Родительское собрание: инструкция по применению

в избранное

Когда мои дети пошли в сад и в школу, я ненавидела родительские собрания и делала все, чтобы их избежать. Мне казалось, что это вырванные из моей жизни два (а то и больше) часа, скучные и бесконечные. И я все время задавалась двумя вопросами: «Почему я, а не папа, или бабушка?» и «Неужели нельзя все важное сообщить по электронной почте или в электронном дневнике?» А потом я научилась извлекать максимум пользы при минимуме затрат. Рассказываю, как.

Родительское собрание: инструкция по применению 1

Перед собранием: что спросить

Обязательно стоит спросить себя, зачем я иду на собрание. Не «почему», а именно «зачем», то есть какие цели я перед собой ставлю?

Например:
1. Познакомиться с классным руководителем и учителями-предметниками. Что это за люди, какие они? Как они говорят – понятно или пространно? Увлечены ли тем, что делают?
2. Познакомиться с родителями одноклассников. Понять, много ли у вас общего. Может, кто-то живет рядом? Или у кого-то можно будет узнавать уроки в дальнейшем? А может, кто-то окажется родителями лучшего друга вашего ребенка?
3. Получить информацию. Продумайте максимально конкретно, что именно вы хотите узнать. Разделите свои вопросы на блоки: учебный процесс, распорядок дня, развлечения и отдых, покупки и траты (об этом – далее). Отдельный блок вопросов касается вашего собственного ребенка. Что дается ему легко, а что трудно? Над чем стоит поработать? Кто его друзья? Как он отдыхает на переменах?

Примеры вопросов перед родительским собранием

Учебный процесс:
1. По каким критериям делятся дети на группы на уроках иностранного языка? Можно ли перейти из группы в группу?
2. Когда планируются важные контрольные и проверочные работы по ключевым предметам? Каковы критерии оценки?
3. Какую учебную литературу необходимо докупить?
4. Какие требования у предметников к тетрадям? Можно ли использовать тетради с рисунком на обложке? А папку со сменными блоками?
5. Какое расписание уроков?
6. При какой погоде уроки физкультуры проводятся на улице, а при каких – в зале?

Распорядок дня:
1. Расписание звонков;
2. На какой перемене предполагается завтрак или обед?
3. Как и где можно поесть детям, которые приносят еду с собой, а не питаются в школьной столовой?

Развлечения и отдых:
1. Какие игры можно принести в школу, чтобы играть на перемене?
2. Расписание школьных каникул;
3. Планируемые поездки и экскурсии (какие, когда, обязательные или нет).

И так далее, и тому подобное. Составьте свой собственный список и возьмите его на собрание.

Перед собранием: что взять с собой

• Кроме списка обязательно захватите что-то, куда (и чем) вы будете записывать информацию на собрании. Раньше я брала ручку и блокнот, сейчас я все заношу в планшет или ноутбук прямо на собрании. Главное, чтобы записи не потерялись.
• Также важно взять с собой (если не помните наизусть, конечно) номера документов – вашего паспорта и свидетельства о рождении ребенка (или паспорта, если у вас старшеклассник). Вполне вероятно, что понадобится заполнять заявления, в которых потребуется указать эти данные.

На собрании: чем эффективнее, тем быстрее

Итак, собрание начинается, вы раскрыли блокнот, навострили карандаш и приготовили свой список.

Первое. Сядьте так, чтобы вам было удобно записывать (лучше – за парту) и видеть доску и учителя.

Второе. Отключите звук у мобильного телефона. Считайте, что вы пришли на встречу с важными деловыми партнерами.

Третье. Важное правило: сперва слушать, потом спрашивать. На большинство ваших вопросов учитель ответит во время своего выступления – он тоже готовился к собранию. Отмечайте или вычеркивайте те вопросы, на которые получен ответ.

Четвертое. По возможности, записывайте все. Очень часто у меня бывало, что я сперва слушала и думала «потом запишу, если важно». А потом не успевала. Теперь я записываю все подряд, потому что выкинуть ненужную информацию проще, чем добыть прослушанную.

Пятое. Если по ходу объяснения учителя возникают вопросы, не задавайте их сразу, но помечайте в своих записях, подчеркивая или обводя в кружок. Лучше задать их все скопом позже, это заметно экономит время собрания.

Шестое. Слушайте не только «что» говорит учитель, но и «как» он это делает. Помните, мы говорили о том, что одной из целей может быть «узнать учителя»?

Седьмое. Вопросы о своем ребенке лучше задавать тет-а-тет. Во-первых, задавая их в общей части собрания, вы задерживаете других и добавляете им той самой «скучной» части, которая им не нужна. Во-вторых, может оказаться, что какие-то вещи учитель не захочет говорить при всех и правильно сделает. Или, наоборот, вы не захотите их при всех услышать.

Восьмое. В конце собрания посмотрите на свой список вопросов – тот самый, который вы приготовили заранее. Какие остались без ответа? Не забудьте их задать – именно в самом конце.

После собрания

Просмотрите свои записи, определитесь с тем, что требует срочных действий, а что надо учесть на будущее. Если объявлены какие-то даты – до какого числа сдать деньги на поездку или в какой день планируется экскурсия – внесите их в календарь или пришпильте записку на холодильник.

Если на собрании вы узнали что-то неприятное о собственном ребенке, не спешите в тот же вечер устраивать ему разнос. Потерпите хотя бы сутки. Важно, чтобы эмоции улеглись, и важные вопросы решались не сгоряча. Помните, что вы на стороне ребенка.

Юля Гадас

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (5):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
godovast 14.09.2015 16:07 #

удивительно подробно, спасибо! скоро нам такое пригодится уже!

homecat 14.09.2015 17:00 #

И вам спасибо

AnnaShum 14.09.2015 17:13 #

Юля, еще раз спасибо В конце сентября у нас школьное собрание родителей первоклассников. Распечатаю с собой вопросы.
Про "записывать все" - абсолютно точно. В августе на подготовительном собрании учитель попросила отправить ей е-мейл, чтобы установить связь. А я забыла. В итоге мне не пришло расписание дополнительных занятий и кружков. Теперь записываю от корки до корки.

homecat 14.09.2015 17:41 #

Я еще забыла сказать, что, если в телефоне есть камера, очень удобно фотографировать то, что учителя пишут на доске (а также всевозможные списки и объявления, которые вывешивают в школе).
Я сейчас все записи веду сразу в программе evernote, после собрания туда же загружаю фотографии.

Ника Миронова 14.09.2015 21:52 #

если в телефоне есть камера, очень удобно фотографировать то, что учителя пишут на доске (а также всевозможные списки и объявления, которые вывешивают в школе).


Так, глядишь, и писать разучиться можно)

Ника Миронова 15.09.2015 08:24 #

Наши собрания всё чаще сводятся к сбору денег и хоз.вопросам)

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы

Прямой эфир