Учителя против учеников

в избранное
Учебный год завершился, но страсти улеглись не все. Недавно услышала учительские жалобы на учеников. Причем на учеников хороших, умных, толковых. Жалобы заключались в том, что дети не понимают заслуги учителя в собственных успехах. Им кажется, что если они хорошо успевают по какому-либо предмету, то это исключительно потому, что они такие умные. В связи с этим, они не чувствуют себя ничем учителю обязанными. Вот две иллюстрации по этому поводу.
Ситуация первая. Девочка-отличница отказывается поучаствовать в олимпиаде по предмету. Говорит, что у нее другие планы, да и вообще она не хочет. Ей не надо.
Ситуация вторая. Старшеклассники при сдаче ЕГЭ не удосуживаются напрячься, чтобы получить максимальный балл по тем предметам, которые им для поступления в ВУЗы не нужны. Делают норму на «три» и еще чуть-чуть для гарантии – и все. А могли бы еще полчасика пораскинуть мозгами и, глядишь, на 4-5 написали бы. Но им не надо.
Учителя, столкнувшись с таким отношением, обижаются и твердят про потребительский подход современных детей. И их можно понять, так как все участия и победы в олимпиадах заносятся в «актив» данного учителя и школы, а показатель среднего балла по ЕГЭ является обязательным при подаче на высший разряд.
А можно ли понять детей?
Я в школе тоже часто участвовала в олимпиадах и не скажу, что была от этого в восторге. В последних классах уже думала «только бы не позвали». Иногда отказывалась, но в большинстве случаев ходила. Безо всякого философско-гуманистического обоснования, а скорее от общей прилежности и послушности. Надо, значит, надо.
С другой стороны, если ребенок не хочет идти на олимпиаду, а хочет идти с друзьями в кино, почему он должен отказаться от своих намерений в пользу олимпиады? Да, у него «пятерка» по предмету, но разве она автоматически подразумевает дополнительные обязательства? Может быть, подобное решение не содержит никакого потребительского подхода, а является проявлением разумного эгоизма, который сейчас обществом весьма приветствуется?
Еще из собственного опыта помню, что мне даже в голову не приходило, что участие или неучастие в олимпиаде может отразиться на карьере учителя, и что своим согласием я могу отблагодарить учителя за вложенные в меня знания. Я думала приблизительно так, что раз для меня это рутина, побочный продукт судьбы отличницы, то и для учителя то же самое, одно из распоряжений сверху обеспечить явку детей на олимпиаду. И если бы мне бы кто-нибудь объяснил, что для Мариванны это очень важно, то я бы, конечно, это сделала, потому что несложно и потому что Мариванна хороший человек и педагог. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы Мариванна, услышав от меня отказ, промолчала, а потом расстроилась и сочла меня неблагодарной. Так, может, это просто недопонимание? То, что очевидно взрослому, работающему в системе человеку, не всегда очевидно ребенку.
На практике это недопонимание непреодолимо в рамках отношений «учитель-ученик», так как диалог, в котором учитель объясняет ребенку особенности оценки своей работы и просит «постараться для него» вряд ли может и должен иметь место. И это, пожалуй, обязанность родителей - обращать внимание чада на заслуги учителя в его успеваемости. Объяснять, что вместо конфет на День Учителя лучше переступить пару раз за год через собственные интересы и сходить-таки на олимпиаду, и постараться там хорошо выступить. Или написать «ненужный» ЕГЭ на максимально возможный балл.
А как вы считате, что это - потребительский подход, разумный эгоизм или недопонимание?
в избранное
Расскажите друзьям:
сбор бесценного
родительского опыта

Что вы успели сделать до родов?

Не так давно на сайте была опубликована статья о том, что нужно успеть сделать до рождения ребёнка .
По её мотивам у редакции к ...

хочу знать
Комментарии (39):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Гайка 09.07.2012 15:59 #

Смотря какие учителя) ведь на пользу учителю и школе идут не только олимпиады ?школе выгоден процент поступивших в вузы детей. Школе выгодно когда ребенок посещающий какой либо кружок становится профессионалом . И довольно часто бывает что учитель. Например классный руководитель ничем не помогал ребенку когда ему нужно было подтянуть отметки по предметам снизившиеся из за например выступлений . Но когда грянет школьный отчетный концерт будет в приказном порядке принуждать станцевать или спеть или сыграть) делая вид что такой талант это полностью заслуга школы и его. И такое бывает достаточно часто. Вот это потребительский подход. А хорошо б если была просто взаимо помощь) нет!)

Анна Д. 09.07.2012 16:13 #
Колумнист Mama.ru

Если учитель редиска, то к подрастающему поколению претензий никаких ))) а если хороший?

Гайка 09.07.2012 16:18 #

Хороший учитель понимает что вообщем то олимпиады детям радости не приносят) и просто по человечески попросит" Маша а Маша съезди а?! Ну очень мне надо. Буду признательна!" и все) или мотивирует. Вот ты хочешь туда пуступить... Проверить надо твои силы) как раз вот скоро олимпиада) давай рискнем?)
У хороших учителей нет проблем с детьми потому что они не просто хорошие они любящие и человечные) жалко таких мало!)

Анна Д. 09.07.2012 16:26 #
Колумнист Mama.ru

Ой, вот это "по-человечески" мне вообще не нравится ))) ну не должен так учитель говорить, ИМХО

Гайка 09.07.2012 16:28 #

А почему нет?) что не так?

Анна Д. 09.07.2012 16:37 #
Колумнист Mama.ru

Может, жуткую банальность и наивность скажу, но не должен учитель демонстрировать формальный подход. Это и вопрос профессиональной гордости и сохранения хоть какого-то идеализма в современном циничном мире )))

Гайка 09.07.2012 16:41 #

Видишь) все дети разные. Мне было бы вполне нормально такое услышать от учителя) а тебя такой подход не радует) вот пойди угоди этим детям. А ведь за спиной еще и родители. Бедные учителя(( сложная у них работа(

Анна Д. 09.07.2012 16:56 #
Колумнист Mama.ru

Хе-хе, родители - это вообще отдельная тема ))))

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 16:59 #

Ань, согласись если преподаватель действительно Человек, ну как раньше это нам воспитывалось, но с родителями нет проблем! Я за субординацию в отношениях ученик учитель. Но у некоторых то какая политика,я сейчас с детьми прейду на их уровень и мы станем свои все в доску, а потом страдают и жалуются что дети их не вспринимают или другая крайность, когда учителя устраивают эмоциональный жесткач...торгда уже в бой идет тяжелая артиллерия-родители! Мне кажется профессия этих людей обязывает их знать золотую середину

Анна Д. 09.07.2012 17:21 #
Колумнист Mama.ru

Соглашусь со всем, кроме того, что если учитель Человек, то с родителями нет проблем, потому что это уже отношения, а в отношениях недостаточно одному быть Человеком )))) надо чтобы родители тоже Человеки были ))

Анна Д. 09.07.2012 17:42 #
Колумнист Mama.ru

Неее, это я уже с позиции мамской рассуждаю ))) что не стоит торопиться посвящать ребенка в несовершенства мира )))

Mama_6 09.07.2012 16:52 #

действительно хороший учитель. увлеченный своим предметом может увлечь ученика так, что участие в олимпиаде станет для последнего не каким-то неприятным моментом, а скорее следующей ступенькой в освоении любимого предмета, еще одной возможностью для оттачивания своих знаний. Сужу по себе.
Поэтому, мне кажется, что сетования учителей по этому поводу неуместны.

Анна Д. 09.07.2012 17:14 #
Колумнист Mama.ru

Я тоже по себе сужу, когда мне предлагали ехать на олимпиаду, это никогда не преподносилось как ступенька в освоении предмета, более того, вопросы олипиады с учителями никогда не разбирались потом в школе. Вот что неприятно было, и как раз создавало впечатление отбывания номера (((

Mama_6 09.07.2012 17:31 #

а у нас задани потом разбиралисьв школе. Причем, задания для олимпиад были, действительно, творческими, интересными, нестандартными. Очень полезная зарядка для ума. Я прямо чувствовала удовольствие от ощущения того, как расправляются мои "серые клеточки"))) Но так было не по всем предметам.
Все равно, мне кажется, что на 90% проблема учителя зажечь, заинтересовать и поодерживать этот интерес в ученике, а не смог, так нечего и претензии к кому-то предьявлять. У моей дочки такая учительница, что даже родительские собрания проходят увлекательно, а ребенок с удовольствием учавствует во всяких дополнительных мероприятиях, ей действительно интересно.

Ника Миронова 09.07.2012 17:28 #

Моя мама учитель химии, папа-биологии. Мама так увлеченно преподавала свой предмет, что очень многие дети выбирали мединститут и поступали. Она, кстати, занималась с желающими и совершенно бесплатно-ну она альтруист в этом плане. В итоге все, кого она готовила, поступили. Дело не только в увлеченности, дело ещё и в умении объяснить и подать материал, а тут уже точно заслуга учителя просматривается.

