Как быть услышанной: пять шагов к успеху

в избранное

Когда твои слова игнорируют – на работе ли, дома ли, кажется, что все настроены против тебя. Спокойствие! Можно завоевать внимание любой аудитории, сделав всего пять шагов.

За утверждением «меня не слышат», как правило, Как быть услышанной: пять шагов к успеху 1 скрывается другое: «Когда я говорю, я не получаю в ответ реакции, которую ожидаю». Именно по реакции слушателей (одного или тысячи) мы понимаем, удалось ли нам донести до них свое сообщение. А раз так, то перед нами встает вопрос: как сделать, чтобы нас услышали и отреагировали так, как мы ожидаем? Задача сложная и интересная. Чтобы решить ее, нам придется изучить себя и свое привычное поведение.

Что и ради чего говорим?

Чаще всего мы точно знаем, что хотим сказать. Но всегда ли мы осознаем, какую реакцию окружающих (например, сослуживцев, домашних, друзей) хотим получить в ответ?

Чтобы понять это, необходимо ответить на главный вопрос: что «должен» сделать тот, с кем вы говорите, после того, как выслушает вас? «Должен» мы поставили в кавычки, потому что это только наше желаемое видение. Однако в любом случае эту желаемую цель вашего сообщения, реакцию окружающих на наши «послания», необходимо определить как можно честнее и точнее – ведь это ключевой момент в любом общении!

Ответ на этот вопрос – когда они (он, она) меня услышат, они сделают то-то и то-то – является ориентиром. Это фундамент, на котором мы можем выстроить свое поведение так, чтобы наша речь достигла цели и успеха.

Когда я выступлю на совещании с предложением, как оторваться от конкурентов…
- Меня с интересом выслушают, хотя, возможно, пару раз перебьют.
- Меня наверняка повысят в должности.
- Босс, коллеги и тот приятный парень из финансового отдела похвалят.

Этот пример показывает, что целей у одного выступления может быть много. Но необходимо выделять из них главные. Например, важнее, чтобы после выступления вас повысили, а уж внимание парня из финансового – это приятный бонус.

Как говорим?

Когда мы определили что и ради чего (какой цели) мы хотим что-то поведать нашим слушателям (неважно, будет их много или только один), пора задаться вопросом: а как мы собираемся это сказать?

Вопрос не лишний, если учесть тот факт, что люди лишь на 20% воспринимают вербальную суть сообщений (то есть сами слова и информацию) и на 80% – невербальную (одежду, взгляд, жесты, осанку, мимику, тембр голоса, скорость речи и т. п.). Поэтому если, выступая на важном совещании, мы излагаем деловую информацию, хлопая ресницами, как Мальвина, горбясь, как папа Карло, дрожащим голосом, как у Пьеро, с жестами, неловкими, как у Дуремара, – вероятность того, что нас правильно и всерьез воспримут, ничтожно мала! Аудитория лишь увидит перед собой человека, к чьим словам не стоит относиться всерьез…

Что же сделать, чтобы наш образ работал на то, чтобы мы были услышаны?

1 Выберите подходящую «роль» – образ, который лучше всего сочетается с тем, что вы собираетесь сказать. Агитируете окружающих заботиться об обездоленных детях – примерьте образ Мэри Поппинс. Надо уговорить заказчика закрыть глаза на мелкие недочеты в проекте – «включайте» Лису Алису. А если надо попросить мужа сделать что-то по дому, то тут как раз подойдет роль хрупкой Мальвины...

2 Когда подходящая роль выбрана – примерьте ее на себя и проверьте: насколько органично вы смотритесь в этом образе. Лучше это сделать с помощью видеокамеры, можно даже мобильного телефона. Снимите на нее хотя бы кусочек своей речи. А потом придирчиво просмотрите запись. Оцените, что получается хорошо, а что надо улучшить. Не появляются ли в голосе хрупкой Мальвины нотки Железной Леди? Подходит ли строгий брючный костюм к образу заботливой Мэри Поппинс? Вам надо строго оценить, насколько вы заслуживаете доверия. И вы должны остаться довольной собой!

Даже если вы сумели понравиться и войти в доверие к слушателям – это еще полдела. Важно, как аудитория воспримет аудиальную составляющую нашей речи – каким тембром, с какой скоростью и интонацией мы будем говорить с ней.

Дрожь в голосе, паузы, запинки, заикание и другие дефекты речи могут испортить впечатление даже от самых проникновенных слов. Зато лучше всего мы воспринимаем плавную, со смысловыми и эмоциональными акцентами речь (но не монотонную – если, конечно, вы не хотите усыпить аудиторию). Темп и тембр речи должны быть средними. Слишком высокие голоса мы воспринимаем, как раздражители, а слишком низкие – как угрозу. И выровняйте дыхание перед тем, как говорить, тогда речь не будет сбиваться от волнения.

Когда говорим?

Как только мы определились с тем, что говорить, зачем и как, самое время спросить себя: когда лучше всего это сделать? Конечно, если мы готовимся к запланированному выступлению перед широкой аудиторией на конгрессе или просто на совещании, этот вопрос отпадает сам собой. Но во всем, что касается незапланированных разговоров и речей, он имеет огромное значение. И вот почему.

Для каждого сообщения обязательно надо выбирать удобный момент. Такими моментами не являются споры и конфликты – как производственные, так и семейные. Во время даже легкого конфликта человек настроен по большей части на защиту или нападение. Ни то, ни другое не располагает к диалогу. Так что дождитесь благоприятной атмосферы или... создайте ее сами. У многих хороших собеседников всегда есть в запасе куча анекдотов и интересных историй на такой случай. Если вы хотите, чтобы вас услышали, дождитесь, пока отрицательные эмоции схлынут. И только потом, когда ваши слушатели будут расслаблены, доброжелательно настроены, когда у них будет эмоциональный подъем – у вас появится реальный шанс быть услышанным.

Психолог Наталия Котова: «Не стоит начинать важных разговоров, когда ваш собеседник устал или занимается делами. Одна моя клиентка жаловалась на то, что муж ее игнорирует, когда она пытается сказать ему что-то важное. Когда мы стали разбираться, выяснилось, что разговоры женщина начинала тогда, когда бедный муж едва переступал порог дома и не успевал даже помыть руки с дороги. Ситуация изменилась просто: жена перестала атаковать мужа у входной двери. Она встречала его, окружала заботой, кормила ужином и лишь потом спрашивала: «Дорогой, когда тебе будет удобно выслушать меня? Мне нужно рассказать тебе кое-что важное». Благодарный муж с тех пор всегда находил время, чтобы выслушать супругу и помочь ей. Просто, правда? А ведь она лишь научилась выбирать момент…»

С кем говорим?

Опытные ораторы знают, что с первых же секунд выступления важно не только создать нужную атмосферу, но и наладить с аудиторией самую что ни на есть прочную связь. Если говорить метафорически, любой оратор в такие моменты очень похож на Мужчину (даже если выступающий женского пола), который пытается завоевать внимание и интерес Женщины (в роли которой выступает аудитория, и неважно состоит она из одного слушателя или из нескольких тысяч). Что имеется в виду? Оратор всем своим поведением показывает, что аудитории не только не будет с ним скучно, но что она ему интересна и важна! И в первую очередь об этом говорит, конечно же, взгляд говорящего. Время от времени смотрите в глаза тем, с кем говорите! Если аудитория большая, встретьтесь взглядами хотя бы с тремя слушателями в разных частях зала. Отметьте тех из них, кто больше всего отвечает на ваш взгляд взаимным интересом, кто вдохновляет вас. Впоследствии обращайтесь преимущественно к ним, иногда переключаясь и на остальных – и тогда аудитория будет чувствовать ваше внимание к ней и неподдельный интерес. Зачем это надо? Простой пример: когда женщине говорят, что любят ее, но при этом не смотрят на нее, то она едва ли этому поверит.

Наталия Котова, психолог, автор тренинга «Скажите – и Вас услышат!», главный редактор Интернет-портала SOVET.TV

Источник: журнал «Женские секреты»

Читайте также:
Я, мой ребенок – и мой новый мужчина
Как построить отношения со свекровью
Как говорить с ребенком о разводе

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (0):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы

Прямой эфир