и есть развитие ребенка и готовится ребенок к тому, чтобы пойдя в школу (или просто живя в обществе), мог сам справиться в разных ситуациях. И если дома кроме мамы никого нет, то я поведу ребенка в группу, чтобы он там научился необходимым социальным навыкам, а заодно лазать, прыгать и правильно приземляться и т.д.
"А идея, что детей надо интеллектуально развивать, в этой цивилизации не прижилась" - несколько раз перечитала и понять не могу к чему относится - в Английском деревенском клубе интелектуально не развивают? А возможность малышу познакомиться с другими игрушками чем дома, "пообщаться" с детьми, понаблюдать за мамами, научиться порядку (убрать игрушки за собой с помощью мамы и т.п) к чему относится? Или фраза о чем-то другом?

Катерина Демина 03.11.2011 07:21 #
Колумнист Mama.ru

вы все правильно поняли
Создание развивающей среды - это и есть самое главное в младенчестве. Просто мы не замечаем, что развивающей средой является наша обычная, нормальная, здоровая жизнь.
Если у вас дома много различных предметов, утвари, валяется все в разных углах - это и будет его интеллектуально развивать. Если есть куда залезть, подтянуться, уронить на себя, вылить стакан воды за шиворот - это тоже развивающая среда.
Вы не представляете, что есть совсем другие дома. Пустые. Опасные для жизни. Где ребенка сажают на весь день в пустой манеж, иногда включают телевизор. Не разговаривают, не тормошат, не называют предметы...
Монтессори-метод же вообще был создан для реабилитации детей с умственной отсталостью
Да, английские мамы живут несколько иначе (в деревне, по крайней мере), тут пока с коляской дотрюхаешь до магазина - столько всего развивающего увидишь! И там есть идея, что дети не должны быть центром вселенной и смыслом жизни, родители хотят жить в прежнем ритме, и весь уклад под это подстраивается.

marion 03.11.2011 08:11 #

Я в восторге))), у меня в доме столько всего валяется - полная развивающая среда!))) А я-то еще переживаю! все, так и скажу мужу, что на уборку отныне забиваем!)))
Шучу, Катерина, не принимайте всерьез)).
Вы все правильно пишете.

xenix 03.11.2011 08:23 #

Можно к вам в клуб приходить играть )

diakis 04.11.2011 11:48 #

ой и у меня всего столько развивающего валяется: корзина для белья, нитки в мотках, табуретки кверх тормашками, коробки с СД-дисками. а мне стыдно когда гости приходят, теперь не стыжусь- развивающая среда как никак !!!

Лисска 03.11.2011 08:36 #

как-то все в одну кучу...при моей абсолютнейшей готовности развивать ребенка и учить читать как можно раньше, уж где-где, а у нас в семье ребенок вовсе не пуп земли. она такой же равнозначный член семьи, как и мы с мужем. я наоборот культ ребенка, сейчас модный, не понимаю.

ks23 03.11.2011 08:47 #

Абсолютно согласна с идеей, что дети не центр вселенной. Да, появление ребенка вносит определенные коррективы в жизнь, но ребенок это еще один член семьи, а не центр.
Неужели в сельской Англии нет ничего на что обратить внимание ребенка? Природа? Звуки?

Катерина Демина 03.11.2011 08:50 #
Колумнист Mama.ru

так как раз об этом и речь что там выпустил дитя на травку в палисадник - и уже все системы задействованы, пока он там кошку поймает, пока всех червячков выкопает и съест, с водой тоже можно бесконечно играть.
Развивающие центры для детей - это как раз имитация деревенской жизни, если приглядеться

Лисска 03.11.2011 11:12 #

ну правильно, где мы найдем в каменных джунглях траву и червяков? зато у нас уже компьютер и айпад! и все равно - если где-то считают, что ребенок не должен читать до 7ми лет, это не показатель). вы говорите, что учить в 3 года рано. а я говорю - от ребенка зависит. если в игровой форме, и его это не напрягает - почему нет? что, реально на развивающих занятиях где-то вызывают к доске и задают домашку? заставляют зубрить? гнать в шею таких педагогов)

