Любимчики в классе: как реагировать ребенку

в избранное

Конечно, идеальный педагог должен находить ключик к любому ребенку, быть объективным, справедливым и мудрым. Но в реальности, а не старых фильмах про школу, иногда происходит иначе. И чрезмерная благосклонность к ребенку, и предвзятое отношение могут испортить школьные годы чудесные.

Любимчики в классе: как реагировать ребенку 1Звездная пыль

Девочка Света – мечта любого педагога. Хорошенькая, смышленая, послушная: тянет руку, выигрывает все школьные олимпиады, не спорит и не ссорится. «Вот бы все такими были!» – вздыхает классная руководительница. Она не устает повторять это другим учителям, самой Свете, ее сияющим гордым родителям и даже одноклассникам. Казалось бы, в чем проблема? Самооценка ребенка повышается, популярность растет: девочки и мальчики стремятся подружиться с любимицей – авось, и на них попадет отблеск славы.

Конечно, учитель такой же человек, как и другие. И чисто по-человечески какие-то дети могут ему быть особенно симпатичны. Но явственно проявлять эту симпатию – значит, вредить и самому «любимчику», и другим.

Кстати, сильные и опытные педагоги гораздо реже выделяют и поощряют одного ребенка. Возможно, им просто не нужно стороннее подтверждение собственного профессионализма: они и так знаю, на что способны. А слабому учителю льстит, что в классе – умница и отличник, даже если в этом и нет его прямой заслуги. Раз Маша (Петя, Света) знают на отлично, значит – он хорошо объяснил. А двоечник Витя рушит всю систему и автоматически вызывает негодование.

Проблемы, которые подстерегают школьных «звезд»:

• зависть одноклассников: она также неприятна, как и дружба из корыстных побуждений;
• заниженные требования: прощая любимчику мелкие промахи, педагог оказывает ему медвежью услугу. Привыкнув к «особому положению», ребенок расслабится и потом вполне может скатиться на тройки у другого, более объективного учителя;
• беспомощность: привыкнув к поддержке сильного и влиятельного взрослого, каким для младших школьников является педагог, ребенок не научится строить отношения с другими;
• завышенная самооценка: школьные «звезды», уверенные, что им все дается легко и просто, очень болезненно воспринимают любое неодобрение и всячески стремятся заслужить похвалу.

В общем, как бы ни льстили похвалы учителя родительскому самолюбию, ситуацию нужно поменять. И чем раньше, тем лучше.

Говорим с ребенком: стоит объяснить ребенку, что оценки и похвала учителя – не единственный критерий знаний. Но не нужно и впадать в другую крайность: компенсировать любовь педагога строгостью и язвительными замечаниями. Доверие в семье это не укрепит. Не поощряйте пренебрежительные высказывания о других детях. Напротив, постарайтесь вместе найти хорошие и сильные стороны одноклассников – и не только «хорошистов» или таких же «звезд».

Периодически устраивайте проверку знаний, даже если в дневнике одни пятерки: так будет проще контролировать и ликвидировать пробелы в знаниях.

Говорим с педагогом:при случае постарайтесь попросить учителя, сначала в шутку, а потом всерьез, не захваливать и не выделять ребенка. А если какой-то предмет дается ему слишком легко, напротив – дать усложненное задание.

В ожидании любви

Сережа – мальчик как мальчик, вот только медлительный и флегматичный. Сложно понять, почему молоденькая учительница выбрала его объектом для шуток. «Егоров» стало в классе именем нарицательным. Ну что ты копаешься как Егоров? Опять спишь на уроке – с Егоровым на пару. В силу своего темперамента Сережа реагирует спокойно, но к школе испытывает стойкую неприязнь.

Ситуация, когда к ребенку относятся несправедливо, не может оставить равнодушным ни одного родителя. Вот он стоит, такой маленький, такой несчастный, шмыгает носом... Надо срочно пойти и разобраться с этими педагогами! Но перед тем, как лезть на амбразуру, разведайте ситуацию: действительно ли все так, как говорит чадо. Не секрет, что дети любят фантазировать или преувеличивать. А самые умные способны даже отомстить учителю за двойку, в красках расписав маме полученные обиды. Для начала имеет смысл:

• поговорить с другими родителями – дети обычно рассказывают им о происходящем;
• понаблюдать за поведением ребенка: с радостью ли он идет в школу, хорошо ли ест и спит;
• попасть в школу на перемену или на внеклассное мероприятие;
• навести справки о самом педагоге.

Степени «нелюбимости» могут быть разным:

Открытая неприязнь. Самая заметная и тяжелая форма. Насмешки, оскорбления, а то и рукоприкладство – вещи, требующие незамедлительного рассмотрения. Убедившись, что все это имеет место, можете смело обращаться к директору, а то и в суд, задумываться о переходе в другой класс или школу и посещать детского психолога. Если случаи совсем вопиющие, можно положить чаду в портфель включенный диктофон – перед тем как выдвигать обвинения, хорошо бы убедиться в их справедливости.

Придирки. Как правило, выражаются в регулярном и не слишком справедливом занижении оценок. Мотивы – «чтоб не умничал» и «слишком задается». Придираются обычно к аккуратности или прочим мелочам. Особенно обидно, если предмет относится к любимым и ребенок действительно знает его хорошо.

В этом случае сначала стоит самостоятельно проверить уровень знаний, а уж затем подойти к учителю. Любой разговор начинайте спокойно и вежливо: поинтересуйтесь, какие проблемы у вашего школьника, на что стоит обратить внимание, чтобы добиться лучшего результата. Если череда замечаний не иссякнет, можно подойти к директору и пожаловаться на несправедливость.

Ребенку объясните, что главное для вас и для него – реальные результаты, а не оценки. Но иногда требования учителей, повышенное внимание к дисциплине и аккуратности может не нравится. Но все люди разные, и надо учиться реагировать на это спокойно. Ведь педагог сменится, а знания – останутся с тобой.

Равнодушие. Диагностируется сложнее всего. Вроде не кричит, не придирается, а что-то не так и ребенок это чувствует. Иногда взгляды и интонации ранят сильнее, чем слова. К учителю с этим не подойдешь. Не скажешь же, в самом деле: «Как-то вы мало улыбаетесь моему Сереже и не называете его сокровищем, как Витю и Петю. Пойду докладную напишу». Но иногда просто доверительный разговор с педагогом помогает наладить контакт.

С ребенком поговорить тоже стоит. Рассказать, что все взрослые – разные. Но главная задача учителя – учить, а любить и хвалить будут друзья и близкие. Подскажите, как наладить отношения с одноклассниками, завести друзей, стать популярным в своей возрастной группе. И, конечно, обеспечивайте необходимые любовь и понимание в семье. Тогда равнодушие педагога будет восприниматься проще.

Не стоит:

• пренебрежительно отзываться о педагоге или об учителях вообще при ребенке;
• пытаться решить проблемы на перемене, при других детях;
• «задабривать» учителя подарками или деньгами – педагог, резко «полюбивший» ребенка после коробки конфет, вряд ли заслуживает доверия.

Марина Беленькая

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (5):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Ника Миронова 14.03.2014 00:14 #

Учитель, конечно, человек. Но наличие "любимчиков"-это признак непрофессионализма. Можно к какому-то ребенку относиться теплее и с бОльшей симпатией, чем к остальным-да, бывает, но это не должно обижать и унижать остальных детей.

Marikita 14.03.2014 22:34 #

Я была "в любимчиках" у учительницы химии. Выражалось это в том, что в мне пытались дать как можно больше знаний и драли три шкуры. До сих пор что-то помню по химии, в то время как многие мои знакомые уже вообще все забыли. Так что быть любимчиком можно и в положительном смысле

ЯрославаM 14.03.2014 22:52 #

Сейчас в школах чёрт знает что творится. Я думаю, что если начинается травля ребёнка, не важно по какому признаку - религиозному, национальному или просто "рожа не та" - нечего пытаться вести какие-либо переговоры, это тухлый номер, ничего вы не добьётесь. Нужно просто уходить на домашнее обучение. И нервы целее, и здоровье крепче, и знаний больше. А сволочей среди педагогов полно.

Anna29 18.03.2014 12:44 #

"Любимчики" - всегда плохо и может действительно повлечь проблемы в коллективе учеников. Помню у меня был такой случай в школе - ко мне подошел классный руководитель и сказала, что через пару дней я буду представлять школу в математической олимпиаде.. я была не готова, удивлена,а когда пришла на олимпиаду, то от нашей школы назвали фамилию именно "любимицы" учителей. Я хоть и была в 7 классе, но и тогда поняла, что так не поступают - у неё не вышло, послали меня и даже не подумали мне сказать, что я за неё должна написать олимпиаду. Но все сложилось удачно - я подтвердила фамилию, а под работой поставила свою (ведь это я писала, а не кто-то еще). В результате, после скандала, мне дали первое место и меня пригласили в школу-коллегиум. Так что я не жалуюсь Я очень люблю и уважаю своего классного руководителя, не держу зла (я не "злоблива" и обид долго не держу), но осадок остается до сих пор.

Селедочка 21.03.2014 11:11 #

Я вообще задумываюсь о домашнем обучении не доводя то такого. Но мы еще тольео вот-вот родимся, поэтому думаю вяло))

АлинаСергеевна 30.04.2014 22:51 #

Эту бы статью, да некоторым педагогам подсунуть! Для просветления сознания. Тогда у детей и родителей проблем было бы меньше

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Кризис семи лет
Этот кризис сопровождается резкой переменой в поведении ребенка: он не реагирует на замечания взрослых, пререкается, кривляется. Основная причина - переоценка ребенком самого себя и своих способностей.
Телесные наказания детей
Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате побоев у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы.

Прямой эфир