Обучение чтению: методика Николая Зайцева

в избранное
Обучение чтению: методика Николая Зайцева 1

Основатель: Николай Зайцев - педагог.

Наблюдая за поведением малышей, Н. Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. И даже лепечущий ребенок лепечет слогами. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственно составленные элементы - буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.

Его программа предназначена для детей старше 4 лет.

Автор рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением – как от технологии неэффективной, и пагубно отражающейся на развитии, в целом.

Все его пособия – таблицы, "Кубики Зайцева" - основаны на игре, которая является естественной деятельностью детей. Дети с большим удовольствием играют в эти пособия – сами, с родителями, или в группе.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Раздела, посвященного изучению букв в методике нет.

Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый из них находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Кубики различаются по цвету, размеру, и звону, который они создают. Они бывают железные и деревянные. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Детям 3,5-4 лет методика дает возможность научится читать на первых же занятиях, а малышам от 1 года - начать говорить и читать одновременно. Для освоения слогов автор предлагает слушать, манипулировать слогами и петь их уже с детишками 3-4 лет, используя кубики с изображенными на них сочетаниями букв: "БА", "БЕ", "БИ" и так далее.

Специалист по раннему развитию Елена Данилова несколько адаптировала методику Зайцева, сделав её еще более игровой. Она исключила занятия по таблицам, больше внимания уделила кубикам. В этом формате она предлагает использовать методику Зайцева для детей с полутора лет.

Плюсы системы Зайцева

  • ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв; ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А; малыш не запинается и быстро осваивает чтение;

  • занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»);

  • кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста, но и пятилетним начинать не поздно: система не привязана к определенному возрасту;

  • если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».

Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);

  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами;

  • пособия Зайцева может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;

  • пособия нужно склеить, на это уйдет не один вечер.

Cайт Николая Зайцева.

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (0):

Комментарий удален

Даша28 17.12.2014 13:48 #

Очень дорого! Покупали, знаем.
В методике могут разобраться только педагоги! Хорошо, что есть знакомая которая долго рассказывала как по методике работать самостоятельно с ребёнком.
Да и ребёнок мой уже давно в кубики не хочет играть
Недвано нашли приложение "Учимся читать с FLUFFYLAB" -та же складовая методика, только для современных детей, так что вместо ангрибёрдс(в которые он постоянно просил играть) мы теперь сидим и учимся читать. Получается 2 дела делаем: и играем на планшете и занимаемся. Автоподмена такая

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы

Прямой эфир