Катерина Демина 03.11.2011 16:34 #
Колумнист Mama.ru

да, задают, заставляют учить, "ставят руку" и отчитывают. И бедные детки, слезами умываясь, делают эту домашку до ночи.
Но педагоги только отвечают на запрос родителей. Если родители требуют и платят именно за это - найдутся учителя, которые будут реализовывать их запрос.
Наверное, стоит сказать, что просто игровая комната, пусть даже с алфавитом и магнитной азбукой, сама по себе никому вреда причинить не может.

belka74 04.11.2011 17:29 #

да, заставляют. Я в лицо сказала нашему логопеду что ребенку в три года надо гулять и играть. И сели я буду делать ВСЕ что она задает - то никто ничего делать не будет. И он не только гулять не будет но и спать не будет. И а гнать не получается - потому что она дает потрясающие результаты и у нас довольно серьезные речевые нарушения. Вот так и живем - я прослойка между логопедом и сыном. Он мне ревет, она на меня орет ))))))) а я не даю ему ничего не делать, а ей - погрести его под грудой занятий. Пока блансируем почти удачно )))))))) осталось поставить всего половину звуков )))))))))

ЛенаШ 03.11.2011 12:03 #

нам на курсах по бер говорили: вешать над кроваткой с 1го дня картинки с разными полосками, показывать картинки с животными - подписанные, слоги на кубиках - что-то из этого в роддом взять, не помню что))) Знаете, я таки показывала картинки))) Чувствовала себя полной идиоткой, кажется и ребенок смотрел на меня с сомнением в моей адекватности))) Прекратила я это.
Я смотрела в нашем парке была одна бабушка - она умела такие занимательные игры ребенку устраивать - с самодельной куклой, и все-весе у этой куклы было самодельное, я смотрела разинув рот, даже самой захотелось, чтоб со мной эта бабушка поиграла. И во дворе у нас есть бабушка, бывший педагог, она умеет организовать веселые подвижные игры - вокруг нее всегда собирается толпа детей от 2х до 10 лет, и все с удовольствием играют в мяч, прятки, доганялки. Ну а я не умею так((( Завидую таланту. Не знаю, что с этими куклами через 2 мин делать, а ребенок сам их забрасывает. А развивалками мне понятно как играть - собираем пирамидку например. Или буквы-цифры вкладываем в формы. Увлечемся, пыхтим на полу... Хорошее времяпровождение, играю как умею, и общение, и взаимодействие, и развитие выходит...

marion 03.11.2011 12:20 #

А я так и поняла основную мысль - все эти развивалки хороши, чтобы занять маму))). А если маме с ребенком прикольно на полу кабачки резать (ха-ха)? это то же самое. Пусть мама занимается с ребенком чем хочет, только бы себе и ребенку нервы не трепала. Вот о чем речь.

ЛенаШ 04.11.2011 13:11 #

А я так и поняла основную мысль - все эти развивалки хороши, чтобы занять маму))). А если маме с ребенком прикольно на полу кабачки резать (ха-ха)? это то же самое. Пусть мама занимается с ребенком чем хочет, только бы себе и ребенку нервы не трепала. Вот о чем речь.


Если у мамы достаточно и воображения, и умения, и фантазии - такой мамы в первые годы жизни малышу наверняка достаточно. А если чувствуешь, что ты не вполне ок в этом плане, хорошо что есть развивалки, куда можно повести и самой нахвататься идей и вдохновения.
Мои подруги перед школой часто на подготовку малых ведут из-за чтения. Говорят, ну не получается разъяснить ребенку, как из букв слова получаются, каких только методик не перепробовали, а мы же сами уже бегло читали в этом возрасте!
Для меня было новостью, что ребенку не ясно, не известно многое, из того что мне кажется очевидным, само собой понятным, мы просто не говорили об этом - не приходилось, а там рассказывают-обозначают. Например, предложили малой перечислить овощи. Она подумала и говорит: банан... Я объясняю: фрукты на деревьях, овощи - на или в земле. А она же не знает что и где растет! Долго меня потом добивала расспросами: А помидор в земле или на дереве? Я: вспомни, на бабушкиной даче помидоры растут.... А, на кустиках - радуется моя дочь. Так это овощ или фрукт?)))

