Учителя против учеников

в избранное
Учебный год завершился, но страсти улеглись не все. Недавно услышала учительские жалобы на учеников. Причем на учеников хороших, умных, толковых. Жалобы заключались в том, что дети не понимают заслуги учителя в собственных успехах. Им кажется, что если они хорошо успевают по какому-либо предмету, то это исключительно потому, что они такие умные. В связи с этим, они не чувствуют себя ничем учителю обязанными. Вот две иллюстрации по этому поводу.
Ситуация первая. Девочка-отличница отказывается поучаствовать в олимпиаде по предмету. Говорит, что у нее другие планы, да и вообще она не хочет. Ей не надо.
Ситуация вторая. Старшеклассники при сдаче ЕГЭ не удосуживаются напрячься, чтобы получить максимальный балл по тем предметам, которые им для поступления в ВУЗы не нужны. Делают норму на «три» и еще чуть-чуть для гарантии – и все. А могли бы еще полчасика пораскинуть мозгами и, глядишь, на 4-5 написали бы. Но им не надо.
Учителя, столкнувшись с таким отношением, обижаются и твердят про потребительский подход современных детей. И их можно понять, так как все участия и победы в олимпиадах заносятся в «актив» данного учителя и школы, а показатель среднего балла по ЕГЭ является обязательным при подаче на высший разряд.
А можно ли понять детей?
Я в школе тоже часто участвовала в олимпиадах и не скажу, что была от этого в восторге. В последних классах уже думала «только бы не позвали». Иногда отказывалась, но в большинстве случаев ходила. Безо всякого философско-гуманистического обоснования, а скорее от общей прилежности и послушности. Надо, значит, надо.
С другой стороны, если ребенок не хочет идти на олимпиаду, а хочет идти с друзьями в кино, почему он должен отказаться от своих намерений в пользу олимпиады? Да, у него «пятерка» по предмету, но разве она автоматически подразумевает дополнительные обязательства? Может быть, подобное решение не содержит никакого потребительского подхода, а является проявлением разумного эгоизма, который сейчас обществом весьма приветствуется?
Еще из собственного опыта помню, что мне даже в голову не приходило, что участие или неучастие в олимпиаде может отразиться на карьере учителя, и что своим согласием я могу отблагодарить учителя за вложенные в меня знания. Я думала приблизительно так, что раз для меня это рутина, побочный продукт судьбы отличницы, то и для учителя то же самое, одно из распоряжений сверху обеспечить явку детей на олимпиаду. И если бы мне бы кто-нибудь объяснил, что для Мариванны это очень важно, то я бы, конечно, это сделала, потому что несложно и потому что Мариванна хороший человек и педагог. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы Мариванна, услышав от меня отказ, промолчала, а потом расстроилась и сочла меня неблагодарной. Так, может, это просто недопонимание? То, что очевидно взрослому, работающему в системе человеку, не всегда очевидно ребенку.
На практике это недопонимание непреодолимо в рамках отношений «учитель-ученик», так как диалог, в котором учитель объясняет ребенку особенности оценки своей работы и просит «постараться для него» вряд ли может и должен иметь место. И это, пожалуй, обязанность родителей - обращать внимание чада на заслуги учителя в его успеваемости. Объяснять, что вместо конфет на День Учителя лучше переступить пару раз за год через собственные интересы и сходить-таки на олимпиаду, и постараться там хорошо выступить. Или написать «ненужный» ЕГЭ на максимально возможный балл.
А как вы считате, что это - потребительский подход, разумный эгоизм или недопонимание?
в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (39):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Гайка 09.07.2012 15:59 #

Смотря какие учителя) ведь на пользу учителю и школе идут не только олимпиады ?школе выгоден процент поступивших в вузы детей. Школе выгодно когда ребенок посещающий какой либо кружок становится профессионалом . И довольно часто бывает что учитель. Например классный руководитель ничем не помогал ребенку когда ему нужно было подтянуть отметки по предметам снизившиеся из за например выступлений . Но когда грянет школьный отчетный концерт будет в приказном порядке принуждать станцевать или спеть или сыграть) делая вид что такой талант это полностью заслуга школы и его. И такое бывает достаточно часто. Вот это потребительский подход. А хорошо б если была просто взаимо помощь) нет!)

Анна Д. 09.07.2012 16:13 #
Колумнист Mama.ru

Если учитель редиска, то к подрастающему поколению претензий никаких ))) а если хороший?

Гайка 09.07.2012 16:18 #

Хороший учитель понимает что вообщем то олимпиады детям радости не приносят) и просто по человечески попросит" Маша а Маша съезди а?! Ну очень мне надо. Буду признательна!" и все) или мотивирует. Вот ты хочешь туда пуступить... Проверить надо твои силы) как раз вот скоро олимпиада) давай рискнем?)
У хороших учителей нет проблем с детьми потому что они не просто хорошие они любящие и человечные) жалко таких мало!)

Анна Д. 09.07.2012 16:26 #
Колумнист Mama.ru

Ой, вот это "по-человечески" мне вообще не нравится ))) ну не должен так учитель говорить, ИМХО

Гайка 09.07.2012 16:28 #

А почему нет?) что не так?

Анна Д. 09.07.2012 16:37 #
Колумнист Mama.ru

Может, жуткую банальность и наивность скажу, но не должен учитель демонстрировать формальный подход. Это и вопрос профессиональной гордости и сохранения хоть какого-то идеализма в современном циничном мире )))

Гайка 09.07.2012 16:41 #

Видишь) все дети разные. Мне было бы вполне нормально такое услышать от учителя) а тебя такой подход не радует) вот пойди угоди этим детям. А ведь за спиной еще и родители. Бедные учителя(( сложная у них работа(

Анна Д. 09.07.2012 16:56 #
Колумнист Mama.ru

Хе-хе, родители - это вообще отдельная тема ))))

Ань, согласись если преподаватель действительно Человек, ну как раньше это нам воспитывалось, но с родителями нет проблем! Я за субординацию в отношениях ученик учитель. Но у некоторых то какая политика,я сейчас с детьми прейду на их уровень и мы станем свои все в доску, а потом страдают и жалуются что дети их не вспринимают или другая крайность, когда учителя устраивают эмоциональный жесткач...торгда уже в бой идет тяжелая артиллерия-родители! Мне кажется профессия этих людей обязывает их знать золотую середину

Анна Д. 09.07.2012 17:21 #
Колумнист Mama.ru

Соглашусь со всем, кроме того, что если учитель Человек, то с родителями нет проблем, потому что это уже отношения, а в отношениях недостаточно одному быть Человеком )))) надо чтобы родители тоже Человеки были ))

Анна Д. 09.07.2012 17:42 #
Колумнист Mama.ru

Неее, это я уже с позиции мамской рассуждаю ))) что не стоит торопиться посвящать ребенка в несовершенства мира )))

Mama_6 09.07.2012 16:52 #

действительно хороший учитель. увлеченный своим предметом может увлечь ученика так, что участие в олимпиаде станет для последнего не каким-то неприятным моментом, а скорее следующей ступенькой в освоении любимого предмета, еще одной возможностью для оттачивания своих знаний. Сужу по себе.
Поэтому, мне кажется, что сетования учителей по этому поводу неуместны.

Анна Д. 09.07.2012 17:14 #
Колумнист Mama.ru

Я тоже по себе сужу, когда мне предлагали ехать на олимпиаду, это никогда не преподносилось как ступенька в освоении предмета, более того, вопросы олипиады с учителями никогда не разбирались потом в школе. Вот что неприятно было, и как раз создавало впечатление отбывания номера (((

Mama_6 09.07.2012 17:31 #

а у нас задани потом разбиралисьв школе. Причем, задания для олимпиад были, действительно, творческими, интересными, нестандартными. Очень полезная зарядка для ума. Я прямо чувствовала удовольствие от ощущения того, как расправляются мои "серые клеточки"))) Но так было не по всем предметам.
Все равно, мне кажется, что на 90% проблема учителя зажечь, заинтересовать и поодерживать этот интерес в ученике, а не смог, так нечего и претензии к кому-то предьявлять. У моей дочки такая учительница, что даже родительские собрания проходят увлекательно, а ребенок с удовольствием учавствует во всяких дополнительных мероприятиях, ей действительно интересно.

Ника Миронова 09.07.2012 17:28 #

Моя мама учитель химии, папа-биологии. Мама так увлеченно преподавала свой предмет, что очень многие дети выбирали мединститут и поступали. Она, кстати, занималась с желающими и совершенно бесплатно-ну она альтруист в этом плане. В итоге все, кого она готовила, поступили. Дело не только в увлеченности, дело ещё и в умении объяснить и подать материал, а тут уже точно заслуга учителя просматривается.

PS Но меня мама не увлекла. Я терпеть не могу химию!!!!!!

Вот честно по моему опыту и опыту моих одноклассников, которые сейчас хорошие врачи в нашем городе, могу сказать, что заслуга учителей сильно преувеличена в нашей жизни! Если мне не интерсен предмет, то мне хоть она в присядку будет рассказывать и показывать..ничего не выйдет! а если интересен, так мне мало школьной программы, которая не давала раньше и уж тем более не дает современным детям полного ответа на все вопросы и пожелания и мои знания только лишь моя заслуга. А вот сходить на олимпиаду или еще куда-то это чисто мое личное желание или жажда сатисфакции, вот она я самая лучшая, и уж точно я никогда не задумаюсь каков рейтинг учителя, а вот мой рейтинг явно будет меня радовать

Гайка 09.07.2012 16:22 #

Меня тоже раздражает когда заслугу от талантливого ребенка или поступившего или знаменитого приписывает себе школа! Ага а родители так.. Курили рядом и все)и бесит когда рос рос тихий ребенок. Учителя и по имени плохо помнили а потом закончил школу и стал известным и все) висит в школе на почетном месте портрет и учителя утирая платочком глазки рассказывают как любили обожали советовали и растили сей талант!) тьфу!

Анна Д. 09.07.2012 16:29 #
Колумнист Mama.ru

Вик, а как тут разделить, на сколько процентов заслуга учителя, а на сколько - ученика? Сказать, что вклад учителя равен нулю, думаю, тоже будет нечестно.

А какова заслуга учителя вообще? Мне кажется хорошо преподавать это как бэ их работа, специальность и все такое! Учителя же не на всех учеников в классе тратят свое драгоценное время и талант от Бога))))) а только на уже сильтных и заинтересованных детей! Они не берут чистый лист и не делают из него гения! А берут гения и на нем пытаются вырастить себе авторитет! Я уважаю хороших учителей, которые помогают советами, где какой материал взять, интересно и вкусно подают свой предмет,меют поддерживать интерес и работают не на плюсик к себе, а для того чтобы детям было интересно учиться!

Анна Д. 09.07.2012 16:41 #
Колумнист Mama.ru

Я уважаю хороших учителей, которые помогают советами, где какой материал взять, интересно и вкусно подают свой предмет,меют поддерживать интерес и работают не на плюсик к себе, а для того чтобы детям было интересно учиться!



Вот ради такого учителя ты бы поступилась своими планами на выхи в пользу олимпиады, от которой лично для тебя выгоды никакой не будет?

Скорей всего да. Но это еще во времена моей учебы такие учителя были редкостью, уже началась гонка за всемирное призвание, а сейчас так вообще учитель года, как Тэффи)))) не в детей корм))))))))))))

Анна Д. 09.07.2012 21:51 #
Колумнист Mama.ru

Олеся, про хороших людей никто не спорит. В данном случае речь о том, кто молодец, если у ребенка пятерка по предмету: исключительно ребенок или учитель тоже? И в какой мере? Справедлива ли позиция, что ребенок учителю ничего не должен за приобретенные знания?

Анна Д. 09.07.2012 22:19 #
Колумнист Mama.ru

Нет, мнение у меня в основном совпадает с вашим. Расхождение, похоже, в том, что мне кажется, что руководствуясь этой моральной благодарностью, ребенок может делать что-то вопреки своим интересам ради учителя (например, сходить на олимпиаду, когда не хочется). Именно как жест в сторону учителя, раз уж у нас такая убогая система оценки учительского труда и важно не число хороших людей, а факты присутствия на олимпиаде. А вы как думаете?

Анна Д. 09.07.2012 23:10 #
Колумнист Mama.ru

Вот с этим не могу не согласиться!

ЛенаШ 09.07.2012 17:02 #

я что-то в современных школьных реалиях уже мало понимаю))
Вот написать важный экзамен на три с хвостиком и достаточно, не посидеть лишних полчаса - это как? это что? отсутствие честолюбия? инфантилизм? практичное отношение?
я такого себе не представляю, чтоб я хорошо знала предмет, но поленилась дописать экзамен. Меня это пугает в комплеке с выражением "поколение нулевых"

Леночка, у тебя еще время ЕГЭ и экзаменов в универ не пришло, вот тебе и не понять! А когда ребенок тратит непомерные физические умственные и психические силы на то чтобы сдать экзамены важные для поступления в универ, то остальные предметы не просто отпадают на второй план..они вообще тупо отпадают

ЛенаШ 09.07.2012 17:16 #

я помню что-то сдавала на выпускных в школе - историю, географию... я в математическом классе училась, другие предметы ознакомительным порядком шли чтоли. Тогда вводили тесты. Нам учителя заранее выдали ответы))) их тоже надо было выучить в разных вариантах)) Это не было важно, отличницей я все равно не была, но и троек как-то не хотелось на выпускных. Нет ну были бы так были. Или если бы больше не знала. Но вот чтоб выйти со средины экзамена - все, я устала... Хм.. в этом есть какойто или вызов или пофигизм.

ты поняла слишком дословно. Речь идет о том, что дети сейчас просто на не очень нужных им экзаменах пишут минимум для проходного балла, вот и все! И не терроризируют свои мозги ответами либо на весь тест либо размышлениями над правильными ответами!

Анна Д. 09.07.2012 18:13 #
Колумнист Mama.ru

(Не)здоровый рационализм? Оптимальное использование ресурсов?

Анна Д. 09.07.2012 17:07 #
Колумнист Mama.ru

Лена, сама в шоке, представить такого не могу и понять тоже не могу (

olga3101 09.07.2012 17:11 #

я в школе была отличницей, единственной из класса, естественно были и олимпиады в моей жизни. причем совершенно по разным предметам. очень хорошо запомнилась олимпиада по химии. почему-то моя учительница, она же классрук решила, что я отлично умею задачи по ее предмету решать (ну да, поначалу самые простые на 2-3 действия щелкались как орешки, а потом с меня требовалось решать задачи для поступающих в ВУЗы, причем объяснять никто ничего не объяснял, т. к. учитель был довольно слабый). И меня поставили перед фактом-идешь на олимпиаду. Откосить не получилось) Пошла, естественно пролетела как фанера... Первое. что я услышала в коридоре при встрече с учительницей-за что я тебе оценки хорошие ставлю, вот буду теперь ставить трояки, посмотрим, как ты свою медаль получишь! Неприятненько так было, ведь со школьной программой я вполне успешно справлялась. к тому же и не хотелось мне участвовать в олимпиаде по этому предмету. ну не чувствовала я в себе сил достаточных... А химию любила, но только до этого инцидента) если бы у меня тогда был реальный выбор-ходить или не ходить на это мероприятие-не задумывалась бы над решением. а вот по русскому языку и литературе шла на олимпиады всегда с удовольствием, даже на повышенную сложность, хоть и не была уверена в успехе. это плюс к моей личной заинтересованности еще и дань уважения замечательному и интереснейшему учителю. так что мое личное мнение-у учащегося должна быть свобода выбора в этом вопросе.

Во-во! Я тоже на олимпиады по экологии и биологии ходила с удовольствием, а когда меня в институте отправили на олимпиаду по информатике -не была счастлива! да я очень хорошо знаю компьютер -пользовательский вариант!, но явно не на олимпиаду)))тоже ничего хорошего не услышала потом)

olga3101 09.07.2012 17:23 #

Как говорится- ложки нашлись, но неприятный осадок остался?)

Ника Миронова 09.07.2012 17:37 #

Самая большая проблема современной школы в том, что все сводится к плюсикам и галочкам. Во времена работы в школе моих родителей, да еще даже и моей, сеялось гораздо больше "разумного-доброго-вечного", люди работали, потому что любили свое дело. Сейчас это большая редкость. Кстати, Аня, разговор из разряда "съезди на олимпиаду, будь другом" вполне приемлем, на мой взгляд. И ученик, у которого с учителем сложились хорошие отношения никогда не откажется

Анна Д. 09.07.2012 17:57 #
Колумнист Mama.ru

Думаю, что приемлем он как раз из-за системы плюсиков и галочек (( так же как, например, плата анестезиологу за нормальную анестезию (( в другой системе и учителя, и ученики чувствовали бы себя более свободными

Ника Миронова 09.07.2012 18:02 #

А в принудительном порядке отправлять на олимпиады-это нормально? Я была хорошисткой. училась легко, в олимпиадах не участвовала-только в школьной самодеятельности)))))значит олимпиады-это обязаловка?

Анна Д. 09.07.2012 18:07 #
Колумнист Mama.ru

Конечно, ненормально! О том и речь! Порочность системы (

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир