Монтессори-материалы: Математические штанги

в избранное
Монтессори-материалы: Математические штанги 1

Развивающее пособие для детей в возрасте трех-четырех лет, разработанное в соответствии с методикой Марии Монтессори. В результате занятий дети осваивают счет в пределах десятка, основы сложения и вычитания, получают первые представления о системе мер. Комплект игры состоит из 10 деревянных брусков разной длины, поделенных на десятисантиметровые отрезки синего и красного цвета и таблички с цифрами от 1 до 10, выполненные из шероховатой бумаги. Длина штанг увеличивается от десяти сантиметров до метра; самая короткая штанга целиком красная.

Как проходят занятия?

Для начала все штанги в беспорядке выкладываются на коврик контрастного цвета. Учитель показывает самую короткую десятисантиметровую штангу, содержащую один отрезок и громко произносит: «Один». Затем рядом кладется штанга из двух отрезков, произносится: «Один, два». Соответственно, третья штанга презентуется как «Один, два, три». Нужно, чтоб ребенок уловил, что в счете участвует именно количество отрезков, а не сами штанги. После этого учитель перемешивает их и просит ребенка показать ему штангу «один», «два» и «три». Когда малыш находит их, он может сосчитать количество отрезков; после этого – разложить штанги по возрастанию или убыванию.

Какую роль в занятиях играют таблички с цифрами?

Для начала ребенку объясняется, как цифра соотносится с количеством штанг. После этого штанги располагаются по убыванию, и к каждой прикладывается табличка с соответствующей цифрой. Затем штанги можно смешать и попросить ребенка разложить их в соответствии с цифрами. Еще более сложное задание: штанги раскладываются по всей комнате, ребенок берет табличку с цифрой и ищет штангу с соответствующим числом отрезков. В итоге ребенок усваивает счет от одного до десяти и запоминает, какому числу соответствует та или иная цифра. Таким образом, цифры воспринимаются не как абстракция, а как знаковое выражение количества.

Как усложняются задания?

В дальнейшем взрослый выбирает одну из трех первых штанг и просит ребенка назвать ее номер, пересчитав количество отрезков. Затем, пока малыш не утратил интереса к занятию, переходят к более длинным штангам, также пересчитывая их отрезки и давая им номера. Каждый раз в конце занятия следует попросить ребенка снова разложить штанги. Занятия можно разнообразить: попросить ребенка пересчитать только синие или только красные отрезки, назвать номера штанг или сравнить, на сколько отрезков одна штанга отличается от другой. С помощью такого сравнения ребенок знакомится с основами сложения и вычитания.

В чем заключается суть занятий с «Математическими штангами»?

Это один из первых Монтессори-материалов, с помощью которых ребенка начинают знакомить со счетом. В самом начале малыш рукой просчитывает цветные отрезки на штангах. На следующем этапе – изучает таблички с цифрами, и только после того, как цифры и отрезки будут освоены по отдельности, они сопоставляются.

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Методика Марии Монтессори
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.
Мария Монтессори
Мария Монтессори – один из четырех величайших педагогов 20 века. При жизни ее номинировали на получение нобелевской премии. Портрет Монтессори украшал купюру 1000 лир.
Прямой эфир