WRebel 04.11.2011 11:25 #

нам на курсах по бер говорили: вешать над кроваткой с 1го дня картинки с разными полосками, показывать картинки с животными - подписанные, слоги на кубиках - что-то из этого в роддом взять, не помню что))) Знаете, я таки показывала картинки))) Чувствовала себя полной идиоткой, кажется и ребенок смотрел на меня с сомнением в моей адекватности))) Прекратила я это.
Я смотрела в нашем парке была одна бабушка - она умела такие занимательные игры ребенку устраивать - с самодельной куклой, и все-весе у этой куклы было самодельное, я смотрела разинув рот, даже самой захотелось, чтоб со мной эта бабушка поиграла. И во дворе у нас есть бабушка, бывший педагог, она умеет организовать веселые подвижные игры - вокруг нее всегда собирается толпа детей от 2х до 10 лет, и все с удовольствием играют в мяч, прятки, доганялки. Ну а я не умею так((( Завидую таланту. Не знаю, что с этими куклами через 2 мин делать, а ребенок сам их забрасывает. А развивалками мне понятно как играть - собираем пирамидку например. Или буквы-цифры вкладываем в формы. Увлечемся, пыхтим на полу... Хорошее времяпровождение, играю как умею, и общение, и взаимодействие, и развитие выходит...


Ну с погдписями не знаю,а цветные карточки в самый раз.

diakis 04.11.2011 11:50 #

ну хоть пару игр этой бабушки помните? перечислите, плиз?!

ЛенаШ 04.11.2011 12:41 #

а там дело не втом, какие игры, а какая бабушка! Она задорная, дружелюбная, внимательная к каждому ребенку. Она свою маленькую внучечку во дворе выгуливает. Нарисует на асфальте обычные класики, и откуда ни возьмись слетается стайка малышни, все скачут, хохочут, старшие помогают малышам! И мы, мамы топчимся в растерянности в стороне над заброшенными велосипедами-самокатами-роликами... А мы ж им и резиночку завязывали, чтоб прыгали, и скакалки выносили, и мячи, а вовлечь не сумели

Комментарий удален

ЛенаШ 03.11.2011 14:15 #

о, придумала аргумент: Маугли! (крайние ситуации ярче отражают суть явления) Говорят, есть случаи, когда ребенок вырастает среди животных. Естественная развивающая среда - насыщенней не придумаешь! Но этих деток потом уже никогда не удаеттся научить ни читать-писать, ни даже говорить((

Катерина Демина 03.11.2011 16:36 #
Колумнист Mama.ru

эти дети вырастаю теми, кто их "усыновил" - полуволками, полу...
(правда, кроме волков - ни про кого больше не слышала)
Там необратимое угасание сознания происходит, потому что дети выживают, если они не-младенцы. Младенцы погибают.

WRebel 04.11.2011 11:42 #

эти дети вырастаю теми, кто их "усыновил" - полуволками, полу...
(правда, кроме волков - ни про кого больше не слышала)
Там необратимое угасание сознания происходит, потому что дети выживают, если они не-младенцы. Младенцы погибают.



Амала и Камала опровергают вас. Амала как раз умерла, когда её вернули в "естественный человеческий социум". А когда её нашли -ей и двух лет не было. А Камале было семь лет. ей еще 7 лет потребовалось, чтобы стать на ноги с четверенек и выучить 45!!! (сорок пять!!!!) слов. По шесть с четвертью слов в год.

Еже был мальчик-медведь из Литвы и мальчик-овца из Ирландии. А волками, действительно, было воспитано порядка двадцати детей.

Про необратимое угасание сознания, кстати: мальчик-волк из Виттерави, посвидетельствам современников, догнал и перегнал своих сверстников в обучении. Правда и то, что среди людей жить ему не нравилось. по его собственному заявлению.
Вообще феральные дети вырастают не только в среде животных, но и в среде людей, недостаточно занимавшихся их развитием. Калифорнийская Джини тому пример. Да и в наших детских домах таких живых примеров пруд пруди (к сожалению). Когда детки предоставлены самим себе и их никто не развивает, то часты случаи, когда до пяти лет они не умеют разговаривать.

