Плюсы и минусы раннего развития

в избранное

Мода на раннее развитие пришла к нам почти два десятилетия назад, но специалисты до сих пор ломают копья – полезно оно или вредно. Выбор всегда остается за родителями.

Надо или нет?

Развивающих методик сегодня много – тут тебе и карточки Глена Домана, Плюсы и минусы раннего развития 1 которые нужно прикреплять к бортикам кровати, как только малыш родился, и кубики Зайцева, и крайне популярный метод Марии Монтессори. Если послушать адептов раннего развития, то получается, что едва появившегося на свет малыша уже нужно учить математике, иностранным языкам, чтению и письму. И тогда ваш кроха имеет все шансы вырасти новым Ломоносовым или Эйнштейном. Правда ли это? Не опасно ли такое интенсивное воздействие на мозг новорожденного?

Мнение педагога и специалиста по раннему развитию Аси Штейн: «Конечно же, заниматься с малышом нужно с рождения. Однако природой не предусмотрено, чтобы грудные дети рассматривали карточки и кубики. У них есть дела поважнее: познавать возможности своего тела, исследовать окружающий мир, рассматривая, ощупывая и пробуя на зуб все, что им попадется на пути. Развивающие пособия в лучшем случае не принесут никакой пользы, а в худшем могут даже навредить, нарушив естественный ход развития малыша. Под ранним развитием я понимаю создание среды, в которой таланты крохи будут развиваться тогда, когда он будет к этому готов. В противном случае, это дрессировка при помощи искусственно выдуманных пособий и методик, которые призваны не столько развить детские способности, сколько удовлетворить родительские амбиции».

Мнение мамы Алины: «Я считаю, что заниматься интеллектуальным развитием ребенка по специальным методикам стоит, когда ему исполнится хотя бы года 1,5. Свою дочь я в этом возрасте отдала на развивающие курсы, где им в игровой форме предлагалось решать простенькие логические задачи. Занятия шли 30 минут, и за это время дети выполняли несколько заданий, не уставая».

Раннее или физиологическое?

Замечено, что дети, чьи родители увлекались их ранним развитием, блистают в саду и в младших классах школы, но затем резко сдают позиции в учебе. А все потому, что системы раннего развития стимулируют зоны левого полушария мозга, которые отвечают за логику и абстрактное мышление и формируются позже. У маленьких же детей должно формироваться правое полушарие, где расположены зоны, связанные с эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творчеством. Малышу свойственно постигать мир при помощи чувств и фантазии, а не раскладывать информацию по полочкам. И если с крохой начинают с первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логикой в ущерб эмоциональному развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться, подавляя при этом нормальное развитие правого. А при неразвитом правом полушарии ребенок будет просто умело манипулировать буквами, цифрами, нотами, но сам никогда ничего не создаст, не станет творческой личностью.

Читать, а потом говорить?

Разработчики модных методик утверждают, что младенцы легко осваивают грамоту и способны научиться читать раньше, чем научатся разговаривать. Действительно, мозг ребенка запрограммирован на интенсивное развитие, однако каждая функция должна быть сформирована на определенном его этапе. До 2 лет у малыша бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. А за чтение и письмо отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители начинают усиленно стимулировать их, показывая ребенку карточки Домана, кубики Зайцева и пр., усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать младенец не может, но и речевое развитие у него затормаживается. Поэтому знакомство с буквами стоит отложить до той поры, пока младенец в полной мере освоит устную речь, то есть лет до 3-х.

Правила раннего развития

Если вы все-таки склоняетесь к тому, чтобы опробовать систему раннего развития, соблюдайте ряд очень важных правил.

- Все занятия проводите в форме игры, только так вы сможете увлечь ребенка.
- Новорожденный не может заниматься развивающими играми долго. Даже если занятие продлилось всего 2-3 минуты, а потом кроха утратил интерес – это нормально.
- На время игры забудьте про все ваши взрослые дела – не отвлекайтесь на готовку, телефон, электронную почту и прочее.
- Если, несмотря на все ваши усилия, ни одна из развивающих игр кроху не заинтересовала, возможно, ему они пока просто не по возрасту. Попробуйте повторить попытку через месяц.
- Не сравнивайте своего ребенка со сверстниками – все дети развиваются индивидуально. Принятые нормы допускают отклонение в 1–2 месяца.
- Не поддавайтесь соблазну добиться от развивающих игр какого-то ощутимого результата. Он может появиться не скоро. Вы с малышом должны получать удовольствие от самого процесса игры.
- Следите за реакцией ребенка. Если развивающие игры доставляют ему удовольствие, можно позаниматься ими и подольше, а если кроха не настроен играть (он может быть голоден, хотеть спать или просто ему надоело) – не настаивайте.
- Игры и игрушки должны быть всегда немного на вырост. Профессиональные психологи называют это зоной ближайшего развития. То, что кроха пока не может делать сам, он поначалу будет делать вместе с мамой.

Выбор за вами

Так все-таки, заниматься ли с ребенком ранним развитием или лучше отказаться от него? Конечно занимайтесь, если эти занятия приносят радость вам и малышу, а не превращаются в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным курсам. Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический «результат», а радость от совместного познания окружающего мира, которой мудрые родители могут поделиться с маленьким учеником.

Аглая Яэрмунд

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (4):
Неземная 16.10.2012 11:19 #

Я не вижу ничего плохого в раннем развитии, если с ним не перебарщивать, даже в садик ребенка отдала специально в такой, где раннему развитию уделяется особенное внимание.

Очень хорошо всё разъяснено: взвешенно и объективно! Спасибо!

lena_rod 22.10.2012 01:23 #

МАЛЫШ ЕЩЁ НЕ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ЧЁТКО НА РУССКОМ, А МЫ УЖЕ ЕГО ИНОСТРАННОМУ УЧИМ....НАРУШАЕМ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД РАЗВИТИЕ, А ВСЁ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ РОДИТЕЛЬСКИЕ АМБИЦИИ И МЕЧТЫ...СТАТЬЯ ОЧЕНЬ КЛАССНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ.....МАМОЧКИ ЗАДУМАЙТЕСЬ!!!!!!!!

@Elen@ 22.10.2012 15:57 #

Самое главное в развитие, своевременность. Если сейчас что-то ребенку неинтересно и непонятно, то лучше такие занятия отложить. Лучшее развитие, это игры с ребенком. А уж чему он научится в таких играх зависит от родителей

Алченок 24.10.2012 10:55 #

А моя дочка к 4 годам говорила уже хорошо. Начали заниматься английским (как это сейчас модно). Итог: речь подпортилась изрядно, сказалось на произношении шипящих и букв л,р. В результате пришлось почти полтора года работать с логопедом, чтоб вернуть чистую речь к школе.
Все должно быть в свое время!

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Методика Марии Монтессори
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.
Вальдорфская педагогика
Воспитание в вальдорфских студиях не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение. Дети изучают сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство. Они проигрывают сказки, изображают сказочных персонажей.
Прямой эфир