Все о ролевых играх для детей

в избранное

Все мы понимаем, насколько важна игра для ребенка, особенно ролевая игра. В ней он моделирует жизненные ситуации, проживает их, находит из них выход, учится общаться, готовится к взрослой жизни. Можно сказать, что во время ролевой игры у ребенка в какой-то степени происходит социализация – накопление социального опыта и его применение.

Все о ролевых играх для детей 1Ролевые игры развивают фантазию малыша, расширяют его кругозор. С помощью таких игр можно даже организовать обучение ребенка. Кроме этого, ролевые игры могут дать массу полезной информации о том, как дети видят свою семью, отношения в ней, что ему нравится, или, наоборот, беспокоит. Наблюдая за детской игрой, вы можете сделать выводы об особенностях развития и психического состояния вашего ребенка, его характере и темпераменте.

В каком возрасте дети начинают играть в ролевые игры?

Большинство детей только к 2 годам начинают играть в ролевые игры осознанно. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, учится пользоваться предметами не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.

Малыш с удовольствием играет в сказочных героев или обыгрывает знакомые темы — больница, магазин, транспорт и многие другие. Чем больше вы читаете с ребенком, чем шире его кругозор, тем разнообразнее будут ролевые игры. Однако большинство мам играть не хотят и не любят. Почему?

Вот несколько причин, почему вам может быть неинтересно играть с ребенком:

Не хватает фантазии
Старые игры (в «Магазин», «Дочки-матери», «Машинки»…) надоели, а во что еще можно поиграть, придумать у вас с ходу не получается.

Не хватает информации
Кто такой бакуган и как в него играть? Какие игры можно придумать, если ребенку интересны, например, муравьи или звездные войны?

Неинтересно
Вы имеете полное право не любить игры в войнушки, солдатиков и бакуганов!

Не получается заинтересовать ребенка
Придумав или подглядев в интернете интересную игру, вы бежите предлагать ее ребенку. Но у него свои планы и интересы. Упорно навязываясь, вы рискуете потерять контакт с ребенком. Хотя, вполне возможно, его и не было изначально.

Ребенок диктует в игре свои правила
Да, подчиняться сложно, тем более ребенку. Особенно если вы придумали игру поинтереснее, но он в нее играть не хочет.

Вы зациклены на развитии ребенка
В каждой игре вы пытаетесь найти развивающий смысл, педагогические задачи. А если их нет, то обязательно стремитесь добавить что-нибудь обучающе-развивающее – мелкая моторика, обучение чтению, счету и т.д. То есть цель – вовсе не игра, а обучение ребенка.

Вам сложно расслабиться
Такое бывает, когда вы относитесь ко всему слишком серьезно. К развитию ребенка, к его играм, к домашним и другим делам, к оценке окружающих. Домашние дела могут и подождать, все равно их никогда не переделаешь. С простой, веселой, смешной мамой намного интереснее, чем с деловой и вечно занятой.

Да, действительно, у мам столько причин, почему играть с детками не хочется:
• игры у детей настолько простые, примитивные, что не знаешь, как в них играть-то;
• хочется более развивающего и интеллектуального;
• хочется более продуктивного (пошить, порисовать);
• лень, тяжело сдвинуть себя с места и начать действовать;
• усталость…

Решение, конечно, есть у каждой проблемы. Безвыходных ситуаций не бывает. Вот, например, 3 способа, как придумать новые темы для игр и сделать их более развивающими, интеллектуальными и продуктивными.

Если у вас растет дошкольник, для первого способа поиграть вам понадобятся:

• детские энциклопедии (например, издательства «Махаон», «Росмэн», «Эксмо»);
• детские аудио-энциклопедии с дядей Кузей и Чевостиком;
• мультфильмы;
• документальные фильмы;
• художественные книги по той теме, которая сейчас интересна ребенку.

Ваша задача – дать ребенку побольше новой информации на интересующую тему.

Все, что он и вы тоже увидели или услышали хотя бы один раз, откладывается у вас в памяти. Чем больше информации там хранится, тем больше идей вы сможете придумать.

Как правило, узнав что-то новое, дети тут же придумывают на эту тему игру.

Вот, например, история их личного опыта. У сына Сережи сейчас очень популярны аудио-энциклопедии с дядей Кузей и Чевостиком. Прослушав сегодня в очередной раз про животных Сибири, Сережа обратил внимание на слово «дельтаплан». Что было дальше, догадаться нетрудно. Мы нашли в интернете описание дельтаплана, фотографии. Сережа вспомнил, что в «Лунтике» была серия, где герои делали дельтаплан. Затем он вырезал из ткани крыло, я обметала края на швейной машинке. Из конструктора Сережа сделал каркас дельтаплана, соединил все и потом пытался его запустить.

Эту игру можно развить дальше – обыграть изготовление и запуск дельтаплана игрушечными человечками, устроить соревнования, путешествие и т.д.

Расширяя знания ребенка по интересной ему теме, вы сами получите обширный материал, который можно будет потом обыграть.

Второй способ – соединяем две темы и получаем третью.
Задание на креативность: придумайте игру, соединив 2 темы, например, дочки-матери и планеты.
И снова пример из личного опыта:
• построить ракету, на которой куклы полетят в космическое путешествие;
• чтобы отправиться в путешествие, нужно проверить здоровье, приготовить еду, одежду, постель;
• на другой планете могут жить другие куклы;
• эти куклы могут вести совершенно другой образ жизни (тут можно вспомнить и обыграть книги про Незнайку).

Смело соединяйте разные темы, и у вас получатся новые, необычные игры.

Третий способ – рукодельничаем.

Если вам не очень интересно играть, то возможно, вам понравится делать реквизиты и костюмы для игр:
• сшить докторский халат и шапочку, поварской колпак или косынку и фартук, костюм феи, принцессы, плащ супермена, сделать рыцарские доспехи;
• сделать из коробок гараж для машин, мебель для кукол, кухонный гарнитур, сундук с сокровищами, замок, корабль;
• нарисовать карту города, остров в синем море, лес и речку.

Когда вы мастерите для ребенка что-то своими руками, он будет чувствовать, что мама его любит, уделяет ему свое время и внимание, старается и заботится о нем.

А уж как играть с новыми игрушками, будьте уверены, он сможет придумать и сам. Вам останется только поддержать его игру. А если захотите внести в нее еще больше разнообразия, как это делается, вы уже знаете.

Елена Мулюкина, автор книги интернет-тренингов для мам по развивающим играм с детьми
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2013

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Развивающие игрушки
Развивающие игрушки стимулируют внимание, память, понятия о пространстве, воображение, умение находить закономерности, систематизировать материал. Отличительная особенность таких игр в том, что ребёнку предлагается выполнить какую-то задачу. А для этого приходится думать. Развивающая игрушка — это вовсе не обязательно, дорогостоящий предмет, заказанный с зарубежного сайта. Игрушка может быть изготовлена своими руками из коробки, банки, бутылки, палки, провода, из всего, что позволит фантазия.
Игрушки для детей до полугода
Самые подходящие игрушки для малышей до полугода — это погремушки, мобили и подвески. Это выбор неслучаен: каждый возрастной период нужен для формирования у маленьких определенных навыков, и игрушки могут им в этом деле помочь, тем более, что особенно интенсивно малыши развиваются в первые полгода жизни.
Прямой эфир