Step_73 03.11.2011 12:21 #

Вы прямо озвучили мои мысли..я ото всюду слышу:развивать-развивать...Надо готовиться к школе!..Моему сыну только еще будет 5, мама его ровесницы спрашивает: Вы уже выбрали школу? Я удивлена: уже надо выбирать?
Я развитие ребенка своего определила так:общение, общение и еще раз общение...Мы с ним всегда много разговариваем с рождения. Всегда везде его берем с собой.По максимому отвечаем на его вопросы ...Где-то прочитала (когда ребенку было года 3),что до 3 лет ребенку надо максимально много всего рассказывать и показывать, это вроде как определяет потенциал его дальнейшего развития.и для себя решила, что правильно делали мы...
Мое мнение : ребенок в детстве должен быть счастлив, поэтому в развитие мы идем от него, а не от того,что нам бы хотелось...Стал интересоваться морями-океанами-купили глобус, спрашивал про звезды-планеты- рассказали теорию большого взрыва
Сейчас с папой дорожные знаки изучает...

Schwan 03.11.2011 12:43 #

Мы пошли развиваться в 9,5 месяцев.Считаю,что нам с центром повезло,т.к. на детей не давили,что вот все сели и рисуем,или вот сейчас сказку слушаем/смотрим и т.п.А вот подруга повела своего в другой центр - был кошмар.Бедные мамы и детишки как в концлагере.Занятие по минутам расписано,мамочек вычитывают,что она не может усадить своего ребенка и т.п.
Следующая развивалка был в 1,3 - тодлеровские группы.Проходили около года.Всем очень нравилось.Я так понимаю,это что-то типа "английского деревенского клуба")))))только за очень неплохие деньги))))))
Ну а потом садик и танцы с 2,8 в перерывах между боляками.
А сейчас просто лес и второй язык в натуральных условиях - развиваемся)))))Хочу больше нагрузить,но сама себя торможу....

ЛенаШ 03.11.2011 16:32 #

Не знаю как в Англии, а в наших селах, в семьях, где родители развитием-обучением особо не заморачиваются - да, дети разительно менее развиты, чем дети в моем окружении. Хоть в наших селах тоже детки гоняют на воле-вольной, сколько хотят, в отличие от городских детей...
И еще, в контексте статьи слово РАЗВИВАТЬ имеет какой-то такой смысл... нагружать, неприятно напрягать мозг, долбать... Или маяться ерундой. Как будто учиться - дело тягостное, полезность под сомнением, а вот предаваться праздности, балдеть - это хорошо и приятно. Почему? Не нагружайте детей развитием - это им неприятно и не нужно, позвольте им прибывать в праздности - это для них здорово и то что им надо, развитие придет само собой, не тревожтесь... Так?
Ну не может быть чтоб не было никакой связи между тем, занимаются ли с ребенком, и насколько он развит, и чтоб развитие было совсем уж никчему, или возникало само собой. Я не могу в это поверить.

marion 03.11.2011 16:39 #

Лена, ВОЗРАСТ.
Я где-то, уж не помню где, читала о развитии африканских младенцев. До 2 лет они опережают своих европейских сверстников - потому что мамы носят их на себе целый день, потому что, как только ребенок начал ползать - пускают сколько угодно ползать по этой вольной воле. И т.д. А потом начинают отставать, что неизбежно - поскольку родители отстают в образовании от европейцев.

Катерина Демина 03.11.2011 16:42 #
Колумнист Mama.ru

и главное слово тут - "в образовании". А не в развитии, как можно заметить.

ЛенаШ 03.11.2011 16:47 #

ну, если посмотреть передачи про африканцев, их детей... нет, кажется они все-таки менее развиты, чем европейцы, не только менее образованы))) Нет?

marion 03.11.2011 16:52 #

В смысле?)) ох, сейчас будет еще 100 комментариев - будем выяснять, что такое образование и развитие, чем они отличаются))).

