Развитие речи у ребенка

в избранное
Развитие речи у ребенка 1

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу".

Образец гуления

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяц — малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Развитие речи у ребенка 1

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (6):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
kisl0r0d 13.10.2011 13:26 #

Нам в год поставили ЗРР. Невропатолог навыписывала всяких препаратов и назначила явку через 3 месяца. Я не стала ничего давать ребенку - будто от приема этих лекарств моя дочь сразу заговорит предложениями... Тем более, что логопеды дают время до 3х лет. На повторный прием ко врачу не пришла.
В 2 года нам нужен был невропатолог для оформления карты в д/с. Пришлось идти. Не скрою - очень волновалась. Дома прикинула количество слов (раньше никогда этого не делала, не придавала значения).
На вопрос - считаются ли слоги, обозначающие слова - словами (у нас: тю-тю - поезд, му - корова, би-би - машина, ва-ва - ехать и тд) - получила утвердительный ответ - это меня очень порадовало, так как с этими "словами" количество слов в запасе - достаточно. Диагноз сняли.
Жаль, раньше на статью не наткнулась - нервничала бы меньше перед походом ко врачу
А так - я особо и не переживала - ребенок все понимает, все предметы, окружающие его, знает, различает некоторые фигуры... Постоянно что-то говорит - на своем тарабарском, но пытается Даже страшно представить, ЧТО будет тогда, когда дочь заговорит полноценно

nysi 28.02.2012 21:31 #

Моему 2.5 годика.Говорим "мама" и активно жестикулируем руками, показываем, отказ, просьба....все практически на языке рук.Муж начал нервничать, говорил , что может слышит плохо. но все эти страхи нам врач развеял, как только мы прошли обследование.Все в норме, просто мама скоростная и добрая...с полу слова все понимает и подает по первой просьбе.Так, что мамочки, иногда нужно смотреть на себя со стороны и делать определенные выводы.

мусена 31.01.2015 23:20 #

такая же ситуация,все понимает а говорить не хочет

Nice_Veronika 02.04.2012 17:04 #

Моему Антошке летом уже будет 3 года, а он еще не очень хорошо разговаривает. По его реакции я вижу, что он уже многое понимает, но говорит со мной еще на "своем" языке. Подскажите, когда все должно исправиться?

_diyana_ 08.08.2012 13:24 #

Нам 3,8 сынок глотает первые согласные буквы. Но у него очень обширный словарный запас. Грамотно составляет предложения. Мы обратились к логопеду она сказала, что ничего страшного. Исправится и пока паниковать рано. Думаю, что это мы пытаемся наших малышей под общие рамки подвести, а нам порой просто побольше терпения и понимания и всё будет хорошо!!!!!

Комментарий удален

Alisa85 11.11.2012 02:30 #

Дети все очень разные и в семьях по разному подходят к их воспитанию, поэтому нужно наблюдать за малышом и больше с ним разговаривать. Лучший пример - это вы сами.

Комментарий удален

Комментарий удален

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Логопедические центры
Куда обращаться за помощью, если вас беспокоит речь вашего ребенка?
Нарушения речи у детей
К нарушениям речи у детей относится заикание, замена одних звуков другими, задержка речи.

Прямой эфир