Смешанное обучение – школа будущего

Смешанное обучение – школа будущего

Новейшие школьные эксперименты и законы, связанные с поддержкой e-learning на государственном уровне, вызывают естественную тревогу у родителей: не уйдут ли дети окончательно в «виртуальную реальность» и компьютерную зависимость, не разучатся ли общаться, не потеряют ли квалификацию учителя, став «приложением к компьютеру»? Разработчики методик смешанного обучения уверенно отвечают: «Нет».

Идея смешанного обучения заключается в эффективном совмещении технологий и практики.

Подробно о том, что это такое, рассказывает консультант компании-разработчика детских развивающих приложений Indigo Kids Наталья Андреева, автор проекта «Детский онлайн Университет».

Начало смешанному типу обучения было положено еще на заре компьютерной эры, но реально успешным примерам пока не более 10 лет. Однако они демонстрируют настолько феноменальный результат и так отличаются от традиционной модели, что уже обратили на себя внимание всего мира. Школы, использующие модель смешанного обучения есть в Голландии, Швеции, Дании, Сингапуре.

Первопроходцы метода, американцы, выделили в нем специфические особенности, определяющее его высокое качество.

Это:
1. Персонализация обучения. Каждый ребенок движется в процессе учебы по собственной траектории, в своем ритме, следуя своим интересам.

2. Мастерство. Ребенок, изучая последовательно каждую тему, надежно закрепляет ее, избегая пробелов в знаниях. Что касается проверки результата – его фиксирует компьютер, а к компьютерной оценке гораздо меньше претензий, чем к человеческой, поскольку она безлична.

3. Высокие ожидания. Среда высоких ожиданий подразумевает, что у каждого ребенка есть личная цель, и он понимает, что для ее достижения должен работать с максимальной отдачей.

4. Личная ответственность. Личная ответственность включает обучение целеполаганию, тайм-менеджменту, управлению проектами. Учитель, общаясь с ребенком, обращает его внимание вопросами: как ты это сделал, почему пришел к таким-то результатам, – то есть к осознанности.

5. Компетенции. Овладение навыками, информацией, инструментами, которые необходимы для управления собственным обучением.

6. Групповая работа. Она есть, и даже более интенсивная, чем в стандартном варианте. Страх, что ребенка «ткнут носом в компьютер» учителя, не желающие работать, – не о системе смешанного обучения, по крайней мере, не о высококачественном смешанном обучении.

7. Тьюторство. Фактически, здесь задача учителя – стать ненужным ребенку. «Учитель объяснит» – это уже последняя стадия, а именно – учитель объяснит, как создать себе условия, в которых получится, наконец, понять.

Отличие от взрослого, «институтского» подхода — в игре, в том, что в основе всех методик лежат именно игровые принципы. Что интересно, в школы, которые являются образцом смешанного обучения высокого уровня, берут самых обычных детей, зачастую – отстающих. Знаменитая школа-детский сад KIPP Los Angeles принимает беженцев из Мексики, которые потом оказываются в топе, составляя 90% лучших выпускников по США.

Однако внедрение данной программы «давлением сверху» будет неудачной мерой – так как эта система подразумевает некоторую «перезагрузку» в мышлении педагогов. Для тестирования методик смешанного обучения существует ряд моделей, которые можно попробовать в рамках отдельно взятого класса или урока, по желанию учителей. И наличие или отсутствие техники тут – не самый принципиальный вопрос.
Основополагающий принцип – индивидуальное внимание. Как выяснилось, ни в какой другой системе, педагоги не общаются так плотно с детьми, как в модели смешанного обучения.

В традиционной системе ребенка могут не замечать на уроке месяцами, и ни разу не вызвать к доске – обратную связь за урок получат из 30 человек трое или четверо. Что же касается роли техники, само собой, она важна, но не меньшее значение имеет построение учебного процесса и воспитание другого отношения к учебе.

Если мы хотим преуспеть на поприще смешанного обучения, системы управления контентом, учебные и игровые программы необходимо разрабатывать. Некоторые переводные вещи и наработки отечественных специалистов в области подготовки к школе и для начальной школы, как, например, обучающие игры «Индиго-кидс» – по русскому языку, математике, окружающему миру, есть, но этого мало. В США основные предметы покрыты полностью: аудио, видео-контент, игры в различных вариантах – мы пока на начальном этапе, но попробовать саму конструкцию это не мешает.

Итак, самая известная модель смешанного обучения – «перевернутый класс» – когда дети дома проходят новый материал, а в школе фактически отрабатывают его с учителем и другими детьми. Наверное, самый простой способ и далеко не самый эффективный способ. Хотя, уже благодаря ему, можно дома пройти материал в том темпе, который удобен именно тебе, не отвлекаясь на других (к тому же, многие стесняются переспросить учителя или уточнить значение слова, а дома с компьютером ты застрахован от этих проблем). Потом, в группе, выполняется практическое задание и можно познакомиться с тем, как остальные интерпретировали задачу, что обычно остается «за кадром» – как и все самое интересное. Кроме «перевернутого класса» есть еще три модели, которым можно легко обучить учителей и попробовать внедрить в наших обычных школах.

1) Модель ротирования станций. Класс делится на группы, по результатам какого-нибудь задания, и первая группа работает с электронными материалами/пособиями, вторая – с учителем, а третья – в группе друг с другом. Важно, чтобы они имели возможность вместе обсудить это. Затем группы меняются, через определенный интервал. В результате дети проходят через все «станции». Тьютор контролирует не столько саму работу в группе, сколько ее организацию, например, напоминает, что большую часть времени нужно уделять не распределению ролей и выяснению отношений, а, собственно, работе.

2) Модель ротирования лабораторий. Дети сначала все вместе работают в классе, потом идут в компьютерный зал и далее – в лабораторию. Такие проекты хорошо идут в школе, где есть подходящие для этого или свободные классы.

3) Гибкая модель предполагает, что у каждого ребенка есть свой планшет или рабочее место за компьютером в течение дня. Учитель видит, что такие-то дети уже справились с первым заданием и формирует из них группу. Следующим заданием для этих ребят будет, например, измерить показатели растений, используя освоенные только что графики и т.д. А потом необходимо обсудить результаты – и тут у них идет индивидуальный процесс с учителем. Гибкая модель, наверное, самая интересная и сложная.

При разработке программ учитывается возрастная психология. Если с 5 до 11 лет ребенку интересна игра как таковая, то с 11 лет акцент переносится на групповое взаимодействие, у него другая потребность в социальной работе и постепенно он выходит на модель взросления через общение.

Интересно, что российский разработчик обучающих игровых приложений для детей Indigo Kids начинал тестирование своих программ с домашнего детского садика. На занятии дети узнавали о керамике из интерактивной компьютерной программы, в которой имелись образцы орнаментов и можно было «сложить свой горшочек». После компьютерной игры «настоящая» лепка была освоена быстро и с радостью. А вот о том, что такой подход называется смешанным обучением, что он существует и тестируется уже порядка 10 лет, специалисты Indigo Kids узнали не так давно.

Поделиться
Класс

Выбор школы

Выбор редакции

Детское воровство: причины и решения
Три профессии, которые сделают вас экспертом благодаря вашему ребенку
Если ребенок не играет один
Между сном и укачиваниями: как молодой маме успевать заботиться о коже лица
Скакалка – эффективное средство для похудения
Как вводить прикорм, чтобы ребенок правильно развивался и рос — инструкция для мам
Как защитить кожу от солнца — советы дерматолога
Сон новорожденного: что нужно знать маме?