ЛенаШ 03.11.2011 17:10 #

не знаю, чем отличаются))) Я была в Египте. Нет, более развитой местная детвора мне не показалась!)))

WRebel 04.11.2011 12:26 #

и главное слово тут - "в образовании". А не в развитии, как можно заметить.


Образование равно воспитание плюс обучение. Воспитание это моральное развитие, а обучение это интеллектуальное развитие путем учебной деятельности, которая может происходить не только в стенах школы.
Таким образом получается, что согласно современному состоянию психолого-педагогической науки, развитие является важнейшей компонентой как воспитания, так и обучения - составных частей образования.
Так что давайте жонглировать терминами по общепринятым правилам.
Образование это целенаправленная познавательная деятельность.
А что такое познание как не интеллектуальное развитие идивида?

Пойдем дальше. Развитие человека движется по трем основным осям - физическое, социальное и психическое (интеллекта, воли и эмоций).

Так что, как не крути, а образование и развитие суть взаимопроникающие явления, не подлежащие разделению.

Mama_6 04.11.2011 16:19 #

Недавно, придя домой с собрания в садике, очень задумалась. У меня в детском саду все дети показывали пезультаты развития выше возрастной нормы, а потом (если смотреть по 2-м старшим) ко второму классу школы учились более чем средне и интерес к новым знаниям у них почти пропал, очень сложно заинтересовывать(((( Может, я умею нормально общаться только с маленькими?

WRebel 04.11.2011 18:12 #

Недавно, придя домой с собрания в садике, очень задумалась. У меня в детском саду все дети показывали пезультаты развития выше возрастной нормы, а потом (если смотреть по 2-м старшим) ко второму классу школы учились более чем средне и интерес к новым знаниям у них почти пропал, очень сложно заинтересовывать(((( Может, я умею нормально общаться только с маленькими?


Да нееее. В большинстве случаев процессы развития нелинейны и характеризуются т.наз. "скачкАми".

WRebel 04.11.2011 18:18 #

Недавно, придя домой с собрания в садике, очень задумалась. У меня в детском саду все дети показывали пезультаты развития выше возрастной нормы, а потом (если смотреть по 2-м старшим) ко второму классу школы учились более чем средне и интерес к новым знаниям у них почти пропал, очень сложно заинтересовывать(((( Может, я умею нормально общаться только с маленькими?


Все в порядке. Просто процесс развития обычно нелинеен и характеризуется скачкообразностью.

Катерина Демина 03.11.2011 16:41 #
Колумнист Mama.ru

В статье речь шла о конкретном социальном явлении: "Детские развивающие центры", куда в особое время маленьких детей приводят, чтобы специально и прицельно чему-то обучать. Готовить к школе. Учить читать и писать РАНЬШЕ возрастной нормы.
И мне кажется, что сравнивать наше село, (условно) пьющее, безработное, лишенное какой бы то ни было культурной жизни, и английскую деревню, которая отличается от города только природой и меньшим количеством машин...
Ох, видимо, надо мне подробно расписывать каждое свое предложение: что ИМЕННО я имею в виду.

ЛенаШ 03.11.2011 17:03 #

а кто устанавливает возрастные нормы? Раньше детей в школу вели в 8 лет, потом в 7, теперь в 6... Интелектуальный уровень общества повышается, ужесточается конкурентная среда. И спортивные рекорды все выше и выше, куда от этого деваться? И хочется, хочется людям дать своим детям больше подготовки - как больше шансов выбрать свою судьбу на свой вкус, а не подбирать остатки - выбирать лишь между слесарем и токарем, маникюршей или продавщицей. Спрос порождает предложение - создаются развивающие центры. Я водила в такой свою малую - уверяю вас, там дети вовсе не затурканные очкарики))
А я слышала, что человек использует свой мозг на малую долю его возможностей. Почему бы детям не дать возможность расширить эти пресловутые возрастные нормы-рамки? Мне непонятно, когда говорят: учиться - это лишаться детства. Детство на то и есть, чтоб учиться. А гулять, расслабляться в любом возрасте может быть приятно. Почему именно в младшем? Я тоже люблю балдеть. Но делу время, а потехе - час. Если только кто-т меня пожизни не готов обеспечивать мою расслабуху. А у меня нет таковых((( И у детей пока не намечается. Потому пусть учатся, а то ишь!)))

marion 03.11.2011 17:22 #

Нет, Лена, категорически с тобой не согласна.
Ребенок и так учится. Учится все детство. В том числе когда гуляет и расслабляется. Усваивает каждый день тысячи понятий. Он и так использует мозг на полную катушку. Так предусмотрено природой, так он и развивается. Переделывать, пытаться все возможности мозга направить на чтение-письмо-арифметику и т.д. - это издеваться над ним.
И вот этого полного развития ребенок должен хлебнуть на полную катушку.
Но опять же - мы о чем говорим? О том, когда родители, нервничая, гоняют ребенка от одного развивающего занятия к другому, а ему страшно хочется по травке побегать. Возрастные нормы все-таки есть! Дошкольникам нельзя учиться больше 20 минут подряд, и больше 3 занятий в день - потому что у них и так дел полно). Надо кошку гладить, надо в прятки поиграть, надо домик строить и с мамой пирожки лепить, и все это тоже развивающие занятия!))
P.S. Расслабуха, вместо занятий, чаще всего наблюдается в подростковом возрасте, и именно у тех детей, которых с детства гоняли. Потому что выросли - и усвоили полное отвращение к учебе. А стимул "Поступишь в институт, будешь достойным человеком" не работает ни в 4 года, ни в 14 лет.

ЛенаШ 03.11.2011 17:40 #

Так детские развивалки такие и есть - мы в 3 года на такие ходили - 3 раза в неделю, по 3 занятия, по 20 мин. Остальное время - гуляли, гладили кошек и лепили пирожки. Они же не круглосуточные, эти развивалки! Абсолютно они не нагружающие - это превратное мнение, что там прямо замордовывают детей. Вот наша спецшкола, 2й класс, да, есть такое ощущение, сложно. Но у только у меня - ребенок выглядит счастливым и всем довольным. Я парюсь, все ли знает, все ли усвоила... Учителя тоже говорят что довольны... Я переживаю, не перегружаю ли, веду сама с собой беседы, спасибо что подкинули тему)))

ЛенаШ 03.11.2011 17:59 #

И так он конечно тоже учится. Но ты же показываешь: вот носик, вот глазки.Он и сам поймет, но ты же показываешь? Ты же не вытесняешь этим какие-то иные, естественные знания, не боишься перегрузить... Так и на развивалках детям рассказывали: чем зима отличается от лета, есть круг, квадрат...
А к школе, как ни крути, в сегодняшних реалиях надо научить хоть немного читать. А если у тебя самой не получается? Почему не привлечь тех, кто умеет учить малышей?

marion 03.11.2011 19:12 #

Ну в такой редакции - конечно, согласна с тобой).
Я тебе начала возражать, потому что у тебя там фразы были очень устрашающие: и возрастные нормы постоянно меняются, типа потребует общество - значит, будем 3леток интегралам учить)), и нечего им, малышам, играть в свое удовольствие, пусть учатся, жизнь сурова)), ну, извини, так уж мне это прочиталось. А если про занятия в игровой форме, с удовольствием и без напряжения - полностью согласна, ничего плохого. Но и обязательного в этом тоже ничего нет.
А главный критерий - это действительно, доволен ли ребенок; если твоя довольна и счастлива, и учителя довольны, то вообще не понимаю, о чем ты паришься). Дети все разные. У моей бывшей начальницы был сынок, который занимался постоянно то одним, то другим, и ей тоже все говорили: ах, ты замордовала ребенка. А она-то его лучше знала, она видела - ребенок все ловит на лету, доволен и счастлив. И еще постоянно предлагал: мама, а я еще вот это хочу...