PS Но меня мама не увлекла. Я терпеть не могу химию!!!!!!

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 17:36 #

+1 "Дело не только в увлеченности, дело ещё и в умении объяснить и подать материал, а тут уже точно заслуга учителя "

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 16:14 #

Вот честно по моему опыту и опыту моих одноклассников, которые сейчас хорошие врачи в нашем городе, могу сказать, что заслуга учителей сильно преувеличена в нашей жизни! Если мне не интерсен предмет, то мне хоть она в присядку будет рассказывать и показывать..ничего не выйдет! а если интересен, так мне мало школьной программы, которая не давала раньше и уж тем более не дает современным детям полного ответа на все вопросы и пожелания и мои знания только лишь моя заслуга. А вот сходить на олимпиаду или еще куда-то это чисто мое личное желание или жажда сатисфакции, вот она я самая лучшая, и уж точно я никогда не задумаюсь каков рейтинг учителя, а вот мой рейтинг явно будет меня радовать

Гайка 09.07.2012 16:22 #

Меня тоже раздражает когда заслугу от талантливого ребенка или поступившего или знаменитого приписывает себе школа! Ага а родители так.. Курили рядом и все)и бесит когда рос рос тихий ребенок. Учителя и по имени плохо помнили а потом закончил школу и стал известным и все) висит в школе на почетном месте портрет и учителя утирая платочком глазки рассказывают как любили обожали советовали и растили сей талант!) тьфу!

Анна Д. 09.07.2012 16:29 #
Колумнист Mama.ru

Вик, а как тут разделить, на сколько процентов заслуга учителя, а на сколько - ученика? Сказать, что вклад учителя равен нулю, думаю, тоже будет нечестно.

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 16:33 #

А какова заслуга учителя вообще? Мне кажется хорошо преподавать это как бэ их работа, специальность и все такое! Учителя же не на всех учеников в классе тратят свое драгоценное время и талант от Бога))))) а только на уже сильтных и заинтересованных детей! Они не берут чистый лист и не делают из него гения! А берут гения и на нем пытаются вырастить себе авторитет! Я уважаю хороших учителей, которые помогают советами, где какой материал взять, интересно и вкусно подают свой предмет,меют поддерживать интерес и работают не на плюсик к себе, а для того чтобы детям было интересно учиться!

Анна Д. 09.07.2012 16:41 #
Колумнист Mama.ru

Я уважаю хороших учителей, которые помогают советами, где какой материал взять, интересно и вкусно подают свой предмет,меют поддерживать интерес и работают не на плюсик к себе, а для того чтобы детям было интересно учиться!



Вот ради такого учителя ты бы поступилась своими планами на выхи в пользу олимпиады, от которой лично для тебя выгоды никакой не будет?

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 16:43 #

Скорей всего да. Но это еще во времена моей учебы такие учителя были редкостью, уже началась гонка за всемирное призвание, а сейчас так вообще учитель года, как Тэффи)))) не в детей корм))))))))))))

Анна Д. 09.07.2012 21:51 #
Колумнист Mama.ru

Олеся, про хороших людей никто не спорит. В данном случае речь о том, кто молодец, если у ребенка пятерка по предмету: исключительно ребенок или учитель тоже? И в какой мере? Справедлива ли позиция, что ребенок учителю ничего не должен за приобретенные знания?

Анна Д. 09.07.2012 22:19 #
Колумнист Mama.ru

Нет, мнение у меня в основном совпадает с вашим. Расхождение, похоже, в том, что мне кажется, что руководствуясь этой моральной благодарностью, ребенок может делать что-то вопреки своим интересам ради учителя (например, сходить на олимпиаду, когда не хочется). Именно как жест в сторону учителя, раз уж у нас такая убогая система оценки учительского труда и важно не число хороших людей, а факты присутствия на олимпиаде. А вы как думаете?

Анна Д. 09.07.2012 23:10 #
Колумнист Mama.ru

Вот с этим не могу не согласиться!

ЛенаШ 09.07.2012 17:02 #

я что-то в современных школьных реалиях уже мало понимаю))
Вот написать важный экзамен на три с хвостиком и достаточно, не посидеть лишних полчаса - это как? это что? отсутствие честолюбия? инфантилизм? практичное отношение?
я такого себе не представляю, чтоб я хорошо знала предмет, но поленилась дописать экзамен. Меня это пугает в комплеке с выражением "поколение нулевых"

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 17:06 #

Леночка, у тебя еще время ЕГЭ и экзаменов в универ не пришло, вот тебе и не понять! А когда ребенок тратит непомерные физические умственные и психические силы на то чтобы сдать экзамены важные для поступления в универ, то остальные предметы не просто отпадают на второй план..они вообще тупо отпадают

ЛенаШ 09.07.2012 17:16 #

я помню что-то сдавала на выпускных в школе - историю, географию... я в математическом классе училась, другие предметы ознакомительным порядком шли чтоли. Тогда вводили тесты. Нам учителя заранее выдали ответы))) их тоже надо было выучить в разных вариантах)) Это не было важно, отличницей я все равно не была, но и троек как-то не хотелось на выпускных. Нет ну были бы так были. Или если бы больше не знала. Но вот чтоб выйти со средины экзамена - все, я устала... Хм.. в этом есть какойто или вызов или пофигизм.

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 17:19 #

ты поняла слишком дословно. Речь идет о том, что дети сейчас просто на не очень нужных им экзаменах пишут минимум для проходного балла, вот и все! И не терроризируют свои мозги ответами либо на весь тест либо размышлениями над правильными ответами!

Анна Д. 09.07.2012 18:13 #
Колумнист Mama.ru

(Не)здоровый рационализм? Оптимальное использование ресурсов?

Анна Д. 09.07.2012 17:07 #
Колумнист Mama.ru

Лена, сама в шоке, представить такого не могу и понять тоже не могу (

olga3101 09.07.2012 17:11 #

я в школе была отличницей, единственной из класса, естественно были и олимпиады в моей жизни. причем совершенно по разным предметам. очень хорошо запомнилась олимпиада по химии. почему-то моя учительница, она же классрук решила, что я отлично умею задачи по ее предмету решать (ну да, поначалу самые простые на 2-3 действия щелкались как орешки, а потом с меня требовалось решать задачи для поступающих в ВУЗы, причем объяснять никто ничего не объяснял, т. к. учитель был довольно слабый). И меня поставили перед фактом-идешь на олимпиаду. Откосить не получилось) Пошла, естественно пролетела как фанера... Первое. что я услышала в коридоре при встрече с учительницей-за что я тебе оценки хорошие ставлю, вот буду теперь ставить трояки, посмотрим, как ты свою медаль получишь! Неприятненько так было, ведь со школьной программой я вполне успешно справлялась. к тому же и не хотелось мне участвовать в олимпиаде по этому предмету. ну не чувствовала я в себе сил достаточных... А химию любила, но только до этого инцидента) если бы у меня тогда был реальный выбор-ходить или не ходить на это мероприятие-не задумывалась бы над решением. а вот по русскому языку и литературе шла на олимпиады всегда с удовольствием, даже на повышенную сложность, хоть и не была уверена в успехе. это плюс к моей личной заинтересованности еще и дань уважения замечательному и интереснейшему учителю. так что мое личное мнение-у учащегося должна быть свобода выбора в этом вопросе.

Fikke_86@mail.ru 09.07.2012 17:21 #

Во-во! Я тоже на олимпиады по экологии и биологии ходила с удовольствием, а когда меня в институте отправили на олимпиаду по информатике -не была счастлива! да я очень хорошо знаю компьютер -пользовательский вариант!, но явно не на олимпиаду)))тоже ничего хорошего не услышала потом)

olga3101 09.07.2012 17:23 #

Как говорится- ложки нашлись, но неприятный осадок остался?)

Ника Миронова 09.07.2012 17:37 #

Самая большая проблема современной школы в том, что все сводится к плюсикам и галочкам. Во времена работы в школе моих родителей, да еще даже и моей, сеялось гораздо больше "разумного-доброго-вечного", люди работали, потому что любили свое дело. Сейчас это большая редкость. Кстати, Аня, разговор из разряда "съезди на олимпиаду, будь другом" вполне приемлем, на мой взгляд. И ученик, у которого с учителем сложились хорошие отношения никогда не откажется

Анна Д. 09.07.2012 17:57 #
Колумнист Mama.ru

Думаю, что приемлем он как раз из-за системы плюсиков и галочек (( так же как, например, плата анестезиологу за нормальную анестезию (( в другой системе и учителя, и ученики чувствовали бы себя более свободными

Ника Миронова 09.07.2012 18:02 #

А в принудительном порядке отправлять на олимпиады-это нормально? Я была хорошисткой. училась легко, в олимпиадах не участвовала-только в школьной самодеятельности)))))значит олимпиады-это обязаловка?

Анна Д. 09.07.2012 18:07 #
Колумнист Mama.ru

Конечно, ненормально! О том и речь! Порочность системы (

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир