Как привить ребенку хорошие привычки

в избранное

Голубая мечта любой мамы, чтобы ребенок всегда был прилежным и аккуратным. Спать ложился вовремя, игрушки не разбрасывал, зубы чистил и умывался с раннего возраста сам и без напоминаний. Еще бодро делал гимнастику по утрам, на улице любил исключительно активные, но Как привить ребенку хорошие привычки 1безопасные игры. Когда подрастет, хорошо бы, чтобы он любил читать, а желательно еще писать и решать примеры – а-то ведь пока уговоришь сделать домашнюю работу... Есть и еще множество полезных привычек, нужно только ребенка к ним приучить. И главный вопрос, всех родителей – как это сделать, не превратив ребенка в киборга и не став самим при этом законченными невротиками.

Основные правила

1. Начинайте как можно раньше
Специалисты сходятся во мнении, что хорошие привычки нужно начинать формировать с полутора-двух лет. Ведь в раннем возрасте вся информация усваивается гораздо быстрее. Так что, чем раньше вы начнёте приучать малыша к определённому поведению, тем быстрее оно станет неотъемлемой частью его жизни.

2. Подавайте пример
Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Лучше один раз увидеть, как папа подтягивается на перекладине, чем сто раз услышать нудное нравоучение, как полезно делать зарядку.

3. Объясните зачем
Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. В случае с зарядкой, например, можно объяснить, что её надо делать для того, чтобы стать летчиком или врачом – потому что для этого надо быть здоровым.

4. Не отступайте
Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.

5. Хвалите
Мы бываем щедрыми на замечания и скупы на похвалу. Напрасно. Для маленького ребенка очень важно родительское одобрение.

6. Не спешите
Не начинайте приучать к горшку, уборке и чистке зубов одновременно. Делайте это по очереди.

7. Делайте вместе
Поначалу малыш не осилит сложные дела самостоятельно. Всегда предлагайте сделать вместе. Например: «Давай я помогу тебе собрать игрушки». В случае зубов это может быть: "Ты чистишь мне, а я тебе".

8. Умейте преподнести
Любое скучное дело может стать почетной миссией: «Только самым аккуратным детям доверяют расставлять стаканы». Или даже праздником: «А давай мы с тобой такое сделаем! Все ахнут!»

Никита Верховский, психолог и папа, рассказывает об основных ошибках, которые допускают родители: «Многие родители путают приучение с принуждением. Бессмысленно принуждать к тому, к чему не приучили. Если приходится принуждать, значит надо сделать несколько шагов назад, и начать всё сначала.
Ещё один важный момент, который является слабой стороной родителей - язык приучения. Запрещены фразы «Почему ты до сих пор не...», «Я же тебя просил», «Когда ты сделаешь?» Возможна только одна формулировка: «Сделай это пожалуйста». Если ребёнок отказывается делать, нужно методично и терпеливо повторять эту фразу без дискуссии, угроз и обвинений».

Творческий подход

Если, помимо личного примера, вы хотите дополнительно простимулировать маленького, можно выбрать один из творческих и нестандартных способов сделать это.

«Напоминалка»
Фиксируйте внимание малыша на то, что необходимо регулярно. Например, поставьте на тумбочку у кровати фотографию малыша, чистящего зубы, чтобы она каждый раз напоминала о необходимости отправиться за зубной щеткой.

Плакат с распорядком дня
Вместе с ребенком поделите ватман на несколько квадратов. Каждый квадрат посвящается определенному делу. Например, чистка зубов, зарядка, завтрак, обед, уборка игрушек, ужин. А потом вместе нарисуйте в каждом квадратике по одному делу. Важно, чтобы они были изображены в той последовательности, в которой и на самом деле происходят, то есть, друг за другом. Этот плакат поможет малышу всегда знать, что за чем идет, вспомнить, что будет дальше, и потихоньку настраиваться на «подвиги».

«Звездочки»
Еще один плакат вам в помощь. Расчертите листок на несколько полос. Каждую полоску для важного и не слишком любимого малышом дела. Например: есть кашу, чистить зубы, мыть руки перед едой, заправлять постель. Потом купите наклейки – звездочки (цветочки, котята, феи Винкс или любые другие, на которые положит глаз ребенок). За каждое сделанное дело малыш получает по звездочке. В конце недели можно подводить ребенка и радовать его чем-то, потому что он такой молодец и получил столько звездочек, например, внеплановым походом в кино. Лучше, если поощрение будет нематериальным, иначе скоро ребенок научится торговаться с вами за новую игрушку, пытаясь «расплатиться» звездочками.

Игры
Когда дети играют, время летит очень быстро, и они не успевают устать. Игра не кажется нудной и скучной, поэтому любую привычку лучше оборачивать в игру. Например, можно придумать веселые названия для упражнений из зарядки («Солнышко», «Качели», «Тигренок»). Ведь играть в тигренка куда интереснее, чем делать зарядку, правда?

Любимые персонажи
Русалочка из диснеевского мультика станет примером для вашей дочки в процедурах водного закаливания, а Золушка научит прилежанию. И конечно, вашему сыну легко будет поверить, что человек-паук много занимался спортом, для того, чтобы так лазить по стенам и бегать по крышам. Сравнения с любимым героем только польстят ребенку.

Антураж
Красивыми вещами приятно пользоваться. Купите симпатичную зубную щетку, «вкусную» зубную пасту, стакан для полоскания и полотенца с веселым рисунком, и ребенку в радость будут водные процедуры. Яркий спортивный костюм или шорты с футболкой, которые будут «только для спортивных игр и гимнастики».

Музыка
Выбирайте для всех «нудных, но нужных дел, хорошее музыкальное сопровождение. Уборка веселее пойдет под мелодии из любимых мультиков малыша, гимнастика под заводные мелодии, а для сна, подготовки к урокам или водных процедур, вы можете сочинить несложные попевки и самостоятельно. Психологи утверждают, что одна и та же мелодия, проигрываемая раз за разом, помогает быстрее сформировать привычку. Вероятно, потому что скоро ребенку будет проще сделать все побыстрее и без напоминаний, лишь бы не слушать в сто двадцать пятый раз навязшую в зубах песню.

На спор
Редкий ребенок не поведется «на слабо», если его перед этим не раззадорить. Кто из вас быстрее оденется? А кто быстрее умоется и почистить зубы? Кто быстрее и красивее заправит кровать. Обязательно отдавайте ребенку победу, чтобы он чувствовал себя героем. Тогда ему захочется повторить номер «на бис» для папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, а там уже и привыкнет.

Еще несколько советов психологов

Уважайте мнение ребенка
Если ребенок не хочет убираться, попробуйте обсудить с ним почему. Расскажите, что для вас важно, чтобы он убирал за собой, объясните свои мотивы в самых простых словах. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Важно показать ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Не наказывайте
Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к той привычке, которую вы пытаетесь сформировать.

Не приучайте к подаркам «за»
Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики нежелательны, потому что формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел делать дела сам и без поощрений.

Подбирайте момент
Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет убираться.

Екатерина Хломова,
детский и семейный психолог

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (2):
Ника Миронова 04.07.2012 11:25 #

Спасибо за статью, Катя! Очень актуально для меня! Добавила бы-терпения, мамы! У нас с сыном первая маленькая победа в приучении к горшку-просится сам уже практически через раз. Путь к этому был ох какой непростой!

madam-juli.0805 06.07.2012 20:47 #

Спасибо! Очень интересная и полезная статья!

Yusya 07.07.2012 17:51 #

Очень интересная статья. Благодарю, мне скоро все снова вспоминать и учится этому заново.
Но есть вещи которые ребенок, по непонятным мне причинам уже от рождения делать не любит, в моем случае дочка не любила собирать игрушки - прибираться. Говорю - давай вместе - давай. В итоге - 20 игрушек убрала мама, а 2 дочка. Ну ни в какую. И так всю дорогу, пока вот сейчас она не стала жить отдельно. Тут за нее просто некому прибирать.
А вот к горшку быстро приучила, заметила, что любит делать все поперек и скзала, что не буду менять мокрые штаны, ходи раз намочила. И чуть ли ни со второго раза поняла.
С уроками мы просто договаривались. Составили график дня удобный для нас двоих. Дак потом она меня сама уже звала уроки делать.
Что я говорила не так я не знаю, но порядка в ее комнате я никогда не видела. Хоть ты тресни.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы

Прямой эфир