ЛенаШ 03.11.2011 21:35 #

Парюсь, потому что как верно заметила Катерина Демина, я - тревожная мама)) С этим ничего не поделать. Тебя читаю и восхищаюсь - у тебя всегда душевный покой, все ясно, чисто, светло. А я вечно: ой-ой-ой - не рожаю! Ой-ой-ой - родила!)))

marion 04.11.2011 22:51 #

Лена, я вот все думала, и напросились такие мысли:
Раннее развитие дает более широкий круг впечатлений, знаний, интересов. Что бесспорный плюс (если на ребенка не давят и не перегружают - об этом мы уже договорились)).
Но я продолжаю сомневаться в том, что это так уж важно для будущей жизни этого ребенка. И для его умственного развития.
Вот узнает он в 3 года, что такое круг, что такое квадрат. А его сверстник узнает это в 7 лет. Если разница только в этом, то к 10 годам они будут одинаковы. А вот между 10-летними детьми, растущими в семье крестьянина и в семье профессора, разница огромна, потому что в семье профессора ребенку постоянно предлагают эту развивающую среду - книги, общение взрослых на разные темы, свободный разговор на нескольких языках, поездки по разным городам и т.д.
Мне кажется, это и важно, насчет того, что мы говорили выше - о детях из Африки и детях из деревни. В 2 года они опережают городских детишек из манежей, в 10 лет - отстают. Влияние окружающих взрослых.
Вывод: развивалки в 3 года хороши, но они никак не повлияют на поступление чада в институт. Надо родителям самим развиваться).

Лисска 03.11.2011 18:13 #

все прочитала, короче, я согласна с Леной (Ш). не верю я, что учиться бывает слишком рано, не верю! напрягать занятиями дошкольников не надо, но учеба это не всегда каторга! это должно быть интересным, для детей - в игровой форме. отвращение вызывает только если на ребенка давят, если ему учиться нравится - эффект будет обратный, наоборот он и в школе скорее будет к учебе тянуться. а не "10 лет! за что??"

WRebel 04.11.2011 11:48 #

Не знаю как в Англии, а в наших селах, в семьях, где родители развитием-обучением особо не заморачиваются - да, дети разительно менее развиты, чем дети в моем окружении. Хоть в наших селах тоже детки гоняют на воле-вольной, сколько хотят, в отличие от городских детей...
И еще, в контексте статьи слово РАЗВИВАТЬ имеет какой-то такой смысл... нагружать, неприятно напрягать мозг, долбать... Или маяться ерундой. Как будто учиться - дело тягостное, полезность под сомнением, а вот предаваться праздности, балдеть - это хорошо и приятно. Почему? Не нагружайте детей развитием - это им неприятно и не нужно, позвольте им прибывать в праздности - это для них здорово и то что им надо, развитие придет само собой, не тревожтесь... Так?
Ну не может быть чтоб не было никакой связи между тем, занимаются ли с ребенком, и насколько он развит, и чтоб развитие было совсем уж никчему, или возникало само собой. Я не могу в это поверить.


Дык никто не верит) Когнитивная психология (а также психолингвистика и иже с ними) тому доказательство.
Задатки необходимо развивать через призму склонностей (мотивационная компонента), чтобы они формировались в способности. А вне предметной деятельности способности, увы, не развиваются.
Была теория, что если посадить за печатные машинки тысячу макак, то они с долей вероятности за некий период времени произвольно настучат "Войну и мир". Увы, увы.

WRebel 04.11.2011 14:23 #

Евреи учат своих дитей читать, а японцы - писать практически с рождения. Кто скажет, что это неразвитые нации?

Oliko 06.11.2011 19:14 #

Ваша статья, как всегда, в точку, по крайней мере, для меня актуальна как никогда. Ещё про стадное чувство забыли упомянуть: мол, все своих деток куда-то таскают, на что-то натаскивают, мозг от этого куда-то девается, срочно хочется своего приткнуть в какое-нибудь монтессори. Главное, вовремя себя остановить: а надо ли оно?
А насчёт аглицкой комьюнити рум - чуть не прослезилась. Я даже пыталась черкануть нечто вроде бизнес плана по обустройству такой комнаты в нашей олимпийской дыре. Мечты-мечты...

Катерина Демина 08.11.2011 15:15 #
Колумнист Mama.ru

про "комнату"
еще месяц назад я была уверена, что это - мечты-мечты. А тут вот пригласили меня лекцию прочесть ровно в такое место
что за чудо и радость, прямо воплощенная моя мечта
и сделала это одна мама, которая забодалась сидеть дома с погодками.

Комментарий удален

мама-четверых 09.11.2012 19:33 #

на самом деле, истинная цель этих занятий – дать маме возможность перевести дух в течение дня. И все.

А у меня создается стойкое впечатление, что цель этих занятий - это потом хвастаться - как здорово моему еще всего пол-года , а он во всю читает, пишет и умножает. А вам слабо!

Дороти 06.03.2013 07:46 #

Ой! Вот такие "коммьюнити румы" было бы очень здорово иметь в шаговой доступности!

Tata Tumanova 29.03.2013 02:00 #

Ну развивать нужно, но только в меру и не с 4-х месяцев конечно. Чтение, рисование, различные спортивные занятия и еще много чем можно заняться с ребенком. И все эти занятия уже сами по себе развивают ребенка и получается, что не обязательно ходить в детские центры, а запросто можно развиваться дома. Главное, чтобы родители находили время и желание для занятий с ребенком, не принудительных, а в игровой форме.

Sosha 18.04.2013 14:09 #

Ну развивать нужно, но только в меру и не с 4-х месяцев конечно. Чтение, рисование, различные спортивные занятия и еще много чем можно заняться с ребенком. И все эти занятия уже сами по себе развивают ребенка и получается, что не обязательно ходить в детские центры, а запросто можно развиваться дома. Главное, чтобы родители находили время и желание для занятий с ребенком, не принудительных, а в игровой форме.


Полностью согласна!

АлинаСергеевна 22.04.2013 18:38 #

Вот мне тоже кажется, что все эти центры раннего развития и прочие развивашки - это больше для самой мамы, чтобы просто выбраться из дома "в люди". Понятно, что и для ребенка полезно, но не везде программы хорошие, да и сильно от компании зависит какие еще детки ходят.
А так чейчас для домашнего развития чего только нет. Книжек море самых разных, у "росмэна" например есть целые серии где занятия расписаны и на логику, и знания по возрасту, и для развития памяти/внимания. Игрушек полезных для развития (в том числе раннего) тоже очень много - сортеры, паззлы, шнуровки, конструкторы, например, лего дупло. Плюс рисование, лепка. В общем, очень много всего можно придумать, было бы желание заниматься и развиваться.

Kelpy 11.06.2013 17:22 #

Согласна с каждой буквой! Прямо крик души, искренний, поддерживаю полностью! Хик, вот у нас тут на маме что-то вроде такой комнаты - сидим, пьем чай и чешем языки)

Red Queen 11.09.2013 20:37 #

И я согласна с автором статьи. Очень нравится ход ваших мыслей. И да, кто знает, что будет через 5, 10 лет? Никто, так зачем отбирать у детей детство?

Alla Litvinenko 19.02.2015 22:22 #

Полностью поддерживаю.

Татьяна Рыжик 22.06.2015 08:35 #

Понятно, что все развивающие игры, занятия можно провести с ребенком и дома, но... В наше время, когда в садик попасть очень трудно, а ребенок требует общества, а во дворе детей раз-два и обчелся, эти центры — прекрасное решение не столько в развивающем плане, сколько как место, где ребенок может научиться общению в коллективе.

Гюля Салманова 22.06.2015 08:39 #

Согласна с Вами. Я своих деток отводила в такую школу развития большей частью именно для этого. Дома свекровь с ними занималась (я работаю с того времени, как дочке исполнилось 2 месяца), и плюс школа 3 раза в неделю по 3 часа. Потом, когда смогли наконец-то получить места в саду, перестали. Но воспоминания самые хорошие.

xenix 22.06.2015 10:59 #

Согласна с автором на 100%, до школы дети уже загружены по полной программе, автор забыла упомянуть про кружки, а уж в школе и подавно.

Гюля Салманова 10.07.2015 10:39 #

А с другой стороны, если детей не загружать, они всегда будут стремиться чем-то заполнить пустоту существования. Пусть уж лучше этими занятиям, чем чем-то недозволенным.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир